Урок русского языка в 5-м классе "Типы приставок в русском языке. Буквы -З-С- на конце приставок"

Разделы: Русский язык


Цель:  ознакомление  обучающихся с типами приставок, со способами действия при выборе З-С на конце приставок, формирование умения владеть этим способом.

Ход урока

I. Синтаксическая пятиминутка.

Составьте схемы предложений.
1. Сильнее припекает солнышко, и веселее булькают по склонам оврага ручьи.
2. Уцелел только маленький сугробик под лапами ели, которая растет на краю обрыва.

- Что общего в структуре этих предложений? (Оба предложения сложные)
- Чем они отличаются? (В первом – предложения, входящие в состав сложного, не зависят друг от друга; во втором – одно подчиняется другому, т.е. первое – сложносочиненное, второе – сложноподчиненное.)

II. Работа по основной теме урока.

1. Объяснение  учителя. Работа с таблицами.

Таблицы проецируются на экран. С помощью наводящих вопросов дети сами приходят к осмыслению темы.

- Какие бывают приставки?  (Одновариантные, двухвариантные, смысловые.)
- Почему так они называются?  Обращаем внимание на лексическое значение слова.
 (Одновариантные – это такие приставки, которые пишутся единообразно, независимо от позиции гласных и согласных звуков в их составе: надрезать (перед звонкими согласными), надписать (перед глухими согласными).
 Смысловые: при – 1) приближение, присоединение; 2) близость к; 3) неполнота действий. Пре – пере, очень.
 Двухвариантные – приставки на  З-С, правописание которых зависит от позиции гласных и согласных звуков в их составе.)
- Внимательно смотрим на таблицу и скажем, когда приставка оканчивается на –З, а когда на –С?

2. Работа с учебником. Находим подтверждение своей формулировке правила в учебнике (с.165)

3. Закрепление материала.

1) Запись под диктовку с комментированием.

Расписание – развязать, бесшумный – безжалостный, возделывать – воспитать, испечь – издать, восстание – воззвание.

2) Выборочно-распределительный диктант.

Слова с приставками на -з, -с распределяем в две колонки.

Местные жители с беспокойством наблюдали за разливом реки. Белый пар по лугам расстилается. Река извивается змейкой, петляет. Облако растаяло. В беспредельной синеве неба совсем не видно жаворонка. Тропинка то взбирается вверх, то сбегает в низину.

Физкультминутка

3) Работа с перфокартой.
         з-с

4)Диктант на замену.

Небо без облаков – безоблачное
Даль без предела –
Рыцарь без страха
Труд без пользы –
Малыш без защиты –
Жидкость без цвета –
Пропасть без дна –
Зима без снега –
Ночь без сна –

5) Выполнение тестовых заданий.

1. Вставьте пропущенные буквы, выпишите слова без приставок.

 а) …бережение, …доровье, …дернуть (з/с)
 б) во…душный, в…тревожиться, во…ненавидеть (з/с)
 в) о…лака, о…ласканный, о…сыпанный

2. Вставьте З или С в приставки. Выпишите слова с приставкой на –з.

 а) Ра…жалобить
б) и…жарить
в) …дуть
г) ни…падать
 д) бе…подобно

3. В каком ряду на месте пропусков нужно писать С?

а) и…хлестанный, во…горание, …дельщина
б) ни…ходящий, …зади, бе…чинствовать
в) бе…вкусный, и…правленый, во…препятствовать
г) Ра…шитый, и…хоженый, ни…ложенный

4. В каком ряду вместо пропусков нужно писать З?

а) и…жить, бе…рассудство, …дравница, …борно-ра…борная модель
б) бе…гаражный дом, Ра…метать листья, ни…ввергнуть, чре…мерные расходы
в) во…браняется входить в …дание, Ра…бежаться, и…бороздить океан, и…колесить весь мир
г) и…вернуться, Ра…жать руки, бе…заботный сон, и…вечные проблемы

После выполнения взаимопроверка. По ходу проверки видно, какой процент обучающихся усвоил тему.

6) Выполнение тренировочных упражнений 424, 428

III. Обобщение и вывод. Домашнее задание.

- Итак, что нового мы узнали сегодня на уроке? Когда на конце приставки пишется
– З, а когда –С? Чтобы закрепить сегодняшний материал, дома  повторите правило 82 и выполните упражнение 429 письменно.