Урок-праздник "Глаголия" (6-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока:

  • обобщить полученные знания о глаголе, основных свойствах глагола;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • прививать любовь к изучению русского языка;
  • развивать речь учащихся.

Уроку предшествует большая подготовительная работа учащихся.
Учитель за 2 недели распределяет задания для выполнения учащимися к определенному дню.
Это:

  1. Нарисовать герб, портрет глагола.
  2. Сочинить песенку глагола.
  3. Сочинить грамматические сказки.
  4. Составить кроссворды, ребусы, занимательные вопросы по заданной теме.)

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь… Надеюсь, что с таким настроением пройдет наш урок-праздник.

2. Вступительное слово учителя.

-Запишите число, тему урока.
Ребята, вы знаете, что глагол по частоте употребления занимает второе место после имени существительного.
Именно поэтому, новым методом изучения глагола можно назвать следующий метод:
( Ученик читает наизусть)

- Я пришел из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод.
Применяется он так,
Новый метод этот:
« Кричать» - кричу,
« Вертеть» - верчу,
« Двигать» - двигаю,
« Прыгать» - прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и плыл!
- Итак, глагол… Давайте мы с вами перенесемся в загадочную страну – Глаголию!

3 . Повторение и систематизация изученного материала.

- Каждая страна, государство  должны иметь свой герб.
Каким же вы представляете герб нашей новый страны?
( Учащиеся демонстрируют свои творческие работы – герб Глаголии.
Некоторые из таких работ представлены в приложении 1)

- А теперь заглянем в крепость Глаголии и послушаем песенку Глагола.
( Учащиеся зачитывают свои песенки о глаголе.
Также представляю варианты созданных учениками тексты песен приложение 2)

 - А вот и сам Глагол. У каждого из вас – свое представление о Глаголе. Давайте   посмотрим, какие портреты нам приготовили ребята.
( Ученики представляют свои работы приложение 3)

4. Выборочная работа.

- Выписать из текста глаголы, поставить их в неопределенную форму.

Пан спросил у пана:
- Как добраться в Засыпанье?
- Просто!,- пану пан сказал.
Направляйся вдоль Дремал
Прямиком до поворота
С указанием « Зевота»,
От « Зевоты» без заботы
Отправляйтесь до Дремоты,
Где, свернувшись у сосны,
Попадете прямо в Сны –
А оттуда в Засыпанье.
( по А. Эппелю)

5.  Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка 1

Задание. Вставить пропущенные буквы. Определить спряжение, лицо и число глаголов.

На брови медный шлем надвинув,
Из мощных рук узду покинув,
Ты шагом е…ешь меж полей,
И медленно в душе твоей
надежда гибн…т, гасн…т вера.

Карточка 2

Задание. Определить окончание и спряжение глаголов во мн.ч.

Бор…мся,  стел…тся,  верт…мся, гон…т, вид…т, дыш…т.

Раскройте скобки. Поставьте глаголы в 3 л.мн.ч.

Розы ( колоться)_________, а осы ( жалиться)_____________.
( Блистать)____________ зори дальние огнем.

6. Задание по словообразованию.

Разобрать по составу следующие глаголы.

Разбежался, свернули, спелись, сговорились.

- Записать разноспрягаемые глаголы.

- Встречаются в русском языке  и безличные глаголы.

Запишите примеры.

7. Рассказ ученицы о себялюбивом и эгоистичном суффиксе – ся.

Жил – был суффикс Ся. Он был себялюбив и немного эгоистичен.  Ся жил в   стране глаголов  в городе Суффиксов. Здесь жили суффиксы ива-ева, ова-ыва.
Однажды Ся пошел на прогулку и увидел на дороге у перекрестка регулировщика,   подошел и спросил: « Не подскажете ли, где находится ближайшая автобусная остановка?» Тот ответил: « Пройдите прямо по перекрестку, поверните налево, заверните за угол и увидите то, что ищите.»
Суффикс  Ся, не сказав ни слова, помчался на красный свет по перекрестку. Регулировщик был очень удивлен, не услышав от суффикса слов благодарности, наблюдая, как ловко увертывается Ся от быстро мчавшихся автомобилей. Ведь Ся гордился тем, что в этом городе имеется только один суффикс Ся.
Суффикс Ся через 30 лет своей эгоистичной жизни.

8.  Задание на сообразительность.

  Превратите имена существительные в глаголы:
Жар -      ( жарь)
Ель -     ( ел)

9. Загадочная пауза.

 Что получится, если в именах существительных закройка, мойка, настройка, стойка, шейка слог – ка отделить дефисом?
( глаголы повелительного наклонения)

10. Тестирование.

1. Найдите переходный глагол:
а) болеть,
б) выздороветь,
в) читать,
г) гулять.

2. Найдите глагол в условном наклонении:
а) напишу,
б) нарисуй,
в) вышел бы.

3. Найдите непереходный глагол:
а) решать,
б) открыть,
в) удивиться,
г) рисовать.

4. Найдите глагол в повелительном наклонении:
а) отдохните,
б) помогаешь,
в) думал,
г) сделал бы.

5. Нужен ли – ь в слове реж…те?
а) да,
б) нет.

6. Определите спряжение глагола бежать:
а) 1 спряжение,
б)  2 спряжение,
в) разноспрягаемый.

7. Какой суффикс в глаголе гор…ать:
а) – ива-
б) – ева-

8. Найдите безличный глагол:
а) думать, 
б) светать,
в) говорить,
г) шагать.

11. Разгадывание кроссвордов, ребусов, составленных учениками по заданной теме.

( Приложение 4)

13. Домашнее задание.

Упражнение 97.
Синтаксический разбор предложения.

Полки ряды свои сомкнули,
В кустах рассыпались стрелки,
Катятся ядра, свищут пули,
Нависли хладные штыки.
(А.Пушкин « Полтава»)