Цель урока:
- Повторение основных пунктуационных правил, изученных в разделе “” Синтаксис и пунктуация;
- Закрепление навыков постановки знаков препинания, умения давать обоснованные ответы, строить связанный рассказ на грамматическую тему;
- Воспитание самостоятельности при работе с грамматическим материалом, умения правильно оценивать свой труд.
Ход урока
I. Вступительная беседа.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. К нам в гости идут знаки препинания из русской пунктуации.
А что такое вообще знак!
Ученик №1: Понятие знаков очень разнообразное. Каждый знак обладает четырьмя свойствами:
- Обозначающее свойство (это что-нибудь доступное зрению или слуху – например, звонок, красный цвет, флаг, звук, слово).
- Обозначаемое свойство: это либо понятие, либо представление – образ (окружность, холод, совесть).
- Третье свойство – это условная связь между обозначающим и обозначаемым (то есть зависимость одного от другого).
- Четвёртое свойство – соотношение одного знака с другим. Знак не выносит одиночества. Он обязательно, так или иначе, связан с другими знаками, то есть входит в знаковую систему.
Знаковых систем очень много. Но среди них есть главная. Это наш обычный повседневный знак. Знаков в языке – огромное количество, но немаловажную роль играют знаки, именуемые знаками препинания.
(Материал взят из Энциклопедии для детей “Языкознание. Русский язык”).
Ученик № 2: Знак – это слово многозначное, имеющее 4 лексических значения:
- Памятка, изображение, предмет, которыми отмечается, обозначается что-нибудь (например, дорожные знаки).
- Внешнее обнаружение, признак чего-нибудь, например, знаки внимания (Молчание – знак согласия).
- Жест, движение, которым сигнализируют, сообщают что-нибудь (подать знаки рукой),
- Знак языковой – значимая единица языка (пометка, которой обозначается пауза в различных синтаксических конструкциях).
Сведения из Толкового словаря русского языка С.И.Ожигов и Н.Ю.Шведов. Москва, 1995 год.
Учитель: Итак, сегодня на уроке мы должны найти место в нашей речи каждому из знаков препинания, научиться с ними правильно обращаться. Наука, изучающая знаки препинания, называется...
Дети: (пунктуация).
Запись даты и темы урока.
Учитель: По латыни “пунктум” - точка. Но есть и другие знаки препинания. Какие?
Дети: точка, запятая, точка с запятой, вопросительный знак, восклицательный, многоточие, кавычки.
Учитель: Препинание – это термин, который обозначает остановку, её паузу.
“Знаки препинания – это нотные знаки.
Они твёрдо держат текст и не дают ему
рассыпаться”.
(К.Паустовский)
(Записать)
Задание: Объяснить постановку знаков препинания.
II. Синтаксический разбор.
- Определение вида предложения по цели высказывания, по интонации. Выразительно прочитайте. (Доска, знаки препинания в конце предложения не ставим).
- Лес кудрявый поседел, свод небесный побледнел.
- Мороз и солнце; день чудесный!
- Тепло ль! Утихла ли метель?
- Пусть бежит в полях позёмка белою змеёю!
- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
Пример: Раньше всех знаков препинания появилась точка (конец XV века, затем запятая).
III. Подготовка ответов о внутренних знаках препинания.
(3 ученика)
Класс: рассматривание в учебнике схем. Примеры предложений розданных учащимся.
1. Запятая в предложениях.
а) Горячие слёзы упали Каю на грудь, растопили
лёд, и проникли в сердце;
б) О чём ты, Герда плачешь?
в) Выпал снег, и белой скатертью покрылась земля.
2. Тире в предложениях.
а) Зимние забавы – радость для ребят.
б) “Я полечу в тёплые края, побелю горы”, -
Снежная Королева.
3. Двоеточие в предложениях.
а) Снежинки напоминали разных зверей: ежей,
толстых медвежат.
б) Кай крикнул Герде: “Мне позволили покататься
на санках на большой площади!”
Класс: Чтение графических схем, запись примеров к схемам.
Примеры:
А) Ребята мастерят кормушки и кормят зимующих
птиц: снегирей, воробьёв, синичек.
Б) Небо было ясное, и в нём полыхало северное
сияние.
В) “Кай, я нашла тебя!” - воскликнула Герда.
IV. Слушаем ответы у доски.
Учитель: Тире раньше называли “молчанкой”, двоеточие – “объяснительный” знак.
V. Тренировочные упражнения.
1. Группа
Осложненное списывание. Расставить недостающие знаки препинания.
- Дули студёные ветры, и за окнами порхали и кружились снежинки.
- Буря выла, стонала и распевала свои песни.
- “Полезай ко мне в шубу, мальчик!” - сказала она.
- Все восхищались ёлкой: мама, папа, Вова.
- Кай посинел от холода, когда Снежная королева поцеловала его.
Самопроверка.
Диктант с графическим обоснованием и объяснением.
- Ясная берёза распустила свежие косы и заблестела на солнце.
- На лесной поляне вьётся след лисицы, а рядом проскакал заяц.
- Холодно было в сверкающих залах Снежной Королевы, потому что веселье не заглядывало сюда.
- Олень радостно произнёс: “Вот моё родное северное сияние!”
- Все ребята нашего класса умеют петь, плясать, читать стихи.
VI. “Потерялась запятая”
Проблемный вопрос:
1. Какой союз в русском языке – самый опасный? /и/
Задание. Расставь соответственно номера предложений.
1. Ёж утеплял своё жильё и стелил в нём зимнюю
постель.
2. Белка переоделась к зиме, и заяц серую шубку
поменял на белую.
3. Шёл крупный снег и одевал в шубы дома, дороги.
4. К утру ударил мороз, и тонкий лёд затянул лужи.
5. Она вошла в огромную залу и увидела Кая.
6. Герда поцеловала Кая в обе щёки, и они опять
зарделись.
Розыгрыш:
Я подарю тебе коньки, если ты сложишь слово вечность.
VII. Самостоятельная творческая работа.
1 группа, 2 группа. Составить схемы предложений.
- Все звери легли спать на зиму, и ежи улеглись в норе под ёлкой.
- А маленькому ёжику не спиться.
- Когда мама его уснула, он вылез из норы и удивился.
- Всё белым-бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика.
- – Как здорово! – воскликнул ёж и вылез из норы.
3 группа Дидактический материал К – 155
VIII. Итог урока.
- Как вы думаете, довольны ли остались знаки препинания тем приёмом, который мы им оказали?
- Подведение итогов работы на уроке.
- Заключительное слово: “Берегите знаки препинания!”
Человек потерял запятую,
Стал бояться сложных предложений.
За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял ! и начал говорить тихо, с одной интонацией.
Его ничего не радовало и не возмущало.
Затем не радовало и не возмущало.
Затем он потерял ? и перестал задавать весёлые вопросы.
Так он дошёл до точки и совсем разучился мыслить.
Берегите знаки препинания.