Цель: Систематизация, повторение, закрепление изученного по теме «Числительное»
Задачи:
- Повторить, закрепить знания, умения, навыки школьников по теме «Числительное»;
- Развивать память, устную и письменную речь, внимание, мышление;
- Воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма, умение слушать друг друга.
Оборудование: план города Числительное.
Ход занятия.
Организационный момент.
Ребята, сегодня вас ожидает необычный урок. Это урок-путешествие по городу Числительное. Мы с вами как раз изучили эту часть речи и поэтому смело можем попутешествовать.
- А как вы думаете, какова будет цель нашего путешествия? (обобщить, закрепить изученное)
А теперь представьте, что где-то на карте есть такой город Числительное. Вот он (на доске). Мы будем путешествовать в составе 3-х команд.
Назовите свою команду.
Ваша цель – набрать наибольшее количество жетонов (за каждый правильный ответ получаете один жетон), активно работать на уроке при преодолении препятствий, которые вас ожидают на пути к городу. Победившая команда будет награждена дипломом, а самые активные участники получит оценки.
Итак, путешествие начинается.
Городские ворота
Подойдя к городу Числительное, мы видим, что город окружают огромные ворота. Чтобы через них пройти, нужно подобрать подходящий пароль и ключ. Подобрать пароль можно ответив на вопрос:
- Что такое числительное? ( Числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов и порядок их при счете, отвечает на вопрос сколько? который?)
Пароль найден и теперь нужно подобрать ключ к воротам.
Каждая команда получает свой ключ и выполняет задание.
1к – морфологические признаки числительного (Количественные числительные изменяются по падежам. Рода и числа они не имеют, кроме слова один, два. Порядковые числительные изменяются по родам , числам и падежам).
2к- общее грамматическое значение числительного (число, количество предметов и порядок их при счете. По значению и грамматическим особенностям числительные делятся на 2 основных разряда: количественные и порядковые).
3к- синтаксические признаки числительного (количественное числительное может быть любым членом предложения. Сочетание количественного числительного ( в им.п и в.п) с существительным (в Р.п) является одним членом предложения.
Порядковые числительные в предложении обычно являются определениями, сказуемыми.)
- Ну вот ворота открыты. И мы с вами попадаем на
Центральную площадь
Здесь собралось большое количество жителей города Числительное. Чтобы пройти к замку, нужно развести жителей по домам и выявить «лишних», которые затесались в ряды жителей. ( к доске выходят по одному человеку от команды и распределяют жителей по домикам
1к- количественные ( 50, 530, 60, пятнадцатью, тремястами.
2к- порядковые (четвертого, первый, двадцать пятому, девяносто третьим, сотый.
3к- собирательные и дробные (трое, две третьих, оба, шесть восьмых, семь целых пять десятых, обоих.
Лишние – тройка, сотня, единица)
Остальные записывают в тетради ( у них на корточках те же слова). Затем проверяем. Не допустившие ошибок получают жетон)
Вот вы и подошли к замку. Но со всех сторон замок, как и положено, окружен рвом с водой, чтобы не напали враги. Мост через ров разрушен. Вам нужно его построить из 3-х бревен. Бревно лежат на полу. Но бревна не простые, а с заданиями.
Первое бревнышко - ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ
Командам раздаются карточки с числами, нужно правильно записать словосочетание с числительным и объяснить орфограмму (ь) в числительном. Записать в тетрадь. Затем зачитывает 1 человек из команды.
1) 15 лет, 15 лет, 50 тетрадей, 505 карандашей, 814 арбузов |
2) 16 ленточек 20 девочек 60 шаров, 607 игрушек 955 яблок |
3) 19 домов 30 столов 70 конфет 720 лимонов 537 растений |
Второе бревнышко - ПАДЕЖ
Просклонять числительные по падежам:
(3 человека у доски -от каждой команды по 1 человеку. Остальные в тетрадях. Проверка, жетоны.)
1к – 78;
2к – 302;
3к – 605.
Третье бревнышко – ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
- Нужно вспомнить какие числительные бывают по строению? ( простые, сложные, составные)
1 к-Что значит простые числительные?
2к – сложные числительные?
3к- составные числительные?
Хорошо, теперь я зачитываю числительные, а вы ставите на листочках, которые в клеточку, кружочки в соответствующих клетках, один из команды ставит на большом листе. Затем кружочки нужно будет соединить в том порядке как вы ставили их, и если вы правильно выполнили задание, то у вас получится рисунок. Начинаем:
На первой строке отмечаем – 33, 15
На второй строке – 3, 20
На третьей строке – 693
На четвертой строке – 70, 7
- Что получилось? (пять)
- А что такое пять? (числительное)
- Какое числительное? ( количественное). Хорошо.
Аукцион пословиц и поговорок.
Вот мы с вами прошли через ров, но перед замком стоит стражник по прозвищу ПОСЛОВИЧНИК - ПОГОВОРНИК. Он очень любит Устное народное творчество и у каждого прохожего спрашивает пословицу или поговорку о числительном.
Кто больше всего назовет пословиц или поговорок, в составе которых есть числительное, тот очень угодит стражнику и войдет в замок. Итак, начинаем аукцион по очереди. ( за каждый правильный ответ 1 жетон)
Молодцы, наконец – то мы в замке. Добро пожаловать! В замке очень много комнат. Но во всех комнатах мы не успеем побывать, поэтому посетим самые большие. В замке очень красиво, интересно и необычно. На всех стенах замка наклеены не обои, а, что бы вы думали?,.. тексты с числительными. Один из них лежит перед вашими глазами. Давайте прочитаем этот текст, определим его тему.
- Какова тема этого текста? ( открытие комического пространства)
- Как можно озаглавить? (Открытие космоса)
- Давайте найдем в тексте имена числительные и определим их разряды. (команды по очереди называют числительные и указывают разряд)
Теперь записываем текст в тетрадь, и числительные прописываем словами.
Сейчас мы зайдем с вами в одну из комнат
Это комната-«СИНТАКСИЧЕСКАЯ»
- Что мы будем делать в этой комнате, как вы думаете?
В том тексте, который вы записали нужно подчеркнуть числительные как член предложения. ( по очереди, по одному предложению, начиная с первой команды)
Справившись с этим заданием мы моментально попадаем во 2-ю комнату –
«МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ»
Здесь вам предстоит показать свои навыки и умения при разборе числительных. Числительные берем из текста. Каждой команде свое числительное, оно у вас отмечено. 1 человек из команды у доски.
1к – второй корабль
2к – двадцатого августа
3к – обеих собак
Молодцы, вы хорошо справились с заданием, теперь немножко пофонтазирум, проявим свои творческие способности. Ведь мы с вами уже в 3 большой комнате -
«ПОЭТИЧЕСКАЯ»
Составить синквейн по теме «Числительное»
Проверка (5-6 человек)
Итог.
Вот и подходит к концу наше путешествие.
- Как вы думаете, достигли мы той цели, которую ставили в начале урока? Почему? ( обобщили, повторили все изученное по теме «Числительное»)
Теперь посмотрим, какая из команд лучше всего знает эту часть речи. Подсчет жетонов.
Выставление оценок.
Домашнее задание:
К следующему уроку повторите § 108-115. будет диктант.
Кроме этого написать сочинение: Сказка «Город числительных», красиво оформить на альбомных листах.