Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Тип урока: Презентация (Приложение 1)

Цель урока: ознакомление учащихся с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени; формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени (-ом-, -ем-, -им-).

Работа по развитию речи: конструирование предложений, словосочетаний.

Повторение: написание безударных личных окончаний глаголов.

Ход урока:

Слайд 1 Тема

Слайд 2 Цель

Слайд 3 Проверка д/з

I. Взаимная проверка домашнего задания.

Параграф 17

а) вопрос:

- от основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени (От основ неопределённой формы переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида, при помощи суффиксов –вш-, -ш-).

б) Упр. 95

Игравший, отчаявшийся, прибывший, улыбавшийся, увядший, сеявший, прикасавшийся, хмурившийся, веявший, затеявший, надеявшийся, сморщившийся, увидевший, пригоревший, обидевшийся, зажмурившийся, погасший, ненавидевший, заострившийся, заместивший, наладивший, осунувшийся, промокший, несший, объездивший, разраставшийся, повлёкший.

Слайд 4 Соответствует ли употребление данных причастий литературной норме.
Исправьте предложения.

Слайд 5

II. Повторение

а) Вопросы:

- Что надо знать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов? (Их спряжение)
- Вспомним спряжения глаголов. Какие глаголы мы относим к глаголам

II спряжения?

Все на ить и глаголы-исключения:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Слышать, дышать и ненавидеть,
И зависеть, и терпеть,
И обидеть, и вертеть.

I спряжения?

б) Выборочный диктант.

Учащиеся выписывают глаголы, объясняя окончания.

В бездонную бочку воды не наносишь. Кашу маслом не испортишь. Потерянного времени не воротишь. Без правды и шагу не ступишь. Хлеб режут, а сахар колют. Что посеешь, то и пожнёшь. (Пословицы)

в) Вопросы:

- В написании суффиксов каких причастий нужно знать спряжение глаголов, от которых они образованы? (Действительных настоящего времени)

- Назовите суффиксы действительных причастий настоящего времени. (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-).

г) Работа по вариантам

Два ученика у доски по одному от каждого варианта. I вар.- причастия, образованные от глагола I спряжения; II вар. – причастия, образованные от глагола II спряжения.

Хвалящийся успехами, борющиеся с волнами рыбаки, строящийся стадион, пенящийся поток, дышащий зноем ветер, тающий снег, шепчущийся камыш, сеющий дождь, стелящийся туман.

( от I спр.- борющиеся  с волнами  рыбаки,   от II спр. –  хвалящийся  успехами,

тающий снег,
шепчущийся камыш,
сеющий дождь
стелющийся туман)

строящийся стадион,
пенящийся поток,
дышащий зноем

 Слайд 6

а) Составьте новое слово, взяв от данных слов указанные значимые части.
прекрасный, описать, доля, потчевать, борющегося, колющий. (Преодолевающий)

Слайд 7

б) Составьте с данным словом словосочетания (преодолевающий лень, человек преодолевающий, успешно преодолевающий), предложение.

в) Разберите синтаксически предложение.
Человек,/успешно преодолевающий свою лень/, может многого добиться. (Повест., невос., прос., рас., двусост., ослож. прич. оборотом)

Физминутка

Слайд 8

Ш. Изучение нового материала.

Параграф 18

а) Анализ материала на с.48 (работа с таблицей).

б) Чтение материала на с. 49

Слайд 9 Применяя данное правило, рассуждайте так:

Слайд 10 Рассуждение учащихся вслух и запись.

Образец: отправлять (I спр.) - отправляемый

  • прикрывать
  • решать
  • возводить
  • сооружать
  • оберегать
  • видеть
  • ранить

Слайд 11

IV. Упражнения на закрепление материала.

2. Работа с учебником.

Упражнение 102 устно «по цепочке»

3. Самостоятельная работа

а) Упражнение 105 (для средних и сильных учащихся)
б) Карточки для слабых учащихся

Слайд 12 Вывод: при написании суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени необходимо опираться на спряжение глагола.

Слайд 13

V. Игра «Корректор»

Начальнику отдела «Грамотность»
бригадира грузчиков
Недосмотрова И.И.

Объяснительная

При транспортировке ящика «Предложения с причастными оборотами» грузчиками Расхлябовым и Лентяйкиным было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть эту оплошность, они быстро собрали рассыпавшие части предложений. По причине неграмотности это было сделано ими неверно.

10.10.08
подпись

Резолюция на этом документе была такова: «Принять меры по приведению содержимого ящика в исходное состояние»

Слайд 14 Исправленный

Слайд 15 Итог урока:

Итог урока:

  1. С какими причастиями мы познакомились сегодня на уроке?
  2. В суффиксах страдательных причастий настоящего времени
    -ем-, -им- пишется:
    буква е, если …
    буква и, если …

Слайд 16

Домашнее задание.

  • § 18
  • Упражнение 103

Образец: уважаемый коллективом, изучаемый школьниками

Список использованной литературы 

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. М. «Просвещение» 2003. с.58
  2. Полежаева Е.А. Современные открытые уроки русского языка 7 класс. Ростов на Дону.Феникс 2002. с. 24