Русский язык
-
Урок по теме "Имена существительные собственные и нарицательные" 2007
Данная работа - конспект урока русского языка в 5-м классе, задача которого - заинтересовать детей научными знаниями через создание проблемной ситуации, а использованные на уроке игровые элементы позволяют в увлекательной форме познакомить детей с собственными и нарицательными существительными.
-
Урок русского языка "Имена существительные общего рода" 2007
Представленный материал - это разработка урока на тему "Существительные общего рода" в 5-м классе, в рамках образовательной программы "Школа-2100" ("Русский язык", авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева). Данный урок прежде всего направлен на реализацию такого направления развития учащихся, как приобретение и систематизация языковых, грамматических знаний о родном языке с целью обеспечения ориентировки в системе языка, необходимой для формирования речевых навыков и умений. Представленный конспект - это урок сообщения нового материала, разработанный по технологии проблемно-диалогического обучения.
-
Семинар по рассказу В.Астафьева "Пролетный гусь" 2007
Имя замечательного писателя Виктора Петровича Астафьева хорошо известно в нашей стране и за рубежом. Он вошел в число любимых авторов, помогая обрести читателю гражданскую позицию, духовные ориентиры.
-
Наследие Д.С. Лихачева в градостроительстве 2007
Статья дает представление о взглядах Д.С. Лихачева на градостроительство и его идеях по ландшафтному дизайну; о том, как его наследие и заветы воплощаются в работах студентов астраханского инженерно-строительного института кафедры архитектуры и дизайна – в ежегодных проектах по благоустройству парков, скверов, набережных, жилых микрорайонов, в промышленных застройках Астрахани.
-
Обобщающее занятие по теме: "Глагол". 5-й класс 2007
Обобщающий урок по теме "Глагол", проведённый в форме игры-путешествия, позволяет научить ребят применять свои знания в необычной учебной ситуации, укрепить, углубить их за счёт привлечения занимательного материала. В ходе урока повторяются и закрепляются теоретические знания и практические умения по большинству орфограмм этой темы. Использование на уроке компьютера, индивидуальной, групповой и коллективной форм работы, в том числе тестов и кластера, делают его ещё более интересным.
-
"Чудный мир тревог…" (Литературное творчество на уроках литературы по программе под редакцией В.Г. Маранцмана) 2007
В статье представлен опыт работы с программой по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана. Проиллюстрированы два принципа, определяющих ее структуру: как литературный материал программы, соответствующий возрастной проблематике ученика, помогает развивать его литературные способности. Работа с программой открывает большие возможности в формировании свободного от догм мышления и многомерного восприятия действительности.
-
"Н" и "НН" в прилагательных и причастиях 2007
Воспитание любови к русскому языку, повышение эффективности учебного процесса я вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приёмов обучения. Это зачёты, семинары, уплотнённые опросы, консультации. Объясняя новый материал, я обычно выделяю и несколько раз повторяю основные сведения, чтобы ученики сумели их осмыслить и запомнить. Казалось бы, не столь уж редкий приём, но особенно эффективным делает его активность самих ребят. Я учу своих учеников самостоятельно вычленять главное, определять суть темы, одновременно помогая школьникам систематизировать и обобщать свои индивидуальные наблюдения под языковыми явлениями.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Словообразование" 2007
Урок является завершающим в изучении темы "Словообразование".
-
Использование лингвистической сказки на уроках русского языка 2007
Сказку можно сделать средством развития литературно-творческих способностей учащихся и тем самым - развития речи в процессе индивидуально-групповой работы. Цель данной работы - выяснить, какую роль играет использование лингвистических сказок (их чтение, анализ и создание) при изучении русского языка, как влияют они на развитие речи учащихся.
-
Тема урока: "Части слова. Окончание и основа" 2007
Урок учит детей выделять окончание в слове, делать вывод, что основа слова – неизменяемая часть слова, учит работать над составом слова, над орфограммами корня.
-
Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах 2007
В настоящий момент я задаюсь целью исследовать причины орфографических ошибок, которые допускают дети на диктанте.
-
Занятие элективного курса по юридическому красноречию "Культура речи, культура мысли, культура поведения обвинителя при произнесении речи на судебном заседании" 2007
Предлагается план занятия элективного курса по юридическому красноречию: "Культура речи, культура мысли, культура поведения обвинителя при произнесении речи на судебном заседании". В ходе занятия элективного курса учащиеся старших классов знакомятся с одним из видов профессиональной коммуникации юриста - обвинительной ручью. Образцом обвинительной речи выступает речь, произнесённая А.Ф. Кони на суде по делу об убийстве иеромонаха Иллариона.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное" 2007
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Имя прилагательное". Первый урок по теме, позволяющий обобщить и повторить знания, полученные в начальной школе. Вводится понятие эпитета как художественного средства. Урок творчества.
-
Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Морфемика" (обобщение, систематизация знаний) с мультимедийной презентацией 2007
Предложенный урок нацелен на систематизацию и обобщение знаний по разделу "Морфемика" в 5-м классе, проверку прочности усвоения материала. В уроке используется мультимедийная презентация, что позволяет за один урок проделать большой объем работы. Урок отличается высокой плотностью и многообразием методов опроса и проверки ЗУНов учащихся.
-
Урок развития речи. Сочинение-мозаика на тему "Зима" 2007
Урок развития речи для 3-го класса учит детей строить свои высказывания в художественном стиле.
-
Коммуникативные функции сложноподчиненного предложения 2007
Предложенный урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий, разбивается на пять основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный, постановка учебной цели, этап сотворчества, рефлексия. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия учителя и ученика в процессе познания. Урок проходит на эмоциональном и интеллектуальном подъеме, что дает выход творческой энергии его участников.
-
Занятие элективного курса "Основы русской словесности". Мастер-класс "Использование старославянизмов в произведениях А.С. Пушкина" 2007
Занятия элективного курса реализуют задачу сблизить преподавание русского языка и литературы, показать литературные произведения как творения словесного искусства, увидеть и раскрыть их богатейшее содержание и художественное совершенство "посредством тщательного анализа самой словесной ткани литературного произведения". На уроке учащиеся определяют место и роль славянизмов в творчестве А.С. Пушкина.
-
Методическая разработка урока русского языка на тему: "Описание внешности. Портрет". (Урок-экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею) 2007
Урок развития речи в 7-м классе "Описание внешности" по программе М.М. Разумовской продолжает ряд уроков по этой теме. Для проведения урока выбрана форма заочной экскурсии в Государственную Третьяковскую галерею. Рассказы о художниках - портретистах, знакомство с их творчеством, демонстрация - выставка шедевров изобразительного искусства направлены на то, чтобы заинтересовать учащихся, приобщить их к культурному наследию России.
-
Конспект урока русского языка в 8-м классе по теме: "Односоставные предложения" 2007
Урок русского языка для 8-го класса. Предлагаемые упражнения предназначены для урока обобщения и закрепления изученного. Ребята анализируют небольшие тексты, находят односоставные предложения в составе сложных, выделяют сказуемое, определяют роль безличных, неопределенно-личных, определенно-личных и назывных предложений в создании художественных образов и, что является более важным, приобщаются к истории и культуре России.
-
Односоставные предложения 2007
Данный материал - первый урок по теме "Односоставные предложения". Он представляет формы организации деятельности учащихся по выработке способа (словесного, в схеме, в таблице).
-
"Любимый край земли родной…" Урок русского языка в 11-м классе 2007
Урок посвящен экспрессивным возможностям русского синтаксиса и проводится после повторения основных сведений о предложении в 11-м классе. На уроке осуществляется реализация текстоориентированного принципа обучения русскому языку, используется технология РКМ, предполагающая формирование и развитие речемыслительных умений учащихся.
-
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Бессоюзное сложное предложение". Использование бессоюзных предложений в устной и письменной речи. Развитие пунктуационной зоркости 2007
Интегрированный урок русского языка обобщает и систематизирует знания учащихся о сложном бессоюзном предложении, закрепляет навык постановки различных знаков препинания в сложном бессоюзном предложении.
-
Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме "Лексическое и грамматическое значение количественных числительных" 2007
Работа учащихся на уроке предполагает их "включение" в исследовательскую деятельность, самостоятельное открытие новых знаний. Групповая работа, организованная на уроке, способствует тому, чтобы учащиеся сами "додумались" до решения ключевой проблемы и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях.
-
Урок русского языка по теме: "Правописание безударных гласных в корнях слов, в приставках и в окончаниях имён существительных" 2007
Моя задача - помочь учащимся использовать полученные знания на практике, во время диктанта, поэтому для достижения цели на разных этапах урока я применила различные методы, формы и средства обучения.
-
Урок-исследование по теме: "Односоставные предложения в художественном тексте". 8-й класс 2007
Урок-исследование по теме "Односоставные предложения в художественном тексте" в 8-м классе учит применять знания темы в новой творческой ситуации, выявляет исследовательские способности учащихся, дает представление об исследовательской работе, её принципах, способах, методике.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Звук" 2007
Урок русского языка для 5-го класса. Предлагаемый урок позволяет создать условия для работы над проблемой преемственности между начальной школой и основной. На уроке учащиеся 4-5-х классов объединены в совместной учебной деятельности. Им предоставлена возможность продемонстрировать и оценить свои достижения друг другу.
-
"Прилагательное как часть речи. Речевая функция прилагательного" 2007
Урок русского языка для 6-го класса. Целью урока является определение детьми грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической функции имени прилагательного через исследовательскую деятельность. Данный урок является логическим продолжением тем, изученных ранее. В уроке используется фронтальная, индивидуальная, парная, групповая работа.
-
Система контрольных работ по русскому языку в 6–7-х классах 2007
Действия учащихся по самоконтролю и самооценке являются важнейшими в структуре учебной деятельности, поскольку позволяют избежать большого количества ошибок при решении учебных задач. Предлагаемая система контрольных работ позволяет учащимся стать активными субъектами учебной деятельности, в том числе и на этапе контроля и оценки. Описанные принципы построения заданий, направленных на формирование действий самоконтроля, могут быть использованы учителями, работающими в любой технологии.
-
Развитие навыков критического мышления в процессе работы с текстом 2007
Умение мыслить критически - необходимое условие адаптации человека к меняющимся обстоятельствам жизни; Урок развития речи в 7-м классе. Основная мысль текста Анализ стихотворения в прозе Тургенева И.С. "Дурак". Основной прием урока - чтение с остановками; Урок развития речи в 7-м классе. Подготовка к написанию сочинения "Существуют универсальные списки книг для чтения". Технологическая карта урока. Конспект урока
-
Экология слова 2007
С конца 70-ых годов в журнальной и газетной публицистике все чаще поднимается проблема экологии культуры. Сейчас актуальным стал термин языковая экология. Подобно биосфере, каждого из нас по отдельности и весь этнос в целом окружает атмосфера родного языка и родной культурной среды - то, что Д.С. Лихачёв назвал концептосферой русского языка. История языка - история народа. Находясь в определённом языковом доме, человек как бы дышит воздухом родной речи, которая вместе с культурным подтекстом формирует его интеллектуально-духовный генотип. Какой может сформироваться духовный генотип, если так часто мы слышим бранные и грубые слова? Именно они сейчас почти заполонили наш языковой дом.