Очень важно при проведении творческих работ обеспечить успех каждому ребенку. Этот успех детей должен быть подготовлен учителем:
- Правильной установкой на выполнение домашнего задания
- Четкими, понятными рекомендациями по выполнению работы
- Подробным обсуждением содержания композиционных частей и микротем
- Использованием словарной работы на уроке
Предлагаю строить урок работы по картине по плану:
1) Краткая вступительная беседа.
Иногда эта беседа нужна для того, чтобы дать детям некоторые пояснения, помогающие лучше им воспринять картину. Но чаще всего эта беседа служит для того, чтобы вызвать в сознании детей понятия, близкие к содержанию картины, которые известны им из книг или из жизненного опыта.
2) Рассматривание картины.
Рассматривание картины - наиболее ответственная часть работы над картиной. Сначала дети молча рассматривают ее, и именно в этот момент, под свежим впечатлением, дети живо и непосредственно воспринимают и общее настроение картины, и ее содержание, выраженное в художественных образах.
Заканчивается рассматривание картины короткими замечаниями учащихся, дающими выход их первоначальным представлениям.
3) Чтение картины и словарная работа.
Вслед за этим идет более детальное (углубленное) рассматривание картины под руководством учителя. Задача - детям необходимо заметить не только общую часть картины, ее сюжет, но и все подробности, при помощи которых создается художественный образ. Только тогда происходит полное восприятие картины, и ребята осваивают ее содержание и идею.
При таком разборе картины ("чтение картины") достигается еще одна очень существенная цель - подготавливается словарь учащихся, без которого они не смогут выразить свои мысли и чувства, возбужденные картиной.
4) Составление плана сочинения.
Освоив с детьми содержание и настроение картины, необходимо позаботиться о том, чтобы дети изложили это содержание в должной последовательности. Коллективное составление плана (только в некоторых случаях, когда сочинение представляет особые трудности, план дается самим учителем).
5) Устный рассказ по картине (если учитель находит это нужным).
6) Написание сочинения.
Подготовка к сочинению по картине В. Н. Васнецова "Алёнушка".
Урок развития речи (с презентацией)
Цель:
- Познакомить учащихся с творчеством художника В. М. Васнецова.
- Подготовить учащихся к сочинению по картине
Ход урока | Слайды |
1. О художнике В. М. Васнецове
Васнецов выступал во всех родах живописи: он был - по старой академической терминологии - "историческим живописцем", ибо писал картины на сюжеты истории и мифологии, был "религиозным живописцем", портретистом, жанристом, декоратором и "графиком". Кроме того, он был и архитектором, так как по его проектам выстроены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный домик с мастерской в Троицком переулке. В чем он был сильнее всего? В какой области оставил он наиболее яркий след в истории русского искусства? Уроженец русского севера, он пришел в Москву по окончании Академии художеств и возвращении из заграничной командировки как будто только для того, чтобы обнажить всю фальшь и надуманность, которою были проникнуты произведения тогдашних художников, бравших темы из русской истории и былинного эпоса. Когда москвичи увидали в 1880 г. его картину "После побоища Игоря Святославовича с половцами", купленную П.М. Третьяковым, они впервые почувствовали, что от этого искусства действительно "Русью пахнет". Васнецов передал эту "Русь" не при помощи исторически верных костюмов, а взял ее "нутром", особым, ему присущим чутьем. Через год, в 1881 г., он создает свой шедевр - "Аленушку", не то жанр, не то сказку, обаятельную лирическую поэму о чудесной русской девушке, одну из лучших картин русской школы. В ней нет никакой композиционной усложненности и режиссерского мудрствования: картина проста до последней степени и вся она вылилась из чистого чувства. Обе эти вещи ясно наметили то, что позднее получило название "Васнецовского стиля". Исполненные им вскоре вслед затем рисунки к постановке "Снегурочки" на домашней сцене С.И. Мамонтова окончательно определили этот стиль, которому художник остался верен до гроба. Рисунки к "Снегурочке", находящиеся в Третьяковской галерее, в смысле проникновенности и чутья русского духа не превзойдены до сих пор, несмотря на то, что целых полстолетия отделяют их от наших дней |
Слайд №2 Слайд №3 |
2. Золотая галерея В. М. Васнецова Картины "После побоища Игоря Святославича с половцами", "Иван-царевич на Сером волке", "Снегурочка", "Богатыри", "Три царевны подземного царства". |
Слайд №4 Слайд №5 Слайд №6 |
3. Замысел картины "Аленушка" Замысел картины возник у художника, когда он был в деревне неподалеку от усадьбы Абрамцево. Здесь Васнецову очень полюбился старый заросший пруд с густым ельником и тонкими осинками по берегам. Такие уголки природы навевают светлую грусть, и вспоминаются здесь народные песни-причитания о горькой доле молодой крестьянской девушки. "Аленушка, - рассказывал В. М. Васнецов, - как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах:каким-то особым русским духом веяло от нее". |
Слайд №7 |
4. Описание картины Художнику удалось выявить и воплотить на полотне реальную основу поэтического вымысла русского народа: он изобразил простую крестьянскую девочку-сиротку, которая плачет на камне у омута, печалясь о своей горькой судьбе. Наверное, она не может найти сочувствие у людей, поэтому убежала в глубокую чащу, где ищет утешения у природы. |
Слайд №8 |
5. Работа по картине 1. Объясните название картины? 2. Может ли она служить иллюстрацией к известной русской народной сказке? 3. Какое настроение вызывает у вас картина? 4. Опишите Аленушку (ее портрет, позу, одежду) 5. Какой изобразил художник природу? 6. Какие краски преобладают в этой картине? 7. Можно ли сказать, что природа соответствует настроению Аленушки? |
Слайд №9 |
6. Сопоставление сюжета картины со
стихотворением А. Прокофьева "Аленушка"
Вопрос: Сопоставьте стихотворение Прокофьева и картину Васнецова. В чем сходство и различие поэтического образа? |
Слайд №10 |
7. План сочинения I. "Я только Русью и жил"(О художнике В. М. Васнецове) II. Описание картины В. М. Васнецова "Аленушка" 1. Портрет Аленушки(лицо, поза, одежда) 2. Природа, на фоне которой изображена героиня (пруд, лес, небо) 3. Настроение, которое передает картина III. Мое отношение к картине В. М. Васнецова |
Слайд №11 |
8. Лексическая работа Поэтический вымысел, горькая доля, глубокая тоска, безысходная печаль, девочка-сиротка, ситцевый цветастый сарафан, выцветшая голубая кофта, загорелые руки, каштановые волосы, усталое бледное лицо, горестный взгляд, заросший пруд, густая чаща дремучего леса, бледно-серое небо, холодная осенняя вода, увядающая природа. |
Слайд №12 |
Домашнее задание:
- написать сочинение по картине В. М. Васнецова "Аленушка".
- подготовка к сочинению А. А. Рылова "Полевая рябинка"