Цели:
- познакомить с предметом изучения орфографии: корнями с чередованием;
- прививать интерес к этому разделу;
- формировать коммуникативную компетенцию при групповой работе;
- воспитывать ответственность уч-ся за общий результат групповой деятельности.
Оборудование: план урока, листы ватмана, канцелярские принадлежности, интерактивная доска.
Ход урока
Эпиграф
«Правильно писать потребно всем уметь…»
1. Орг. момент
— Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
— Тема нашего урока «Чередование О-А в корнях –кос-кас,-гор-гар»
Сегодня мы познакомимся с выбором написания О-А в корнях с чередованием.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
2. Работа с эпиграфом
— Давайте прочитаем эпиграф к уроку. (прочитали) Как вы понимаете эти слова?
— Вот и мы сегодня с вами на нашем таком необычном уроке будем учиться правильно писать.
3. Повторение
— В 5 классе, путешествуя по стране Правописание, мы встречались с чередованием О-А в корнях.
— Давайте на материале пословиц народов мира вспомним эти правила. (Приложение1)
- Неробкую душу вл… жил в меня Бог.
- И камень лёжа мохом обр… стает.
- Человек предпол… гает, а Бог распол… гает.
- К огню с какой стороны ни прик… снись, всё равно обожжёт.
- Где р… сла трава, там и ещё выр… стет.
- Пока травка подр… стет, много воды утечёт.
- От доброго кореня добрая и отр… сль.
— Списать, вставить пропущенные орфограммы.
— Какие корни с чередованием мы изучали в 5 классе?
— Вспомним правило.
4. Новый материал
— А сегодня на уроке мы с вами должны раскрыть тайну написания О-А корнях –кас—кос ,гор-гар и итогом нашей работы будет составление опорной схемы для тетради-подсказки.
1. Халата не черни — к котлу не прикАсайся. Честь смолоду храни, С бесчестными не знайся. Туркменская
— Спишите пословицу-совет, обращая внимание на суффикс и гласную А в корне слова ПРИКАСАЙСЯ
— Как вы думаете, влияет ли наличие суффикса А на правописание этого слова?
— Скажите, с какой русской пословицей перекликается эта туркменская пословица? (Береги платье снову, а честь смолоду)
2. Дотронется до мёда — тут же руку оближет; прикОснётся к навозу — бежит сразу мыться. Монгольская.
— Выделить корень в слове прикоснётся, есть ли суффикс А после корня?
—Таким образом, какой можно сделать вывод? От чего зависит правописание О-А в корне –кос -кас- ?
5. Одну тайну мы с вами раскрыли
— Прочитайте пословицы и поговорки, обращая внимание на ударение и гласную в корне. (Вслух)
- Горит, как бамбуковая хижина. Японская.
- Когда пора для этого придёт, горят снега и пламенеет лёд. Калмыцкая.
- Мы с вами родня: На вашей бабушке сарафан горел, наш дедушка руки грел. Русская.
— А эти близкие по смыслу пословицы спишите.
— Обратите внимание на ударение в выделенных словах и гласную в корне.
- Когда на кухне два повара, обед бывает пригорелый. Ассирийская
- Когда на кухне три повара, обед получается с пригарками
— От чего зависит правописание О-А в корнях гор-гар? (от ударения)
— Сделайте вывод. (В корнях гор-гар под ударением пишется буква О, а под ударением –А)
6. Выборочный диктант
— Из диктуемых мною пословиц, выписать слова с изученными орфограммами в корнях.
- Правда в огне не горит в воде не тонет. Русская.
- На чужое добро и глаза разгораются. Русская.
- Коснешься котла — измажешься, коснёшься зла — намаешься. Татарская.
- Одно сердце к другому прикасается. Чешская.
- Чаще всего посыпают сахаром подгорелую часть пирога. Нидерландская.
— Выделить корень, обозначить выбор орфограммы.
7. А теперь пришло время поработать в группах
Нам предстоит заняться проектной деятельностью и создать страничку для нашей тетрадки- подсказки о правописании корней с чередованием О-А в корнях кос -кас-, гор –гар -.
— Следующий этап работы будет называться «Зри в корень».
При работе в группах можно использовать материал учебника на стр.63-64.
Задание 1 группе: Разработайте опорную схему о правописании корней кос -кас. 2 группа готовит опорную схему о правописании гор-гар.3 группа разработает словарный диктант по теме.
— У вас 10 минут.
8. Представление проектов. Повторение правописания корней
9. Молодцы
На следующем уроке запишем схему в нашу тетрадку и проведём словарный диктант
10. Оценки
11. Дом. задание
29, 30, выучить 3 пословицы, упр.137 или 143
Разработать словарный диктант на тему «Чередующие гласные О-А в корнях –кос-кас-, -гор-гар-.
Угар, коснуться, догорать, склонение, творение, перегореть, прикосновение, безотлагательный, проложить, наращение, пригореть, отрасль, Ростов, излагать, выращенный, ростовщик, равнина, касательная, загар, загореть, сгореть, соприкасаться, подгореть, неукоснительно, предполагать, положить, вырастить, погорелец, пловец.
Презентация — Приложение 1.