Семинар "Привлечение учащихся к систематическому чтению"

Разделы: Русский язык, Литература


Цель: убедить учащихся в том, что чтение должно стать для них не «трудовой повинностью» и обязанностью, а средством удовлетворения своих духовных, интеллектуальных и эстетических запросов.

Задачи:

  • убедить, что книга – это не только средство «убить время», а нечто большее и серьёзное;
  • пробудить в учащихся желание к постижению неизведанного, формировать осознанный интерес к чтению.

Оборудование: плакаты с высказываниями о книге, чтении и т.д., рабочие листы, ватманы, карандаши, схемы.

ХОД СЕМИНАРА

Работа проводится в группах (5 групп по 5–10 человек). На семинар лучше пригласить учащихся разных параллелей классов. Каждая группа – учащиеся одной параллели.

1. Начало семинара

Учитель задает вопрос группам и сидящим зрителям (учащиеся, которые не находятся в группах, также принимают активное участие в семинаре). Каждый записывает ответ на рабочем листе.

– Что ожидаете от сегодняшнего семинара? (После ответов обсуждение в группе, некоторые учащиеся озвучивают вслух свои ожидания)

2. Слово учителя

– Давно ли вы были в библиотеке? Это святое место, в котором собрана чудесным образом вся мудрость человечества, накопленная тысячелетиями. Здесь ты можешь взглянуть на мир другими глазами, понять суть непознанных ранее тобой вещей, открыть для себя что-то новое.
Словно завороженные сидят за книгами ребятишки, кто-то уже полный решимости идет со стопкой книг к библиотекарю, а какой-то зевака с удивлением рассматривает огромные стеллажи. Вот замечательная картина!
Но это то, что было… А что есть? Полупустые пыльные полки, тишина, будто гробовая, и одинокий библиотекарь, в сердцах ругающий любого, потревожившего его покой. А на этом фоне – веселые оптовые рынки книг, так называемые "развалины", на которых можно найти массу литературы, особенно "легкой".
Падение интереса к чтению является фактом сегодняшней жизни. Конечно же, легче придя домой включить телевизор и расслабиться, чем взять в руки умную книгу и задуматься. "Что случилось с нашими малышами? Многие не хотят читать, боятся книг"

3. Беседа по вопросам

1) Для чего предназначена книга?
2) Чем является книга для человека?
3) Чтение – что это такое?
4) Для чего пишет писатель?
5) Каково же назначение чтения?
6) Стоит ли тратить своё свободное время на чтение книги?

– Читая книгу, мы делаемся богаче ещё на одну жизнь – на жизнь писателя, создавшего книгу. Но это обогащение немыслимо без осознанного подхода к чтению. Должно быть желание, интерес к книге. Ответьте на вопрос: «Является ли чтение твоим любимым занятием и почему?»

(Ответы: Да, Нет, Не совсем)

Листочки со своими ответами учащиеся раскладывают в разные ящички. В конце семинара подсчитываются результаты. Заслушиваются мнения ребят, которые дали разные ответы (3–6 человек). Ключевым должен стать вопрос ПОЧЕМУ?

4. Работа в группах

– На вопрос, что такое чтение, мы уже ответили, а теперь давайте подумаем, что такое систематическое чтение. Составление кластера «Систематическое чтение».

Обсуждение в группах. Дайте определение «Систематическому чтению».

Подведение итогов:

Чтение:

– восприятие написанного, произносимое вслух или воспроизведенное про себя:
– восприятие зрительно и интеллектуально какого-нибудь произведения.

Систематическое:

– следующее определенной системе;
– постоянно повторяющееся, регулярное, не прекращающееся.

5. Определение и ранжирование основных качеств систематически читающего ребенка. Построение модели.

Учащимся раздаются пустые схемы, с которыми они должны поработать в группе. После выполнения задания заполняется одна общая схема, которая нарисована на доске.

– Как выглядит человек, который не читает книги, журналы, газеты? Составление модели не читающего человека по той же схеме. Сравните две схемы, ответьте на вопрос каждый сам себе: Каким я хочу быть?

6. Выявление параметров, которые влияют на систематическое чтение учащихся. Построение и заполнение таблицы

Главный вопрос: Кто влияет на систематическое чтение? (Библиотека, Социум, Книги и сам Читатель)
Таблица «Факторы, влияющие на систематическое чтение» также раздается пустая, учащиеся должны отметить как тот или иной объект влияет на чтение?
Далее идет разговор с аудиторией о том, насколько часто присутствующие пользуются библиотекой и по каким причинам, какие формы работы с книгой используются?

7. Диспут

3 команды доказывают, что книга нужна и без нее нельзя обойтись. 2 команды доказывают, что книга не нужна и без нее можно обойтись. Команды приводят по три аргумента, которые команда соперников должна опровергнуть.

8. Подведение итогов

Заполнение листов «Я читаю для того, чтобы…» и «Я читаю, потому что…». Листочки наклеиваются на специальную доску.
Нарисовать плакат-призыв к чтению. На листе ватмана каждая команда рисует плакат и дает устное объяснение.
Заполнение таблицы.

Что узнал на семинаре? Что понравилось? Что не понравилось? Пожелания
       

Спикеры групп подводят итоги семинара, высказывают общее мнение участников. Из числа присутствующих тоже высказываются несколько человек. Все сдают рабочие листы.

9. Слово учителя

Герои книг.
Они нам все сродни
Дубровский, Чацкий, чуточку – Печорин
Характер наш рождается из зерен,
Которые посеяли они.

Приложение