Цель: показать умения учащихся в использовании словотворчества; мобилизация творческого самочувствия; формирование навыков коллективного и группового творчества; воспитание ответственности и любви к родному краю.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Начало работы.
1. Вступительное слово учителя.
– Здравствуйте, ребята! Садитесь поудобнее. Закройте глаза и представьте себе, на мгновенье, такую картину: “Июнь. Луг. Трава пестреет распустившимися цветами. В воздухе чудный аромат душистых трав, а с неба глядит на вас ласковое солнышко. Оно улыбается вам. Вам становится очень тепло. И на вашем лице появляется добрая улыбка. У вас прекрасное настроение. Запомните это чудное мгновенье”. Вы запомнили это чудное мгновенье, всем хорошо, и мы начинаем работу в творческой мастерской. Скажите, пожалуйста, какое словосочетание, из выше сказанного, вам больше всего понравилось, запомнилось, вызвало неожиданные ассоциации? (Чудное мгновенье). Какова тема сегодняшнего урока? Наш урок сегодня необычный, также как и тема “Чудное мгновенье”.
– А что обозначает слово “чудное”? (Чудный – удивительный по прелести, по красоте).
III. Практическая работа.
1. Напишите слова, с которыми у вас ассоциируется слово “чудное”. (Записать на доске 10 слов. Дополните свои записи).
2. Разделите слова на “тёплые” (+) и “холодные” (-). Зачитайте их.
3. Подчеркните два значимых для вас слова. Вы сейчас писатели. Ваша задача: написать небольшой рассказ (5 –7 предложений), но при условии, одно из выбранных слов должно быть заглавием, а с другого начинаться текст. (Можно работать группой или индивидуально).
Для слабой группы: собрать текст из предложений (готовый текст разрезать на предложения).
– А сейчас мы проверим, что у вас получилось. (Каждая группа читает свой рассказ).
– Ребята, а какой рассказ вам больше всех понравился и почему?
4. Физкультминутка.
– Вы потрудились очень хорошо, пора бы и отдохнуть. Встаньте, закройте глаза. Вспомните то солнышко, которое вам улыбалось в начале урока. А сейчас попробуем дотянуться своими руками до солнышка. Тянемся. Тянемся. Молодцы, дотянулись. Вы потрогали солнышко своими ладошками, и вам стало ещё теплее. А теперь передайте своё тепло друг другу. Хорошо, присаживайтесь, и мы продолжаем работать дальше.
5. – У вас на партах лежат отрывки из рассказов. Ваша задача (для группы): прочитать, выбрать понравившийся и сказать, почему вы выбрали именно этот отрывок. (Отрывки зачитываются).
– Допишите выбранный текст (2-3 предложения) или сочините новый.
(Учащиеся читают свои тексты).
6. – Сейчас мы перенесёмся из России в далёкую и загадочную страну восходящего солнца Японию. Вы японские поэты. Вам нужно сочинить небольшое стихотворение, состоящее из пяти строк, не имеющее рифмы. А потом я скажу, как называются такие стихи. Я предлагаю вам схему стихотворения.
1 строка: одно существительное (глаза);
2 строка: два прилагательных (открытые, усталые);
3 строка: три глагола (открылись, взглянули, осмыслили);
4 строка: фраза (где я?);
5 строка: вывод (урок).
– Можете попробовать сочинить группой. Кому трудно, опишите сегодняшнюю погоду.
(Учащиеся читают стихи и тексты).
– А называется такое стихотворение синквейн.
IV. Итог урока.
– Молодцы! Вот и заканчивается наш урок. Я попрошу вас нарисовать то чудное мгновенье, которое было на уроке. Как вы его представляете, так и нарисуйте.
(Учащиеся рисуют за 5-10 минут до конца урока).
– Давайте посмотрим, что у вас получилось, и какие цвета вы для этого выбрали.
– Консультантов я попрошу на листочки выставить каждому ученику своей группы оценки. Хочу предупредить, что плохих оценок за урок никому не поставлю, так как вы все хорошо и творчески сегодня работали. Спасибо за урок. До новых встреч!