Правописание -о-, -е- после шипящих и -ц- в окончаниях существительных (5-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Организационный момент.

- Дежурные, пожалуйста, к доске. Здравствуйте, ребята, садитесь. Какие все сегодня красивые, рада вас видеть на уроке.

I. Цели урока.

Ребята, давайте ознакомимся с планом сегодняшнего урока. У вас на партах есть дидактический материал, возьмите оранжевый листочек. Для меня и для работающих у доски план есть и на доске. Ребята, а зачем нам нужен план на уроке? Ответьте мне хором.

Ни строительство дома, ни путь капитана
Не получатся, если их делать без плана.
Будь как строитель и как капитан:
Готовишься к делу – обдумывай план!

Молодцы, послушайте, я прочитаю план.

План урока

I. Цель урока.
II. Повторение опорных знаний.
III. Разъяснение нового материала.

  1. Словарная работа.
  2. Изучение правила (орф. 18).
  3. Составление памятки.

IV. Физкультминутка.
V. Усвоение нового материала.

  1. Работа с поэтическими текстами.
  2. Работа с учебником (упр. 556).
  3. Самостоятельная работа (задание по выбору).
  4. Проверочная работа (работа с сигнальными карточками).

VI. Подведение итогов. Домашнее задание: п.100, упр.557; сочинить поэтическую миниатюру на тему: “ Весна”.

- Итак, первый пункт в плане - это цель урока.
- Ребята, обратите внимание на эпиграф к уроку:

Русский язык – язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков.

Проспер Мериме.

- И поэтому сегодняшний наш урок хочется начать со стихотворения. Ребята, у вас на парте есть дидактический материал, найдите желтый листочек с заданием №1.

Обращает внимание на текст, расположенный на доске:

- Стихотворение написано на доске, послушайте, пожалуйста.

Лес тянет ветви тонкие к рассвету,
Восход весны приветствуя душОй.
И колокольца ландышеЕй приветом
Звенят над зеленеющей межой!*

(Межа – это нераспаханная узкая полоса между полями. Пример: Прямая линия ярко-зеленой межи…уходила вдаль. Л.Толстой “Детство” из Акад. словаря русского языка).

- Ребята, как вы полагаете, какое время года описывает поэт в этом стихотворении? По каким признакам вы догадались об этом? (О весне).
- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Радостью, ее принесла с собой весна…).
- Обратите внимание на слово “межа”. Все ли имеют представление о том, какое оно имеет лексическое значение? Что обозначает это слово? Прочитайте сноску.
- А теперь обратим внимание слова с выделенными орфограммами. (ДушОй, ландышЕй)
- Какой частью речи они являются?
- В какой части слова выделены буквы О и Е? (Я выделю их цветным мелом).
- После каких согласных стоят эти буквы?
- Итак, ребята, оба слова являются им. сущ., у обоих орф. в окончании перед ш, но буквы пишутся разные. Почему же при совершенно одинаковых условиях пишутся разные буквы?!
- Решению этого вопроса посвящена тема нашего сегодняшнего урока. Откройте тетради, запишите число и тему урока.

- Ребята, давайте сформулируем цель нашего урока.

(Познакомиться с правилом о написании букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и научиться писать правильно слова с данной орфограммой).

- Правильно, сегодня на уроке мы должны

1) изучить правило о написании букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных;
2) научиться правильно писать слова с изучаемой орфограммой;
3) графически обозначать орфограмму, объяснять правописание букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

II. Актуализация знаний.

- Итак, ребята, внимательно прочитайте еще раз формулировку темы нашего урока.

- Как вы думаете, какие уже полученные ранее знания помогут вам в изучении данной орфограммы? (Надо вспомнить определение имени существительного как части речи; какую морфему мы называем окончанием; какие звуки речи являются шипящими и назвать их)

- Обратимся к стихотворению. Найдите в первом предложении существительные и назовите их. (Лес, ветви, рассвету, восход, весны, душой).
- Докажите на примере слова “весны”, что оно является именем существительным. (Ученик делает устно морфологический разбор слова “ весны”)
- Какую морфему слова мы называем окончанием?
- Укажите окончание в слове “весны”. Докажите, что названная вами морфема является окончанием. (Ученик склоняет слово)
- И последнее, какие звуки мы называем шипящими? Назовите их. ([Ш], [Щ], [Ч],[Ж]).
- Молодцы, ребята. Мы готовы к изучению новой темы.

Говорит учащимся:

- Русский язык не только язык поэзии, но и язык мудрых изречений. А теперь обратите внимание на пословицу, записанную на доске:

Внимательно слушаешь – многому научишься.

- Как вы думаете, почему?
- Молодцы, ребята. Давайте будем следовать народной мудрости.

III. Разъяснение нового материала.

- Посмотрите внимательно на слова душОй, ландышЕй. Ребята, оба слова являются существительными, у обоих слов - орфограмма в окончании перед шипящим, но буквы пишутся разные. Что же является условием выбора орфограммы? Я приготовила вам подсказку. На доске написаны слова с пропущенными буквами, нужно вставить буквы и объяснить написании слов. На партах есть белые листочки, вы будете работать с ними, а я записывать ваши ответы на доске (коллективная работа: учитель спрашивает, дети отвечают, учитель заполняет таблицу).

Ч…десный
На…писать
Сл…гать
(Р,р)остов
З...леный
Ю(нн,н)ый
Нарц…сс
(на) опушк…

- Выделите цветным карандашом вставленные буквы по вертикали.
- Какое слово получилось. (Ударение).
- Правильно, ребята. Ударение – это главное слово при выборе условия орфограммы.
- Определите ударение в словах душОй, ландышЕй.
- Значит, под ударением пишется о, без ударения е?!
- Давайте познакомимся с правилом написания О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Работа с параграфом учебника.

- Откройте учебник на странице 222.
- Прочитайте вслух правило. Это орфограмма №18.
- Назовите условие выбора написания буквы О после шипящих и ц в окончаниях существительных (ударение).
- Назовите условие выбора написания буквы Е после шипящих и ц в окончаниях существительных (безударная позиция).
- Как графически на письме обозначается орфограмма № 18?
-Для того чтобы в дальнейшем не возникло трудностей при работе с данной орфограммой, мы составим памятку.

Обращает внимание на высказывание А.М.Леонтьева, расположенное на доске:

“Человек без памяти не был бы человеком. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего”

А.М.Леонтьев.

- Символ весны – это ласточка, перенесем этот весенний образ на памятку.
- Впишем условия выбора орфограммы №18 в приготовленную памятку.

Итак, с чего начнем?

1) часть речи.
2) часть слова – окончание. (Ученики ставят только ударение и вписывают два примера)
3) после шипящих и ц. (Из стих.: душОй, ландышЕй; ; обозначают орфограмму.)
4) под ударением – пишем О.
5) без ударения – Е.

- Проверим, как работает алгоритм, сможем ли мы им пользоваться. (Два ученика объясняют написание слов “ душОй, ландышЕй”, пользуясь памяткой.
- Итак, после шипящих и ц в окончаниях существительных действительно под ударением пишется О, без ударения – Е.

Физкультминутка.

- Молодцы, ребята. А теперь чтобы вы немного отдохнули, сил набрались, я приглашаю вас на весеннюю разминку.

Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!-----2 раз прочитать с убыстренным темпом
Дождик, дождик пуще -
Будет зелень гуще.
Только наш не замочи,
К нам в окошко не стучи!

IV. Усвоение нового материала.

- Молодцы, ребята! А теперь обратите внимание на высказывание Льва Николаевича Толстого, записанное на доске: “Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью”.

- Эти слова очень важны для следующего момента урока – применения нового правила на практике.

Задание № 1.

- Ребята, обратите еще раз внимание на текст стихотворения, найдите слово на орфограмму №18, выпишите его в тетрадь, объясните написание. (межой)
- Молодцы, ребята. Обратите внимание на дидактический материал на партах. Возьмите листок зеленого цвета. Послушайте задание.

Задание. № 2. Прочитайте текст. Найдите слова на правило “ О и Е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных”, выпишите, обозначьте орфограмму.

- Ребята, это задание вы выполняете по вариантам. Если вы успели выполнить свое задание, тогда выполняйте задание другого варианта. Приступайте к работе.
- Давайте проверим задание. Желающие отвечать у доски?!. (Выходят два человека. Ученики отвечают по очереди: 1 вариант, потом 2. Тексты читаются выразительно вслух).

Задание I варианта

Ключом скрипичным не откроешь дверь,
Зато души врата поможет распахнуть он
Весны звучит, зовет свирель?
Звеня хрустальным обручем распутиц.

*Свирель – народный музыкальный инструмент в виде дудки из дерева, тростника. С.И.Ожегов. Словарь русского языка.

- Обратите внимание на слово “свирель”. Все ли имеют представление о том, какое оно имеет лексическое значение? Что обозначает это слово? Прочитайте сноску.
- Какое известное вам музыкальное произведение могло бы стать аккомпанементом для этого текста? Что объединяет эти произведения?

Задание II варианта.

Я нарисую март карандашом.
Прозрачным, призрачным пейзажем
Он ляжет на листок в альбом
Весенним светлым вернисажем?.

*Вернисаж – торжественное открытие художественной выставки. С.И.Ожегов. Словарь русского языка.

- Обратите внимание на слово “вернисаж”. Все ли имеют представление о том, какое оно имеет лексическое значение? Что обозначает это слово? Прочитайте сноску.
- Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам будут нужны для рисунка?
- Обратите внимание на красоту весеннего пейзажа, изображенного на иллюстрациях, картины помогут вам ответить на вопрос.

V. Выработка умений и навыков.

Задание №1. Работа с учебником – упражнение 556.

- А теперь, ребята, мы приступаем к выполнению упражнения № 556. Прочитайте вслух задание. А теперь послушайте, как мы будем его выполнять. Работать у доски будут 4 ученика:

1 – выпишет слова и обозначит орф. № 18 из 1, 2, 3, 4 предложений;
2 – выпишет слова и обозначит орф. № 18 из 5, 6, 7, 8 предложений;
3 – выполнит фонетический разбор слова “идем”;
4 – выполнит синтаксический разбор предложения № 3.

- Пожалуйста, желающие к доске. Вслух начинает работать первый ученик. Дополнительные вопросы отвечающим у доски.

Задание №2 личностно-ориентированного характера.

- Молодцы, ребята! А теперь у нас с вами следующий вид работы. У вас на парте есть голубой лист, на котором напечатаны три задания. Каждый из вас выберет одно задание, с которым будет работать. Послушайте внимательно, как вы будете выбирать задание. Я напомню вам инструкцию, мы записывали ее в тетрадь для справок.

Инструкция.

  1. Если вы считаете, что еще не совсем усвоили тему урока, то выбираете задание №1.
  2. Если вы усвоили тему урока и стремитесь закрепить изученное, выбирайте задание №2.
  3. Если вы уверенно чувствуете себя, если вы чувствуете, что хорошо усвоили тему урока и хотите проверить свои силы и возможности, выбирайте задание №3.

- Давайте ознакомимся с заданиями.

Задание№ 1. О или Е? Спишите, обозначьте орфограмму № 18.

(Еж…м, туч…й шалаш…м, танц…м, луч…м, рощ..й).

Задание№ 2. О или Е? Запишите в два столбика слова, в первый – с буквой О в окончании, во второй – с буквой Е. Обозначьте орфограмму №18.

(Еж…м, туч…й шалаш…м, танц…м, луч…м, рощ..й).

Задание№ 3. О или Е? Запишите в два столбика слова, в первый – с буквой О в окончании, во второй – с буквой Е. Обозначьте орфограмму №18. Подберите к выделенному слову эпитеты.

(Еж…м, туч…й, шалаш…м, танц…м, грач…м, рощ...й). 1 вариант – туч…й; 2 вариант – рощ…й.

- Подумайте, как вы усвоили материал урока, определитесь в выборе задания и приступайте к его выполнению.

- Давайте проверим правильность выполнения 1 задания. На доске написаны слова с пропущенными буквами. Обозначьте орфограмму на месте пропусков. Кто желает выполнить задание, поднимите руку.

- Ребята, задайте дополнительный вопрос отвечающему.
- Кто выполнил работу правильно, поднимите руки. Молодцы.
- Кто допустил ошибки, исправьте их. Тетради я соберу, и работы ваши будут проверены.
- Давайте проверим правильность выполнения 2 задания. Кто прокомментирует мне с места ответ? Кто выполнил работу правильно, поднимите руки.
- А теперь задание №3.

- Напомните определение эпитета. Эпитет (от греч. epitheton – приложение) – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете. Эпитет широко используется в поэтическом языке.

Итак, прочитайте образные определения к слову туча (золотистая, легкая, пышная); к слову роща (свежая, кудрявая, молодая).

- Молодцы, ребята. А теперь – последнее задание на сегодняшнем уроке.

VI. Закрепление усвоенного.

Работа с сигнальными карточками.

- Прежде чем мы приступим к последнему заданию, давайте повторим правило о написании букв О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Работа с памяткой.

- При каком условии после шипящих и ц в окончаниях существительных пишется буква О; при каком условии после шипящих и ц в окончаниях существительных пишется буква Е;
- Приведите примеры.
- Молодцы, ребята. А теперь найдите на парте розовый листок. Внимательно слушаем задание.

Задание. Прочитайте текст, обозначьте орфограмму №18.

- Слушаем текст.

Над крыш…й птиц…й вьется,
В оконце бьет луч…м,
В нем отражаясь солнц…м,
Как золотым меч…м.
С метелиц…ю споря - ненужным багаж…м,
Ее оставит в поле - за дальним рубеж…м.
Пожарищ…м – зарниц…й так управлять он рад,
В зеленой колеснице к нам катит месяц март.

- Правильность выполнения мы проверим с помощью сигнальных карточек.
- Готовы, ребята?! Я читаю слова, а вы поднимете сигнальную карточку: На букву Е –желтая карточка, на букву Е – зеленая.
- А сейчас проверьте правильность выполнения задания (Показываю напечатанные ответы).
- Кто выполнил задание без ошибок, поднимите руки?
- Молодцы, ребята, тетради я соберу, все работы проверю.

VII. Подведение итогов. Домашнее задание.

- Подведем итоги сегодняшнего урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке?
- Я благодарю всех за работу, оценки за урок я поставила…….

Итак, ребята, домашнее задание: п. 100, правило, упр.557. Давайте посмотрим задание. Я читаю задание и объясняю. Красный листок с планом положите в дневник.

- Ребята, обратите внимание еще раз на эпиграф к уроку:

Русский язык – язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков.

Проспер Мериме.

Стихи рождаются не на бумаге.
Их родина – душа, и сердце – их приют.
Быть может, хватит вам отваги, сердечной щедрости…
И вдруг…
Придут стихи, нелепые, смешные, Пусть пара строк, зато свои…
Как первая весна, живые
О молодой весне и к ней любви.

- Ребята, попробуйте сочинить самостоятельно поэтическую миниатюру на тему “Весна”.

Приложение.