Урок 1
(Слайд № 3)
Тема. Портретный очерк: общее представление о жанре, его композиция, используемые в нём типы речи и языковые средства.
(Слайд № 4)
Цели урока:
- дать понятие об очерке как литературном жанре;
- познакомить учащихся с особенностями портретного очерка.
Слово учителя.
(Слайд № 5)
Очерк – один из распространённых публицистических жанров.
Темой очерка является общественно значимый факт.
В нём рассказывается о конкретных событиях, о реально существующих людях.
(Слайд № 6)
Очерк бывает двух видов: документальный и художественный. Первый воспроизводит, исследует действительные факты и явления жизни, второй изображает и анализирует нравы определённой среды или характер отдельного человека.
(Слайд № 7)
Задача очерка — не просто рассказать о каком-то явлении, человеке или событии, но и показать это явление, событие или человека в действии, в развитии, раскрыть сущность этого явления с помощью художественных средств, доказать его общественную значимость.
(Слайд № 8)
"Одним из видов очерка является портретный очерк.
Его герой — человек высоких моральных качеств, человек, преобразующий жизнь.
В портретном очерке автор рассказывает не только о работе, но и о характере своего героя, его интересах и увлечениях, о его взаимоотношениях с другими людьми".[1]
(Слайд № 9)
В центре портретного очерка – человек с его характером, вкусами и привычками, своеобразный и неповторимый.
Его сущность раскрывается в конкретных делах и поступках, в напряжённых ситуациях, во взаимоотношениях с другими людьми, в том, какие цели он ставит перед собой и какими путями их достигает. Важную роль в обрисовке героя очерка играет описание внешности героя (портрет) и воспроизведение его речи (речевая характеристика).
II. Закрепление знаний по теме урока и применение их.
Упр.1 [2]
(Слайд № 10—11)
Выразительно прочитайте отрывок из очерка М.М.Пришвина “Колдуны”.
Сказочник Мануйло - человек высокого роста, с густой бородой, на вид серьезный, строгий. И только когда он начинает рассказывать свои сказки, “манить”, в лице его мелькает что-то такое легкомысленное, такое неподходящее к этому строгому лицу и бороде, что становится смешно. Душа у Мануйлы не простая, а поэтическая, он испытывает приступы тоски, имеет неопределенные желания, его тянет куда-то. Ходит он в лес не просто как полесник-ремесленник, а любитель-охотник. Охотой и сказками он до некоторой степени удовлетворяет себя. Но самая заветная мечта, которую он никак не может осуществить, это сходить в Иерусалим.
— Что составляло смысл жизни Мануйлы? (Смысл жизни Мануйлы - в охоте и рассказывании сказок людям, в общении с природой и людьми.)
— Каково авторское отношение к Мануйле? (Автор с симпатией относится к герою, любуется им.)
— С помощью каких средств передает Пришвин свое отношение к сказочнику? (Описывает внешность, раскрывает внутренний мир героя, используя эпитеты, метафоры.)
— Какие слова находит писатель для характеристики внутреннего мира героя? (Душа не простая, а поэтическая и т. п.)
III. Усвоение новых знаний.
Слово учителя.
(Слайд № 12)
"Для изображения внешности героя используется тип речи – описание.
В этой части очерка возможны разнообразные синтаксические конструкции: сказуемые – простые глагольные и составные именные; согласованные и несогласованные определения; сравнения – простые и развёрнутые. Часто встречаются портретные зарисовки, в которых употребляются обособленные определения, приложения, а также сложноподчинённые предложения с придаточными определительными". [1]
(Слайд № 13)
"Почти в каждом портретном очерке имеются следующие составные части:
- описание внешности героя;
- рассказ о его деле, профессии, творчестве;
- отдельные факты биографии;
- описание особенностей характера героя, его речи;
- эпизод (или несколько эпизодов), раскрывающий в герое главное". [1]
IV. Закрепление знаний по теме урока и применение их.
Упр.2 [1] (Р. Упр.388) (Слайд № 14—15)
1. Прочитайте. Каким вы видите героя очерка В. Морозова? Что вам нравится в характере Сережи?
(Слайд № 16)
2. Какова композиция очерка? Какими языковыми средствами достигается его выразительность?
МОЙ СЕРЕЖА
В тот день, о котором мне надо вам рассказать, в районный центр съехались на семинар журналисты всей страны.
Начали знакомить представителей прессы с выпускниками школ. И знаете, одного хлопца я сразу узнал, хотя не виделись мы пять лет. Не забыл и фамилию его — Зизика. Я же писал о нем!
Кто только тогда мне не расхваливал Сережу! В первую очередь — учителя. Удивлялись, помню: когда, дескать, он, лучший ученик, уроки успевает делать? И перечисляли Сережины увлечения.
Музыка. Времени на нее уходит порядком. И на дорогу тоже: музыкальная-то школа в райцентре!
Книги. Бывало, находили Сережу за чтением где-нибудь за селом, в укромном месте, а оторвать от книги не могли. Как прикованный!
Техника. К Сереже привозили ремонтировать мотороллеры, мопеды взрослые парни, когда мастер ходил еще в четвертый класс.
С седьмого класса Сережа уже в поле — с комбайнерами. Тогда-то я и увидел его впервые. Обожженного солнцем, пропыленного. С озорным блеском в глазах. В кепочке с блестящим козырьком. Крупные капли пота висели на бровях и ресницах. Сережа смешно сдувал их, выпятив нижнюю губу. Руки-то у него были при деле.
И вот снова любуюсь им, моим Сережей, перепачканным машинным маслом. То же озорство в глазах. Та же кепочка.
Специалист — каких еще поискать. И музыкант — что надо! Ребятишки за Сергеем тянутся - отбоя от них нет. Да и сам Сережа, оказывается, не думает отбиваться от детворы. И вообще от школы.
А школа окончена им с золотой медалью.
Ну, что ж, уже в ранние Сережины лета было видно, как пробуждается в нем сегодняшний Сережа. Он ведь не кривил душой, когда в школьном сочинении “Что такое счастье?” заявил: “Самое большое счастье - это когда некогда отдыхать”.
(Слайд № 17)
3. Что и как рассказывает автор о Сереже-школьнике? Выделите эту часть очерка. Каково строение абзацев 4, 5, 6? Каковы способы соединения абзацев в тексте?
Упр.2 [1] (Р. Упр.389) (Слайд № 18—19)
Преобразуйте данные предложения, вынося выделенное слово в начало нового предложения. Допишите еще 2—3 предложения (к каждому из них), помогающие подтвердить мысль, высказанную ранее.
Образец. Он любил музыку самозабвенно. — Музыка. Он любил ее самозабвенно. Играть мог часами. Слушать игру других тоже.
1) Он очень ценил в людях порядочность. 2) Он полюбил тишину с детства. 3) К технике его потянуло рано. 4) Многие годы книги заменяли ему друзей.
V. Подведение итогов урока.
(Слайд № 20)
VI. Осмысление домашнее задание.
(Слайд № 21)
§ 43 (стр.227 —230), упр.391 [1]
Урок 2
(Слайд № 22)
Тема. Творческая работа. Изложение с элементами сочинения (на основе картины Б.М.Кустодиева “Портрет Ф.И.Шаляпина” и фрагмента из очерка В.Липатова). (2часа)
(Слайд № 23)
Цели урока:
- закрепление умения сжато передавать содержание текста;
- формирование умения создавать свой текст как ответ на задание к тексту – портретному очерку.
Слово учителя.
На прошлом уроке мы познакомились с жанром очерка и его особенностями. Сегодня нам предстоит написать творческую работу на основе фрагмента из очерка В.Липатова об известном русском живописце Борисе Михайловиче Кустодиеве. Во фрагменте, с которым мы познакомимся, рассказывается о создании художником картины “Портрет Ф.И.Шаляпина”. Перед тем как мы непосредственно приступим к работе. Мне хотелось бы познакомить вас с героями очерка.
Рассказ учителя о художнике и певце.
(Слайд № 24)
БОРИС МИХАЙЛОВИЧ КУСТОДИЕВ (1878–1927), русский художник, родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии. Учился в петербургской Академии художеств (1896–1903), где его наставником был И.Е.Репин. Член объединений “Мир искусства” и “Союз русских художников”.
(Слайд № 25)
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева-портретиста. Позднее (с 1908) увлеченно работал также в жанре скульптурного портрета. В годы Первой русской революции 1905–1907 выступал как карикатурист в журналах “Жупел” и “Адская почта”.
(Слайд № 26 - 27)
Жил в Петербурге и Москве, часто наезжая в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где рождались его знаменитые образы традиционного быта (серии “ярмарок”, “маслениц”, “деревенских праздников”) и красочные народные типажи (“купчихи”, “купцы”, красавицы в бане – “русские венеры”). Первая картина такого рода (Ярмарка, 1906, Третьяковская галерея) написана по заказу Экспедиции государственных бумаг для неосуществленной серии массовых лубков. Эти серии и близкие им полотна подобны красочным снам о старой России. Революцию Кустодиев тоже воспринял карнавально, в духе яркого народного лубка.
Хотя в 1916 паралич приковал художника к инвалидному креслу, он продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные “волжские” серии. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации.
Умер Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927.
(Слайд № 28)
ФЕДОР ИВАНОВИЧ ШАЛЯПИН (1873–1938), русский певец (бас-баритон), родился 1 (13) февраля 1873 в Казани. Как певец был фактически самоучкой, но уже в возрасте 17 лет успешно выступал в составе небольшой провинциальной оперной труппы. 5 апреля 1895 Шаляпин дебютировал в петербургском Мариинском театре, в 1896 – в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова в Москве, где впервые раскрылись музыкальное и актерское дарования певца. С огромным успехом выступал в Европе, пел на сцене нью-йоркской “Метрополитен-опера”. Всемирную славу ему принесло исполнение главной партии в опере Мусоргского “Борис Годунов”; к выдающимся достижениям относятся также исполнение партий в операх “Фауст” Гуно, “Садко” Римского-Корсакова, “Мефистофель” Бойто, “Дон Кихот” Массне и “Жизнь за царя” Глинки. Шаляпин покинул Россию в 1922 и обосновался в Париже. Кроме многочисленных оперных выступлений, он давал массу концертов и зарекомендовал себя как блистательный интерпретатор камерно-вокального репертуара. Особой популярностью пользовались в его исполнении русская народная песня “Эй, ухнем” и “Песня о блохе” Мусоргского. Голос певца отличался неповторимой красотой тембра. Умер Шаляпин в Париже 12 апреля 1938.
II. Подготовка к написанию изложения (по упр. 394 [1]).
1. Прослушиванье текста.
С молодых лет Кустодиев плакался о силе воли — главном, “чего и недостает мне”. Он себя не знал. Пришла большая беда, злым коршуном налетела, согнула до земли, а он выпрямился. Растоптала было, а он встал, встал и удивился: “Просто вот рад тому, что живу, вижу голубое небо и горы”. <...>
Человек с парализованными ногами, опутанный болью, сумел вырваться из себя, прикованного к креслу-каталке, ринуться в поток могучего творческого порыва и взлететь. А по ночам снились кошмары: черные кошки раздирают позвоночник. Вот какая приходила боль — черная. На грани жизни и смерти понял: спасение только в работе. С той поры Кустодиев трудился исступленно: по двенадцать часов в сутки...
Что говорить о мужестве, о силе воли, о героизме, когда к нему, калеке, друзья приходили в горькую для себя минуту, чтобы “унести... запас бодрости, умиления и веры в жизнь”. Кустодиева называли “невероятным явлением”.
Портрет Шаляпина написан единым напряжением воли. Кустодиев сам сконструировал приспособление: на потолке блок, через него веревка с грузом, вот и верти полотно в любом направлении, ближе к своему креслу, дальше, в сторону... Приходилось работать, задрав голову кверху.
Два с половиной месяца отданы портрету. Когда закончил, удивился: “Да я ли смог?”
Портрет написан в трудные для искусства двадцатые годы... Война, голод, разруха. Жесткое, неустоявшееся время, которому, впрочем, искусство было необходимо, как хлеб, оружие. И шла опера в стынущем зале, и, греясь от печки-буржуйки, недоедая, писал Кустодиев свой лучший портрет.
В портрете-картине художник изобразил и свою страну детства. Навсегда остались с ним карусели, шары, балаганы, шарманка, нырянье под пароходы... Пестрый астраханский мир. Даже болезнь не превратила художника в солидного взрослого. Когда принесли показать театральные марионетки, играл с куклами, как ребенок. Страна детства была родной и Шаляпину. Тому ничего не стоило, например, придя в гости, встать на четвереньки и медведем зарычать на перепуганную собаку... Артист приходил к Кустодиеву, они вспоминали Волгу, которую любили трепетно и на которой выросли, певали волжские песни.
Портрет написан как воспоминание, знак общей памяти и душевной щедрости. Замечали в Шаляпине особенную нежность, когда он заговаривал о художнике. Был он верным товарищем: таская немощного на руках с четвертого этажа, добывая машину, привозил в театр и снова, на руках — в ложу...
Сам приход Шаляпина — праздник для художника. Врывался огромный, распашистый, насыщенный музыкой и красками мир...
Поэму о человеке творящем, воспоминание о детстве, крик преодолеваемой боли, гордость свершения — все это соединил в себе портрет.
2. Беседа после прослушивания текста. (Слайд № 29)
- Что вы узнали о художнике, его жизни из очерка?
- Каким вы представляете себе этого человека?
- Какие черты характера особенно поразили вас?
- Какие отношения связывали Кустодиева с Шаляпиным?
- Как, в каких условиях создавался портрет великого певца?
- Почему полотно названо портрет-картина?
3. Выделение микротем в тексте. (Чтение по абзацам.) (Слайд № 30)
№ абзаца |
Микротема |
1 |
Кустодиев себя не знал. |
2 |
На грани жизни и смерти понял: спасение только в работе. |
3 |
К нему друзья приходили за запасом бодрости и веры в жизнь. |
4 |
Кустодиев сам сконструировал приспособление, чтобы писать картину сидя. |
5 |
Два с половиной месяца отданы портрету. |
6 |
Портрет написан в трудные для искусства двадцатые годы… |
7 |
Страна детства художника и певца. |
8 |
Шаляпин был верным товарищем. |
9 |
Приход Шаляпина — праздник для художника. |
10 |
Портрет соединил в себе и поэму о человеке творящем, и воспоминание о детстве, и крик преодолеваемой боли, и гордость свершения. |
4. Актуализация знаний о способах сжатия текста. (Слайд № 31)
— Какие приёмы сжатия текста вам известны?
Приёмы сжатия текста. (Три способа сжатия текста.)
- Исключение подробностей, деталей.
- Обобщение.
- Сочетание исключения и обобщения.
— Определите, какие приемы использованы в следующих случаях?
Несколько простых предложений заменены сложным.
Замена прямой речи косвенной.
Исключение ряда однородных членов.
Замена сложного предложения простым.
Исключение диалога.
- Знакомство с картиной Б.М.Кустодиева “Портрет Ф.И.Шаляпина”. (Слайд № 32 -33)
- Детальное слушанье текста и дополнение набросков к будущему тексту.
III. Написание сжатого изложения.
IV. Знакомство с фрагментом (для чтения) из очерка В.Липатова (по упр. 395 [1]). (Слайд № 34)
Шаляпин на заснеженном пригорке, а вдали, внизу шумит широкая масленица. Неспокоен Шаляпин, нетерпелив и энергичен, насыщен динамикой. Себя ли слушает? На жизнь свою озирается? Может быть, сожалеет, удивляется: праздник и без него идет-гудит. По-прежнему ярмарочный силач штангу поднимает на балаганном помосте, и мчатся сани, и карусель вертится, и вьется над ней яркая гроздь разноцветных шаров...
Ярмарка цветастая, хохочущая — обычная кустодиевская “веселая драма красок”, как метко заметил художник Бенуа. На обычном знаменитом кустодиевском снегу, где ни соринки. Бело-голубовато-розовое, свежее, дымчатое, хрустящее, искрящееся, переливающееся... Что ни миг — у снега иное настроение. Чем не фон для столь чувствующего “свою интонацию” Шаляпина?
Репин хотел написать Шаляпина барином. Он и здесь смотрится барином, нет, скорее вельможей, вельможей от искусства, владыкой сцены. А присмотришься повнимательнее: это же Федька Шаляпин из казанской Суконной слободы. Хоть и поднялся высоко, а опасается... Не в свои сани забрался, вдруг что — и пойдет кувырком... Только представляется вельможей. А стряхнет с плеч шубу, грянет “Дубинушку” — тогда-то сойдет с шаляпинского лица неспокойное напряжение... Дрогнет все вокруг от “песенной хмели”, еще неистовее завертится балаганное веселье, резвее помчат кони, искрометнее засверкает карусель, и толпа на снегу замрет, восхищенная... Ай да Шаляпин! Ай да силушка! Ай да молодец-удалец!
Именно сейчас, в эту минуту, понял суть свою Шаляпин, как в зеркало глянул. Потому и любил именно этот портрет. Он был там самый настоящий, каким подглядели его в одиночестве за кулисами.
V. Выполнение творческого задания. Завершение работы. (Слайд № 35)
Литература
- Русский язык: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; Под.ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 3-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2007.
- Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе “Речь”: 6 класс/ Под общей ред. Г.И.Канакиной, Г.В.Пранцовой. – М.:Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
- Развивайте дар слова: Факультатив. курс “Теория и практика сочинений разных жанров (8 – 9 кл.)”: Пособие для учащихся/ Ю.И.Равенский, П.Ф.Ивченков, Г.А.Богданова, С.А.Никольская; Сост. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. – 4-е изд., испр. – М.:Просвещение, 1990.
- Методические указания к факультативному курсу “Теория и практика сочинений разных жанров”: (8 – 9 кл.): Пособие для учителя/ Т.А.Ладыженская, Ю.И.Равенский, П.Ф.Ивченков и др.; Сост. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. – 4-е изд., испр. – М.:Просвещение, 1990.