Формирование слоговой структуры слова

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Продолжать учить детей определять количество слогов в слове, выделять в слове ударный слог.
  2. Закрепить умение детей проводить звуковой анализ слогов, слов, образование сложных слов.
  3. Развивать фонематический слух, чувство ритма, внимание, память.

Оборудование: Два письма, карта группы, стрелки, слоговые ряды, бубен, разрезные картинки, схемы предложений. Рисунки: “Поезд”, “Герои сказок”, “Цветы”, предметные картинки диких животных на 1,2, 3 слога, сундучок, сувениры.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

В детский сад пришло письмо от следопытов из Волшебной страны слов. Вот оно:

“Дорогие друзья! Мы следопыты из сказочной страны слов. Следопыты первыми вступают на новые земли, разгадывают тайны. Мы хотим, чтобы вы тоже стали следопытами. Для этого посылаем вам карту. Если вы ответите на все вопросы и выполните все задания, вас ждёт сюрприз”.

- Ну как ребята, вы готовы выполнить задания?

- Дети: Да!

Логопед: Но прежде чем отправиться в путешествие, вам надо угадать, что я сейчас скажу (звук, слог, слово или предложение):

“А, СА, МАК, МАК РАСЦВЁЛ”.

- Теперь ребята я вижу, что вы готовы выполнить задания.

- Давайте посмотрим на карту:

- Какая полоска самая высокая? Какого она цвета?

- Красного.

- На что указывает стрелка красного цвета?

- На музыкальный уголок.

- Вот ваше первое задание:

а) пропеть слоговые ряды,
б)отправить телеграмму домой (отстучать ритмическую структуру слов в предложении).

“Мы идём в поход”.

- Хорошо! Вы справились с этим заданием, продолжим наше путешествие, следующая полоска какого цвета?

- Жёлтого

- На что указывает стрелка жёлтого цвета?

- На уголок ИЗО.

- Животные решили отправиться в путешествие на поезде, в нём три вагона. В первом вагоне должны ехать животные в названии которых один слог, во втором два слога, в третьем три. Поможем животным занять свои места?

- Да

- Кто поедет в первом вагоне?

- Волк, слон.

- Сколько слогов в слове волк? слон?

- Один

- Кто поедет во втором вагоне?

- Белка, заяц.

- Сколько слогов в слове белка, заяц?

- Два

- Какой первый слог? Второй?

- Кто поедет в третьем вагоне?

- Бегемот.

- Сколько слогов в слове бегемот?

- Три.

- Какой первый? Второй? Третий?

Молодцы ребята! Вы справились и с этим заданием.

- Какого цвета следующая полоска?

- Синего.

- На что указывает стрелка синего цвета?

- На книжный уголок.

Назовите героев сказок.

- Гном.

- Поднимите руки вверх столько раз, сколько слогов в слове Гном.

- Дракон.

- Хлопните в ладоши столько раз, сколько слогов в слове Дракон.

- Водяной.

- Прошагать столько раз, сколько слогов в слове Водяной.

- Леший.

- Сделать приседания столько раз, сколько слогов в слове Леший.

-Фея.

- Подпрыгнуть столько раз, сколько слогов в слове Фея.

Идём дальше. Следующая полоска какого цвета?

- Серого.

- На что указывает стрелка серого цвета?

- На уголок природы.

- Вы зашли в цветочный магазин. В нём продаются разные цветы.

Вы можете купить только те цветы, которые оканчиваются на слог (“ки”).

- Я покупаю ромашки.

- Какой ударный слог в слове ромашки?

- Второй.

(Колокольчики, маки, васильки, фиалки).

Давайте посмотрим на карту. Какого цвета полоска?

- Фиолетового.

Пойдём по стрелке фиолетового цвета. Покажите ваши ладошки.

- На одну ладошку я покладу слово “лес”, на другую “рубит”. Какое получится слово, если соединить ладошки вместе?

- Лесоруб.

- “Рыбу” “ловит”.

- Рыболов.

- “Пчёл” “разводит”.

- Пчеловод.

- “Трубы” “чистит”.

- Трубочист.

- “Воду” “проводит”.

- Водопроводчик.

- Повторите за мной фразу: “Волосы подстригают в парикмахерской”.

- “Стекольщик вставляет стёкла”.

- “Милиционер регулирует уличное движение”.

- “Ткачиха ткёт ткань”.

- “Экскурсовод проводит экскурсию”.

Молодцы ребята! У нас на очереди полоска какого цвета?

- Зелёного.

- Она указывает на речевой уголок.

- Возьмите конверты и подойдите к столу.

Сложите картинку, придумайте предложение.

- Лена, скажи своё предложение. Сколько слов в твоём предложении? Какое первое, второе, третье…? Составь схему предложения.

Вот ребята, по карте нарисованной следопытами мы подошли к последнему месту. Но что означает этот вопрос на нашей карте? (Дети находят письмо в сундучке).

“Дорогие ребята, вот вы и ответили на все вопросы, выполнили все задания. Мы посылаем вам в подарок сувениры, т.е. предметы, которые приносят счастье и удачу. Теперь вы будете носить звание “следопыты”.