Пояснительная записка
Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением предусматривает предпрофильное обучение в 9 классе. Предлагаемый блок может быть включен в образовательный блок "Курсы по выбору", будет полезен обучающимся для совершения осознанного выбора филологического профиля обучения в старшей школе. Курс также поможет оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Курс предпрофильной подготовки "Язык художественного текста. Изобразительные возможности лексики" рассматривает один из аспектов поэтического языка (раздел "Лексика"), программа получит развитие в курсах, являющихся продолжением названного ("Морфологические и синтаксические средства выразительности", "Образные слова языка художественной литературы" и "Звуковые средства художественной выразительности").
Курс позволит обучающимся развить культуру читательского восприятия художественного текста, совершенствовать речевую культуру, удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку к экзаменам по русскому языку и литературе, в том числе и в формате ЕГЭ.
Основная цель курса - развитие умений и навыков анализа одного из аспектов художественного текста.
Курс направлен на достижение следующих задач:
- воспитание вдумчивого читателя, способного вникать в особенности языка, понимающего, что язык не только передает информацию, но и воздействует на наши чувства, воображение и память;
- развитие культуры читательского восприятия художественного текста; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- формирование у обучающихся стиля мышления, адекватного требованиям современного информационного общества, умения определять и использовать необходимые источники, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, ресурсах всемирной сети Интернет и др.
Итак, курс предпрофильной подготовки "Язык художественного текста. Изобразительные возможности лексики" - это:
- обобщающе-повторительный курс (т.к. позволяет систематизировать знания по русскому языку и литературе в процессе наблюдения над языком художественного произведения);
- курс, расширяющий знания обучающихся по темам раздела "Лексика".
Данный курс имеет теоретико-практическую направленность, т.е. предназначается и для формирования круга знаний обучающихся, и для развития их умений и навыков.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися путем выполнения заданий, содержащих:
- примеры из литературных произведений, в которых использованы изобразительные возможности лексики;
- высказывания выдающихся людей, размышляющих о языке;
- лингвистические справки о происхождении терминов;
- определение новых понятий.
Методические принципы построения курса:
- нелинейность (каждая тема в определенной степени самодостаточна и автономна);
- избыточность предлагаемого материала; проблемность заданий;
- минимизация репродуктивности, необходимой, тем не менее, для формирования алгоритма, за счет усиления творческого и рефлексивного начала;
- равноразделенная ответственность учителя и обучающихся за достижение поставленных целей.
Курс носит практико-ориентированный характер. Обучающиеся вовлекаются в различные виды деятельности (практическая, творческая, исследовательская), что способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы.
Занятия в соответствии с программой курса предполагают:
- повторение теоретико-литературного материала, изученного в среднем звене, часто с его расширением;
- выполнение упражнений, помогающих соотнести теоретические знания с практикой языкового анализа художественного текста;
- выполнение обучающимися устных и письменных исследовательских работ по отдельным аспектам анализа.
Таким образом, каждое учебное занятие предусматривает двусторонний подход (теоретическая и практическая часть).
Работа по данной программе обеспечивается учебно-методическим комплектом, включающим
- электронное учебное пособие, имеющее печатный аналог, содержание которого призвано научить обучающихся самостоятельно ставить и решать проблемы, т.к. в нем используется проблемный стиль изложения учебного материала. В учебном пособии представлен справочно-методический аппарат: схемы, контрольные вопросы, творческие задания, шрифтовые выделения (термины, смысловые акценты, примеры, интересные факты и т.п.);
- список литературы для учащихся;
- методические рекомендации к отдельным занятиям, включающие методику проведения практических и лабораторных занятий, примерные темы творческих заданий;
- тексты для анализа.
Программа снабжена списком рекомендуемой литературы, которая окажет учителю дополнительную методическую помощь.
В программу включен пример планирования работы с обучающимися по курсу "Язык художественного текста. Изобразительные возможности лексики", где определены основные понятия, обозначена аналитическая и речевая деятельность учащихся, творческие задания, указано примерное распределение учебного времени.
Итоговые знания, умения, навыки.
В ходе изучения данного курса обучающиеся должны достигнуть следующих результатов:
- определить свои способности и осознать собственные возможности в выборе филологического профиля обучения;
- уметь анализировать художественный текст в определенном аспекте;
- уметь высказывать свою точку зрения и грамотно ее защищать;
- уметь выполнять исследования и творческие работы.
Оценка знаний, умений, навыков.
Достижение обучающимися планируемых результатов выявляется в следующих формах:
- собеседование по изученным темам;
- защита практических работ;
- анализ текстов художественных произведений в определенном аспекте;
- защита творческих работ, проектов, ведение портфолио;
- тестирование (мини-тесты и обобщающий тест).
Оценивать достижения учащихся можно с помощью рейтинговой системы, при которой каждому виду работы присваивается определенная сумма баллов. Рейтинговая оценка способствует усилению мотивации обучающихся и развитию навыков осознанной самостоятельной деятельности не только на аудиторных занятиях, но и во внеурочное время.
Содержание программы
1. Слово в художественном тексте. Лексическое богатство русского языка. Слово как основная единица языка. Язык художественного текста (поэтический язык), его специфика.
2. Многозначность слов в художественном тексте. Стилистическое использование многозначных слов. Прием намеренного сталкивания различных значений многозначных слов. Основные функции этого художественного приема: создание комического эффекта (каламбур), выражение иронии, сарказма, речевая характеристика героя и др.
3. Омонимы. Виды омонимов: их экспрессивное использование в художественном предложении для усиления изобразительности, заострения внимания к значению слова.
4. Синонимы. Идеографическая и стилистическая роль.
5. Антонимы в контексте и их стилистическая роль.
6. Имена собственные и нарицательные. Обыгрывание внутренней формы фамилий литературных героев как средство художественной характеристики.
7. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Стилистические функции устаревших слов в художественной речи: стилизация, создание исторического колорита; средство придания поэтическому тексту торжественности, высокого звучания; средство сатиры и юмора, выражение насмешки, осуждения и др. Области употребления старославянизмов в художественных текстах.
8. Неологизмы и авторские слова.
9. Лексика ограниченного употребления и ее изобразительные функции. Диалектные и профессиональные слова как средство речевой характеристики героя, создание национального колорита и др. Основные требования к использованию лексики ограниченного употребления в художественном тексте: умеренность, понятность и уместность.
10. Иноязычные слова в художественном тексте.
11. Использование фразеологизмов в художественной речи. Использование семантических и структурно не измененных фразеологизмов как средства эмоциональной характеристики явлений и персонажей; смысловое обыгрывание фразеологизмов; индивидуально-авторские преобразования состава фразеологизмов и др.
12. Экспрессивное использование пословиц, поговорок, литературных цитат (крылатых слов) в художественном тексте.
Примерное тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности обучающихся | Творческая мастерская |
1 | Слово в художественном тексте | 1 | Исследовательская деятельность. Анализ и систематизация материала. Составление понятийного словаря | Сочинение-рассуждение об отличии обычного слова от поэтического "Создать язык невозможно, ибо его творит народ; филологи только открывают его законы:, а писатели только творят на нем сообразно с сими законами" (В Белинский) |
2 | Многозначность слова в художественном тексте | 1 | Исследовательская и аналитическая деятельность. Составление обобщающих тематических таблиц | Создание презентационных материалов учебного занятия |
3 | Омонимы и их виды | 1 | Исследовательская деятельность. Наблюдение, формирование выводов, оформление итоговых выводов. Работа со справочной литературой. | Используя различные словари, провести исследование "Пути появления омонимов в русском языке". |
4 | Синонимы и их стилистическая роль | 1 | Исследовательская деятельность. Работа со справочной литературой. Сравнение, сопоставление, наблюдение. | |
5 | Антонимы и их стилистическая роль | 1 | Сравнение, сопоставление, вычленения признаков, формулирование выводов, оформление итоговых наблюдений. | Сочинение: "Какие герои в прочитанных мною произведениях кажутся мне положительными, а какие - отрицательными", с использованием контрастных сопоставлений. |
6 | Имена собственные в художественном тексте | 1 | Работа со справочной литературой. Наблюдение, анализ, сопоставление. | Творческая работа по теме: "О чем говорят имена литературных героев" |
7 | Устаревшие слова как живые свидетели истории | 1 | Исследовательская деятельность. Анализ языкового материала. Работа со справочной литературой. Составление обобщающих тематических таблиц. | Написать письмо в стиле выбранной исторической эпохи. Сочинение-миниатюра, основной мыслью которого станет высказывание С. Маршака: "Словарь языка отражает все изменения, происходящие в мире" |
8 | Неологизмы и авторские слова | 1 | Наблюдение, анализ, формулирование выводов. Работа со справочной литературой. | |
9 | Лексика ограниченного употребления и ее изобразительные функции | 1 | Исследовательская деятельность, анализ и систематизация материала, составление обобщающих тематических таблиц. | Сочинение-миниатюра, зарисовка на основе материала занятия. |
10 | Лабораторная работа "Стилистические приемы создания народного характера поэмы А. Блока "Двенадцать" " | 1 | Исследовательская деятельность. Наблюдение над языком художественного текста, формулировка выводов. | |
11 | Иноязычные слова в художественном тексте | 1 | Сравнение, сопоставление, анализ. Работа со справочной литературой. | Сочинение, основной мыслью которого станет высказывание А.Н. Толстого: "Не нужно от них открещиваться, не нужно ими злоупотреблять". |
12 | Использование фразеологизмов в художественной речи | 2 | Исследовательская деятельность. Работа со справочной литературой. Составление обобщающих тематических таблиц. | Сочинение о дружбе, долге, чести, труде, с использованием устойчивых выражений. |
13 | Экспрессивное использование пословиц, поговорок, литературных цитат в художественном тексте | 1 | Наблюдение, сравнение, сопоставление и анализ. Систематизация материала. Работа со справочной литературой. | Сочинение: "Богатство языка есть богатство мыслей" (Н. Карамзин), с использованием стилистических возможностей пословиц, поговорок, афоризмов и др. |
14 | Итоговое занятие. Комплексная работа с художественными текстами. | 1 | Лексико-фразеологический анализ |
Перечень ключевых слов
- антитеза
- антонимы
- архаизмы
- ассимиляция
- историзмы
- каламбур
- контекст
- лексикология
- неологизмы
- оксюморон
- омонимы
- ономастика
- полисемия
- синонимы
- фразеологизмы
- этимология
Литература
- Голуб И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. 8-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 448 с. - (Высшее образование)
- Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. - М., 1988.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. Николюкин А.Н. - М., 2001.
- Литературный энциклопедический словарь / под ред. Кожевникова В.М. и Николаева П.А. - М., 1987.
- Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. - 1996.
- Новиков Л.А Искусство слова. - М., 1991.
- Одинцов В.В. Стилистика текста. - М., 1980.
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика / Д.Э. Розенталь. - 2-е изд. перераб. - М.: ООО "Издательство Оникс": "Издательство "Мир и образование", 2007. - 416 с.
- Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 1993.
- Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. Учеб. пособие для студ. фак. журналистики / Г.Я. Солганик, Т.С. Дроняева. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 256с.
- Чернец Л.В., Семенов В.Б., Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих терминов. - М., 2005.
- Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. - М., 1990.