Цель.
- обобщить и систематизировать знания и умения детей по теме "Предложения с обособленными членами";
- углубить знания о стилистическом использовании обособленных членов в художественном стиле и обогатить речь учащихся данными конструкциями, повторить правописание причастий, НЕ и НИ с различными частями речи, правописание наречий, Н и НН в прилагательных, правописание сложных прилагательных, продолжить обучение лингвостилистическому анализу текста;
- воспитывать сознательное усвоение законов языка, воспитывать любовь к языку, к Родине, формировать правильную нравственную жизненную позицию.
Оборудование.
- портрет М.Горького,
- тексты М.Горького "Песни о Соколе"- в учебнике "Литература 8 кл.",
- набранные таблицы для заполнения примерами из "Песни о Соколе" на различные способы обособления.
ХОД УРОКА
На доске эпиграф.
Перед вами громада - русский язык!
Наслажденье глубокое зовет вас,
наслажденье погрузиться во всю
неизмеримость его и изловить
чудные законы его.
Н. В. Гоголь
Вопрос учителя к классу:
- Как вы поняли смысл эпиграфа?
СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Сегодня, ребята, вы сможете сделать свои, пусть маленькие, но открытия, попытаться "изловить" законы языка через постижение его красоты, его богатства, неисчерпаемых возможностей. Погрузиться в язык, как в океан. А ручейком, наполняющим этот океан, станет для нас удивительное произведение М.Горького "Песня о Соколе".
Мы уже познакомились с ним на уроках литературы, работая над художественным анализом этого текста. Сейчас мы обобщим знания по теме "Обособленные члены предложения", одновременно вглядываясь в язык "Песни...", пытаясь понять, что нам хотел сказать Максим Горький, чему научить благодаря использованию поэтического синтаксиса. М.Горький сегодня с нами на уроке /портрет/, и я надеюсь, что вы его не огорчите.
I. Орфографическая пятиминутка.
Мы проведем ее в форме словарного диктанта с последующей взаимопроверкой и объяснением орфограмм, подчеркнутых на доске. В диктант вошли различные тропы, которые создал М.Горький в "Песне...", поэтому у вас уже в начале урока есть возможность вглядеться в текст, почувствовать красоту и образность языка писателя.
Море, лениво вздыхащее у берега;
облака, не скрывающие золотых узоров звезд;
серебряные пятна на воде;
небрежно брошенные блики луны;
море, тихо вздыхающее ей навстречу;
сдержанная сила.
После записи диктанта ребята обмениваются тетрадями. Открывается текст диктанта. Ребята объясняют подчеркнутые орфограммы, четко проговаривая остальные слова.
II. Стилистический анализ "Песни о Соколе" М.Горького с попутным повторением знаков препинания при однородных членах.
1. Определите стиль и тип речи "Песни о Соколе". Возможный ответ: Стиль художественный, т.к. Горький создал яркие художественные образы, используя тропы, стилистические фигуры и другие образные средства. Повествование эмоциональное, динамичное. Тип речи: повествование с элементами описания и рассуждения. Повествование, т.к. все произведение нельзя изобразить на одной фотографии, в самой песне используется большое количество глаголов в прошедшем времени. Предложения в тексте связывают слова и так, вдруг, и вот.
В обрамлении много описаний природы, поэтому и время глаголов здесь настоящее. Повествование прерывается и рассуждениями автора о смысле жизни; как рассуждения построены и некоторые реплики главных героев произведения. Рассуждением заканчивается песня.
2. Определите род литературы и жанр произведения.
Ответ. Трудно сказать, к какому роду литературы можно отнести это произведение. Оно эпическое, т.к. сюжет легко пересказать, четко изображено место действия, ярко созданы образы главных героев и природы. Оно лирическое, т.к. даже по жанру, который определил сам М.Горький, это песня. Если мы запишем ее по-другому, то легко услышим двустопный ямб
Пускай ты умер!..
Но в песне смелых
и сильных духом
всегда ты будешь
живым примером,
призывом гордым
к свободе, к свету!
А также в произведении отражаются мысли и чувства автора.
Мы можем отнести "Песню..." и к драматическому произведению, т.к. изображение чувств героев и самого автора отличаются большой напряженностью, а чувства и мысли большой сдержанностью, целеустремленностью. Поэтому "Песню..." можно отнести как к лиро-эпическому жанру, так и назвать ее оптимистической трагедией. Оптимистической, т.к. по духу, по идее это произведение жизнеутверждающее, несмотря на гибель главного героя Сокола.
3. - На какие части можно разделить произведение?
Ответ ученика.
- На саму песню о Соколе и обрамление.
- Зачем М. Горький использует обрамление?
Ответ ученика.
- Оно подготавливает читателя, слушателя к пониманию мудрости песни Рагима, расширяет ее рамки, показывая, как прекрасна жизнь и как загадочна, как бесконечна и значительна. Еще более мелким на ее фоне видится мирок людей, подобных Ужу; еще прекрасней и значительней смерть Сокола.
4. Сопоставьте язык песни и обрамления с точки зрения стилистики поэтического синтаксиса.
а) Какую стилистическую роль выполняют обособленные члены в предложении?
Ответ. Обособленные члены ярче выделяют ту или иную сторону изображаемого явления, чем необособленные. Темп произношения замедляется, что делает речь неторопливой, плавной, лиричной.
б) Прослушайте небольшие отрывки из двух частей произведения. Попробуйте объяснить, чем они отличаются.
в) Чтобы проследить влияние обособленных членов на стилистику текста более подробно, заполним таблицу, одновременно вспоминая, когда и почему ставятся запятые при обособленных членах различных конструкций. Предложения подбираем только из "Песни..." М.Горького. Выписываем простые предложения или часть сложного, в которой встречается обособленный член (в целях экономии времени).
III. Обособленные определения.
Обособляются определения и приложения, если они относятся к личному местоимению.
обрамление | песня |
Легкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом | Весь в белой пене, седой и сильный, он резал горы и падал в море, сердито воя |
Согласованные распространенные определения и приложения, а также два или несколько одиночных согласованных нераспространенных определений, если они стоят после определяемого существительного.
обрамление | песня |
Море огромное, лениво вздыхающее у берега, уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. | Блестело море, все в ярком свете, и громко волны о берег бились. |
Распространенные и одиночные согласованные приложения, стоящие после существительного собственного.
обрамление | песня |
Тихо вздыхает Рагим, старый крымский чабан, высокий, седой, сожженный южным солнцем, сухой и мудрый старик |
IV. Обособление обстоятельств.
1. Обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями, за исключением деепричастий, превратившихся в наречие и стоящих в конце предложения.
обрамление | песня |
Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сердито вползая на берег. | И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою. |
V. Уточняющие члены предложения.
Обстоятельства места и времени.
обрамление | песня |
А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю, гремя камнями. |
2. Дополнения с предлогами КРОМЕ, ПОМИМО, СВЕРХ, ВМЕСТО, ИСКЛЮЧАЯ и др.
обрамление | песня |
:когда на сердце так чисто и легко и нет иных желаний, кроме желания думать. |
г) Дома вы должны были посчитать, сколько всего встретилось обособленных обстоятельств в песне, а сколько в обрамлении, запишите цифры, у кого сколько получилось.
обрамление | песня | |
Обстоятельства | 9 | 17 |
Определения | 20 | 2 |
Итак, кто же может сделать вывод о стилистической роли обособленных членов предложения в "Песне..."
ВЫВОД. В обрамлении 20 обособленных определений и всего 9 обособленных обстоятельств, которые чаще встречаются перед началом песни и сразу после ее окончания, а в тексте песни всего 2 обособленных определения и 17! обособленных обстоятельств. Это связано со стилистической функцией этих обособленных членов предложения. Обособленные обстоятельства сосредотачивают внимание на качестве действий. Предложения с деепричастными оборотами произносятся ускоренно, напряженно и создают живые, динамические описания. Причем интересно то, что обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, в обрамлении расположены в середине предложений, а в песне в начале или в конце предложения, что сильнее подчеркивает динамику (в начале) и замедляет темп произнесения фраз, делает их более плавными, напевными (в конце). Благодаря этому язык песни очень напряжён, динамичен и одновременно поразительно красив, музыкален. В обрамлении больше обособленных определений, т.к. они сосредотачивают внимание на признаках, а в обрамлении много описаний природы, следовательно,
есть обособленное приложение, которое оттеняет детали внешности Рагима
( "Старый крымский чабан, высокий, седой, сожженный южным солнцем, сухой и мудрый старик"), давая возможность проникнуть во внутренний мир персонажа, узнать его привычки, даже проследить жизненный путь.
ВЫВОД с записью в тетрадь (предложение написано на доске или выведено на слайде презентации).
Обособленные члены предложения выделяют ту или иную сторону изображаемого явления, а знаки препинания - это нотные знаки, твердо держащие текст и не дающие ему рассыпаться.
(Пов., невокл., сложное, ССП:
двусост., распр., полн., осл. одн. опред.;
двусост., распр., полн., осл. обособл. определениями, связ. союзом и_
Схема:
VI. Беседа по вопросам по дальнейшему анализу синтаксических средств.
5. Какие еще синтаксические средства использует автор для создания удивительно ярких образов Сокола и Ужа, носителей двух непримиримых философий.
Ответ, а/ Повторы.
1. В речи Ужа - аллитерация звуков [з], [с], [щ?], [ч?], [ш].
А [ш]то он видел, умер[ш]ий Сокол, в пу[с]тыне этой бе[с] дна и края. За[ч']ем такие, как он, умер[ш]и, сму[щ']ают ду[ш]у [с]воей любовью к полетам в небо? [Ш]то им там я[с]но? А я ведь мог бы у[з]нать в[с']е это, взлете[фш]и в небо хоть ненадолго.
В речи Сокола - звук [р]: О, если б в небо хоть [р]аз подняться!.. В[р]ага п[р']ижал бы я к [р]анам г[р]уди:
2. Анафора союзов:
И предложил он.... И дрогнул Сокол... И подошел он... И сам...
3. Повтор параллельных синтаксических конструкций.
Высоко в горы вполз Уж...
Высоко в небе сияло солнце:
4. Повтор предложений.
Безумству храбрых поем мы песню!
Безумству храбрых поем мы славу!
5. Инверсия: в обрамлении - обособленных определений, стоящих после определяемого слова, в песне обособленные обстоятельства стоят перед сказуемым.
6. Риторические вопросы. Они часто встречаются в речи Ужа: "Что, умираешь?.. Ну что де небо? Как мне там ползать? Зачем же гордость? Зачем укоры?
7. Риторические восклицания встречаются в речи Сокола и в речи автора, из чего можно сделать вывод, что автор поддерживает философию Сокола.
Да, умираю!.. Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо!.. Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!.
И у автора слова, ставшие афоризмами:
Безумству храбрых поем мы славу!
Безумство храбрых - вот мудрость жизни.
8. Риторические обращения - в отношении к Ужу - "бедняга", в отношении к Соколу: "0, смелый Сокол!"
Вопрос. Итак, ребята, сделайте вывод, что хотел сказать нам М.Горький своим произведением. На чьей он стороне: поддерживает философию Сокола или Ужа.
Объясните свою точку зрения.
ВЫВОД: Речь Сокола продолжается в речи автора. Сокол -символ смелого беззаветного подвига, в фольклоре Сокол "ясный", а Уж - змея, что-то пресмыкающееся, извивающееся, ползающее. "Рожденный ползать - летать не мажет", - говорит о нем автор. Сокол не мыслит существования без высокого, свободного неба, Уж - без темного, сырого ущелья. В небе Сокол находит своё счастье в битве с врагом. Уж находит удовлетворение в тепле и сырости ущелья. Следовательно, можно сделать вывод, что М.Горький на стороне Сокола, гордой птицы, За ними правда. Антон Павлович ЧЕХОВ писал, что равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть. Максим Горький подтвердил его мысль своим произведением.
Д/з. Сочинение. Стилистический анализ "Песни о Соколе" М.Горького.