Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Уроки словесности (интегрированный урок русского языка и литературы) 2007

    Автор: Сафаргалиева Гульнара Адыгамовна

    Планирование уроков русского языка и литературы - это один из главных педагогических приемов, используемых в работе. Речевая деятельность учащихся многообразна: слушание, чтение, говорение, письмо. Наше время требует грамотного, осмысленного овладения не просто речью, а хорошей речью. У кого же учиться, как не у мастеров слова - писателей и поэтов. В условиях сельского безденежья, когда сложно обновить учебники по предметам, я составляю свое тематическое и поурочное планирование во взаимосвязи русского языка и литературы, которое позволяет добиваться положительных результатов.

  • Использование опорных блоков при повторении курса русского языка в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Программа курса 2007

    Автор: Трухина Татьяна Анатольевна

    <p>Программа подготовительного курса предназначена для учащихся старших классов общеобразовательной школы и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, если преподается спецкурс в рамках факультативных занятий в течение года; либо это может быть отдельным модулем и время прохождения этого модуля определяет администрация школы). Материал в программе представлен в последовательности, соответствующей общепринятой схеме, т.е. разделам курсов фонетики, морфологии и синтаксиса современного русского языка. Определяющим фактором при построении программы является принцип повторения блоками. Программа составлена в соответствии с учебником С.А.Громова «Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов», и на основе пособия Д.Э.Розенталя «Практическая стилистика русского языка». </p>

  • Урок-соревнование "В редакции газеты" по теме "Предлог" (7-й класс) 2007

    Автор: Казакова Ирина Николаевна

    Урок-соревнование "В редакции газеты" проводится после изучения темы "Предлог" в 7-м классе, позволяет не только повысить интерес к изучаемому материалу, но и знакомит учеников с деятельностью редакции, с профессиями: журналист, корректор, редактор. Урок обладает множеством возможностей активизировать внимание, мышление, быстроту реакции, что является основой развития познавательной деятельности.

  • Уроки речеведения при изучении темы "Виды глагола" 2007

    Автор: Алексеева Ольга Владимировна

    <p>В статье представлены речевые фрагменты уроков – анализ текста в аспекте стилистики языковых единиц. Рассмотрение глагольных форм в тексте «крупным планом» отражает содержание лингвистического анализа, ориентированного на определение позиции автора и «опознавательные знаки» его присутствия в тексте. Считаем актуальной разработку методики вхождения ученика в идейно-образное содержание текста через языковую форму, что обеспечивает сознательность отбора языковых средств при создании текста.</p>

  • Урок русского языка в 9-м классе по теме: "Строение сложноподчиненного предложения и пунктуация в нем" 2007

    Автор: Бушман Елена Анатольевна

    Благодаря своей форме и методам работы урок позволяет обобщить и повторить объёмный теоретический материал. В ходе работы оттачивается монологическая речь, что позволяет формировать коммуникативную компетенцию обучающихся. Интерактивные формы работы, взаимоинформация учащихся позволяют сделать урок динамичным и интересным.

  • Урок русского языка в 9-м классе на тему: "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными" 2007

    Автор: Худяшова Надежда Григорьевна

    Работа с учащимися учебного заведения инновационного типа требует от учителя постоянного методического совершенствования. Данный урок русского языка в 9-м классе проводится в условиях индивидуально-ориентированного способа обучения. Групповая форма организации познавательного процесса позволила провести урок по новой теме, не прибегая к объяснению материала учителем, а путем перенесения ранее приобретенных знаний в новую учебную ситуацию.

  • Тема урока: "Причастие" 2007

    Автор: Обухова Мария Амрулловна

    Материалы к уроку русского языка в 6-м классе по теме "Причастие" в виде компьютерной презентации в программе PowerPoint.


  • Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Разделительные Ъ и Ь. Буквы Ы, И после приставок" 2007

    Автор: Панкратова Наталья Николаевна

    Формирование общеучебных умений и навыков, являющихся основой для формирования ключевых компетенций школьника, деятельностный подход в процессе обучения, предполагающий вовлечение учащихся в совместную практическую работу, - вот объективная необходимость современного образования. Урок русского языка в 5 классе по теме «Разделительные Ъ и Ь. Буквы Ы, И после приставок» не только обеспечит учащимся возможность самостоятельного открытия научного знания, но и заставит их по-новому взглянуть на ежедневный процесс получения знаний.

  • Методическая разработка по теме: "Вводные слова" 2007

    Автор: Зайцева Валентина Юлиановна

    Урок – это совместное творчество учителя и учеников. Творческая работа учащихся помогает каждому проявить свои способности, прививает интерес к предмету, снимает напряжение, оказывает эмоциональное воздействие на детей, способствует глубокому усвоению темы, стимулирует умственную активность. В таком ключе я представляю методическую разработку по теме «Вводные слова».

  • Программа элективного курса по русскому языку "С экзаменом на ты" в 10–11-х классах 2007

    Автор: Сомик Надежда Кузьминична

    Данный элективный курс предназначен для учащихся профильного обучения (10–11-х классов). Программа рассчитана на 34 часа. Цель данного курса - способствовать эффективной подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

  • "Однородные члены предложения". Урок русского языка в 11-м классе 2007

    Автор: Миронова Ольга Андреевна

    Уроки русского языка в 11-м классе выполняют не только функцию повышения орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, но и направлены на стилистическую работу, привитие речевых навыков, а также призваны подготовить выпускников к сдаче выпускных экзаменов в форме ЕГЭ. Поэтому данный урок предполагает самые разные виды работы: тестовый тренинг и контроль, закрепление пунктуационного материала на повышенном уровне сложности, стилистические и речевые упражнения, пунктуационный практикум. Урок построен на материале произведений И.А. Бунина, творчество которого изучается ан уроках литературы. Урок сопровождается мультимедийной презентацией в PowerPoint и тестами в Excel.

  • Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме: "Путешествие по страницам лесной книги" (Учимся говорить и писать выразительно) 2007

    Автор: Меховская Ирина Александровна

    Форма путешествия способствует активизации деятельности учащихся на уроке. Задания ("Спрятанное слово", творческий диктант, коллективное сочинение-миниатюра, редактирование текста, отгадывание загадок, диктант по аналогии, сюрприз для одноклассника) направлены на развитие творческих способностей, речевой культуры и самостоятельности мышления учащихся.

  • Игра-драматизация по готовому тексту 2007

    Автор: Коротких Татьяна Николаевна

    Игра в слово "ученичество". Игра-драматизация по готовому тексту дает замечательную возможность научить ребят видеть все стороны отношений "учитель-ученик". Словом истолковать полученную информацию. Дети находят ключевые слова, главные для данного понятия, учатся рассуждать, свободно высказываться по любому поводу, анализировать свои поступки и поведение.

  • Тест по орфографии для подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2007

    Автор: Яковлева Валентина Михайловна

    Тест по орфографии для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Рекомендуется для проведения орфографической пятиминутки в 9-11-x классах.


  • Урок по теме: "Лексические средства в речи" 2007

    Автор: Шигапова Флера Маратовна

    Урок русского языка для 5-го класса. Цель данного урока - показать роль лексических средств в тексте, воспитывать сознательное отношение к значению слова, выбору его и употреблению в речи в зависимости от темы и основной мысли, а также формирование умения и навыка пользоваться различными словарями. Ученик на уроке - вдумчивый, внимательный читатель, не только умеющий понимать художественное произведение, но и переживать, эмоционально воспринимать художественный текст, получая удовольствие от прочитанного.

  • Правописание корней с чередованием, или Кто командует корнями? 2007

    Автор: Чумакина Любовь Михайловна

    Урок русского языка для 5-го класса. На уроке повторяется такие правила правописания корня, как: "о-ё после шипящих" и "и-ы после ц". Отрабатывается правописание чередующихся гласных в корне.

  • Творческий практикум: "Составление деловой документации" 2007

    Автор: Горельникова Юлия Алексеевна

    Урок русского языка, который знакомит учеников с официально-деловым стилем, может быть организован как учебный проект и включать в себя самостоятельную работу над решением социально значимой проблемы. Ученикам предлагается собрать пакет деловых бумаг для подготовки акции "Неделя семьи" для жителей микрорайона. Каждая из групп класса работает над определенным видом делового письма, используя "Портфолио делового человека". Завершает урок презентация документов. Домашнее задание - придумать клише, стандартизированный бланк для отчета о проведенном празднике.

  • Урок русского языка по теме: "Изложение с элементами сочинения. К.Бальмонт. "Родина". 9-й класс 2007

    Автор: Ахмерова Светлана Николаевна

    Урок русского языка в 9-м классе - это творческая работа. Строится она на базе замечательного текста русского поэта Серебряного века К.Бальмонта, яркость, живость и неповторимость которому придают пейзажные зарисовки, метафоричность языка. Выразительные средства языка помогут учащимся точно изложить авторскую мысль, проникнуться чувством "беспредельной любви" к своей родине. Бесспорно воспитательное значение отрывка. Методика урока - это групповая форма работы, индивидуальная, коллективная. Все виды деятельности учащихся на уроке подчинены одной цели - максимально проявить свои творческие способности при написании изложения с элементами сочинения.

  • Элективный курс по русскому языку для 11-го класса "Речеведение" 2007

    Автор: Шайдулина Минзифа Закировна

    Элективный курс "Речеведение" для учащихся 11-го класса составлен в соответствии с обязательным минимумом содержания образования по русскому языку. Программа рассчитана на 34 часа и состоит из пояснительной записки, разделов: "Разноаспектный анализ текста", "Сочинение-рассуждение на основе текста", перечня основных терминов и понятий, описания технологии организации учебного процесса и списка литературы. Обозначены задачи, сформулирована общая цель курса. За основу приняты школьные учебники русского языка. Составлено календарно-тематическое планирование.

  • Наши ученики – наши соавторы 2007

    Автор: Маринина Елена Анатольевна

    Для учащихся 5–6-х классов интерес к предмету (особенно к такому сложному и важному, как русский язык) - залог успешных знаний. Поэтому творческая, нестандартная форма работы на уроках русского языка и во время приготовления домашнего задания, безусловно, очень важна.

  • Урок русского языка в 8-м классе по теме: "Основные виды обстоятельств" 2007

    Автор: Ахметова Резеда Равильевна

    Урок русского языка в 8-м классе "Основные виды обстоятельств" - это урок изучения нового материала. Цель урока - познакомить учащихся с видами обстоятельств по значению, продвигать их дальше в совершенствовании умений и навыков. На уроке используются фронтальная, индивидуальная, групповая формы работы. Применение компьютерных слайдов способствует развитию наблюдательности, самостоятельности. Задания выстроены по степени нарастания трудностей - вначале проводится закрепление на уровне наблюдения за языковым явлением, затем на уровне самостоятельного распознавания и применения. Всё содержание урока направлено на то, чтобы максимально способствовать речевому развитию учащихся, развитию их мышления.


  • Место биоадекватной методики в науке о преподавании русского языка 2007

    Автор: Карелина Ирина Григорьевна

    Биоадекватная методика является частью ноосферного образования, относится к поисково-технологической модели инноваций и органично объединяет в себе многие подходы к преподаванию, существовавшие ранее.

  • Использование проектного метода на уроках русского языка 2007

    Автор: Карелина Ирина Григорьевна

    Опыт работы по организации уроков развития речи в строительном колледже с использованием проективного метода по подготовке сборника сказок учащихся об избранной профессии. Проектная деятельность по созданию такого сборника включала следующие этапы: поисково-исследовательский, технологический, этап практической реализации проекта, этап внесения необходимых изменений и заключительный этап. На каждом этапе была запланирована определенная работа, нацеленная на создание сборника творческих работ студентов - сказок об избранной профессии.

  • Гуманитарный урок русского языка 2007

    Автор: Цурикова Валентина Николаевна

    Личностно ориентированная ситуация создается посредством диалога, причем диалог здесь не просто вопросно-ответная форма работы на уроке, это не просто разговор, это совместное дело, сотрудничество, это некая жизненная ситуация, образ жизни учителя и ученика, наставника и класса, способ усвоения ребенком эмоционально-ценностного опыта. Таковы основные идеи модели личностно ориентированного обучения, разработанные В.В. Сериковым, попытка реализации которых представлена в конспекте гуманитарного урока русского языка в 5-м классе.

  • Урок русского языка в 6-м классе по развитию связной речи "Глаза - зеркало души" 2007

    Автор: Наливайко Инна Ивановна

    Данный урок по развитию связной речи помогает формировать у учащихся 6-го класса наблюдательность и внимание к окружающим их людям, учить через внешность постигать внутренний мир человека, его характер в облике конкретной личности, а также описывать свои наблюдения.

  • Тема урока: "Имя существительное. Обобщение" 2007

    Автор: Сарапулова Елена Александровна

    Представлен конспект урока по теме "Имя существительное". Урок систематизирует знания учащихся по теме, знакомит с морфологическим разбором.

  • Урок русского языка в 4-м классе "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных" (по системе "Школа-2100") 2007

    Автор: Протасова Людмила Анатольевна

    Цель урока - повторение и обобщение знаний об имени существительном. Таблицы, опорные схемы, алгоритмы помогают учащимся лучше запомнить и усвоить материал. В конце урока по "кадрам фотопленки" дети составляют рассказ, употребив как можно больше имен существительных. Классическая музыка, стихи, фотографии и рисунки прекрасных уголков Земли Онара способствуют воспитанию патриотических чувств любви к родному краю. Самооценкой знаний детей является "праздничные огоньки салюта", вспыхнувшего в честь юбилея республики.

  • Дидактический материал по русскому языку для 8—9-х классов (публицистика Д.С. Лихачева на уроках русского языка) 2007

    Автор: Русакова Светлана Леонидовна

    Кто же он такой, Дмитрий Сергеевич Лихачев? Академик, член не только Российской, но и ряда иностранных академий, увенчанный многими высшими наградами и званиями: Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий. Но это все внешнее, официальное, чему Дмитрий Сергеевич никогда не придавал особого значения. Самое важное, что его при жизни называли и продолжают называть "властителем дум", "символом русской интеллигенции XX века".


  • Урок-игра "Лексика" (повторение). 5-й класс 2007

    Автор: Мартынова Галина Евгеньевна

    Урок предполагает обобщение знаний по учебной программе. Игровая форма урока удачно сочетается с возрастными особенностями пятиклассников, вызывает живой интерес и особый эмоциональный настрой учащихся, способствующий лучшему закреплению пройденного материала.</p>

  • Уровневая диференциация при обучении русскому языку. Тема: "Временные формы глагола". 3-й класс 2007

    Автор: Славненко Ольга Николаевна

    Суть уровневой дифференциации заключается в том, что учащиеся, обучаясь по одной программе и учебникам, могут усвоить материал на различных уровнях. Исходным являются уровни обязательной подготовки (1-й и 2-й уровни), и в соответствии с целями обучения на его основе формируются более высокие уровни овладения материалом - повышенный и максимальный (3-й и 4-й уровни).