Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Урок русского языка по теме: "Правописание безударных гласных в корнях слов, в приставках и в окончаниях имён существительных" 2007

    Автор: Присыч Надежда Леонидовна

    Моя задача - помочь учащимся использовать полученные знания на практике, во время диктанта, поэтому для достижения цели на разных этапах урока я применила различные методы, формы и средства обучения.

  • Урок-исследование по теме: "Односоставные предложения в художественном тексте". 8-й класс 2007

    Автор: Шмарловская Анна Сергеевна

    Урок-исследование по теме "Односоставные предложения в художественном тексте" в 8-м классе учит применять знания темы в новой творческой ситуации, выявляет исследовательские способности учащихся, дает представление об исследовательской работе, её принципах, способах, методике.

  • Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Звук" 2007

    Автор: Ермолаева Кристина Алексеевна

    Урок русского языка для 5-го класса. Предлагаемый урок позволяет создать условия для работы над проблемой преемственности между начальной школой и основной. На уроке учащиеся 4-5-х классов объединены в совместной учебной деятельности. Им предоставлена возможность продемонстрировать и оценить свои достижения друг другу.

  • "Прилагательное как часть речи. Речевая функция прилагательного" 2007

    Автор: Самарова Наталья Николаевна

    Урок русского языка для 6-го класса. Целью урока является определение детьми грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической функции имени прилагательного через исследовательскую деятельность. Данный урок является логическим продолжением тем, изученных ранее. В уроке используется фронтальная, индивидуальная, парная, групповая работа.

  • Система контрольных работ по русскому языку в 6–7-х классах 2007

    Автор: Цветкова Ольга Валентиновна

    Действия учащихся по самоконтролю и самооценке являются важнейшими в структуре учебной деятельности, поскольку позволяют избежать большого количества ошибок при решении учебных задач. Предлагаемая система контрольных работ позволяет учащимся стать активными субъектами учебной деятельности, в том числе и на этапе контроля и оценки. Описанные принципы построения заданий, направленных на формирование действий самоконтроля, могут быть использованы учителями, работающими в любой технологии.

  • Развитие навыков критического мышления в процессе работы с текстом 2007

    Автор: Зюзина Елена Владимировна

    Умение мыслить критически - необходимое условие адаптации человека к меняющимся обстоятельствам жизни; Урок развития речи в 7-м классе. Основная мысль текста Анализ стихотворения в прозе Тургенева И.С. "Дурак". Основной прием урока - чтение с остановками; Урок развития речи в 7-м классе. Подготовка к написанию сочинения "Существуют универсальные списки книг для чтения". Технологическая карта урока. Конспект урока

  • Экология слова 2007

    Автор: Филиппова Наталья Владимировна

    С конца 70-ых годов в журнальной и газетной публицистике все чаще поднимается проблема экологии культуры. Сейчас актуальным стал термин языковая экология. Подобно биосфере, каждого из нас по отдельности и весь этнос в целом окружает атмосфера родного языка и родной культурной среды - то, что Д.С. Лихачёв назвал концептосферой русского языка. История языка - история народа. Находясь в определённом языковом доме, человек как бы дышит воздухом родной речи, которая вместе с культурным подтекстом формирует его интеллектуально-духовный генотип. Какой может сформироваться духовный генотип, если так часто мы слышим бранные и грубые слова? Именно они сейчас почти заполонили наш языковой дом.


  • Использование компьютерных технологий на уроках русского языка 2007

    Автор: Сиразова Миляуша Фагимовна

    Есть отдельные учителя, использующие на уроках мультимедийные технологии: анимацию, графику, звук. На мой взгляд, визуальное восприятие материала на уроках русского языка и литературы активизирует зрительную и эмоциональную память. Также широко используются обучающие программы при усвоении нового материала, тренировочные - при закреплении материала, контролирующие - для проверки усвоения полученных знаний и навыков, что позволяет вести обучение более эффективно, освобождая учителя от проблем тренировки и контроля и создавая условия для индивидуальной работы учащихся. Такие возможности компьютерных технологий можно широко использовать при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

  • Школьные правила и языковая действительность 2007

    Автор: Шадрина Любовь Сергеевна

    Послереволюционный период работы ученых Казанской лингвистической школы отмечен целым рядом методических разработок, которые следуют за Василием Алексеевичем Богородицким и развивают его положения, оформленные в трудах: "Ученические ошибки на уроках русской диктовки в татарской школе", "О преподавании русской грамматики в татарской школе". В.А. Богородицкий занимался анализом ученических ошибок, исследовал школьные правила грамматики и анализировал, почему ученики совершают те или иные ошибки, что препятствует усвоению ими школьных правил. Сегодня в школе есть такие моменты, когда изучение правила не дает полных обоснованных ответов, приводя тем самым в тупиковую ситуацию учителей и учащихся.

  • Русский язык. Словарные слова. 2-й класс. Разноуровневые задания 2007

    Автор: Афанасьева Надежда Александровна

    Одним из способов, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания словарных слов, можно считать работу по выполнению интересных разноуровневых заданий. Выполняя их, дети проявляют творчество. Работа с интересом позволяет мотивировать правописание непроверяемых гласных. Словарная работа - это одно из средств развития речи младших школьников. В данной статье даны материалы по закреплению знаний словарных слов во 2-м классе на уроках русского языка.

  • Открытый урок русского языка в 3-м классе 2007

    Автор: Малинина Светлана Анатольевна

    Цель урока: научить различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

  • Конспект урока русского языка в 7-м классе: "Обобщение изученного по теме: "Причастие". В гостях у Феи цветов" 2007

    Автор: Меховская Ирина Александровна

    Этим уроком завершается знакомство учащихся с признаками причастий, правилами их словообразования и причастными оборотами. Форма путешествия по владениям Феи цветов помогает повысить интерес к предмету. Разнообразные задания активизируют деятельность учащихся: "погружение в музыку", выборочный и творческий диктанты, работа по цепочке, составление "автобиографии" причастия, сочинение-миниатюра, дифференцированное домашнее задание.

  • Внеклассное меропрятие для учащихся 5–7-х классов "Последний герой" 2007

    Автор: Гайнудинова Ольга Михайловна

    Предлагаемый проект внеклассного занятия выстроен в форме праздника-игры "Последний герой", посвященного празднованию Дня защитника Отечества. Нестандартная форма занятия призвана создать ситуацию психологической раскованности, раскрепостить сознание, устранить угрозы возможного отчуждения некоторых ребят от участия в празднике-игре. Важной стороной актуальности предлагаемого проекта выступают возрастные особенности учащихся 5–7-х классов, где будет проводиться праздник-игра.

  • Развитие образного мышления учащихся на уроках русского языка 2007

    Автор: Бажанова Татьяна Валерьевна

    Восприятие художественного произведения невозможно без развитого образного мышления, следовательно, и воспитание квалифицированного, вдумчивого, творческого читателя невозможно без работы над развитием этого типа мышления. Вниманию читателей предлагается система работы по развитию образного мышления на уроках русского языка в 5-м классе.


  • Военно-патриотическое воспитание школьников на уроках литературы и русского языка посредством литературных произведений, основанных на краеведческом материале 2007

    Автор: Матвейчук Ольга Ивановна

    В настоящее время проблема военно-патриотического воспитания является очень актуальной. Если раньше решали с помощью октябрят, пионеров, комсомольцев, с помощью конкурсов строя и песни, военно-патриотических слётов, тимуровского движения, то сейчас всё это забыто. К сожалению, и литература уделяет этому вопросу очень мало внимания, так как старые книги утратили свою актуальность, а новые ещё не появились, а те, которые существуют, являются далеко не образцом для подражания. В поисках путей решения этой проблемы и возникла необходимость написания вариативной программы с использованием военной тематики, в которой особое место следует отвести литературным произведениям, основанным на краеведческом материале.

  • Модульный урок по теме: "Бессоюзные сложные предложения" 2007

    Автор: Игнатьева Ольга Борисовна

    Данная технология способствует развитию интеллектуальных способностей учащихся, самостоятельности в обучении, позволяет осуществлять самоорганизацию и самоуправление учебно-познавательной деятельностью. С помощью этой педагогической технологии возможен быстрый перевод обучения на субъект-субъектную основу, что является закономерным требованием настоящего времени.

  • Уроки словесности (интегрированный урок русского языка и литературы) 2007

    Автор: Сафаргалиева Гульнара Адыгамовна

    Планирование уроков русского языка и литературы - это один из главных педагогических приемов, используемых в работе. Речевая деятельность учащихся многообразна: слушание, чтение, говорение, письмо. Наше время требует грамотного, осмысленного овладения не просто речью, а хорошей речью. У кого же учиться, как не у мастеров слова - писателей и поэтов. В условиях сельского безденежья, когда сложно обновить учебники по предметам, я составляю свое тематическое и поурочное планирование во взаимосвязи русского языка и литературы, которое позволяет добиваться положительных результатов.

  • Использование опорных блоков при повторении курса русского языка в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Программа курса 2007

    Автор: Трухина Татьяна Анатольевна

    <p>Программа подготовительного курса предназначена для учащихся старших классов общеобразовательной школы и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, если преподается спецкурс в рамках факультативных занятий в течение года; либо это может быть отдельным модулем и время прохождения этого модуля определяет администрация школы). Материал в программе представлен в последовательности, соответствующей общепринятой схеме, т.е. разделам курсов фонетики, морфологии и синтаксиса современного русского языка. Определяющим фактором при построении программы является принцип повторения блоками. Программа составлена в соответствии с учебником С.А.Громова «Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов», и на основе пособия Д.Э.Розенталя «Практическая стилистика русского языка». </p>

  • Урок-соревнование "В редакции газеты" по теме "Предлог" (7-й класс) 2007

    Автор: Казакова Ирина Николаевна

    Урок-соревнование "В редакции газеты" проводится после изучения темы "Предлог" в 7-м классе, позволяет не только повысить интерес к изучаемому материалу, но и знакомит учеников с деятельностью редакции, с профессиями: журналист, корректор, редактор. Урок обладает множеством возможностей активизировать внимание, мышление, быстроту реакции, что является основой развития познавательной деятельности.

  • Уроки речеведения при изучении темы "Виды глагола" 2007

    Автор: Алексеева Ольга Владимировна

    <p>В статье представлены речевые фрагменты уроков – анализ текста в аспекте стилистики языковых единиц. Рассмотрение глагольных форм в тексте «крупным планом» отражает содержание лингвистического анализа, ориентированного на определение позиции автора и «опознавательные знаки» его присутствия в тексте. Считаем актуальной разработку методики вхождения ученика в идейно-образное содержание текста через языковую форму, что обеспечивает сознательность отбора языковых средств при создании текста.</p>

  • Урок русского языка в 9-м классе по теме: "Строение сложноподчиненного предложения и пунктуация в нем" 2007

    Автор: Бушман Елена Анатольевна

    Благодаря своей форме и методам работы урок позволяет обобщить и повторить объёмный теоретический материал. В ходе работы оттачивается монологическая речь, что позволяет формировать коммуникативную компетенцию обучающихся. Интерактивные формы работы, взаимоинформация учащихся позволяют сделать урок динамичным и интересным.


  • Урок русского языка в 9-м классе на тему: "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными" 2007

    Автор: Худяшова Надежда Григорьевна

    Работа с учащимися учебного заведения инновационного типа требует от учителя постоянного методического совершенствования. Данный урок русского языка в 9-м классе проводится в условиях индивидуально-ориентированного способа обучения. Групповая форма организации познавательного процесса позволила провести урок по новой теме, не прибегая к объяснению материала учителем, а путем перенесения ранее приобретенных знаний в новую учебную ситуацию.

  • Тема урока: "Причастие" 2007

    Автор: Обухова Мария Амрулловна

    Материалы к уроку русского языка в 6-м классе по теме "Причастие" в виде компьютерной презентации в программе PowerPoint.

  • Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Разделительные Ъ и Ь. Буквы Ы, И после приставок" 2007

    Автор: Панкратова Наталья Николаевна

    Формирование общеучебных умений и навыков, являющихся основой для формирования ключевых компетенций школьника, деятельностный подход в процессе обучения, предполагающий вовлечение учащихся в совместную практическую работу, - вот объективная необходимость современного образования. Урок русского языка в 5 классе по теме «Разделительные Ъ и Ь. Буквы Ы, И после приставок» не только обеспечит учащимся возможность самостоятельного открытия научного знания, но и заставит их по-новому взглянуть на ежедневный процесс получения знаний.

  • Методическая разработка по теме: "Вводные слова" 2007

    Автор: Зайцева Валентина Юлиановна

    Урок – это совместное творчество учителя и учеников. Творческая работа учащихся помогает каждому проявить свои способности, прививает интерес к предмету, снимает напряжение, оказывает эмоциональное воздействие на детей, способствует глубокому усвоению темы, стимулирует умственную активность. В таком ключе я представляю методическую разработку по теме «Вводные слова».

  • Программа элективного курса по русскому языку "С экзаменом на ты" в 10–11-х классах 2007

    Автор: Сомик Надежда Кузьминична

    Данный элективный курс предназначен для учащихся профильного обучения (10–11-х классов). Программа рассчитана на 34 часа. Цель данного курса - способствовать эффективной подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

  • "Однородные члены предложения". Урок русского языка в 11-м классе 2007

    Автор: Миронова Ольга Андреевна

    Уроки русского языка в 11-м классе выполняют не только функцию повышения орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, но и направлены на стилистическую работу, привитие речевых навыков, а также призваны подготовить выпускников к сдаче выпускных экзаменов в форме ЕГЭ. Поэтому данный урок предполагает самые разные виды работы: тестовый тренинг и контроль, закрепление пунктуационного материала на повышенном уровне сложности, стилистические и речевые упражнения, пунктуационный практикум. Урок построен на материале произведений И.А. Бунина, творчество которого изучается ан уроках литературы. Урок сопровождается мультимедийной презентацией в PowerPoint и тестами в Excel.

  • Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме: "Путешествие по страницам лесной книги" (Учимся говорить и писать выразительно) 2007

    Автор: Меховская Ирина Александровна

    Форма путешествия способствует активизации деятельности учащихся на уроке. Задания ("Спрятанное слово", творческий диктант, коллективное сочинение-миниатюра, редактирование текста, отгадывание загадок, диктант по аналогии, сюрприз для одноклассника) направлены на развитие творческих способностей, речевой культуры и самостоятельности мышления учащихся.


  • Игра-драматизация по готовому тексту 2007

    Автор: Коротких Татьяна Николаевна

    Игра в слово "ученичество". Игра-драматизация по готовому тексту дает замечательную возможность научить ребят видеть все стороны отношений "учитель-ученик". Словом истолковать полученную информацию. Дети находят ключевые слова, главные для данного понятия, учатся рассуждать, свободно высказываться по любому поводу, анализировать свои поступки и поведение.

  • Тест по орфографии для подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2007

    Автор: Яковлева Валентина Михайловна

    Тест по орфографии для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Рекомендуется для проведения орфографической пятиминутки в 9-11-x классах.