Уроки с использованием ИКТ в 8-м классе по теме "Портретный очерк"

Разделы: Русский язык


Урок 1

(Слайд № 3)

Тема. Портретный очерк: общее представление о жанре, его композиция, используемые в нём типы речи и языковые средства.

(Слайд № 4)

Цели урока:

  • дать понятие об очерке как литературном жанре;
  • познакомить учащихся с особенностями портретного очерка.

Ход урока

I. Усвоение новых знаний.

Слово учителя.

(Слайд № 5)

Очерк – один из распространённых публицистических жанров.

Темой очерка является общественно значимый факт.

В нём рассказывается о конкретных событиях, о реально существующих людях.

(Слайд № 6)

Очерк бывает двух видов: документальный и художественный. Первый воспроизводит, исследует действительные факты и явления жизни, второй изображает и анализирует нравы определённой среды или характер отдельного человека.

(Слайд № 7)

Задача очерка — не просто рассказать о каком-то явлении, человеке или событии, но и показать это явление, событие или человека в действии, в развитии, раскрыть сущность этого явления с помощью художественных средств, доказать его общественную значимость.

(Слайд № 8)

"Одним из видов очерка является портретный очерк.

Его герой — человек высоких моральных качеств, человек, преобразующий жизнь.

В портретном очерке автор рассказывает не только о работе, но и о характере своего героя, его интересах и увлечениях, о его взаимоотношениях с другими людьми".[1]

(Слайд № 9)

В центре портретного очерка – человек с его характером, вкусами и привычками, своеобразный и неповторимый.

Его сущность раскрывается в конкретных делах и поступках, в напряжённых ситуациях, во взаимоотношениях с другими людьми, в том, какие цели он ставит перед собой и какими путями их достигает. Важную роль в обрисовке героя очерка играет описание внешности героя (портрет) и воспроизведение его речи (речевая характеристика).

II. Закрепление знаний по теме урока и применение их.

Упр.1 [2]

(Слайд № 10—11)

Выразительно прочитайте отрывок из очерка М.М.Пришвина “Колдуны”.

Сказочник Мануйло - человек высокого роста, с густой бородой, на вид серьезный, строгий. И только когда он начинает рассказывать свои сказки, “манить”, в лице его мелькает что-то такое легкомысленное, такое неподходящее к этому строгому лицу и бороде, что становится смешно. Душа у Мануйлы не простая, а поэтическая, он испытывает приступы тоски, имеет неопределенные желания, его тянет куда-то. Ходит он в лес не просто как полесник-ремесленник, а любитель-охотник. Охотой и сказками он до некоторой степени удовлетворяет себя. Но самая заветная мечта, которую он никак не может осуществить, это сходить в Иерусалим.

— Что составляло смысл жизни Мануйлы? (Смысл жизни Мануйлы - в охоте и рассказывании сказок людям, в общении с природой и людьми.)

— Каково авторское отношение к Мануйле? (Автор с симпатией относится к герою, любуется им.)

— С помощью каких средств передает Пришвин свое отношение к сказочнику? (Описывает внешность, раскрывает внутренний мир героя, используя эпитеты, метафоры.)

— Какие слова находит писатель для характеристики внутреннего мира героя? (Душа не простая, а поэтическая и т. п.)

III. Усвоение новых знаний.

Слово учителя.

(Слайд № 12)

"Для изображения внешности героя используется тип речи – описание.

В этой части очерка возможны разнообразные синтаксические конструкции: сказуемые – простые глагольные и составные именные; согласованные и несогласованные определения; сравнения – простые и развёрнутые. Часто встречаются портретные зарисовки, в которых употребляются обособленные определения, приложения, а также сложноподчинённые предложения с придаточными определительными". [1]

(Слайд № 13)

"Почти в каждом портретном очерке имеются следующие составные части:

  • описание внешности героя;
  • рассказ о его деле, профессии, творчестве;
  • отдельные факты биографии;
  • описание особенностей характера героя, его речи;
  • эпизод (или несколько эпизодов), раскрывающий в герое главное". [1]

IV. Закрепление знаний по теме урока и применение их.

Упр.2 [1] (Р. Упр.388) (Слайд № 14—15)

1. Прочитайте. Каким вы видите героя очерка В. Морозова? Что вам нравится в характере Сережи?

(Слайд № 16)

2. Какова композиция очерка? Какими языковыми средствами достигается его выразительность?

МОЙ СЕРЕЖА

В тот день, о котором мне надо вам рассказать, в районный центр съехались на семинар журналисты всей страны.

Начали знакомить представителей прессы с выпускниками школ. И знаете, одного хлопца я сразу узнал, хотя не виделись мы пять лет. Не забыл и фамилию его — Зизика. Я же писал о нем!

Кто только тогда мне не расхваливал Сережу! В первую очередь — учителя. Удивлялись, помню: когда, дескать, он, лучший ученик, уроки успевает делать? И перечисляли Сережины увлечения.

Музыка. Времени на нее уходит порядком. И на дорогу тоже: музыкальная-то школа в райцентре!

Книги. Бывало, находили Сережу за чтением где-нибудь за селом, в укромном месте, а оторвать от книги не могли. Как прикованный!

Техника. К Сереже привозили ремонтировать мотороллеры, мопеды взрослые парни, когда мастер ходил еще в четвертый класс.

С седьмого класса Сережа уже в поле — с комбайнерами. Тогда-то я и увидел его впервые. Обожженного солнцем, пропыленного. С озорным блеском в глазах. В кепочке с блестящим козырьком. Крупные капли пота висели на бровях и ресницах. Сережа смешно сдувал их, выпятив нижнюю губу. Руки-то у него были при деле.

И вот снова любуюсь им, моим Сережей, перепачканным машинным маслом. То же озорство в глазах. Та же кепочка.

Специалист — каких еще поискать. И музыкант — что надо! Ребятишки за Сергеем тянутся - отбоя от них нет. Да и сам Сережа, оказывается, не думает отбиваться от детворы. И вообще от школы.

А школа окончена им с золотой медалью.

Ну, что ж, уже в ранние Сережины лета было видно, как пробуждается в нем сегодняшний Сережа. Он ведь не кривил душой, когда в школьном сочинении “Что такое счастье?” заявил: “Самое большое счастье - это когда некогда отдыхать”.

(Слайд № 17)

3. Что и как рассказывает автор о Сереже-школьнике? Выделите эту часть очерка. Каково строение абзацев 4, 5, 6? Каковы способы соединения абзацев в тексте?

Упр.2 [1] (Р. Упр.389) (Слайд № 18—19)

Преобразуйте данные предложения, вынося выделенное слово в начало нового предложения. Допишите еще 2—3 предложения (к каждому из них), помогающие подтвердить мысль, высказанную ранее.

Образец. Он любил музыку самозабвенно. Музыка. Он любил ее самозабвенно. Играть мог часами. Слушать игру других тоже.

1) Он очень ценил в людях порядочность. 2) Он полюбил тишину с детства. 3) К технике его потянуло рано. 4) Многие годы книги заменяли ему друзей.

V. Подведение итогов урока.

(Слайд № 20)

VI. Осмысление домашнее задание.

(Слайд № 21)

§ 43 (стр.227 —230), упр.391 [1]

Урок 2

(Слайд № 22)

Тема. Творческая работа. Изложение с элементами сочинения (на основе картины Б.М.Кустодиева “Портрет Ф.И.Шаляпина” и фрагмента из очерка В.Липатова). (2часа)

(Слайд № 23)

Цели урока:

  • закрепление умения сжато передавать содержание текста;
  • формирование умения создавать свой текст как ответ на задание к тексту – портретному очерку.

Ход урока

I. Усвоение новых знаний.

Слово учителя.

На прошлом уроке мы познакомились с жанром очерка и его особенностями. Сегодня нам предстоит написать творческую работу на основе фрагмента из очерка В.Липатова об известном русском живописце Борисе Михайловиче Кустодиеве. Во фрагменте, с которым мы познакомимся, рассказывается о создании художником картины “Портрет Ф.И.Шаляпина”. Перед тем как мы непосредственно приступим к работе. Мне хотелось бы познакомить вас с героями очерка.

Рассказ учителя о художнике и певце.

(Слайд № 24)

БОРИС МИХАЙЛОВИЧ КУСТОДИЕВ (1878–1927), русский художник, родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии. Учился в петербургской Академии художеств (1896–1903), где его наставником был И.Е.Репин. Член объединений “Мир искусства” и “Союз русских художников”.

(Слайд № 25)

Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева-портретиста. Позднее (с 1908) увлеченно работал также в жанре скульптурного портрета. В годы Первой русской революции 1905–1907 выступал как карикатурист в журналах “Жупел” и “Адская почта”.

(Слайд № 26 - 27)

Жил в Петербурге и Москве, часто наезжая в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где рождались его знаменитые образы традиционного быта (серии “ярмарок”, “маслениц”, “деревенских праздников”) и красочные народные типажи (“купчихи”, “купцы”, красавицы в бане – “русские венеры”). Первая картина такого рода (Ярмарка, 1906, Третьяковская галерея) написана по заказу Экспедиции государственных бумаг для неосуществленной серии массовых лубков. Эти серии и близкие им полотна подобны красочным снам о старой России. Революцию Кустодиев тоже воспринял карнавально, в духе яркого народного лубка.

Хотя в 1916 паралич приковал художника к инвалидному креслу, он продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные “волжские” серии. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации.

Умер Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927.

(Слайд № 28)

ФЕДОР ИВАНОВИЧ ШАЛЯПИН (1873–1938), русский певец (бас-баритон), родился 1 (13) февраля 1873 в Казани. Как певец был фактически самоучкой, но уже в возрасте 17 лет успешно выступал в составе небольшой провинциальной оперной труппы. 5 апреля 1895 Шаляпин дебютировал в петербургском Мариинском театре, в 1896 – в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова в Москве, где впервые раскрылись музыкальное и актерское дарования певца. С огромным успехом выступал в Европе, пел на сцене нью-йоркской “Метрополитен-опера”. Всемирную славу ему принесло исполнение главной партии в опере Мусоргского “Борис Годунов”; к выдающимся достижениям относятся также исполнение партий в операх “Фауст” Гуно, “Садко” Римского-Корсакова, “Мефистофель” Бойто, “Дон Кихот” Массне и “Жизнь за царя” Глинки. Шаляпин покинул Россию в 1922 и обосновался в Париже. Кроме многочисленных оперных выступлений, он давал массу концертов и зарекомендовал себя как блистательный интерпретатор камерно-вокального репертуара. Особой популярностью пользовались в его исполнении русская народная песня “Эй, ухнем” и “Песня о блохе” Мусоргского. Голос певца отличался неповторимой красотой тембра. Умер Шаляпин в Париже 12 апреля 1938.

II. Подготовка к написанию изложения (по упр. 394 [1]).

1. Прослушиванье текста.

С молодых лет Кустодиев плакался о силе воли — главном, “чего и недостает мне”. Он себя не знал. Пришла большая беда, злым коршуном налетела, согнула до земли, а он выпрямился. Растоптала было, а он встал, встал и удивился: “Просто вот рад тому, что живу, вижу голубое небо и горы”. <...>

Человек с парализованными ногами, опутанный болью, сумел вырваться из себя, прикованного к креслу-каталке, ринуться в поток могучего творческого порыва и взлететь. А по ночам снились кошмары: черные кошки раздирают позвоночник. Вот какая приходила боль — черная. На грани жизни и смерти понял: спасение только в работе. С той поры Кустодиев трудился исступленно: по двенадцать часов в сутки...

Что говорить о мужестве, о силе воли, о героизме, когда к нему, калеке, друзья приходили в горькую для себя минуту, чтобы “унести... запас бодрости, умиления и веры в жизнь”. Кустодиева называли “невероятным явлением”.

Портрет Шаляпина написан единым напряжением воли. Кустодиев сам сконструировал приспособление: на потолке блок, через него веревка с грузом, вот и верти полотно в любом направлении, ближе к своему креслу, дальше, в сторону... Приходилось работать, задрав голову кверху.

Два с половиной месяца отданы портрету. Когда закончил, удивился: “Да я ли смог?”

Портрет написан в трудные для искусства двадцатые годы... Война, голод, разруха. Жесткое, неустоявшееся время, которому, впрочем, искусство было необходимо, как хлеб, оружие. И шла опера в стынущем зале, и, греясь от печки-буржуйки, недоедая, писал Кустодиев свой лучший портрет.

В портрете-картине художник изобразил и свою страну детства. Навсегда остались с ним карусели, шары, балаганы, шарманка, нырянье под пароходы... Пестрый астраханский мир. Даже болезнь не превратила художника в солидного взрослого. Когда принесли показать театральные марионетки, играл с куклами, как ребенок. Страна детства была родной и Шаляпину. Тому ничего не стоило, например, придя в гости, встать на четвереньки и медведем зарычать на перепуганную собаку... Артист приходил к Кустодиеву, они вспоминали Волгу, которую любили трепетно и на которой выросли, певали волжские песни.

Портрет написан как воспоминание, знак общей памяти и душевной щедрости. Замечали в Шаляпине особенную нежность, когда он заговаривал о художнике. Был он верным товарищем: таская немощного на руках с четвертого этажа, добывая машину, привозил в театр и снова, на руках — в ложу...

Сам приход Шаляпина — праздник для художника. Врывался огромный, распашистый, насыщенный музыкой и красками мир...

Поэму о человеке творящем, воспоминание о детстве, крик преодолеваемой боли, гордость свершения — все это соединил в себе портрет.

2. Беседа после прослушивания текста. (Слайд № 29)

  • Что вы узнали о художнике, его жизни из очерка?
  • Каким вы представляете себе этого человека?
  • Какие черты характера особенно поразили вас?
  • Какие отношения связывали Кустодиева с Шаляпиным?
  • Как, в каких условиях создавался портрет великого певца?
  • Почему полотно названо портрет-картина?

3. Выделение микротем в тексте. (Чтение по абзацам.) (Слайд № 30)

№ абзаца

Микротема

1

Кустодиев себя не знал.

2

На грани жизни и смерти понял: спасение только в работе.

3

К нему друзья приходили за запасом бодрости и веры в жизнь.

4

Кустодиев сам сконструировал приспособление, чтобы писать картину сидя.

5

Два с половиной месяца отданы портрету.

6

Портрет написан в трудные для искусства двадцатые годы…

7

Страна детства художника и певца.

8

Шаляпин был верным товарищем.

9

Приход Шаляпина — праздник для художника.

10

Портрет соединил в себе и поэму о человеке творящем, и воспоминание о детстве, и крик преодолеваемой боли, и гордость свершения.

4. Актуализация знаний о способах сжатия текста. (Слайд № 31)

— Какие приёмы сжатия текста вам известны?

Приёмы сжатия текста. (Три способа сжатия текста.)

  • Исключение подробностей, деталей.
  • Обобщение.
  • Сочетание исключения и обобщения.

— Определите, какие приемы использованы в следующих случаях?

Несколько простых предложений заменены сложным.

Замена прямой речи косвенной.

Исключение ряда однородных членов.

Замена сложного предложения простым.

Исключение диалога.

  1. Знакомство с картиной Б.М.Кустодиева “Портрет Ф.И.Шаляпина”. (Слайд № 32 -33)
  2. Детальное слушанье текста и дополнение набросков к будущему тексту.

III. Написание сжатого изложения.

IV. Знакомство с фрагментом (для чтения) из очерка В.Липатова (по упр. 395 [1]). (Слайд № 34)

Шаляпин на заснеженном пригорке, а вдали, внизу шумит широкая масленица. Неспокоен Шаляпин, нетерпелив и энергичен, насыщен динамикой. Себя ли слушает? На жизнь свою озирается? Может быть, сожалеет, удивляется: праздник и без него идет-гудит. По-прежнему ярмарочный силач штангу поднимает на балаганном помосте, и мчатся сани, и карусель вертится, и вьется над ней яркая гроздь разноцветных шаров...

Ярмарка цветастая, хохочущая — обычная кустодиевская “веселая драма красок”, как метко заметил художник Бенуа. На обычном знаменитом кустодиевском снегу, где ни соринки. Бело-голубовато-розовое, свежее, дымчатое, хрустящее, искрящееся, переливающееся... Что ни миг — у снега иное настроение. Чем не фон для столь чувствующего “свою интонацию” Шаляпина?

Репин хотел написать Шаляпина барином. Он и здесь смотрится барином, нет, скорее вельможей, вельможей от искусства, владыкой сцены. А присмотришься повнимательнее: это же Федька Шаляпин из казанской Суконной слободы. Хоть и поднялся высоко, а опасается... Не в свои сани забрался, вдруг что — и пойдет кувырком... Только представляется вельможей. А стряхнет с плеч шубу, грянет “Дубинушку” — тогда-то сойдет с шаляпинского лица неспокойное напряжение... Дрогнет все вокруг от “песенной хмели”, еще неистовее завертится балаганное веселье, резвее помчат кони, искрометнее засверкает карусель, и толпа на снегу замрет, восхищенная... Ай да Шаляпин! Ай да силушка! Ай да молодец-удалец!

Именно сейчас, в эту минуту, понял суть свою Шаляпин, как в зеркало глянул. Потому и любил именно этот портрет. Он был там самый настоящий, каким подглядели его в одиночестве за кулисами.

V. Выполнение творческого задания. Завершение работы. (Слайд № 35)

Приложение 1

Литература

  1. Русский язык: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; Под.ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 3-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2007.
  2. Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе “Речь”: 6 класс/ Под общей ред. Г.И.Канакиной, Г.В.Пранцовой. – М.:Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  3. Развивайте дар слова: Факультатив. курс “Теория и практика сочинений разных жанров (8 – 9 кл.)”: Пособие для учащихся/ Ю.И.Равенский, П.Ф.Ивченков, Г.А.Богданова, С.А.Никольская; Сост. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. – 4-е изд., испр. – М.:Просвещение, 1990.
  4. Методические указания к факультативному курсу “Теория и практика сочинений разных жанров”: (8 – 9 кл.): Пособие для учителя/ Т.А.Ладыженская, Ю.И.Равенский, П.Ф.Ивченков и др.; Сост. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. – 4-е изд., испр. – М.:Просвещение, 1990.