Урок творчества в 6-м классе "Мышиные истории"

Разделы: Русский язык


Цели урока

  • познакомить учащихся с циклом стихотворений Владислава Ходасевича,
  • способствовать развитию умений анализировать, обобщать, систематизировать,
  • развитие творческого воображения учащихся.

В начале урока подготовительный этап к творческой работе: разговор о мышах. Это и воспоминания детей, и рассказы учителя о зверьке крысе, и чтение стихотворений о мышах, и анализ поэтических строк.

1. Переход к теме урока

2008 год – это не только год семьи, но чаще его называют годом Крысы. С крысой в нашем фольклоре, да и в европейских литературах связаны преимущественно отрицательные ассоциации. Мой рассказ о первой встрече с крысами удивил и рассмешил детей. Им показалось необычным, что я так поздно увидела этих зверьков. Я же, в действительности, когда первый раз увидела крыс у соседской кормушки, остановилась и долго наблюдала за ними, как они съедали зерно, предназначенное курицам. Крысы стояли гордые, красивые, одна чёрная с белой полосой вокруг шеи, как в галстуке, другая была светлее. Шкурка их так и лоснилась, как будто кто–то за ними ухаживал. Лапки у них были сложены перед грудью – вид был царственный. Кто же знал тогда, какой урон всему городу принесут эти симпатичные на вид зверьки! Какие проклятия посыпались на голову тех, кто завёз крыс с зерном на солодовенный завод. Крысы стали настоящим бедствием для тех, кто держал домашнюю птицу. Ставили капканы, травили, но крыс меньше не становилось. Если взрослая крыса попадает в капкан, то другие пытаются перегрызть железные прутья капкана, спасая её. Крысы никогда не оставят своих сородичей в беде, всегда придут на помощь.

2008 год, к счастью для учителей- словесников, ещё и год Мыши. А вот мыши, в отличие от своих сородичей, – совсем другое дело. С симпатичными мышками мы встречаемся с самого раннего детства и в народных сказках, и у детских поэтов. Ведь именно с первой сказки о курочке Рябе, заученной в детстве, дети осознают, что мышка спешит на помощь людям. Да и в сказке о репке тоже не обходится без помощи мышки. Именно она, мышка, вытягивает без особых усилий репку. Кто из детей не переживал за маршаковского Глупого мышонка и не радовался за Умного мышонка? А мультипликационные мышата? Всем известны слова кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!». Идёт непринуждённый разговор о мышах, дети рассказывают смешные истории, которые происходили с ними, их близкими, когда сталкивались с мышами.

На уроке мы посмотрим на мышей – главного персонажа басни Эзопа и героев поэтических строк В. Ходасевича.

2. Басня Эзопа «Лев и мышь» - рассказ учителя (вспомнить, кто это такой и какие ещё басни вы читали).

У спящего льва по телу пробежала мышь. Лев проснулся, схватил её и приготовился съесть. Мышь умоляла отпустить её, уверяя, что отплатит добром за спасение. Лев, подумав, отпустил её. Но случилось так, что мышь и в самом деле отблагодарила льва. Попался лев охотникам, и они привязали его верёвкой к дереву. А мышь, заслышав его крики о помощи, тотчас прибежала, перегрызла верёвку и освободила его, сказав так: «Тогда ты надо мной смеялся и не верил, что я могу отплатить тебе добром. А теперь ты будешь знать, что и мышь умеет быть благодарной».

Вопросы к басне и задания:

- О чём басня «Лев и мышь»?

- Чему учит басня Эзопа? Как поступила мышь?

- Мог ли лев подумать, что мышь в состоянии ему оказать помощь?

- Запишите прилагательные, которыми можно охарактеризовать мышь.

3. Работа с поэтическими текстами. Настоящую сагу о мышах сложили поэты двадцатого столетия, в частности Владислав Ходасевич.

Выразительное чтение стихотворений Владислава Ходасевича «Сырнику», «Разговор человека с мышкой, которая ест его книги», «Вечер» \групповая работа, в каждой группе вопросы к стихотворениям\

4. Анализ поэтических строк: сюжет стихотворения определяет каждая группа. Рассказ о героях стихотворений.

- Что любят мышата?

- Какими эпитетами наделяет автор каждого из мышат?

- Есть ли в тексте сравнения? Выделите их.

- В чём поучительный смысл стихотворений?

- Каково отношение поэта к мышатам? Есть ли одинаковые слова в обращении поэта к мышатам?

- Найдите слова и выражения, указывающие на то, что между автором и мышатами тёплые дружеские отношения.

-Относится ли автор к мышатам как к детям? Подберите из текста соответствующие строки.

- Какие чувства вызывают у вас прочитанные стихотворения?

5. Выводы

В стихотворениях поэт показывает мышат как самых близких друзей, раскрывает особенности каждого мышонка, их невинные шалости. Объединяет стихотворения тема дружбы поэта с мышатами. Поэт одинок, ему необходимы друзья, и мышата помогают ему преодолеть одиночество.

6. «Так приходи ж, мой Мышонок, ко мне…»

с таких слов начался творческий этап в деятельности учащихся, их поэтическое, прозаическое мастерство, их вдохновение; воплощение индивидуальных замыслов в сказку, рассказ, стихотворение, басню. Условия работы: оригинальность замысла, языковое мастерство, точность и ясность мысли. Учащиеся пишут о мышатах, о их приключениях. В эти моменты они должны использовать имеющийся материал и дополнить его собственными находками, что приведёт к созданию творческой работы.

Кто успевает до конца урока написать свои первые художественные опусы, по возможности, отдают их на суд одноклассников, читают. Все, как строгое жюри, оценивают творческие зарисовки, правим вместе, в чём–то не соглашаемся.

Итогом творческой деятельности учащихся на уроке явилась подборка лучших творческих работ для участия в российском конкурсе «Про мышей: по следам Владислава Ходасевича». Работа Батуриной Алёны, сказка «Сырник на фабрике», напечатана в газете «Русский язык. Первое сентября» в №13, 2008 год, а стихотворения Бровкиной Людмилы и Барнашова Ивана будут опубликованы позже

Творческие работы учащихся

Книжник
Бровкина Людмила, 6а класс

Открыла я книжку, увидела мышку.
Рисунок понравился мне.
И мышка-малышка вдруг этой же ночью
Ко мне прибежала во сне.

Кормила я мышку кусочками сыра,
Из блюдца водичкой поила её.
Понравилось мышке моё угощенье,
И приняла мышка такое решенье,
Что сказку поведает мне:
- Жила я в норе на поляне в избе.
Дружила с соседским котом.
Играла с мышатами, собакой,
Котятами и маленьким серым бычком.

Однажды ходили мы в лес за цветами,
И вот между дряхлыми – дряхлыми пнями
Собака попала в капкан!

Мы долго кричали,
На помощь позвали из ближней деревни людей.
Собака лежала и тихо стонала
Подмоги ждала от людей (поскорей)
Пришли из деревни хорошие люди,
Убрали большущий капкан,
Собака вдруг встала и побежала.
«Спасибо!»- сказала нам вслед.

Ветчинник
Барнашов Иван 

Друзей по жизни может очень много быть
И добрых, и отзывчивых, и смелых,
Но можно искренне любить
И наших братьев меньших.
И от любви и нежности своей
Слагать о них стихи и песни.
Ведь только детям
Кажется всё в розовом цвете.
Их взгляд, характер и повадки.
И сказку я решил сложить свою
О маленьком Ветчиннике, мышонке,
Так как любил он колбасу и ветчину,
то я прозвал его Ветчинником.
Мышонок этот не один живёт.
Есть у него друзья-мышатки:
Мышонок Сырник, он очень любит сыр,
Мышонок Книжник, его от книг не оторвать,
Читать он любит без опаски,
И чтоб развеселить друзей поёт им песни и читает сказки.
Три друга так весело живут,
Едят, танцуют, веселятся.
Я их люблю,
Поэтому они меня и не боятся.
Ветчинник, стащив на кухне кусочек ветчины,
Проворно в трубочку её скатает
И как на дудочке на ней играет.
А Сырник из сыра выгрызает барабан
И лапками вместо палочек стучит,
Создавая гам,
А Книжник звонко песенку поёт,
Хотя не знает даже нот.
Ветчинник – самый храбрый друг,
Как только посторонние шаги услышит –
он сразу взвизгнет.
Мгновенье — и нет мышей.
А как всё утихнет — тут они как тут,
Опять играют, поют и веселятся.
И радуют меня своею беззаботною весёлою игрою.
И я люблю их всей душою.
И я в конце хочу вам всем сказать:
«Друзья! Дружите крепко, без оглядки, не за красивые глаза,
А честно, нежно, как мои мышатки!» 

Сырник на фабрике (сказка)|
Батурина Алёна

В Костроме издавна существовала сырная фабрика. На ней производили вкусный молочный сыр, который очень нравился жителям Костромы и близлежащей местности.

На фабрике работали Дима и Коля, которые были совладельцами предприятия. Однажды они увидели, что в сыре стали появляться небольшие дырочки. Дима и Коля стали обвинять друг друга, что кто–то из них хочет навредить их маленькому бизнесу. Тогда они решили установить ночное дежурство, чтобы узнать, кто делает дырки в сыре. Первую ночь дежурил Дима, он никого не увидел во время дежурства. Но утром в сыре появились маленькие дырки. Так прошло несколько ночей, но он никого не увидел.

И вот пошёл на дежурство Коля. Он зашёл на склад и увидел маленького мышонка, который ел сыр. Коля стал догонять мышонка. Мышонок был маленький и ловкий и убежал от Коли.

После всего случившегося работники фабрики перестали продавать сыр. Жители стали возмущаться, когда на прилавках не стало сыра.

Дима объяснил жителям, что они придумывают новую технологию производства сыра и пока боятся пускать его на продажу. Жители были согласны попробовать новый сорт сыра.

И вот на прилавке магазина появился сыр с большими дырками. Его тут же раскупили. Сыр с дырками очень всем понравился, жители поблагодарили Диму и Колю за новый вид сыра и попросили повысить его выпуск. Мальчишки остались довольны, но никому не рассказали о своём секрете. Мышонка они всё-таки поймали, приручили и прозвали Сырником. А Сырник, в свою очередь, стал помогать выпускать мальчишкам сыр и прижился на фабрике.