Цель урока:
- Повторение изученного о наречиях.
- Дать понятие о смысловых группах наречий. Научить определять смысловой разряд наречий.
- Выработать навыки правильного употребления в речи наречий. Обогащение речи учащихся наречиями разных смысловых разрядов (слайд№2).
Наглядность: задания на карточках, таблица на каждого ученика, тексты об этимологии наречий “пешком” и “мельком”, “авось”.
Ход урока
Актуализация: (слайды №3, 4)
- Чем наречия отличаются от других частей речи?
- Что означает эта часть речи?
- На какие вопросы наречия отвечают?
- К какому слову в предложении они относятся?
- Каким членом предложения они являются?
(Можно дать задание составить план ответа по теме “Наречие”)
Новый материал: (слайд №5)
1.Рассмотрите таблицу и вставьте недостающую информацию.
Значение наречия | Вопросы | Примеры наречий |
Где? Куда? Откуда? |
||
Как? Каким образом? |
||
Когда? Как долго? |
||
Почему? Отчего? По какой причине? |
||
В какой мере? В какой степени? |
||
Зачем? С какой целью? Для чего? |
Вывод:
Наречия по значению делятся на следующие группы: (слайд №6)
- Места;
- Образа действия;
- Времени;
- Причины;
- Меры и степени;
- Цели.
2. Работа с учебником. Стр. 96, упр. 149. (слайд№7)
Прочитайте теоретический материал, составьте план текста в виде вопросов к каждому абзацу и дополните сведения урока:
- На какие группы делятся наречия еще? (знаменательные и местоименные, которые только указывают на значение, но не называют его конкретно)
Закрепление материала.
3. Практическая работа. Упр. № 154. (слайд №8)
Составь словосочетания, вставив наречия требуемого разряда.
Составь графическую схему их.
Составь с двумя словосочетаниями предложения.
Взаимопроверка.
Сделаем вывод: для чего нужно знать смысловые разряды наречий?
4. Словарная работа: (слайд №9)
Как возникли наречия “пешком” и “мельком”? “ авось” (записать на доске и дать ученику подготовить информацию)
Исправление речевой ошибки:
Сегодня обратно идет дождь.
Ученик обратно позабыл тетрадь.
Вперед говорили о посещаемости, а потом - о дисциплине.
- Какая ошибка допущена здесь?
5.Роль местоименных наречий в тексте (слайд №10).
Рассмотрите предложения, определите роль наречий в них (связывают предложения).
Как называется такой тип связи между предложениями?
6. Работа по карточкам (слайд №11)
Прочитайте предложения.
Найдите в них наречия, определите их значение, выпишите вместе с теми словами, к которым они относятся.
Определите, каким членом предложения являются наречия?
На какие смысловые группы можно разделить эти наречия?
- Да помнится, еще в запрошлом лете ты мне здесь так же нагрубил! Вороне где-то бог послал кусочек сыру.
- Куда пророческий в нем дар девался?
- Когда-то, в старину, Лев с Барсом вел предолгую войну.
- Зачем вы посетили нас в глуши забытого селенья?
- Когда-нибудь и где-нибудь с товарищем вдвоем мы песенку вполголоса в два голоса споем.
- Нигде я больше его не встречал, да и где нам было встретиться?
- Куда нас еще закинет судьба?
- Где и когда сойдутся наши дороги?
- Да и зачем нам теперь встречаться?
- То там, то тут появлялись вспышки молнии.
- Мы поворачивали головы туда, где вспыхивала молния.
- Тогда я еще не понимал, насколько страшно остаться где-нибудь в лесу во время грозы.
- Как же мы не заметили ее приближения сюда?
- Куда-то попряталось все живое.
- И все же мы решили, что никуда отсюда не уйдем.
Обобщение изученного:
- Какие смысловые группы наречий теперь вам
известны?
- Как определить смысловой разряд наречий?
- Каким морфологическим признаком является
смысловой разряд наречия?
- Есть ли у наречий непостоянные морфологические
признаки? (род, число, лицо, падеж)
Напишите ключевые слова урока.
Домашнее задание:
Напишите небольшое рассуждение на тему “Курить – здоровью вредить”.
Используйте наречия разных смысловых разрядов.