Тип урока: повторение и систематизация изученного.
Триединая дидактическая цель урока:
- Образовательная: систематизация знаний о наречиях: виды орфограмм, использование наречий в речи.
- Развивающая: развитие познавательных умений :расширять кругозор, пользоваться предметным языком.
- Воспитательная: формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха; воспитание культуры общения в группе.
Формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Оборудование: Книга «Жерновцы», макет юрты, перфокарты, карточки с заданием, кроссворд, контрольные листы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Лексико-орфографический диктант. (Приложение 1)
Диктант оформлен в виде кроссворда. Слова учащиеся записывают в тетрадь, на доске слова вносятся в клетки кроссворда по горизонтали.
- Назвать одним словом: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
- Промежуток времени в десять дней. (Третья часть месяца).
- Часть города, ограниченная пересекающимися улицами.
- Одна шестидесятая минуты.
- Хоть я живу в грамматике, я друг и математике, всему я знаю счет.
- 1000 метров
- 100 килограммов.
I.Стадия вызова
Загадка:
Самый трудный я друзья, и воспитать меня нельзя
Знайте с кем ни поведусь , все равно не изменюсь.
Отгадку можно прочитать в кроссворде по вертикали под цифрой 1.
3. Сообщение темы и целей урока.
4. В 1962 году в свет вышла книга писателя Анатолия Ананьева о нашем родном селе, которая называется «Жерновцы».
Предлагаю учащимся прослушать отрывок из книги.
За крутым поворотом река растекается, и течение её как будто совсем прекращается. На покатом берегу, как на ладони, удивительно просматривается разбросанное село Жерновка. Отчетливо видны дорога, ведущая в село, по утрам пустынная и притихшая, осторожно просыпающиеся дворы, первые дымки из труб. Жерновка – центральная усадьба колхоза имени Ленина. Первым председателем являлся герой Социалистического труда Еременко В.В., возглавивший этот колхоз в 1950 году. Дальше, за селом, густой лентой тянется по горизонту сосновый бор. Кое-где, как золотые пятна, выступают из леса косяки берез. Особенно их много у озера Казенное и оттого оно издали отливает золотом.
Работа в парах
Учащиеся выписывают словосочетания наречие + слово , к которому наречие присоединяется. Определяют части речи, делают вывод: если наречие присоединяется к глаголу, то оно обозначает признак действия, если к прилагательному, то оно обозначает признак признака.
II. Стадия осмысления
5. Образовать от прилагательных наречия, графически обозначить суффикс
Образуйте от прилагательных наречия, выделите суффиксы.
Защищать (горячий) –
окончить (блестящий) –
Учиться (хороший) –
излагать (общий) –
Двигаться (неуклюжий ) –
подойти (близкий) –
6. Игра «Светофор» Определить ошибку и просемофорить сигнальной карточкой. (Красная карточка – обнаружена ошибка, зелёная – верно).
СновО, вправО, добелА, изредкО, сначалА, насухО, влевА, дотемнА
7. Орфограмма Ь после шипящих в наречиях.
Замени словосочетания синонимичными наречиями на шипящую.
Лошади мчались быстро – ВСКАЧЬ
Распахнуть до конца – НАСТЕЖЬ
Уйти в сторону – ПРОЧЬ
Нет терпения – НЕВТЕРПЁЖ
Засеять густо – СПЛОШЬ
Ударить размахнувшись – НАОТМАШЬ
Упасть вверх лицом – НАВЗНИЧЬ
Свадьба с любимым – ЗАМУЖ
8. Групповая работа«Слово потерялось». Во многих пословицах и фразеологизмах использованы наречия. Но в данном списке они отсутствуют. Ваша задача восстановить наречия.
Вставьте во фразеологизмы и пословицы наречия .
- Радости забываются, а печали… НИКОГДА
- Для дорогого гостя и ворота… НАСТЕЖЬ
- Яблоко от яблони... падает. НЕДАЛЕКО
- 4. Вот тебе боже, что нам… НЕГОЖЕ
- … … душа в теле. ЕЛЕ-ЕЛЕ
- Много грому… ПО-ПУСТОМУ
- Без соли…, а без хлеба… НЕВКУСНО, НЕСЫТНО
- Каждый… с ума сходит. ПО-СВОЕМУ
- Все…, что… кончается. ХОРОШО
9. Орфограмма правописание НЕ с наречиями. Работа выполняется в виде графического диктанта.
Словосочетание |
слитно |
раздельно |
Сделать совсем (не) опрятно |
|
|
Пришить (не) крепко |
|
|
Выполнить (не) брежно |
|
|
Взлететь (не) высоко |
|
|
Взглянуть (не) доверчиво, а с подозрением |
|
|
Сделать (не) умело |
|
|
Говорить ничуть (не) весело |
|
|
Совсем (не) громко |
|
|
Далеко (не ) ласково |
|
|
Произнести (не) громко, а тихо |
|
|
10. Сообщение о древнем жилище казахского народа
Кочевой быт казахского народа требовал, чтобы жилище было нетрудоемким в изготовлении, транспортабельным и сборно-разборным. Таким условиям идеально отвечало выработанное на протяжении тысячелетий кочевое жилище –юрта В средние века на просторах центральноазиатских степей колесили огромные неразборные юрты, установленные на платформы, которые тянули десятками тягловых животных. Со временем юрта увеличивалась в размерах и улучшалась по форме. Она становится обтекаемой, приземистой, более устойчивой против сильных ветров. До расстановки в юрте мебели и утвари привешивают к стене занавеску, пол покрывают кошмой или коврами. В центре устанавливают печку с дымоходной трубой, проходящей через верхнее отверстие тоно. В юрте расставляют кровати, сундуки, платяной и книжный шкафы, буфет, умывальник, •столик и табуретки. Как правило, вся семья и гости садятся вокруг очага, находящегося в центре жилища. На северной стороне юрты (на самом почетном месте) помещается ящик, на котором обычно стояли позолоченные, серебряные или медные и другие скульптурные фигуры богов или изображения их в рисунках. И по сей день юрта служит замечательным летним помещением и устанавливается во дворах сельских усадеб и в малых городах с частной застройкой на юге и западе Казахстана, а также в Узбекистане, Туркменистане и Кыргызстане.
III. Стадия – рефлексия.
11. На доске проецируются рисунки юрт. Учащимся предлагается по выбору описать одну из юрт, используя наречия. (Приложение 2)
IV. Домашнее задание.
V. Завершая работу, предлагаю учащимся написать акростих, ключевым словом будет слово ЮРТА. Вот что получилось у ребят.