Урок русского языка "Чудное мгновение"

Разделы: Русский язык


Цель: показать умения учащихся в использовании словотворчества; мобилизация творческого самочувствия; формирование навыков коллективного и группового творчества; воспитание ответственности и любви к родному краю.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Начало работы.

1. Вступительное слово учителя.

– Здравствуйте, ребята! Садитесь поудобнее. Закройте глаза и представьте себе, на мгновенье, такую картину: “Июнь. Луг. Трава пестреет распустившимися цветами. В воздухе чудный аромат душистых трав, а с неба глядит на вас ласковое солнышко. Оно улыбается вам. Вам становится очень тепло. И на вашем лице появляется добрая улыбка. У вас прекрасное настроение. Запомните это чудное мгновенье”. Вы запомнили это чудное мгновенье, всем хорошо, и мы начинаем работу в творческой мастерской. Скажите, пожалуйста, какое словосочетание, из выше сказанного, вам больше всего понравилось, запомнилось, вызвало неожиданные ассоциации? (Чудное мгновенье). Какова тема сегодняшнего урока? Наш урок сегодня необычный, также как и тема “Чудное мгновенье”.

– А что обозначает слово “чудное”? (Чудный – удивительный по прелести, по красоте).

III. Практическая работа.

1. Напишите слова, с которыми у вас ассоциируется слово “чудное”. (Записать на доске 10 слов. Дополните свои записи).

2. Разделите слова на “тёплые” (+) и “холодные” (-). Зачитайте их.

3. Подчеркните два значимых для вас слова. Вы сейчас писатели. Ваша задача: написать небольшой рассказ (5 –7 предложений), но при условии, одно из выбранных слов должно быть заглавием, а с другого начинаться текст. (Можно работать группой или индивидуально).

Для слабой группы: собрать текст из предложений (готовый текст разрезать на предложения).

– А сейчас мы проверим, что у вас получилось. (Каждая группа читает свой рассказ).

– Ребята, а какой рассказ вам больше всех понравился и почему?

4. Физкультминутка.

– Вы потрудились очень хорошо, пора бы и отдохнуть. Встаньте, закройте глаза. Вспомните то солнышко, которое вам улыбалось в начале урока. А сейчас попробуем дотянуться своими руками до солнышка. Тянемся. Тянемся. Молодцы, дотянулись. Вы потрогали солнышко своими ладошками, и вам стало ещё теплее. А теперь передайте своё тепло друг другу. Хорошо, присаживайтесь, и мы продолжаем работать дальше.

5. – У вас на партах лежат отрывки из рассказов. Ваша задача (для группы): прочитать, выбрать понравившийся и сказать, почему вы выбрали именно этот отрывок. (Отрывки зачитываются).

– Допишите выбранный текст (2-3 предложения) или сочините новый.

(Учащиеся читают свои тексты).

6. – Сейчас мы перенесёмся из России в далёкую и загадочную страну восходящего солнца Японию. Вы японские поэты. Вам нужно сочинить небольшое стихотворение, состоящее из пяти строк, не имеющее рифмы. А потом я скажу, как называются такие стихи. Я предлагаю вам схему стихотворения.

1 строка: одно существительное (глаза);

2 строка: два прилагательных (открытые, усталые);

3 строка: три глагола (открылись, взглянули, осмыслили);

4 строка: фраза (где я?);

5 строка: вывод (урок).

– Можете попробовать сочинить группой. Кому трудно, опишите сегодняшнюю погоду.

(Учащиеся читают стихи и тексты).

– А называется такое стихотворение синквейн.

IV. Итог урока.

– Молодцы! Вот и заканчивается наш урок. Я попрошу вас нарисовать то чудное мгновенье, которое было на уроке. Как вы его представляете, так и нарисуйте.

(Учащиеся рисуют за 5-10 минут до конца урока).

– Давайте посмотрим, что у вас получилось, и какие цвета вы для этого выбрали.

– Консультантов я попрошу на листочки выставить каждому ученику своей группы оценки. Хочу предупредить, что плохих оценок за урок никому не поставлю, так как вы все хорошо и творчески сегодня работали. Спасибо за урок. До новых встреч!