Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "Сравнение как средство выразительности речи"

Разделы: Русский язык, Литература


Всё познаётся в сравнении.

Конфуций

Сравнение следует использовать в тех
случаях, когда образность способствует
лучшему выражению мысли.

Е. А. Бахмутова

Цели урока:

  • познакомить учащихся со сравнением, с его строением, разновидностями, способами выражения, ролью в тексте, формировать умения использовать сравнение в своей речи;
  • совершенствовать речь, развивать воображение, вызвать интерес к языковым особенностям творчества А.С. Пушкина;
  • уметь систематизировать свои знания по пунктуации (обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом, сравнительным оборотом и фразеологическими оборотами), по орфографии - правописание корней - равн-, -ровн-).

Оборудование: таблица “Сравнение”, репродукция к стихотворению Пушкина А.С. “Зимний вечер”, аудиозапись со стихотворениями поэтов XIX века (Антология русской поэзии), учебник Е.И. Никитиной “Русская речь” 9-й класс, М., Дрофа, 2004 г, раздаточный печатный материал, интерактивная доска.

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

2. Вступительное слово учителя.

– Сегодняшний наш урок несколько необычен, так как на нем мы будем решать задачи русского языка во взаимосвязи с литературой, такой урок называется интегрированный. Начнем с орфографической разминки. По предлагаемому лексическому значению определите слово и запишите его (Ровная, без гор и холмов земная поверхность). Один ученик у доски записывает данное слово.

– Какое это слово?

– Равнина.

– Объясните орфограмму в корне этого слова. Какое явление встретилось вам? (Равнина- чередование а\\о в корне – равн-, -ровн-)

– Легко ли определить значение данного корня?

– Нет. В географии равниной могут называть точку, находящуюся на одном уровне с морем, то есть можно сказать, что в значении “равная”, “одинаковая” в этом значении пишется буква -а-. Но существует также столовая равнина – ровная, гладкая, без гор и больших холмов поверхность. Данное слово выносится для запоминания, так как трудно соотнести выбор гласной в слове с лексическим значением.

Употребим слово равнина в словосочетании и запишем их в тетрадь(предлагаются варианты ребят).

Продолжим работу над данной орфограммой, записывая диктуемые словосочетания с комментированием: уравнение в тетради, выровняли площадку, выровнять строчки, сравнить варианты, сравнять счета, равнозначный вариант, заровнять яму, все равно, уровень воды.

– От чего же зависит выбор гласной в этих корнях? (От лексического значения, равн- в значении “одинаковый”, “равный”, -ровн- в значении “прямой”, “гладкий”).

– В каком стиле мы сравнивали, чтобы прийти к верному варианту написания орфограммы? (В научном стиле)

– А для какого стиля ещё приемлемо сравнение? (Художественный стиль)

– С какой целью создаются художественные тексты? (Воздействовать через образ на читателя)

– Обратимся к эпиграфу урока, им стали слова известного философа Конфуция: “Всё познаётся …”

– Какие слова пропущены? (В сравнении)

Как вы понимаете данное изречение? (Нас окружает мир предметов и явлений, мир красок и звуков, очертаний.) Человек постоянно стремится что-то с чем-то сравнить.

– Подберите синонимы к этому слову.

Сравнить-рассмотреть одно с другим для установления сходства или различия, сопоставить, соотнести, отличить, уловить.

– Сегодня на уроке не раз прозвучало слово-сравнение.

– Нетрудно догадаться, какова тема нашего урока, вставьте недостающее слово:

“……….. как средство выразительности речи” (Сравнение)

3. Изучение нового материала.

– Итак, сегодня мы продолжим знакомство со сравнением как интересным средством выразительности речи.

– Какие цели мы можем поставить к теме урока? Что нам необходимо знать, уметь, понимать? (Варианты учащихся сверяются с целями урока, которые появляются позже на интерактивной доске)торые особенности языка пушкинских произведений, употребление поэтом сравнений, выраженных разными спо

– Перед вами репродукция картины, подумайте, какие поэтические строки возникают в памяти, кто писал из поэтов об этом времени года и суток? (“Зимний вечер” Пушкина).

– Послушайте это стихотворение в исполнении мастера слова (звучит аудиозапись) и приготовьтесь к письму по памяти:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

После прослушивания учащиеся воспроизводят его в памяти, записывая в тетрадь, оформляя орфографически и пунктуационно.

(Это стихотворение затем появляется на интерактивной доске с пропущенными знаками препинания, ученик расставляет их, комментируя знаки препинания: однородные сказуемые, деепричастные обороты, сравнительные обороты). Обращается внимание на лексическое значение слова мгла и кровля.

Эксперт, выбранный из учащихся, проверяет 3-4 работы и оценивает.

– Укажите сравнения в этом тексте? (“Как зверь”, “как дитя”, “как путник запоздалый”)

– По какому признаку и что сравнивается в поэтическом тексте?

Зверь – признак ярости, озлобления, бешенства.

Дитя – признак игривости, непредсказуемости, нежности, крикливости.

Путник – признак неожиданности, внезапности появления.

– Какое бы вы дали определение сравнению?

– Сравним ваше определение с научным определением.

Работаем с таблицей (на интерактивной доске высвечивается таблица)

Сравнение – это один из приёмов художественной речи, сопоставление двух предметов или явлений с целью показать, изобразить один из них при помощи другого.

Строение сравнения

“предмет”

то, что сравнивается

“признак”

то, на основании чего сравнивается

“образ”

то, с чем сравнивается

4. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

– Найти эти элементы в стихотворении Пушкина (стр. 107 №96, основная мысль выражена в 1-м предложении, сравнение выражено прилагательным в сравнительной степени)

– Почему так важно сравнение в художественной ткани?

(Сравнения помогают точно, правильно выразить мысль, заставляют читателя сопереживать героям произведения, войти в мир, созданный автором)

Рассмотрим схему (включается интерактивная доска)

Сравнения относят к средствам художественной изобразительности – это троп.

Задание. На столе листочки с главами из “Евгения Онегина” (глава 54, 23, 38). Найдите сравнения, определите способ выражения и признак сравнения.

– Какой способ сравнения нам еще не встретился? (сравнения-фразеологизмы)

5. Творческая работа.

Дописать по вариантам фразеологические сравнения

  1. Он боится меня… (как огня)
  2. Всё идёт… (как по маслу)
  3. Красив…(как Бог)
  4. Знать… (как свои пять пальцев)
  5. Не видать… (как своих ушей)
  6. Похожи… (как две капли воды)

Можете предложить свои варианты.

– На чём основаны такие фразеологические сравнения? Почему, например, как с гуся вода, а не с курицы?

Делаем вывод: итак, в основе сравнения всегда должно лежать сходство, этого забывать нельзя. В противном случае сравнение окажется неудачным, блеклым и сделает речь не выразительной, а даже смешной.

– Обратим внимание на второй эпиграф нашего урока, на слова Е.А. Бахмутовой (появляется на интерактивной доске эпиграф).

Следовательно, сравнение украшают нашу речь и делают ее выразительной, если используются в речи к месту.

– Чтение теоретического материала по учебнику (стр.195)

У мастеров слова, русских классиков, мы учимся меткости слова. Отправимся сами в творческую лабораторию и создадим свои сравнения.

(На доске высвечивается начало предложений)

Продолжите предложения:

Трубный дым…
Промчался мимо…
Исчезло счастье юных лет…
Дорога зимняя гладка…

(Зачитываются варианты ребят)

– Сопоставьте полученные варианты с текстом произведений Пушкина (стр. 107-108 № 98 учебника). Удачны ли ваши сравнения?

– Работа с упражнением № 99 устно (обращается внимание учащихся на особенности языка пушкинских произведений, употребление поэтом сравнений, выраженных разными способами, осуществляется межпредметная связь с литературой на примере творчества А.С. Пушкина)

Итог урока

– Оправданы ли эпиграфы сегодняшнего урока?

– Придумайте яркое сравнение для урока по нашей теме, запишите его в тетрадь.

Домашнее задание дифференцированно:

  1. Найти в произведениях А. С. Пушкина три примера сравнений, объяснить, с помощью каких языковых средств они созданы.
  2. Подобрать оригинальные сравнения к словам, составить с ними предложения: снег, облака, глаза, речь, голос, день.
  3. Написать мини-сочинение на лингвистическую тему: “Что я знаю о сравнении”

Всем учащимся пронаблюдать за употреблением сравнений в научном стиле (в учебниках или объяснении учителей физики, химии, биологии). С какой целью они используются?