Программа элективного курса "Люблю старинные названья"

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка

На занятиях курса учащиеся получат топонимические знания, познакомятся с историей родного края, его героическим прошлым, с происхождением географических наименований, с историей их возникновения. Для топонимических исследований будут привлечены архивные материалы, документальная, научно-популярная и художественная литература о родном крае, географические карты, схемы, словари. Предполагается проведение экскурсий, посещение музея.

Цель: познакомить школьников с живым языком родного края: местными географическими названиями, личными именами, диалектами.

Задачи:

– приобщить учащихся к научно-поисковой работе;
– привить интерес к изучению народной речи;
– развить у школьников “языковое чутьё”;
– воспитать любовь к родной земле.

Программа курса поможет активизировать познавательную деятельность учащихся, научить самостоятельно работать с книгами, подбирать материал на нужную тему. Школьники получат новые знания, не содержащиеся в базовых программах.

Знания, полученные на занятиях курса, помогут ребятам свободно ориентироваться на рынке труда в выборе профессий учителя, экскурсовода, работника музея, журналиста, библиотекаря.

Курс рассчитан на 12 часов.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Вид деятельности

Форма контроля

1.

Вводное занятие

1

Практическое занятие Сбор “банка идей”

2.

Топонимика как раздел лексикологии

1

Беседа Сообщения учащихся

3.

Путешествие в страну русских говоров

1

Практическое занятие Упражнения на устранение диалектного произношения

4.

Тайны родного языка

1

Практическое занятие Упражнения на устранение диалектного произношения

5.

“На всех словах – события печать”

1

Выступления учащихся Игры, конкурсы, инсценировки

6.

Названия сёл Борисоглебского округа

1

Встреча с работником музея Сообщения учащихся, сочинения, заметки

7.

“Борисоглебск – двух имён сочетанье”

1

Экскурсия по городу Творческие работы (альбомы, сочинения, фотографии)

8.

Их именами названы улицы Борисоглебска

1

Встреча с работником музея Викторина “Где ты живёшь?”

9.

Родная улица моя

1

Беседа Сообщения учащихся о названиях улиц, на которых они живут

10.

“Где Хопёр с Вороной обнялись влюблённо…”

1

Беседа Оформление фотоальбомов, рисунки

11.

“Люблю старинные названья…”

1

Устный журнал Стихи, песни, инсценировки

12.

Заключительное занятие. Подведение итогов

1

“Круглый стол” Сбор портфолио

Содержание тем

Тема 1. Вводное занятие.

Знакомство с курсом. Цели, задачи. Сбор “банка идей”. Рекомендация литературы. Выбор творческих заданий опережающего характера.

Тема 2. Топонимика как раздел лексикологии. Географические названия. Их классификация. Топонимические следы древнерусского населения в Воронежском крае. Иранские, тюркские и финно-угорские названия. Их историческое обоснование.

Тема 3. Путешествие в страну русских говоров.

Основные наречия русского языка. Их особенности. Названия предметов домашнего обихода. Диалектология как наука, изучающая народные говоры. Русские лингвисты, изучавшие русские говоры.

Тема 4. Тайны родного языка.

Литературное и диалектное произношение. Фонетические особенности местных говоров. Предупреждение фонетических диалектных ошибок в речи.

Тема 5. “На всех словах – события печать”.

В. И. Даль – собиратель слов. “Толковый словарь живого великорусского языка”. История создания словаря. Пословицы, поговорки, скороговорки, загадки.

Тема 6. Названия сёл Борисоглебского округа.

История появления населённых пунктов. Происхождение названий. Стихи местных поэтов о сёлах Борисоглебского района.

Тема 7. “Борисоглебск – двух имён сочетанье”.

История святых Бориса и Глеба. Знакомство со “Сказанием о Борисе и Глебе”. Время основания Борисоглебска. Исторические документы и версии. Названия города. Основные вехи в истории Борисоглебска.

Тема 8. Их именами названы улицы Борисоглебска.

Происхождение названий улиц Борисоглебска. Причины переименований. Выдающиеся люди города.

Тема 9. Родная улица моя.

Улица, на которой ты живёшь. Происхождение названия. История появления. Стихи местных поэтов о Борисоглебске и его улицах.

Тема 10. “Где Хопёр с Вороной обнялись влюблённо…”

Топонимы, получившие имя по гидрониму. Закономерности возникновения гидронимов (названий водных пространств). Происхождение названий рек Хопёр, Ворона, Воронеж, Дон.

Тема 11. Лингвокраеведческий устный журнал “Люблю старинные названья…”

Происхождение названий рек, сёл Воронежской области, Теллермановского лесного массива. Легенды, связанные с этими названиями.

Тема 12. Заключительное занятие.

Подведение итогов курса. Выступления учащихся. Сбор материалов, творческих работ в портфолио.

Методические рекомендации к проведению занятий.

Тема 1. Вводное занятие.

Цель: пробудить познавательный интерес к данному элективному курсу.

Задачи:

– прививать любовь к народному языку;
– развивать любознательность, обострённое чувство слова.

Оборудование: фотооткрытки “Воронеж”, “Борисоглебск”; газета “Борисоглебский вестник”, номера разных лет.

Ход занятия

  1. Знакомство с тематикой занятий.
  2. Цели и задачи элективного курса.
  3. Рассматривание фотооткрыток “Воронеж”, “Борисоглебск”.
  4. Знакомство с рекомендуемой литературой.
  5. Знакомство с темами сочинений, рефератов, творческих работ.
  6. Анкетирование “С какой информацией я могу выступить на занятиях по топонимике Воронежского края?”
  7. Чтение статей газеты “Борисоглебский вестник” о Борисоглебске.

Тема 2. Топонимика как раздел лексикологии.

Цель: ввести учащихся в круг терминов, понятий и проблем, связанных с наукой топонимикой.

Задачи:

– познакомить учащихся с историей становления и развития топонимики Воронежского края;
– закрепить знания основ таких наук, как история, география, биология, литература (так как занятия топонимикой предполагают ассоциативные связи с этими науками) и выработать умение ими пользоваться;

Оборудование: карта Воронежской области и Борисоглебского округа.

Ход занятия

  1. Рассказ учителя о топонимике как разделе лексикологии.
  2. Рассказы учащихся о классификации географических названий, об иранских, тюркских и финно-угорских названиях, о топонимических следах древнерусского населения в Воронежской области.

Домашнее задание: подготовить сообщения (по рассказам старожилов) о географических названиях Борисоглебского района.

Тема 3. Путешествие в страну русских говоров.

Цель: познакомить учащихся с русскими диалектами, дать полное представление об особенностях родного говора.

Задачи:

– повышать культуру речи на основе осознанного противопоставления “литературный язык – диалект”;
– способствовать углублённому пониманию литературной нормы;
– заставить шире смотреть на язык как на общественное явление.

Оборудование: карта европейской части России с изображением территории распространения трёх основных наречий русского языка, демонстрационные карточки, включающие слова: “утрата Й”, “стяжение гласных”, “аканье”, “Г – фрикативный”, “мягкие согласные в окончаниях глаголов”.

Ход занятия

  1. Инсценирование сказки Б. Шергина “Волшебное кольцо”.
  2. Выразительное чтение стихотворений о русском языке.
  3. Слово учителя о северновеликорусском, южновеликорусском и средневеликорусском диалектах. Диалектология как наука, изучающая народные говоры.
  4. Упражнения на устранение диалектного произношения.
  5. Инсценирование эпизода из романа М. Шолохова “Поднятая целина”.

Домашнее задание: проследить за речью окружающих и выяснить, какие диалекты характерны для нашей местности.

Тема 4. Тайны родного языка.

Цель: познакомить учащихся с диалектным многообразием русского языка.

Задачи:

– привлечь внимание учащихся к фонетическим особенностям местных говоров;
– развивать у школьников умения и навыки, способствующие устранению и предупреждению фонетических диалектных ошибок в речи.

Оборудование: диалектологическая карта русского языка, плакаты с высказываниями о русском языке.

Ход занятия

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Сообщение о наречиях русского языка.
  3. “Граница и её нарушители”.
  4. “Произноси с нами, произноси как мы, произноси лучше нас”.
  5. “Сначала подумай – потом говори”.

Домашнее задание: проследить за речью окружающих и выяснить, какие диалектные слова употребляют жители нашей местности.

Тема 5. “На всех словах – события печать”.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о “Толковом словаре живого великорусского языка” В. И. Даля.

Задачи:

– показать живую связь современного языка с историческими корнями;
– закрепить навыки работы со словарями;
– активизировать творческую деятельность учеников.

Оборудование: портрет В. И. Даля, “Толковый словарь живого великорусского языка”.

Ход занятия

  1. Вступительное слово учителя. В. И. Даль – исследователь воронежских говоров.
  2. Рассказы школьников о жизни и деятельности В. И. Даля.
  3. “Толковый словарь живого великорусского языка”. История создания.
  4. Инсценирование сказки “Лиса и Медведь”.
  5. Инсценирование сказки “Шемякин суд”.
  6. Выразительное чтение сказки “Старик-годовик”.
  7. Конкурс на лучшего чтеца скороговорок.
  8. Сценка о старинных названиях.
  9. Игры, загадки.

Домашнее задание: подготовить сообщения о названиях сёл Борисоглебского округа.

Тема 6. Названия сёл Борисоглебского округа.

Цель: выяснить, как возникли названия сёл Борисоглебского округа.

Задачи:

– прививать любовь к родному слову;
– воспитывать гордость за свой край;
– познакомиться с творчеством местных поэтов.

Оборудование: карта Борисоглебского округа.

Ход занятия

  1. Рассказ работника музея об истории появления населённых пунктов Борисоглебского округа.
  2. Сообщения учащихся о происхождении названий сёл Богана, Третьяки, Чигорак, Танцырей, Тюковка и др.
  3. Чтение стихотворений местных поэтов о сёлах нашего района.

Домашнее задание: сочинение “Что я знаю об истории и названии родного города?” или оформление фотоальбома “Борисоглебск: вчера и сегодня”.

Тема 7. “Борисоглебск – двух имён сочетанье”.

Цель: познакомиться с главными героями “Сказания о Борисе и Глебе” и связать их образы с конкретными событиями и фактами русской истории 10-11 веков, а также с названием родного города.

Задачи:

– познакомиться с достопримечательностями Борисоглебска, историческими фактами, знаменитыми людьми;
– дать навыки краеведческой исследовательской деятельности;
– воспитывать чувство гордости за свою “малую родину”.

Оборудование: “Сказание о Борисе и Глебе”, фотооткрытки с изображением достопримечательностей Борисоглебска.

Ход занятия

  1. История святых Бориса и Глеба.
  2. Знакомство со “Сказанием о Борисе и Глебе”.
  3. Рассказ экскурсовода о времени основания Борисоглебска, о названиях нашего города.

Домашнее задание: оформить фотоальбом “Борисоглебск: вчера и сегодня”; подготовить информацию об улицах, которым присвоены имена революционеров и героев гражданской и Великой Отечественной войн, выяснить их прежние названия.

Тема 8. Их именами названы улицы Борисоглебска.

Цель: донести информацию до учащихся о том, в честь какого человека или события названа та или иная улица, какие памятники истории сохранились в городе.

Задачи:

– воспитывать патриотические чувства;
– приобщить учащихся к поисковой работе.

Оборудование: фотооткрытки с изображением достопримечательностей города.

Ход занятия

  1. Обсуждение списка улиц, составленного дома.
  2. Анализ прежних названий с точки зрения их происхождения.
  3. Выступление работника музея.
  4. Викторина “Где ты живёшь?”

Домашнее задание: подготовить сообщение на тему “Родная улица моя” (название, достопримечательности, известные люди, живущие на улице, и т.п.).

Тема 9. Родная улица моя.

Цель: систематизировать знания школьников о названии и происхождении улиц Борисоглебска.

Задачи:

– воспитывать патриотические чувства учащихся, в частности – прививать им стремление к “нравственной, духовной осёдлости” (Д.С.Лихачёв);
– познакомить девятиклассников с творчеством местных поэтов.

Оборудование: фотографии улиц Борисоглебска.

Ход занятия

  1. Рассказы учащихся об улице, на которой они живут.
  2. Игра “Угадай название улицы”.
  3. Чтение стихотворений о Борисоглебске, его улицах, известных людях.

Домашнее задание: написать сочинение о природе родного края (“Удивительное рядом”, “Теллермановская роща, допетровские дубы”, “Лесная Ворона! Родная Ворона!”, “Отдых на берегу Хопра” и др.).

Тема 10. “Где Хопёр с Вороной обнялись влюблённо…”

Цель: познакомить учащихся с происхождением названий рек Воронежской области.

Задачи:

– воспитывать любовь к родной земле, бережное отношение к природе;
– прививать интерес к родному слову.

Оборудование: карта Воронежской области, фотостенд на тему “Природа родного края”.

Ход занятия

1. Слово учителя. Топонимы, получившие имя по гидрониму.
2. Доклад ученика о закономерностях возникновения гидронимов.
3. Беседа о происхождении названий рек Хопёр, Ворона, Воронеж, Дон.
4. Чтение домашних сочинений учащихся о природе Борисоглебского района.

Домашнее задание: оформление фотоальбомов; статьи, рисунки на тему “Родное Прихопёрье”.

Тема 11. Устный журнал “Люблю старинные названья…”

Цель: расширить знания учащихся о русском языке и его истории.

Задачи:

– воспитать любовь к родному краю;
– приобщить учащихся к поисковой работе.

Оборудование: карта Воронежской области, макет журнала “Топонимика Воронежского края”, выставка фотографий и открыток с изображением достопримечательных мест г.Воронежа, г.Борисоглебска, сёл и рек Воронежской области.

Ход занятия

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Сообщения учащихся о происхождении названий рек, сёл Воронежской области, названий Борисоглебска и Воронежа.
  3. Чтение стихотворений русских поэтов о русском языке, местных поэтов о реках, сёлах Воронежской области, о городе Борисоглебске.
  4. Исполнение песен о Борисоглебске.
  5. Инсценированное чтение легенды о селе Танцырей.

Домашнее задание: оформление творческих работ.

Тема 12. Заключительное занятие.

Цель: подвести итоги занятий элективного курса.

Задачи:

– обобщить и систематизировать знания учащихся по топонимике родного края;
– развивать познавательный интерес школьников к лингвокраеведению.

Ход занятия

1. Отчёты учащихся по выбранным темам курса (сочинения, рефераты, альбомы).
2. Анкетирование “Что нового для себя я узнал на занятиях по лингвокраеведению?”

Список использованной литературы:

  1. 1. Апальков Ю. А., Голованов В. М. Крепость на Хопре. – Борисоглебск, 1997.
  2. 2.Борисоглђбскъ. Лики старого города: Фотоальбом / Под ред. В.В.Самошкина. – Борисоглебск, 2005.
  3. 3.Борисоглебское Прихопёрье: Учебно-методическое пособие по курсу специализации 032909 – Литературное и лингвистическое краеведение. Борисоглебский государственный педагогический институт. – Борисоглебск, 2003.
  4. 4.Загоровский В. П. Историческая топонимика Воронежского края. – Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1973.
  5. 5. Загоровский В.П. Как возникли названия городов и сёл Воронежской области. – Воронеж, 1966.
  6. 6. Климкова Л.А. Диалектолого-ономастическая работа в вузе и школе. – Арзамас, 1987.
  7. 7.Панова В. И. История Воронежского края. – Воронеж, 1995.
  8. 8. Порошенков Е. П. Вокруг поэзии. – Борисоглебск, 2005.
  9. 9. Поэты о русском языке / Сост. Р. К. Кавецкая. – Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1989.