Русский язык
-
Урок русского языка в 5-м классе "Лексика" (урок-путешествие) 2009
Учащиеся путешествуют по станциям, вспоминая основные лексические понятия, делая выводы об их назначении и употреблении в речи.
-
Урок развития речи с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо (6-й класс) 2009
Урок-изложение с творческим заданием. Изложение проводится в конце декабря, когда тема текста (срубленная во дворе ель) приобретает злободневный характер. Творческое задание-эссе "Зачем жильцы прикрепили к дереву табличку?" не просто заставит шестиклассников задуматься над нравственными проблемами, но и даст им возможность выразить своё отношение к проявлению человеческой подлости.
-
Урок русского языка в 5-м классе тему "Разделительные ъ и ь" по УМК под ред. С.И. Львовой 2009
На уроке используется технология развития критического мышления учащихся. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы.
-
Занятие элективного курса "В журналисты б я пошел" (9-й класс) 2009
Итоговое занятие в системе уроков элективного курса. У учащихся формируется готовность к творческой, исследовательской деятельности, развивается умение видеть проблему, разрешать её. Школьники усваивают минимум теоретических сведений о газетных жанрах, их особенностях, учатся самостоятельно создавать статьи, заметки, фоторепортажи.
-
"Космическое путешествие на планету Писем" 2009
Разработка урока в 5-м классе по теме "Письмо" в форме нестандартного урока-путешествия. Ставятся следующие цели и задачи: научить искусству писать письма, развивать логическую письменную речь, воспитывать дружелюбие, милосердие, любовь к близким людям. Знакомство с историей отправки писем, со структурой самого письма побуждает учащихся развивать свои мыслительные и познавательные способности.
-
Урок в 5-м классе "Типы речи" 2009
Цели урока: формирование учебно-познавательной компетенции через постановку цели на уроке и организацию её достижения; совершенствование коммуникативной компетенции через овладение способами совместной деятельности в группе, создание собственного текста; формирование информационной компетенции через овладение навыками работы с различными источниками информации.
-
Интегрированный урок (английский язык + русский язык) по теме "Языковая игра и проблема ее перевода на примере сказки Л.Кэрролла "Алиса в стране чудес" 2009
Урок учит анализировать текст на русском и английском языках, исследовать слово как персонаж сказки.
-
Урок русского языка в 6-м классе "Определительные местоимения" 2009
Разработка игрового урока. Данную технологию можно легко применить при изучении любых тем на уроках русского языка. Такое занятие развивает творческие способности, смекалку, фантазию, формирует различные общеучебные умения и навыки, расширяет кругозор, воспитывает чувство ответственности и, конечно же, любовь к родному языку.
-
Правописание корней с чередованием гласных -и-, -е- в 5-м классе 2009
Урок по УМК В.В. Бабайцевой разработан с учетом межпредметных связей, с ориентацией на личностное развитие учащихся: ученики сами выбирают, в какой группе им интересней работать, задание какого характера (творческого, исследовательского или репродуктивного) выполнять.
-
Статья "Формирование навыков культуры речи на уроках русского языка" 2009
В статье раскрывается вопрос формирования культуры речи на уроках русского языка, представлено множество заданий по теме.
-
Интегрированный урок развития речи (русский язык) и ИЗО в 7-м классе на тему "Кони, птицы Городца" 2009
Интегрированный урок русского языка и ИЗО направлен на знакомство с декоративно-прикладным искусством XIX века, формирование творческих способностей учащихся. На уроке формируется культура речи, воспитывается чувство прекрасного и гордость за народных умельцев.
-
Развитие умения ставить запятую в простом предложении с однородными членами 2009
На уроке закрепляются знания о простом предложении и об однородных членах предложения; развивается умение ставить запятую при однородных членах предложения; развивается творческая активность; воспитывается любовь и тбережное отношение к природе.
-
Урок русского языка по теме "Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного". 5-й класс 2009
Для учащихся 5-х классов одним из главных и необходимых видов деятельности является общение со сверстниками. В основе моего урока - использование коллективных способов обучения (работа в группах, работа в парах) с целью эффективности уроков русского языка, развития у учащихся коммуникативных и творческих навыков, воспитания умения работать в группе (коллективе), творчески перерабатывать информацию. Суть моей педагогической идеи состоит в том, чтобы использовать в своей деятельности нетрадиционные формы, методы и приёмы обучения для повышения положительной мотивации к своим предметам, для поддержания интереса школьников к своим предметам, активизации учащихся на уроках, развитию их творческих способностей, формированию коммуникативных умений.
-
«Наш дар бессмертный – речь»: русские поэты о языке и речи (для учащихся 9-х классов ) 2009
Жанр урока – урок-исследование. На уроке основным приёмом работы становится многоплановая работа со словом, текстом. Учителем использован коммуникативно-деятельностный подход к обучению языку. При таком подходе поэтический текст является средством эстетического, а главное, духовного развития учащихся, и одновременно способствует развитию речи.
-
Урок развития речи в 5-м классе. Подробное обучающее изложение с элементами сочинения по мотивам рассказа О'Генри "Последний лист" 2009
Данная разработка урока направлена на развитие творческих способностей учащихся, выработку умений работать с текстом. Учитель в процессе данного урока может решать следующие задачи: интегрировать знания, полученные детьми на уроках литературы; повторять с пятиклассниками основные речеведческие понятия не абстрактно, а на примере художественного текста, включающего различные типы речи; формировать у учащихся навыки анализа текста через поиск ключевых слов, составление плана, определение особенностей художественного стиля речи; воспитывать бережное отношение к художественному слову.
-
Внеклассные мероприятия по русскому языку 2009
Мероприятия позволят развить интерес к русскому народному слову и устному народному творчеству, а также поможгу научиться правильной сценической речи и умению свободно держаться на сцене.
-
"Литературная мозаика" по произведениям Н.В. Гоголя 2009
Интеллектуальная игра «Литературная мозаика» может быть использована как на уроках литературы 8–9-х классов, так и во внеклассной работе при проведении «Недели русского языка и литературы» в школе. В ходе мероприятия стимулируется познавательная деятельность, раскрываются индивидуальные способности учащихся, прививается любовь к русской классической литературе.
-
Совместная проектная деятельность учителя и ученика на уроках русского языка 2009
Совместная проектная деятельность ученика и учителя с использованием персонального компьютера кардинально отличается от устоявшихся классических технологий: дети не только работают вместе, но и учатся деловому творческому общению. Детям предоставляется возможность для самореализации: проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении задействованы все способности учащихся: аналитические, художественные, коммуникативные. Учителю приходится строго следить за последовательностью слайд-фрагментов, чтобы не нарушать принцип научности: от простого к сложному.
-
Итоговый урок-практикум за курс 6-го класса в форме деловой игры "Корректор" 2009
Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчеты, наблюдения?! И горько подумать, что одно неосторожное движение руки, случайная описка или опечатка могут оборвать нить изложения, затемнить смысл, разрушить стройную систему доказательств – короче говоря, если не свести на нет, то значительно повредить плоды напряженной работы мысли.
-
Задания повышенной трудности на уроках русского языка в 10-11-м классах. Готовимся к ЕГЭ 2009
С помощью тестов для подготовки к ЕГЭ, учащиеся смогут проконтролировать себя, оценить реально свои знания, обнаружить слабые места в своей подготовке по русскому языку и вовремя устранить их. Предлагаемые задания могут быть использованы в течение всего учебного года.
-
Урок русского языка в 9-м классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными" 2009
Работа посвящена обобщению и систематизации знаний, умений и навыков по синтаксису сложноподчиненного предложения. На данном уроке использованы различные виды учебной деятельности: устные ответы на вопросы, конструирование предложений, решение перфокарт, устранение пунктуационных ошибок, составление схем, характеристика придаточного предложения.
-
Урок "Вводные слова. Знаки препинания в предложениях с вводными словами" 2009
Первый урок по теме "Вводные слова". Учащиеся знакомятся в игровой форме с учебным материалом. На материале упражнений демонстрируются вопросы культуры речи, развивается умение анализировать устную и письменную речь с точки зрения отношения собеседника к той или другой ситуации, основываясь на использовании вводных слов, формируется пунктуационная зоркость.
-
Сочинение-описание в 6-м классе "Глаза — зеркало души человека" 2009
Сочинение по картине – одна из сложных методических проблем. Наибольшие трудности вызывает именно «чтение» портрета. Важно научить внимательно всматриваться в картину, описать то, что ученик видит на ней, определить детали, краски, колорит, свет и т.д. Дополнительная целевая установка – дать нравственную оценку изображенного на портрете.
-
Развитие интереса у учащихся к изучению русского языка 2009
В статье представлены материалы из опыта работы по развитию интереса у учащихся на уроках русского языка в 5-м классе. УМК под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова.
-
Интегрированный урок по геометрии и русскому языку на тему "Треугольники" (7-й класс) 2009
Представленный урок позволяет повторить и обобщить знания учащихся: о видах треугольника, их свойствах; о правописании проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слова. На уроке применяются следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Постоянное чередование данных форм работы позволяет сделать урок эффективным.
-
Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени". 7-й класс 2009
Урок, целью которого является ознакомление учащихся с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени (-ом-, -ем-, -им-). В урок включена работа по развитию речи, это конструирование предложений, словосочетаний, а также игра «Корректор».
-
Программа курса предпрофильной подготовки "Язык художественного текста. Изобразительные возможности лексики" 2009
Предлагаемый курс включен в образовательный блок "Курсы по выбору"; он полезен обучающимся для совершения осознанного выбора филологического профиля обучения в старшей школе. Курс позволит обучающимся развить культуру читательского восприятия художественного текста, совершенствовать речевую культуру, удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку к экзаменам по русскому языку и литературе, в том числе и формате ЕГЭ. Курс помогает оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
-
Разработка урока русского языка по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 2009
Урок русского языка в 6-м классе. Ведущая роль на уроке отводится ученикам, при этом учитель умело направляет их к правильным выводам в результате теоретических и практических действий. Урок состоит из 3-х основных частей, где первая часть - это повторение пройденного по теме "Имя существительное", вторая часть - теоретическая, где идет разбор нового материала по теме урока. Третья часть представлена отработкой теоретических знаний и расширением понятий "живая" - "неживая" природа в художественной речи.
-
Открытый урок по русскому языку в 8-м классе. Тема: «Предложения с обособленными членами. Стилистический анализ синтаксических средств "Песни о Соколе" М.Горького» 2009
Урок является заключительным по теме "Обособленные члены предложения", он позволяет обобщить и систематизировать знания детей и одновременно закрепить умения и навыки по стилистическому анализу текста. А самое главное – воспитывает любовь к русскому языку, к Родине и такие личные качества, как стремление к победе, верность долгу, любовь к жизни.
-
Урок русского языка в 8-м классе по теме "Односоставные и двусоставные предложения" 2009
Урок выстроен на произведениях А.С. Пушкина. Учащиеся показывают знания его поэзии, выразительно читают, четко выполняют различные виды разборов, анализируют тексты лингвистически и синтаксически, делают выводы об односоставных и двусоставных предложениях. на уроке гармонично переплетаются поэзия, музыка, живопись, что позволяет воспитывать любовь к родному краю, красоте природы, умение воспринимать прекрасное во всех проявлениях.