Цель:
- Научить различать односоставные и двусоставные предложения.
Задачи:
- Развивать речь учащихся, учить их анализировать, делать выводы.
Слово учителя: Сообщение темы урока.
На доске слова: Работа над эпиграфом к уроку.
Поэзия Пушкина – неиссякаемый источник, который, как в сказке, поит “живою водою” всех, кто прикоснётся к нему”.
УЧИТЕЛЬ: Посмотрите на высказывание, написанное на доске. Почему именно эти слова я записала как эпиграф?
ОТВЕТЫ: Поэзия А.С.Пушкина вечна, каждое поколение находит в ней для себя самое важное: любовь к родной природе, Родине, женщине; она учит дружбе, помогает стать добрее, гуманнее.
УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке будут звучать только произведения А.С.Пушкина, и мы будем говорить и писать о нём.
Индивидуально-самостоятельная работа (по вариантам).
Задания по высказыванию.
УЧИТЕЛЬ: Теперь посмотрим внимательно, что в этом предложении требует объяснения?
I вариант (1 ряд) : Проведет разбор
(синтаксический) этого предложения.
II вариант (2 ряд) : Разбор по составу слов:
неиссякаемый прикоснётся.
III вариант (3 ряд) : Обозначит орфограммы в словах:
в сказке, живого, прикоснётся.
Проверка: по 1 человеку из варианта к доске, произвести разборы.
УЧИТЕЛЬ: Итак, мы убедились, что все простые предложения, входящие в состав сложного, двусоставные, т.к. грамматическая основа состоит их двух членов.
Переход к новой теме. Исследование.
УЧИТЕЛЬ: Сейчас мы проведём исследование и посмотрим, все ли предложения в русском языке двусоставные.
Прочтём следующие строки великого поэта, посвящённые его любимому времени года – осени.
Прочтите выразительно
(Строки написаны на доске, но до этого момента закрыты)
Дни осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно…
а) Лингвистический анализ текста:
- Какую картину рисует автор? (погожей, тихой осени)
- Что мы видим за несколькими строками поэта? Взгляните на картину, которая отображает чувства А.С.Пушкина.
(Поэт нежно и ласково говорит о своей любви к этому времени года, употребляя “мила”. Выражает также грусть прощания с её покорной, тихой красою.)
- Какие синонимы можно подобрать к словам: бранить, блестеть?
- Почему из всех синонимов поэт берёт глагол “бранить”?
(“Бранить” - журить; “блестеть” - сверкать, переливаться, искриться)
(Поэт выбирает “бранить”, т.к. этот глагол выражает добродушие, ласку – ведь невозможно сердиться на осень, потому что она так хороша!).
УЧИТЕЛЬ: Почему Пушкин называет красоту осени “тихой”?
(Нет гомона птиц, нет яркого солнца, утихли все звуки, природа отдыхает после весёлого шумного лета и готовится погрузиться в зимний долгий сон).
б) Синтаксический анализ текста.
- Найдём и подчеркнём грамматические основы предложения.
Что вы заметили?
(1 предложение, основа состоит только из одного главного члена – сказуемого, выраженного глаголом) 2 предл. – двусоставное.
- Что же мы узнали из наблюдения?
На какие группы по строению грамматической основы делятся простые предложения?
(Двусоставные и односоставные)
- Как определить односоставное или двусоставное предложение?
(Нужно найти грамматическую основу и посмотреть из скольких членов она состоит).
- В 2 предложении – односоставном – какой главный член?
(Сказуемое)
- Хорошо. Проведём дальнейшие исследования.
Подпись иллюстраций строками из стихотворения А.С.Пушкина.
(На доске картина “Золотая осень”, иллюстрации, изображающие осень).
УЧИТЕЛЬ: Посмотрите на эти иллюстрации. Какие ещё знакомые строки поэта вспоминаются вам?
1 УЧЕНИК: (у доски) Читает, а затем записывает на доске.
(Класс работает вместе с ним в тетрадях)
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле.
УЧИТЕЛЬ: Хорошо. Найдем грамматические основы. Какие это предложения по строению грамматической основы? (двусоставные)
- Почему? (Они имеют два главных члена: подлежащее и сказуемое)
2 УЧЕНИК:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото одетые леса.
УЧИТЕЛЬ: - Найдём грамматические основы предложений.
- Что мы заметили? (1 и 2 предложения односоставные)
- Какой главный член в них? (подлежащее)
- Какой следует вывод из наблюдений?
(Односоставные предложения могут иметь или один главный член сказуемое, или подлежащее).
- По наличию второстепенных членов какими могут быть односоставные предложения?
(Распространенными или нераспространенными)
Закрепление темы урока.
Творческая работа.
1. Поэзия А.С.Пушкина и музыка.
УЧИТЕЛЬ: Поэзия А.С.Пушкина необычайно музыкальна, красочна и передаёт тончайшее движение человеческой души.
Послушайте отрывок музыкальной пьесы и попробуйте привести соответствующие строки из стихотворений поэта.
Море (устно)
Прощай же, море! Не забуду твоей торжественной
красы.
И долго, долго слышать буду твой гул в вечерние
часы.
УЧИТЕЛЬ: Определите вид предложений по строению грамматической основы.
(Предложение односоставное с главным членом сказуемым)
Зимнее утро.
Мороз и солнце! День чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный!
Пора, красавица, проснись!
УЧИТЕЛЬ: Определите грамматические основы и вид предложений.
(1 и 2 предложения – односоставные с главным членом подлежащим, 3 предложение – двусоставное; 4 предложение - односоставное с главным членом сказуемым)
УЧИТЕЛЬ: Представьте ситуацию, которую можно подписать строками А.С.Пушкина.
2. Зимний день. Любимое занятие мальчишек.
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд.
УЧИТЕЛЬ: Найдите грамматические основы предложений. Определите вид предложений по наличию главных членов предложения.
(1 предложение двусоставное; 2 предложение двусоставное).
Природа просыпается от долгого сна, оживает под лучами ласкового солнца.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года,
Синея блещут небеса.
Ещё прозрачные, леса как будто
Пухом зеленеют.
УЧИТЕЛЬ: Определите грамматическую основу предложения и его вид.
(1,2,3 предложения двусоставные)
3. Самостоятельная работа на карточках по двум вариантам.
I вариант
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой!
II вариант
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
УЧИТЕЛЬ: Основы предложений, вид предложений? Объясните орфограммы и пунктограммы.
(2 ученика проверяют у доски; выразительно читают; объясняют орфограммы, пунктограммы; находят грамматические основы предложений и определяют вид предложений).
(Все учащиеся используют сигнальные карточки)
Обобщение.
УЧИТЕЛЬ: Подведём итоги урока.
- На какие же группы, по нашим наблюдениям, делятся предложения по строению грамматической основы?
(Односоставные и односоставные)
- В односоставных предложениях из чего может состоять грамматическая основа?
(Подлежащее или сказуемое)
Сообщение оценок за урок.
Домашнее задание.
УЧИТЕЛЬ: Молодцы. Все работали хорошо. А это значит, что тема урока вами усвоена.
Дома выпишите из повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка” 3 двусоставных предложения и 3 односоставных. Найдите основы, проведите синтаксический разбор предложений.
Урок окончен. Все свободны.