Урок "Вводные слова. Знаки препинания в предложениях с вводными словами"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели урока:

  • знакомство с вводными словами;
  • развитие устной и письменной речи, пунктуационных умений;
  • привитие практических навыков нахождения вводных слов в устной и письменной речи.

Учебно-материальное обеспечение урока:

  • таблицы с вводными словами;
  • методические материалы по вводным словам и вставным конструкциям;
  • индивидуальные карточки с практическими заданиями;
  • учебник "Русский язык 5-ый класс" под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой -2007 г.
  • индивидуальные словарики и справочники.

Литература для подготовки учителя:

  • Учебник "Русский язык. 5-ый класс"/ под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой - изд. БАЛАСС, г. Москва, 2007 г.
  • Методические рекомендации для учителя/ под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой - изд. БАЛАСС, г. Москва, 2006 г.
  • Русский язык. Сборник упражнений. 5-ый класс/ под редакцией Т.Н. Самоловой, Ю.И. Самолова. - Новосибирск, 1997, стр. 45- 50.
  • Русский язык. Сборник упражнений. 5-ый класс/ под редакцией Т.В. Шкляровой - изд. Грамотей, г.Москва, 2007, стр. 13.
  • Занимательный русский язык/ под редакцией Г. Александровой - изд. Тригон, г. Санкт-Петербург, 1997г.
  • Весёлые уроки. 5-ый класс/ под редакцией В. Круковера - изд. Респекс, г. Санкт-Петербург, 1995г., стр. 73-74.
  • Нестандартные уроки русского языка/ под редакцией И.В. Булгаковой - изд. Феникс, г. Ростов н/Д, 2002, стр. 222-234.

Ученики должны знать: тему "Обращение".

План проведения урока

№ п/п Содержание Время, мин
1 Приём класса и контрольные вопросы по теме предыдущего урока "Обращение" 5
2 Введение в тему урока 2
3 Вводные слова в русском языке. Примеры употребления вводных слов
  • работа с примером 1;
  • работа с примером 2;
  • работа над заданием 1;
  • выводы по разделу
12
4 Закрепление пройденного материала. Работа над заданием № 2 8
5 Работа по индивидуальным карточкам 5
6 Словарная работа 3
7 Подведение итогов, домашнее задание 5

Методические заметки

В связи с тем что и вводные слова и обращения являются смысловыми отрезкам, которые выделяются на письме и не являются членами предложения, необходимо напомнить основные положения темы "Обращение" и для проверки усвоения материала провести контрольный опрос учеников. Контрольный опрос можно проводить или в устной, или в письменной форме в начале урока. В качестве варианта контрольный опрос можно проводить и по ходу урока.

Саму тему урока необходимо построить на ярких примерах, используя в качестве иллюстраций различные жизненные ситуации, отрывки из литературных произведений, реклам, афиш. Выбранную фразу, предложение необходимо отразить таким образом, чтобы можно было дополнительно записать вводное слово, не стирая исходное предложение. Если предполагается использовать несколько вариантов исходного предложения с вводными словами, то необходимо заготовить на доске и несколько вариантов этого предложения.

Для закрепления пройденного материала необходимо организовать самостоятельную работу учеников как на уроке, так и дома. Работа на уроке предполагает работу над общим заданием, выданным учителем, работу по индивидуальным карточкам и словарную работу. Задание на дом даётся в конце урока. С целью сокращения времени вопросы домашнего задания должны быть предварительно распечатаны для каждого ученика. Основная задача учителя на данном этапе работы - объяснить требования, предъявляемые к каждому заданию, и выяснить неясные вопросы по заданию у учеников.

Подводя итоги урока ещё раз подчеркнуть значимость вводных слов как в устной, так и письменной речи. Выставить оценки за работу на уроке. При этом учитывать ответы на контрольные вопросы, активность при работе над заданиями, полноту записей в тетради.

Что должно остаться в тетрадях учеников:

  • Предложение "Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей";
  • Определение вводных слов;
  • Примеры и ситуации использования вводных слов;
  • Результаты работы по индивидуальным карточкам;
  • Результаты словарной работы.

Методический материал и ход урока

1. Контрольные вопросы по уроку "Обращение"

  • Что такое обращение?
  • Как выделяется обращение в устной и письменной речи?
  • Работа над предложением "Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей" с задачей:
  • Прочитать с выражением;
  • Расставить недостающие знаки препинание;
  • Разобрать предложение с точки зрения:

- вид предложения;

- звательные интонации в данном предложении;

- назначение выделительных знаков препинания.

2. Введение

На прошлом уроке мы с вами познакомились с темой "Обращение". Сегодня мы продолжим путешествие по стране Лингвинии. Узнаем, что в русском языке есть слова и словосочетания, которые помогают нам передавать чувства радости, огорчения, удивления, сожаления, удовольствия, неодобрения. Вводя их в свою устную и письменную речь, мы как бы окрашиваем её то в светлые, весёлые тона, то, напротив, в хмурые, передаем собственное отношение к тому, о чём говорим или пишем.

Нам предстоит узнать, как называются эти слова, их признаки и какова их роль в речевой культуре человека.

Запишем в тетрадях тему сегодняшнего урока: "Вводные слова. Знаки препинания в предложениях с вводными словами"

Наша сегодняшняя тема урока похожа на тему "Обращение" тем, что в устной речи мы тоже будем использовать специальную интонацию, а в письменной речи пользоваться выделительными знаками препинания. Вот поэтому в наших учебниках эти две темы расположены одна за другой.

3. Вводные слова

Вводными в русском языке называются слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к содержанию высказывания: уверенность или неуверенность, различные чувства и др. К ним можно отнести такие слова как конечно, кажется, к счастью, к сожалению, возможно и т.д.

Пример № 1

А сейчас послушайте такую историю:

Хотите - верьте, хотите - нет, но однажды мне приснился сон. Будто сижу я в театре, жду представления. И вот открывается занавес, и на сцену один за другим выходят необыкновенные артисты: слова - члены предложения.

Выстроились чинно, взялись за руки и составили такое предложение: "Это представление вам понравится". Вдруг из-за кулис вынырнуло ещё одно словечко и втиснулось в самую середину, а соседние слова тут же от него запятыми отгородились. Читаю: "Это представление, возможно, вам понравится".

Прочитал - и взяло меня сомнение: что значит - возможно, понравится? Что же это такое? Выходит, что сами артисты совсем неуверенны в успехе? Даже предполагают другую возможность - не понравится?

Но тут на сцену выскочило новое слово, растолкало всех, вытеснило слово возможно и заняло его место. Получилось: "Это представление, бесспорно, вам понравится".

Извините, думаю, но мне это вовсе не нравится. Что значит - бесспорно? Ну и самоуверенность у этих артистов!

Однако члены предложения тоже проявили недовольство, нажали с двух сторон на слово бесспорно, и оно быстро исчезло, однако снова возникло и встало в начале предложения. Вышло ещё хуже: "Бесспорно, это представление вам понравится".

Начался шум на сцене и в зале. Слово бесспорно перекочевало в конец предложения, но это никого не успокоило. И неизвестно, чем бы всё кончилось, если бы на сцену не вышел сам режиссер. Он строго сказал что-то своенравному слову и вывел его из предложения, а вместо него ввёл слово ВЕРОЯТНО. Теперь предложение зазвучало так: "Это представление, вероятно, вам понравится".

Слова возможно, бесспорно, вероятно имеют непосредственное отношение к теме урока.

Пример № 2

Случалось ли вам, ребята, беседовать с людьми, которые никогда ни в чём не сомневаются? С такими, которые не говорят, а всегда утверждают, не просят, а требуют? Например, они не скажут: Сегодня к вечеру, возможно, пойдёт дождь, а категорически заявят: Сегодня будет дождь. Им и в голову не придёт усомниться в собственной правоте, если вместо вежливого сделай, пожалуйста, они бросят товарищу валяй. Забывая о волшебных словах, превращающих требование в просьбу, резкую категоричность - в тактично высказанную уверенность, они тем самым проявляют далеко не лучшие качества характера. Ведь грубость, бесцеремонность, самонадеянность, так же как доброта, вежливость, тактичность, словно в зеркале, отражаются в нашей речи.

Разыграем ситуацию:

Вид ситуации:
Есть интересная книга. Попросить её почитать у:
Варианты ответа
своего товарища Влад, дай книжку!
учителя Дайте мне, пожалуйста, почитать вашу книгу.

Значит, ты считаешь, что с взрослыми нужно быть вежливым, а со своими сверстниками не обязательно? Это ошибка многих ребят, забывающих ввести в свою речь слова, которые показывают отношение говорящего к высказываемому. Эти слова, а также словосочетания и целые предложения так и называются - вводные. Они не связаны грамматически с другими членами предложения и выделяются на письме запятыми, тире или скобками. Нередко они показывают воспитанность или невоспитанность того, кто говорит, его мягкость, деликатность, или, наоборот, грубость, заносчивость, настойчивость или неразумное упрямство. Среди таких слов едва ли чаще других употребляется пожалуйста. Как мы уже убедились, оно используется в качестве вежливого обращения при выражении просьбы или согласия. Однако, произнося его, мы вряд ли задумываемся над тем, что оно значит. В то время как в русском языке ещё и до сих пор изредка встречается слово пожаловать - одарить чем-либо, дать в награду (в словарях оно дано с пометой "устаревшее"). Вот это пожелание добра, уважительности и сохранилось в слове пожалуйста, хотя первоначальный смысл его почти утрачен. В разговорной речи оно может употребляться в сокращённой форме. Например, у В. Маяковского:

Рад кузнец.

- Пожалте, гости!

Вот вам самый лучший гвоздик.

Значение вежливости, деликатного привлечения внимания собеседника присуще и другим вводным словам, которыми каждый из нас должен пользоваться как можно чаще: извините, простите, позвольте, видите ли и т. д. С помощью таких слов можно даже в чём-то отказать собеседнику, но так вежливо, что он не обидится.

Задание № 1

Давайте убедимся в этом, выполняя следующие задания:

1. Используя вводные слова позвольте, разрешите, пожалуйста, предложите встреченной на улице старушке с тяжёлой сумкой свою помощь.

2. Составьте вежливый ответ, используя вводные слова извини(те), прости(те), видишь ли:

  • Однокласснику, которому вы почему-то не можете дать книгу;
  • Прохожему, который разыскивает здание, неизвестное вам.

3. Найдите в приводимом ниже тексте из книги Л. Лагина "Старик Хоттабыч" вводное словосочетание, определите его значение:

О горе мне! - глухо донёсся сквозь туман голос еле видного Хоттабыча. - О горе всем нам!.. Я промок с головы до ног!

Все мы промокли до нитки! - крикнул ему в сердцах Волька.

Борода! Промокла моя борода!

Скажите пожалуйста, какое горе! - хмыкнул Женя.

Выводы по разделу

Вводные слова выражают отношение говорящего к тому, что он говорит. Вводные слова и сочетания слов произносятся с особой интонацией вводности, которая выражается в более быстром темпе и более низком тоне. Вводные слова и сочетания слов могут иметь различные значения:

  • Оценка говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, неуверенность, возможность): конечно, очевидно, безусловно, может быть, пожалуй и т.д.
  • Выражение чувства (радость, удивление, сожаление): к сожалению, к счастью, на беду, к стыду и т.д.
  • Указание на способ оформления мыслей: иными словами, одним словом, иначе говоря и т.д.
  • Указание на связь мыслей: итак, значит, наконец, главное и т.д.
  • Указание на источник сообщения: говорят, по-моему, по слухам и т.д.

4. Закрепление материала. Задание № 2

Для закрепления рассмотренного материала выполнить следующие задания:

Составить предложения с вводными словами по каждому разряду и записать в тетрадь;

Упражнение № 270 по учебнику, стр. 143;

Прочитать текст в рамке в учебнике на стр.143;

Ответить на вопрос: Что общего у обращений и вводных слов? (это смысловые отрезки, выделяющиеся на письме и в речи и не являющиеся членами предложения).

5. Работа по индивидуальным карточкам

Определить, какие чувства выражены в следующих текстах:

1. К счастью, дождь прекратился, и ноги уже не скользили по земле.

2. Меж светлых сосен на упругом, из глянцевитых листиков ковре - багряной россыпью первая в этом году брусника. У нас от такого богатства перехватывает дух. Но, к нашему огорчению, ягоды брать уже некуда. Мы лишь срываем по две-три горсти, и теперь в корзинах на чёрно-сизой голубике вспыхивают алые брусничные огоньки (Л. Кузьмин "Золотые острова").

6. Словарная работа

Записать в словарики: конечно, наверное, по-моему, по моему мнению. Расставить ударения, подчеркнуть орфограммы, в первом слове запомнить произношение коне[ш]но. Придумать с этими словами предложения.

Выполнить упражнение № 272 (учебник стр. 144) по данному заданию.

Слова, указывающие на источник мысли, использует каждый из нас, но, пожалуй, чаще других к ним обращаются люди, уважающие чужое мнение. Они не оборвут грубо своего товарища: Хватит заливать, Серёга, а скажут: По-моему, ты ошибаешься, Серёжа. И уж, конечно, не позволят себе присвоить чью-то мысль, а непременно подчеркнут: как считает Оля, по словам Веры. К таким указывающим словам и словосочетаниям относятся: говорят, как водится, по преданию, по мнению, по-моему, по-твоему и другие. Например: Начинается земля, как известно, от Кремля.

Очень важную роль в нашей речи выполняют слова, выражающие порядок излагаемого и связь данной мысли с предыдущей. Они позволяют выделить главное и второстепенное, как бы ведут за собой собеседника, перебрасывая мостики от одной

мысли к другой: во-первых, во-вторых, с одной стороны, наконец, кстати сказать, между прочим, к примеру, значит, главное, следовательно, таким образом, итак и другие.

7. Подведение итогов и домашнее задание

Разговор о вводных словах можно было бы продолжить, ведь мы не смогли даже все перечислить. Однако важнее, пожалуй, чтобы вы, ребята, поняли: уместное употребление вводных слов, словосочетаний и предложений не только делает вашу речь более точной, последовательной и выразительной, но и свидетельствует о многих положительных качествах говорящего, о его вежливости и деликатности, о тактичности и скромности, о добром и уважительном отношении к людям.

Домашнее задание

  • Какие слова называются вводными?
  • Получается у вас употреблять их в речи? Приведите примеры.
  • Как выделяются вводные слова на письме?
  • Игра "Третье лишнее":
  • а) конечно, разумеется, сожалеть;
    б) по-моему, к счастью, по моему мнению.

  • Придумать лингвистическую сказку о вводных словах.
  • Прочитать текст по учебнику, стр. 143.