Урок развития речи в 9-м классе "Стили речи и эпистолярный жанр"

Разделы: Русский язык


Цель урока: возродить российские традиции эпистолярного жанра; углубить знания учащихся о языке как многоуровневой системе; способствовать повышению лингвостилистической культуры учащихся, сознательному отношению к явлениям русского языка; совершенствовать умение написания делового, официального, личного письма; расширять кругозор учащихся знаниями из истории письма.

Оборудование: выставка: “Напиши мне письмо” с образцами заполнения конверта, образцами писем разных стилей, художественные открытки, сведения из истории письма.

Ход урока

Письма - прекрасные мгновения прожитой жизни, состояние души, запечатленное в слове.

А.П. Чехов

…письма создают атмосферу задушевности... они исцеляют душу, возвращают ей целостность.

И.С.Тургенев

I. Слово учителя.

Сегодня мы с вами поговорим о жанре письма, так как оно занимает важное место в официально-деловых отношениях. А вот в личной жизни мы сейчас больше пользуемся телефоном, нежели пишем письма, и искусство эпистолярного жанра постепенно забывается. Сейчас, когда информация передается мгновенно с помощью Интернета, мобильных телефонов, люди утрачивают потребность в написании писем, так как оно требует временных затрат. Современный человек спешит, ритм жизни очень стремительный. Но только в письме мы можем поделиться переживаниями, выразить чувства, “излить душу”. Очень высоко оценили этот жанр известные писатели (обратиться к эпиграфам к уроку).

Наша задача - содействовать возрождению жанра. И Министерство образования совместно с Министерством связи уже четыре года подряд проводят всероссийский конкурс “Лучший урок письма”. Школьники принимают самое активное участие в конкурсе.

II. Проверка домашнего задания.

(Работа проводится по группам, и каждая группа представляет свое домашнее задание).

Домашнее задание первой группы называется “Из истории письма”

Первый ученик. Дошедшие до нас античные эпистолярные теории свидетельствуют о

том, что в то время составление писем подчинялось четким стилистическим нормам, разработанным риторикой. Так, грамматик Артемон называл письма “диалогом без собеседника” и говорил, что они должны иметь стилистическое сходство с диалогом. Но “употреблять надобно обдуманные слова, а не случайные, что придут на ум”.

Второй ученик. При написании писем надо было соблюдать традиции.

“Письмо не должно быть шутливым, если оно пишется лицу вышестоящему, грубым -

если равному, надменным - если подчиненному, неряшливо написанным - если ученому, невнимательно составленным - если неученому… пусть не будет оно составлено из избитых выражений, если пишется самому близкому человеку, если же менее близкому, то пусть не будет недружелюбным…”

Предъявлялись строгие требования к культуре письма. “Надлежит писать письма свои опрятно, без всякой почистки, на тонкой бумаге...”

Третий ученик. В античные времена выпускались Письмовники, это сборники образцов для составления писем, рекомендации по составлению писем разного xapaктера. В ХVII веке письма писались редко, а в ХVIII-XIX веке такие письмовники были очень популярны и издавались в большом количестве. В них насчитывалось до пятнадцати типов писем: просительные, одобрительные, нравоучительные и др., и каждый тип имел свою разновидность. Среди поздравительных выделялись, например, поздравление по поводу получения чина, по поводу женитьбы, по поводу рождения ребенка и т.д.

Дополнение учителя. Эпистолярное наследие XIX века имеет важное значение для современной культуры. Письма писателей, поэтов и других видных общественных деятелей издаются и служат образцом эпистолярного жанра. Например, Л. H. Толстой писал письма везде, куда бы ни забросила его судьба. По письмам мы узнаем, что Л.Н.Толстой, оказывается, побывал в Башкирии в 1862 году, приезжал к башкирам Самарской губернии на кумыс и жил в башкирском кочевье. Всего писатель побывал в Башкирии около десяти раз, причем, четырежды привозил сюда семью. Сохранились письма его к жене из башкирских степей. Вот одно из них: “Живу у башкирцев, пью кумыс, изумительная, скажу тебе, штука. Тебе тоже необходимо сюда приехать, поправить здоровье...”

Для вас уже не новость, а хорошо известный факт, что А.П.Чехов летом 1901 года приезжал в Андреевский санаторий Белебеевского уезда тоже на кумысолечение и с Аксеновского почтамта отправлял письма родным и друзьям. Вот одно из его коротких писем другу, публицисту М.О.Меньшикову: “Дорогой, Михаил Осипович, я теперь на кумысе, мой адрес для писем: Аксёново, Уфимской губернии”. Мы знаем, что теперь этот санаторий носит имя писателя.

Известная поэтесса ХХ века Марина Цветаева, которую вы хорошо знаете и не раз бывали в музее в селе Усень-Ивановское, Белебеевского района, очень ценила такую форму общения, как переписка, и считала, что “письмо позволяет человеку самораскрыться, отражает характер, обнажает черты, невидимые в повседневной жизни”.

Домашнее задание второй группы. “Виды писем”.

Первый ученик. Мы различаем следующие виды писем:

- официально-деловые (как деловые документы, отражающие официальные отношения);
- художественные (как жанр художественной литературы или как один из приемов писателя);
- частные неофициальные письма, не предназначенные для публикации;
- профессионально ориентированные, написанные с применением научного стиля, например, переписка ученых;
- публицистические (письмо в газету). (Ребята комментируют таблицу, составленную самостоятельно, учащиеся переносят её в тетрадь)

Официально-деловые письма

Цель: сообщение, передача деловой информации. Составляются на специальных бланках. Язык тактичен, тонок, краток. Делятся на реактивные и инициативные. Реактивные письма не требуют ответа. Это сопроводительные письма, письма-извещения письма-напоминания, письма-предупреждения, гарантийные письма. Цель инициативных писем - побудить к действию, поступку, например, оплатить услуги ЖКХ, а также письма-приглашения к сотрудничеству. В письмах этой группы часто встречаются элементы доказательства, убеждения. Деловое письмо может быть многоаспектным, т.е. одновременно содержать и просьбу, и предложение, и напоминание, и гарантию. Характерно наличие штампованных фраз: “извещаем”, “в связи с “, “в противном случае”, “в случае неуплаты” и т.д., употребление слов в их прямом значении, употребление существительных, образованных от глагола.

Частные неофициальные письма

Цель: обмен информацией, мыслями и чувствами с близкими людьми. Имеет место конкретная ситуация. Диалогическая речь, обилие местоимений 2 лица, разговорная лексика (существительные с суффиксами: -ишк-, -ищ-, -енк-, -ОНК-, -овк- И др.) Глаголы в разных формах и разных наклонениях. Предложения простые, эллиптические; вопросительные, восклицательные и побудительные по цели высказывания. Много обращений (могут употребляться дружеские прозвища), вводных слов, разговорных фразеологизмов, просторечных слов. Характерен особый порядок слов в предложении. Такое письмо ориентирповано на получение ответа.

Художественные письма

Цель: воздействие на слушателей или читателей. Является определенным звеном в развитии сюжета или способом выражения авторской характеристики, или характеристикой внутреннего мира героя. Присутствуют разнообразные средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения), разнообразен синтаксис, четко прослеживаются адресат и адресант. Используется разговорный стиль как прием стилизации автора.

С января 1997 года Россия перешла на европейскую систему адресования: фамилия, дом, улица, страна (демонстрируется на стенде, делается образец заполнения в рабочих тетрадях учащихся).

Домашнее задание третьей группы. “Художественные письма”.

1 ученик.

Прощай, письмо любви, прощай! Она велела...
Как долго медлил я, как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал: гори, письмо любви…

2 ученик.

Она сидела на полу
И груду писем разбирала
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала…

3 ученик.

Давно забытые, под легким слоем пыли,
Черты заветные, вы вновь передо мной
И в час душевных мук мгновенно воскресили
Всё, что давно-давно утрачено душой...

Учитель. Вы, конечно, узнали строчки известных стихотворений А.С.Пушкина “Сожженное письмо”, Ф.И.Тютчева “Она сидела на полу...”, А.А.Фета “Старые письма”

(Слушаем выразительное чтение наизусть письма Татьяны к Онегину из романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”).

Учитель. Если реальные письма отличаются автобиографизмом, то в художественном письме адресат и адресант - вымышленные образы, плод фантазии писателя, и письмо адресовано не конкретному человеку, а массовому читателю. Художественное письмо только имитирует реальное интимно-дружеское послание. Здесь мы встретим много разнообразных средств художественной выразительности (эпитеты: “несчастной доли”, “горького мученья”, “неопытной души”, “верная подруга”, “добродетельная мать” и др.; инверсия: “не отдала бы сердца я”; литота “хоть каплю жалости храня”).В письме четко прослеживается адресат и адресант. Наличие вопросительных и восклицательных предложений, а также обилие местоимений, различных форм глагола, вводных слов указывает на разговорный стиль письма, это прием стилизации у А.С.Пушкина.

Или другой пример. Письмо Хлестакова - это определенное звено в развитии сюжета произведения и способ выражения авторской характеристики чиновников города устами

Хлестакова. Не случайно Н.В.Гоголь считал Хлестакова центральным персонажем комедии.

(Ученик читает выразительно письмо Хлестакова другу Тряпичкину)

Спешу уведомить тебя, душа Тряпичкин, какие со мной чудеса. На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму, как вдруг по моей петербургской физиономии и по костюму весь город принял меня за генерал-губернатора. И я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решил только с которой начать ... Все мне дают взаймы, сколько угодно. Оригиналы страшные. От смеху ты бы умер. Ты, я знаю, пишешь статейки; помести их в свою литературу. Во-первых, городничий - глуп, как сивый мерин...

Почтмейстер точь-в-точь департаментский сторо:нс Михее: должно быть, также, подлец, пьет горькую... надзиратель за богоугодным заведением Земляника - совершенная свинья в ермолке... Смотритель училищ протухнул насквозь луком... Судья ЛяпкинТяпкин в сильнейшей степени моветон... А впрочем, народ гостеприимный и добродушный. Прощай, душа Тряпичкин. Я сам, по примеру твоему, хочу заняться литературой... Пиши мне в Саратовскую губернию, а оттуда в деревню Подкатиловку...

Это пример интимно-дружеского письма. Проанализируем письмо Хлестакова.

1. Укажите необычное обращение;
2. Укажите глаголы повелительного наклонения и какую роль они играют в тексте;
З. Назовите слова разговорного стиля; укажите разговорные фразеологизмы;
4. Найдите откровенно бранные слова;
5. Каков синтаксис предложений?
6. О чем говорит употребление в письме местоимений 2 лица?

Учащиеся четвертой группы работают со словарями, объясняя значение и правописание новых слов.

Первый ученик. Начнем с того, что “письмо” - слово многозначное. По словарю С.И.Ожегова оно имеет 4 значения (зачитывают). От слова “письмо” образовано слово “письмовник” - сборник образцов для составления писем.

В ходе урока вы услышите слова “адресат”, человек, которому отправляется письмо, и “адресант” - тот, кто отправил письмо. С этим словом мы встречаемся впервые. Оно образовано от слова “адрес” с помощью суффикса -ант- (суффиксальный способ образования). Суффикс обозначает человека по профессии или по роду деятельности. Точно так же образованы слова: лаборант, конкурсант, дипломант, диверсант, музыкант.

Слова “инициативные” и “реактивные” - словарные слова, правописание гласных в них надо запомнить.

Второй ученик. В нашу жизнь прочно входят слово “экспресс-почта”, означающее “идущий с большой скоростью”, т.е. срочная почта. Это сложное слово, оно пишется через дефис, как и слова: письмо-извещение, письмо-предупреждение, письмо-напоминание и т.д.

Слово “почтамт” тоже связано с нашей темой, оно обозначает

главное почтовое учреждение, где происходит сортировка и отправка наших писем. Будет полезно запомнить правописание слова “корреспонденция” - переписка, почтово-телеграфные отправления.

Третий ученик. В формулировке темы сегодняшнего урока встретилось новое понятие “эпистолярный жанр”. Словарь С.И.Ожегова трактует так: 1. Относящийся к частной переписке, к письмам. Эпистолярное наследие поэта. 2. Имеющий форму письма, переписки (о литературном произведении). Э. жанр. Э. роман (роман в стихах).

III. Практическая работа.

Учитель. Продолжаем работать по группам. Каждой группе я даю задание: найти элементы разговорного стиля в письмах А.C. Пушкина (раздаю карточки с заданиями).

Пушкинская переписка приходится на тот короткий в истории литературы период, когда частное письмо воспринималось современниками как явление литературы. Это была, как писал Пушкин, “почтовая проза”.

Задание первой группе.

. Выпишите из письма личные и притяжательные местоимения. Какую синтаксическую конструкцию использует Пушкин, чтобы избежать частого повтора личных местоимений;
2. Найти в письме вопросительные и восклицательные предложения и записать их в соответствующую графу таблицы;
3. Выписать разговорные и просторечные слова, образованные суффиксальным способом. Какой оттенок значения привносят суффиксы в эти слова?
4. Выпишите слова со сниженной стилистической окраской;
5. Найти слова без ярких разговорных суффиксов, но относящихся к разговорной лексике;
6. Найти формы глагола, характерные для разговорной лексики, что они выражают;
7. Найти междометия;
8. Выпишите неполные предложения, дайте их полный вариант.

22 июля 1831 г. Из Царского Села в Петербург.

Письмо твое от 19-го крепко опечалило. Опять хандришь. Эй, смотри, хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу. Дельвиг умер, Молчанов умер; погоди, умрет и Жуковский, умрем и мы. Но жизнь все еще богата; мы встретим еще много знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши - старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята, а мальчики станут повесничать, а девочки сентиментальничать; а нам то и любо. Вздор, душа моя, не хандри - холера на днях пройдеm, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы.

Жаль мне, что ты моих писем не получал. Между ими были дельные; но не беда. Эслинг сей, которого ты не знаешь, - мой внук по лицею и, кажется, добрый малый - я поручил ему доставить тебе мои сказки; прочитай их ради скуки холерной, а печатать их не к спеху.

Кстати, скажу тебе новость (но да останется это по многим причинам между нами): царь взял меня в службу - но не в канцелярию или придворную, или военную - нет, он дал мне жалование, открыл мне архивы, с тем, чтоб я рылся там и ничего не делал. Это очень мило с его стороны, не правда ли?

Когда же мы, брат, увидимся? Ох уж эта холера!

Прощай. Кланяюсь всем твоим.

Будьте здоровы. Христос с вами.

Задание второй группе.

1. Выписать обращения. Как характеризуют они автора письма, в каких отношениях находится он с адресатом?
2. Пушкин - остроумный человек. Найди каламбур в его письме. На чем он строится? (Каламбур - игра слов, основанная на звуковом сходстве и смысловом различии. Школьный словарь иностранных слов под ред. И.И. Одинцова)
3. Выпишите глаголы, стоящие в форме повелительного наклонения. Чем вы можете объяснить частотность их употребления в тексте письма?

Первая половина ноября 1824г. Из Михайловского в Петербург.

Брат, ты мне пришлешь немецкую критику “Кавказского пленника”? (спросить у

Греча), да книг, ради Бога, книг. Если гг. издатели не захотят удостоить меня присылкою своих альманахов, то скажи Сленину, чтоб он мне их препроводил, в том числе и “Талию” Бумарина. (Первый театральный альманах в России). Кстати, о талии: на днях я мерился поясом с Евпраксией, и тальи наши нашлись одинаковы. След: из двух одно: или я имею только талью 15-летней девушки, или она талью 25-летнего мужчины. Евпраксия дуется и очень мила, с Анеткою бранюсь: надоела! Еще комиссии: пришли мне рукописную мою книгу да портрет Чаадаева, да перстень - мне грустно без него: рискни - с Михаилом.

Что “Онегин”? перемени стих 3вонок раздался, поставь: Швейцара мимо он стрелой. Не забудь Фон-Вuзина писать Фонвизин. Что он за нехрист? Он русский, из перерусских русский.

Здесь слышно, будто губернатор приглашает меня во Псков. Если я не получу особеююго повеления, верно, я не тронусь с места. Разве выгонят меня отец и мать. Впрочем, я всего ожидаю. Однако поговори, заступник мой, с Жуковским и Карамзиным

...

Задание третьей группе.

1.Выпишите разговорный фразеологизм;
2.Найдите в письме интересно звучащую русскую фамилию. О чем свидетельствует произношение фамилии?
3.Укажите вводные слова, для чего они нужны в письме?
4.Докажите, что письмо автобиографично;
5.Найдите предложение со свободным порядком слов;
б.Найдите неполное предложение и его роль в письме;

9 декабря 1824г. Из Михайловского в Одессу.

Буря, кажется, успокоилась, осмеливаюсь выглянуть из моего гнезда и подать вам голос, милый Дмитрий Максимович. Вот уже четыре месяца, как нахожусь я в глухой деревне, - скучно, да делать нечего; здесь нет ни моря, ни неба полудня, ни итальянской оперы. Но зато нет ни саранчи, ни милордов Уоронцовых. Уединение мое совершенно - праздность торжественна. Соседей около меня мало, я знаком только с одним семейством и то вижу его довольно редко - целый день верхом - вечером слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны; вы, кажется, раз её видели, она единственная моя подруга - и с ней только мне не скучно. Об Одессе ни слуху ни духу. Сердце вести просит - долго не смел затеять переписку с оставленными moвapищами - долго крепился, но не утерпел.

Ради Бога, слово живое об Одессе - скажите мне, что у вас делается, - скажите, во-первых, выздоровела ли маленькая графиня Гурьева, я сердечно желаю всем счастья, почт. И благ.

IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Учитель. Мы сегодня много говорили о письмах, читали письма известных писателей, познакомились с особенностями письма. Я думаю, что в наш век электронной почты, экспресс-переводов, мобильной связи из нашей жизни все равно не может быть вытеснено старое доброе бумажное письмо. Электронная почта никогда не заменит удовольствия распечатывания конверта с письмом друга, удовольствия от держания в руках исписанных близким человеком листов. А письма великих людей помогут нам находить прелесть в “несовременном” способе общения - письмах.

Домашнее задание будет творческое. Напишет сочинение “Письмо другу”, пользуясь образцом, представленным на стенде. Самые интересные письма мы отправим на всероссийский конкурс “Лучший урок письма”.