Русский язык
-
Урок развития речи в 5-м классе. Подробное обучающее изложение с элементами сочинения по мотивам рассказа О'Генри "Последний лист" 2009
Данная разработка урока направлена на развитие творческих способностей учащихся, выработку умений работать с текстом. Учитель в процессе данного урока может решать следующие задачи: интегрировать знания, полученные детьми на уроках литературы; повторять с пятиклассниками основные речеведческие понятия не абстрактно, а на примере художественного текста, включающего различные типы речи; формировать у учащихся навыки анализа текста через поиск ключевых слов, составление плана, определение особенностей художественного стиля речи; воспитывать бережное отношение к художественному слову.
-
Внеклассные мероприятия по русскому языку 2009
Мероприятия позволят развить интерес к русскому народному слову и устному народному творчеству, а также поможгу научиться правильной сценической речи и умению свободно держаться на сцене.
-
"Литературная мозаика" по произведениям Н.В. Гоголя 2009
Интеллектуальная игра «Литературная мозаика» может быть использована как на уроках литературы 8–9-х классов, так и во внеклассной работе при проведении «Недели русского языка и литературы» в школе. В ходе мероприятия стимулируется познавательная деятельность, раскрываются индивидуальные способности учащихся, прививается любовь к русской классической литературе.
-
Совместная проектная деятельность учителя и ученика на уроках русского языка 2009
Совместная проектная деятельность ученика и учителя с использованием персонального компьютера кардинально отличается от устоявшихся классических технологий: дети не только работают вместе, но и учатся деловому творческому общению. Детям предоставляется возможность для самореализации: проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении задействованы все способности учащихся: аналитические, художественные, коммуникативные. Учителю приходится строго следить за последовательностью слайд-фрагментов, чтобы не нарушать принцип научности: от простого к сложному.
-
Итоговый урок-практикум за курс 6-го класса в форме деловой игры "Корректор" 2009
Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчеты, наблюдения?! И горько подумать, что одно неосторожное движение руки, случайная описка или опечатка могут оборвать нить изложения, затемнить смысл, разрушить стройную систему доказательств – короче говоря, если не свести на нет, то значительно повредить плоды напряженной работы мысли.
-
Задания повышенной трудности на уроках русского языка в 10-11-м классах. Готовимся к ЕГЭ 2009
С помощью тестов для подготовки к ЕГЭ, учащиеся смогут проконтролировать себя, оценить реально свои знания, обнаружить слабые места в своей подготовке по русскому языку и вовремя устранить их. Предлагаемые задания могут быть использованы в течение всего учебного года.
-
Урок русского языка в 9-м классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными" 2009
Работа посвящена обобщению и систематизации знаний, умений и навыков по синтаксису сложноподчиненного предложения. На данном уроке использованы различные виды учебной деятельности: устные ответы на вопросы, конструирование предложений, решение перфокарт, устранение пунктуационных ошибок, составление схем, характеристика придаточного предложения.
-
Урок "Вводные слова. Знаки препинания в предложениях с вводными словами" 2009
Первый урок по теме "Вводные слова". Учащиеся знакомятся в игровой форме с учебным материалом. На материале упражнений демонстрируются вопросы культуры речи, развивается умение анализировать устную и письменную речь с точки зрения отношения собеседника к той или другой ситуации, основываясь на использовании вводных слов, формируется пунктуационная зоркость.
-
Сочинение-описание в 6-м классе "Глаза — зеркало души человека" 2009
Сочинение по картине – одна из сложных методических проблем. Наибольшие трудности вызывает именно «чтение» портрета. Важно научить внимательно всматриваться в картину, описать то, что ученик видит на ней, определить детали, краски, колорит, свет и т.д. Дополнительная целевая установка – дать нравственную оценку изображенного на портрете.
-
Развитие интереса у учащихся к изучению русского языка 2009
В статье представлены материалы из опыта работы по развитию интереса у учащихся на уроках русского языка в 5-м классе. УМК под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова.
-
Интегрированный урок по геометрии и русскому языку на тему "Треугольники" (7-й класс) 2009
Представленный урок позволяет повторить и обобщить знания учащихся: о видах треугольника, их свойствах; о правописании проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слова. На уроке применяются следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Постоянное чередование данных форм работы позволяет сделать урок эффективным.
-
Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени". 7-й класс 2009
Урок, целью которого является ознакомление учащихся с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени (-ом-, -ем-, -им-). В урок включена работа по развитию речи, это конструирование предложений, словосочетаний, а также игра «Корректор».
-
Программа курса предпрофильной подготовки "Язык художественного текста. Изобразительные возможности лексики" 2009
Предлагаемый курс включен в образовательный блок "Курсы по выбору"; он полезен обучающимся для совершения осознанного выбора филологического профиля обучения в старшей школе. Курс позволит обучающимся развить культуру читательского восприятия художественного текста, совершенствовать речевую культуру, удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку к экзаменам по русскому языку и литературе, в том числе и формате ЕГЭ. Курс помогает оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
-
Разработка урока русского языка по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 2009
Урок русского языка в 6-м классе. Ведущая роль на уроке отводится ученикам, при этом учитель умело направляет их к правильным выводам в результате теоретических и практических действий. Урок состоит из 3-х основных частей, где первая часть - это повторение пройденного по теме "Имя существительное", вторая часть - теоретическая, где идет разбор нового материала по теме урока. Третья часть представлена отработкой теоретических знаний и расширением понятий "живая" - "неживая" природа в художественной речи.
-
Открытый урок по русскому языку в 8-м классе. Тема: «Предложения с обособленными членами. Стилистический анализ синтаксических средств "Песни о Соколе" М.Горького» 2009
Урок является заключительным по теме "Обособленные члены предложения", он позволяет обобщить и систематизировать знания детей и одновременно закрепить умения и навыки по стилистическому анализу текста. А самое главное – воспитывает любовь к русскому языку, к Родине и такие личные качества, как стремление к победе, верность долгу, любовь к жизни.
-
Урок русского языка в 8-м классе по теме "Односоставные и двусоставные предложения" 2009
Урок выстроен на произведениях А.С. Пушкина. Учащиеся показывают знания его поэзии, выразительно читают, четко выполняют различные виды разборов, анализируют тексты лингвистически и синтаксически, делают выводы об односоставных и двусоставных предложениях. на уроке гармонично переплетаются поэзия, музыка, живопись, что позволяет воспитывать любовь к родному краю, красоте природы, умение воспринимать прекрасное во всех проявлениях.
-
Стихи Есенина на уроке русского языка (6-й класс) 2009
Открытый урок – ярким примером того, как в творчестве С.Есенина выразилась любовь к родному краю, к природе; как привычные слова в его стихотворениях превращаются в нежный, лучистый, светлый и теплый свет – свет его души.
-
Урок-праздник "Глаголия" (6-й класс) 2009
Урок повторения и систематизации знаний учащихся по теме «Глагол».
-
Урок-путешествие в город "Числительное" 2009
Имя числительное – одна из трудных для школьников тем. Чтобы школьники лучше запомнили пройденный материал по данной теме, можно предложить им закрепить свои знания в форме игры-путешествия. Вашему вниманию предлагается такое занятие.
-
"Чередование о-а в корнях -гор- – -гар-", -кос- – кас-" (урок с использованием ИТК) 2009
Предлагаемый урок предназначен для учителей русского языка, работающих по программе курса русского языка(базовый уровень - 6 часов в неделю), ориентированной на учебник Ладыженской Т.А. Цель данного урока: облегчить нелёгкий труд учителя, оказать методическую помощь в процессе подготовки к уроку, обеспечить сопровождение урока мультимедийной презентацией. Учебный электронный ресурс может быть использован следующим образом: подготовка учителя к занятию (Конспекты); сопровождение урока в классе (Презентации).
-
Урок развития речи. Подготовка к сочинениям по картинам русских художников В.М. Васнецова "Аленушка" и А.Н. Рылова "Полевая рябинка" 2009
Работа представляет собой материалы к урокам развития речи в 5-м классе "Программа по русскому языку для 5–9-х классов С.И. Львовой" (М.: Мнемозина, 2006). Цель: помочь учителю реализовать современные подходы к обучению русскому языку, сделать уроки интересными и нестандартными.
-
Урок русского языка в 5-м классе "Типы приставок в русском языке. Буквы -З-С- на конце приставок" 2009
Цель данной статьи - ознакомление обучающихся с типами приставок, со способами действия при выборе З-С на конце приставок, формирование умения владеть этим способом.
-
Программа элективного курса "Люблю старинные названья" 2009
Программа курса по выбору для предпрофильной подготовки девятиклассников "Люблю старинные названья..." призвана познакомить школьников с живым языком родного края: местными географическими названиями, личными именами, диалектами. Автор предлагает пояснительную записку, учебно-тематический план, развёрнутое содержание курса, список литературы.
-
Урок русского языка "Все знаки в гости к нам" (5-й класс) 2009
Понятие знаков очень разнообразное, много систем знаков. Немаловажную роль в языке играют знаки препинания. Цель урока: повторить основные пунктуационные правила, закрепить навыки постановки знаков препинания, убедиться в необходимости бережного отношения к пунктуационным знакам.
-
Урок русского языка "Чудное мгновение" 2009
На таком уроке проявляется индивидуальность каждого ученика, развиваются творческие способности и навыки групповой работы. На протяжении всего урока идёт разнообразная работа с текстами. Дети учатся видеть, слышать, сопоставлять и высказывать своё мнение.
-
Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении" 2009
Цели урока: повторить правила, регулирующие выбор и постановку знаков в бессоюзном сложном предложении, а также закрепить навыки определения вида сложного предложения и грамматических основ, узнать стилистические особенности бессоюзного сложного предложения.
-
Смысловые группы наречий 2009
Урок призван дать понятие о смысловых группах наречий, научить определять смысловой разряд наречий, выработать навыки правильного употребления в речи наречий, обогащать речь учащихся наречиями разных смысловых разрядов.
-
Урок развития речи в 9-м классе "Стили речи и эпистолярный жанр" 2009
XXI век - век высоких технологий, скоростного Интернета, век виртуального общения. Люди утрачивают потребность в написании писем, так как оно требует временных затрат. Но ведь только в письме к близкому человеку мы можем поделиться переживаниями, выразить чувства, "излить душу". Цель данного урока - возродить российские традиции эпистолярного жанра, углубить знания учащихся о языке как многоуровневой системе; повышать лингвостилистическую культуру учащихся, совершенствовать умение написания делового, официального, личного письма, расширять кругозор учащихся знаниями из истории письма.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "Сравнение как средство выразительности речи" 2009
Урок знакомит обучающихся со сравнением, с его строением, разновидностями, способами выражения, ролью в тексте; у детей формируются умения использовать сравнение в своей речи, совершенствовать речь, развивать воображение. Урок должен вызвать интерес к языковым особенностям творчества А.С. Пушкина. Дети должны уметь систематизировать свои знания по пунктуации (обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом, сравнительным оборотом и фразеологическими оборотами), по орфографии - правописание корней -равн-, -ровн-.
-
Формирование слоговой структуры слова 2009
Дети с проблемами в развитии нуждаются в особом внимании со стороны взрослых. Наше учреждение посещают дети с речевыми нарушениями. Задача речевой группы сводится к тому, чтобы сформировать у ребенка умение ясно, четко, грамматически правильно выражать свои мысли, умение задавать вопрос, построить ответ, дополнить собеседника. Это необходимо ребенку для успешного обучения в школе. У большинства детей, посещающих речевую группу, нарушена грамматическая сторона речи, т.е. дети неправильно строят предложения, изменяют слова, нарушается порядок слогов. Основная цель занятия - закрепить полученные знания, поддержать интерес к обучению грамоте, формировать слоговую структуру слова, развивать фонематический слух, логическое мышление, память.