Всё познаётся в сравнении.
Конфуций
Сравнение следует использовать в тех
случаях, когда образность способствует
лучшему выражению мысли.
Е. А. Бахмутова
Цели урока:
- познакомить учащихся со сравнением, с его строением, разновидностями, способами выражения, ролью в тексте, формировать умения использовать сравнение в своей речи;
- совершенствовать речь, развивать воображение, вызвать интерес к языковым особенностям творчества А.С. Пушкина;
- уметь систематизировать свои знания по пунктуации (обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом, сравнительным оборотом и фразеологическими оборотами), по орфографии - правописание корней - равн-, -ровн-).
Оборудование: таблица “Сравнение”, репродукция к стихотворению Пушкина А.С. “Зимний вечер”, аудиозапись со стихотворениями поэтов XIX века (Антология русской поэзии), учебник Е.И. Никитиной “Русская речь” 9-й класс, М., Дрофа, 2004 г, раздаточный печатный материал, интерактивная доска.
Ход урока
1. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
2. Вступительное слово учителя.
– Сегодняшний наш урок несколько необычен, так как на нем мы будем решать задачи русского языка во взаимосвязи с литературой, такой урок называется интегрированный. Начнем с орфографической разминки. По предлагаемому лексическому значению определите слово и запишите его (Ровная, без гор и холмов земная поверхность). Один ученик у доски записывает данное слово.
– Какое это слово?
– Равнина.
– Объясните орфограмму в корне этого слова. Какое явление встретилось вам? (Равнина- чередование а\\о в корне – равн-, -ровн-)
– Легко ли определить значение данного корня?
– Нет. В географии равниной могут называть точку, находящуюся на одном уровне с морем, то есть можно сказать, что в значении “равная”, “одинаковая” в этом значении пишется буква -а-. Но существует также столовая равнина – ровная, гладкая, без гор и больших холмов поверхность. Данное слово выносится для запоминания, так как трудно соотнести выбор гласной в слове с лексическим значением.
Употребим слово равнина в словосочетании и запишем их в тетрадь(предлагаются варианты ребят).
Продолжим работу над данной орфограммой, записывая диктуемые словосочетания с комментированием: уравнение в тетради, выровняли площадку, выровнять строчки, сравнить варианты, сравнять счета, равнозначный вариант, заровнять яму, все равно, уровень воды.
– От чего же зависит выбор гласной в этих корнях? (От лексического значения, равн- в значении “одинаковый”, “равный”, -ровн- в значении “прямой”, “гладкий”).
– В каком стиле мы сравнивали, чтобы прийти к верному варианту написания орфограммы? (В научном стиле)
– А для какого стиля ещё приемлемо сравнение? (Художественный стиль)
– С какой целью создаются художественные тексты? (Воздействовать через образ на читателя)
– Обратимся к эпиграфу урока, им стали слова известного философа Конфуция: “Всё познаётся …”
– Какие слова пропущены? (В сравнении)
Как вы понимаете данное изречение? (Нас окружает мир предметов и явлений, мир красок и звуков, очертаний.) Человек постоянно стремится что-то с чем-то сравнить.
– Подберите синонимы к этому слову.
Сравнить-рассмотреть одно с другим для установления сходства или различия, сопоставить, соотнести, отличить, уловить.
– Сегодня на уроке не раз прозвучало слово-сравнение.
– Нетрудно догадаться, какова тема нашего урока, вставьте недостающее слово:
“……….. как средство выразительности речи” (Сравнение)
3. Изучение нового материала.
– Итак, сегодня мы продолжим знакомство со сравнением как интересным средством выразительности речи.
– Какие цели мы можем поставить к теме урока? Что нам необходимо знать, уметь, понимать? (Варианты учащихся сверяются с целями урока, которые появляются позже на интерактивной доске)торые особенности языка пушкинских произведений, употребление поэтом сравнений, выраженных разными спо
– Перед вами репродукция картины, подумайте, какие поэтические строки возникают в памяти, кто писал из поэтов об этом времени года и суток? (“Зимний вечер” Пушкина).
– Послушайте это стихотворение в исполнении мастера слова (звучит аудиозапись) и приготовьтесь к письму по памяти:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
После прослушивания учащиеся воспроизводят его в памяти, записывая в тетрадь, оформляя орфографически и пунктуационно.
(Это стихотворение затем появляется на интерактивной доске с пропущенными знаками препинания, ученик расставляет их, комментируя знаки препинания: однородные сказуемые, деепричастные обороты, сравнительные обороты). Обращается внимание на лексическое значение слова мгла и кровля.
Эксперт, выбранный из учащихся, проверяет 3-4 работы и оценивает.
– Укажите сравнения в этом тексте? (“Как зверь”, “как дитя”, “как путник запоздалый”)
– По какому признаку и что сравнивается в поэтическом тексте?
Зверь – признак ярости, озлобления, бешенства.
Дитя – признак игривости, непредсказуемости, нежности, крикливости.
Путник – признак неожиданности, внезапности появления.
– Какое бы вы дали определение сравнению?
– Сравним ваше определение с научным определением.
Работаем с таблицей (на интерактивной доске высвечивается таблица)
Сравнение – это один из
приёмов художественной речи, сопоставление двух
предметов или явлений с целью показать,
изобразить один из них при помощи другого. Строение сравнения |
||
“предмет” то, что сравнивается |
“признак” то, на основании чего сравнивается |
“образ” то, с чем сравнивается |
4. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
– Найти эти элементы в стихотворении Пушкина (стр. 107 №96, основная мысль выражена в 1-м предложении, сравнение выражено прилагательным в сравнительной степени)
– Почему так важно сравнение в художественной ткани?
(Сравнения помогают точно, правильно выразить мысль, заставляют читателя сопереживать героям произведения, войти в мир, созданный автором)
Рассмотрим схему (включается интерактивная доска)
Сравнения относят к средствам художественной изобразительности – это троп.
Задание. На столе листочки с главами из “Евгения Онегина” (глава 54, 23, 38). Найдите сравнения, определите способ выражения и признак сравнения.
– Какой способ сравнения нам еще не встретился? (сравнения-фразеологизмы)
5. Творческая работа.
Дописать по вариантам фразеологические сравнения
- Он боится меня… (как огня)
- Всё идёт… (как по маслу)
- Красив…(как Бог)
- Знать… (как свои пять пальцев)
- Не видать… (как своих ушей)
- Похожи… (как две капли воды)
Можете предложить свои варианты.
– На чём основаны такие фразеологические сравнения? Почему, например, как с гуся вода, а не с курицы?
Делаем вывод: итак, в основе сравнения всегда должно лежать сходство, этого забывать нельзя. В противном случае сравнение окажется неудачным, блеклым и сделает речь не выразительной, а даже смешной.
– Обратим внимание на второй эпиграф нашего урока, на слова Е.А. Бахмутовой (появляется на интерактивной доске эпиграф).
Следовательно, сравнение украшают нашу речь и делают ее выразительной, если используются в речи к месту.
– Чтение теоретического материала по учебнику (стр.195)
У мастеров слова, русских классиков, мы учимся меткости слова. Отправимся сами в творческую лабораторию и создадим свои сравнения.
(На доске высвечивается начало предложений)
Продолжите предложения:
Трубный дым…
Промчался мимо…
Исчезло счастье юных лет…
Дорога зимняя гладка…
(Зачитываются варианты ребят)
– Сопоставьте полученные варианты с текстом произведений Пушкина (стр. 107-108 № 98 учебника). Удачны ли ваши сравнения?
– Работа с упражнением № 99 устно (обращается внимание учащихся на особенности языка пушкинских произведений, употребление поэтом сравнений, выраженных разными способами, осуществляется межпредметная связь с литературой на примере творчества А.С. Пушкина)
Итог урока
– Оправданы ли эпиграфы сегодняшнего урока?
– Придумайте яркое сравнение для урока по нашей теме, запишите его в тетрадь.
Домашнее задание дифференцированно:
- Найти в произведениях А. С. Пушкина три примера сравнений, объяснить, с помощью каких языковых средств они созданы.
- Подобрать оригинальные сравнения к словам, составить с ними предложения: снег, облака, глаза, речь, голос, день.
- Написать мини-сочинение на лингвистическую тему: “Что я знаю о сравнении”
Всем учащимся пронаблюдать за употреблением сравнений в научном стиле (в учебниках или объяснении учителей физики, химии, биологии). С какой целью они используются?