Урок русского языка "Все знаки в гости к нам" (5-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель урока:

  • Повторение основных пунктуационных правил, изученных в разделе “” Синтаксис и пунктуация;
  • Закрепление навыков постановки знаков препинания, умения давать обоснованные ответы, строить связанный рассказ на грамматическую тему;
  • Воспитание самостоятельности при работе с грамматическим материалом, умения правильно оценивать свой труд.

Ход урока

I. Вступительная беседа.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. К нам в гости идут знаки препинания из русской пунктуации.

А что такое вообще знак!

Ученик №1: Понятие знаков очень разнообразное. Каждый знак обладает четырьмя свойствами:

  1. Обозначающее свойство (это что-нибудь доступное зрению или слуху – например, звонок, красный цвет, флаг, звук, слово).
  2. Обозначаемое свойство: это либо понятие, либо представление – образ (окружность, холод, совесть).
  3. Третье свойство – это условная связь между обозначающим и обозначаемым (то есть зависимость одного от другого).
  4. Четвёртое свойство – соотношение одного знака с другим. Знак не выносит одиночества. Он обязательно, так или иначе, связан с другими знаками, то есть входит в знаковую систему.

Знаковых систем очень много. Но среди них есть главная. Это наш обычный повседневный знак. Знаков в языке – огромное количество, но немаловажную роль играют знаки, именуемые знаками препинания.

(Материал взят из Энциклопедии для детей “Языкознание. Русский язык”).

Ученик № 2: Знак – это слово многозначное, имеющее 4 лексических значения:

  1. Памятка, изображение, предмет, которыми отмечается, обозначается что-нибудь (например, дорожные знаки).
  2. Внешнее обнаружение, признак чего-нибудь, например, знаки внимания (Молчание – знак согласия).
  3. Жест, движение, которым сигнализируют, сообщают что-нибудь (подать знаки рукой),
  4. Знак языковой – значимая единица языка (пометка, которой обозначается пауза в различных синтаксических конструкциях).

Сведения из Толкового словаря русского языка С.И.Ожигов и Н.Ю.Шведов. Москва, 1995 год.

Учитель: Итак, сегодня на уроке мы должны найти место в нашей речи каждому из знаков препинания, научиться с ними правильно обращаться. Наука, изучающая знаки препинания, называется...

Дети: (пунктуация).

Запись даты и темы урока.

Учитель: По латыни “пунктум” - точка. Но есть и другие знаки препинания. Какие?

Дети: точка, запятая, точка с запятой, вопросительный знак, восклицательный, многоточие, кавычки.

Учитель: Препинание – это термин, который обозначает остановку, её паузу.

“Знаки препинания – это нотные знаки.
Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться”.

(К.Паустовский)

(Записать)

Задание: Объяснить постановку знаков препинания.

II. Синтаксический разбор.

  1. Определение вида предложения по цели высказывания, по интонации. Выразительно прочитайте. (Доска, знаки препинания в конце предложения не ставим).
  2. Лес кудрявый поседел, свод небесный побледнел.
  3. Мороз и солнце; день чудесный!
  4. Тепло ль! Утихла ли метель?
  5. Пусть бежит в полях позёмка белою змеёю!

- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

Пример: Раньше всех знаков препинания появилась точка (конец XV века, затем запятая).

III. Подготовка ответов о внутренних знаках препинания.

(3 ученика)

Класс: рассматривание в учебнике схем. Примеры предложений розданных учащимся.

1. Запятая в предложениях.

а) Горячие слёзы упали Каю на грудь, растопили лёд, и проникли в сердце;
б) О чём ты, Герда плачешь?
в) Выпал снег, и белой скатертью покрылась земля.

2. Тире в предложениях.

а) Зимние забавы – радость для ребят.
б) “Я полечу в тёплые края, побелю горы”, - Снежная Королева.

3. Двоеточие в предложениях.

а) Снежинки напоминали разных зверей: ежей, толстых медвежат.
б) Кай крикнул Герде: “Мне позволили покататься на санках на большой площади!”

Класс: Чтение графических схем, запись примеров к схемам.

Примеры:

А) Ребята мастерят кормушки и кормят зимующих птиц: снегирей, воробьёв, синичек.
Б) Небо было ясное, и в нём полыхало северное сияние.
В) “Кай, я нашла тебя!” - воскликнула Герда.

IV. Слушаем ответы у доски.

Учитель: Тире раньше называли “молчанкой”, двоеточие – “объяснительный” знак.

V. Тренировочные упражнения.

1. Группа

Осложненное списывание. Расставить недостающие знаки препинания.

  1. Дули студёные ветры, и за окнами порхали и кружились снежинки.
  2. Буря выла, стонала и распевала свои песни.
  3. “Полезай ко мне в шубу, мальчик!” - сказала она.
  4. Все восхищались ёлкой: мама, папа, Вова.
  5. Кай посинел от холода, когда Снежная королева поцеловала его.
  6. Самопроверка.

Диктант с графическим обоснованием и объяснением.

  1. Ясная берёза распустила свежие косы и заблестела на солнце.
  2. На лесной поляне вьётся след лисицы, а рядом проскакал заяц.
  3. Холодно было в сверкающих залах Снежной Королевы, потому что веселье не заглядывало сюда.
  4. Олень радостно произнёс: “Вот моё родное северное сияние!”
  5. Все ребята нашего класса умеют петь, плясать, читать стихи.

VI. “Потерялась запятая”

Проблемный вопрос:

1. Какой союз в русском языке – самый опасный? /и/

Задание. Расставь соответственно номера предложений.

1. Ёж утеплял своё жильё и стелил в нём зимнюю постель.
2. Белка переоделась к зиме, и заяц серую шубку поменял на белую.
3. Шёл крупный снег и одевал в шубы дома, дороги.
4. К утру ударил мороз, и тонкий лёд затянул лужи.
5. Она вошла в огромную залу и увидела Кая.
6. Герда поцеловала Кая в обе щёки, и они опять зарделись.

Розыгрыш:

Я подарю тебе коньки, если ты сложишь слово вечность.

VII. Самостоятельная творческая работа.

1 группа, 2 группа. Составить схемы предложений.

  1. Все звери легли спать на зиму, и ежи улеглись в норе под ёлкой.
  2. А маленькому ёжику не спиться.
  3. Когда мама его уснула, он вылез из норы и удивился.
  4. Всё белым-бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика.
  5. – Как здорово! – воскликнул ёж и вылез из норы.

3 группа Дидактический материал К – 155

VIII. Итог урока.

- Как вы думаете, довольны ли остались знаки препинания тем приёмом, который мы им оказали?

- Подведение итогов работы на уроке.

- Заключительное слово: “Берегите знаки препинания!”

Человек потерял запятую,
Стал бояться сложных предложений.
За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял ! и начал говорить тихо, с одной интонацией.
Его ничего не радовало и не возмущало.
Затем не радовало и не возмущало.
Затем он потерял ? и перестал задавать весёлые вопросы.
Так он дошёл до точки и совсем разучился мыслить.
Берегите знаки препинания.