Обобщающий урок по русскому языку в 8-м классе по теме "Односоставные предложения"

Разделы: Русский язык


Задачи: проверка степени овладения умением находить и различать виды односоставных предложений; умения пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места, составлять рассказ по картине, используя односоставные предложения.

Материал: таблица-схема, раздаточный материал, иллюстрации для мини-сочинения, рабочие тетради.

Межпредметная связь: русская литература — Н. В. Гоголь “Ревизор”.

Ход урока

1. Сообщение темы урока и его цели.

Ребята, сегодня у нас итоговый урок по теме “Односоставные предложения”.
Мы проверим, насколько вы научились находить и различать виды односоставных
предложений и пользоваться ими при составлении текстов.

2. Работа с текстом.

Прочитайте выразительно текст Сергея Залыгина.

Дорога. Поле. Лес. Сворачиваю к роднику. Сажусь возле( не)высокого обомшелого сруба,

Когда(то) здесь р..сли высокие кедры. Поз..нее кедровник начисто срубили.

В лесу тихо, тепло и таинственно. Поэтому чу..ствуеш.. себя как-то особенно и (не)зам..чаешь т.чения врем..ни.

К вечеру холодает. Надо возвращаться домой.

  • К какому стилю и типу речи относится фрагмент текста автора?

( Текст относится к художественному стилю; тип - описание с элементами повествования).

  • Объясните, пожалуйста, орфограммы на месте вставок и скобок.

(В слове (не)высокого орфограмма - правописание не с именами прилагательными

- невысокого нужно здесь писать слитно, потому что к слову можно подобрать синоним - низкого ;

- когда(то) пишется через дефис по правилу - суффиксы -то,- либо,- нибудьпишутся с наречиями через дефис-когда-то ;

- р..сли - орфограмма - правописание о-а в корне -раст- - -рос— если в корне нет сочетания -cm-, нужно писать букву о -росли ;

- в слове поз..нее пропущена непроизносимая согласная в корне слова, подбираем однокоренное слово опоздать, где звук чётко слышен в сильной позиции- позднее;

- в слове чу..ствуеш.. пропущено две буквы: непроизносимая непроверяемая согласная в корне и в окончании глаголов 2-го лица, ед.числа — чувствуешь;

- в глаголе (не)зам.. чаешь орфограмма в корне слова проверяется ударением заметит , а раздельное написание не - правилом правописания не с глаголами- не замечаешь;

- орфограмму в слове течения - безударную гласную в корне проверим, подобрав однокоренное слово с ударением - течь - течения;

- врем..ни - разносклоняемое существительное - в род., дат.,предл. падежах имеет суффикс -ен- - времени;

- правописание личного окончания глаголов проверяем, определяя, к какому спряжению относится данный глагол: холода..т - глагол 1-го спряжения, т.к. в неопределённой форме оканчивается на -атъ - холодать, значит в 3-ем лице имеет окончание -ет -холодает.)

  • Какие предложения по наличию главных членов встречаются в данном тесте?

(В этом тексте односоставные и двусоставные предложения).

  • Чем различаются двусоставные и односоставные предложения?

(Основой односоставного предложения является один главный член).

  • На какие группы делятся односоставные предложения в зависимости от способа выражения главного члена?

(Односоставные предложения делятся на глагольные и именные предложения)

  • Назовите, пожалуйста, глагольные односоставные предложения.

(Предложения определённо- личные, неопределённо-личные, безличные).

  • Найдите, ребята, в тексте односоставное определённо-личное предложение,спишите в тетрадь, определите форму главного члена.

(Сворачиваю к роднику. - это предложение о/л, сворачиваю-сказуемое, выражено глаголом в форме 1-го лица, ед.ч., наст, вр.;

Сажусь возле невысокого обомшелого сруба. - это о/л предложение, сажусь- сказуемое, выражено глаголом в форме 1-го лица, ед.ч., наст, вр.;

Поэтому чувствуешь себя как-то особенно и не замечаешь течения времени. - предложение о/л, главные члены -чувствуешъ, не замечаешь выражены глаголами в форме 2-го л., ед.ч., наст.вр.)

  • Найдите, ребята, неопределённо-личное предложение, спишите в тетрадь, подчеркните главный член предложения и определите его форму.

(Позднее кедровник начисто срубили. - предложение н/л., главный член предложения- срубили употреблён в форме мн.ч., прош.вр.)

  • Есть ли в тексте безличные предложения? Спишите их и докажите правильность своего выбора.

(В лесу тихо, тепло и таинственно. - это предложение б/л, потому что главные члены тихо, тепло, таинственно - слова категории состояния при нулевой связке ( быть).

К вечеру холодает. - б/л предложение, сказуемое-холодает-б/л глагол.

Надо возвращаться домой. - б/л предложение, надо возвращаться - составное глагольное сказуемое, состоит из слова категории состояния и неопределённой формы глагола.)

3. Индивидуальная работа по карточкам (для слабых учеников)

Карточка № 1. Расставь знаки препинания. Выдели основы. В конце каждого простого предложения поставь цифры:

  1. - если это двусоставное предложение;
  2. - если определённо - личное:
  3. - если неопределённо-личное;
  4. - если это безличное предложение.

1) И вот он сел у стола против Лунгина и улыбнулся. (...) 2) Что вам надобно? (...) 3) Призовите доктора (...) сказала она. (...) 4) Знаете ли (...) сказал он с какой-то важностью (...) что я начинаю сходить с ума? (...) 5) Как же ты говоришь (...) что в нём не живут? (...) 6) Разве его не нанимали? (...) 7) Надо было на что-нибудь решиться. (...) 8) Лунгин слушал слушал - ему стало ужасно грустно. (...) (М. Ю. Лермонтов)

Карточка № 2. Обведи правильный ответ.

1. Найди односоставное предложение.

а) Это произошло в пути.

б) Ему не было до того дела.

в) Прозвучало над рекою эхо.

2. Найди неопределённо-личное предложение.

а) Надо видеть было тогда барона...

б) Мне рассказывали, что я очутился в Лисе благодаря одному из тех резких заболеваний, какие наступают внезапно.

в) Не скрою, что оно было громадно...

3. Найди определённо-личное предложение.

а) В гостях хорошо, а дома лучше.

б) Готовь сани летом, а телегу зимой.

в) Цыплят по осени считают.

4. Найди безличное предложение.

а) ...Ему хотелось только видеть дом.

6) Идём дальше.

в) Почему ты зовёшь меня?

  • А мы проведём блиц-опрос по первому виду глагольных предложений

“ Определённо-личные предложения” (да-нет)

  1. Определённо-личные- это двусоставные предложения ? (нет)
  2. Это предложения с одним главным членом - подлежащим? (нет)
  3. Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым? (да)
  4. Окончание глаголов указывает на лицо и число местоимений? (да)
  5. Главный член предложения может быть выражен глаголом в форме прошедшего времени? (нет)
  6. Сказуемое выражено глаголом в форме 1-2 л единственного и множественного числа? (да)

(Похвалить, оценить ответы активно работающих учащихся).

4.. Работа с раздаточным материалом ( по количеству детей)

  • Выполните тестовое задание №1:

Найдите определённо-личные предложения, назовите, чем выражен в них главный член предложения.

Дополнительное задание: обратите внимание, из какого произведения эти предложения и кто автор этого произведения?

  1. Береги платье снову, а честь смолоду, (о/л, гл.в ф-е 2 л.,ед.ч.,пов.н.)
  2. Ваше превосходительство, прибегаю к вам, как к отцу родному... (о/л, гл. в ф-е 1 л., ед.ч., наст.в.)
  3. Тут вызвался он выучить меня играть на биллиарде.
  4. Рано, Пётр Андреич, - сказал он мне, качая головою, - рано начинаешь гулять... (пр. с П.р., в Пр.р.- о\л. пр., гл.чл.-гл. в ф-е 2 л. ,ед. ч., наст, вр.)
  5. Как поживаете? (о/л., гл. в ф-е 2 л., мн.ч., наст в.)
  6. Начинало смеркаться.

( автор произведения - А. С. Пушкин “Капитанская дочка” )

  • Давайте проведем блиц-опрос по 2-му виду глагольных предложений
  1. Неопределённо-личные - это односоставные предложения (да)
  2. В них можно восстановить подлежащее? (да)
  3. Нужно ли им подлежащее? (нет)
  4. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 3 лица? (да)
  5. Могут ли местоимения 1-2 лица быть в них подлежащими? (нет)
  • Выполните тестовое задание № 2

Назовите по номерам неопределённо-личные предложения, докажите правильность выбора предложений.

1. Нигде жилья не видно на просторе.

2. Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю. (Н. Тихонов) (н/л., гл.чл.- гл. в ф-е 3 л. ,мн. ч.,буд.в.)

3. Ради розы терпят и шипы, (посл.) (н/л.,гл. в обобщён.л.ф-е ,мн.ч.)

4. Мне не поверят, но я говорю правду. (А. Бестужев. - Марлинский) (сл\соч. пр. - 1ч.- н\л., гл. в ф-е Зл.,мн.ч. ,буд.в.)

5. Его просят, его ждут, а придёт - прятаться начнут, (загад.) (дождь, сл/соч.,1ч-н/л, гл. в ф-е 3 л., мн.ч.буд.в. и 3-е предложение-н/л, сказуемое прятаться начнут состоит из вспом. глагола в 3-ем л., мн.ч. и н.ф.)

6. На пригорке то сыро, то жарко. (А. Фет)

  • Предлагаю блиц-опрос по безличным предложениям.
  1. Изменяются ли личные глаголы по лицам и числам? (да)
  2. Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (нет)
  3. Связаны ли понятия: б\л глаголы и б\л предложения? (да)
  4. Можно ли восстановить подлежащее в б\л предложениях? (нет)
  5. Согласны ли вы с тем, что в б\л предложениях нет и не может быть подлежащего? (да)
  • Теперь мы закрепим умение находить безличные предложения и отличать их от других односоставных предложений, выполнив тестовое задание № 3.

Найдите безличные предложения в произведениях М. Ю. Лермонтова:

“Пленный рыцарь”

  1. Глядя на них, мне и больно и стыдно, (нул. связка + имен.ч.)
  2. Нет на устах моих грешной молитвы. (слово нет)
  3. Душно под новой бронею мне стало! (гл. связка + слово кат.сост.)

“Завещание”

4. На свете мало, говорят,

Мне остаётся жить! ( с/соч.,2 ч.- б/л., вспом.гл.+ н.ф.)

“Бородино”

  1. Досадно было, боя ждали...(сл/соч. - 1ч - б/л, гл. быть + слово кат .сост.)
  2. Пора добраться до картечи! ( гл. в н.ф. + слово кат.сост.)
  3. Вам не видать таких сражений, (отр.ф-а гл. в н.ф.)

“Молитва”

8. С души как бремя скатится,

сомненье далеко -

и верится, и плачется, ( б/л гл.)

и так легко, легко... (слово кат.с. при нул. св.).

9. Девятый час. Вечерний звон.

Дождя не будет, небо ясно... (б/л форма глагола быть в отриц. предл.)

  • Обратите внимание на последний отрывок из стихотворения Лермонтова. Как называются предложения, употреблённые в 1 строке данного отрывка?

(Назывные предложения - Девятый час. Вечерний звон.)

  • А есть ли такие предложения в тексте С. Залыгина? (есть)Назовите их. Запишите в тетрадь. {Дорога. Поле. Лес.)
  • Ребята, а какое домашнее задание вы выполнили на этот урок?

( Д/з: Найдите назывные предложения в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”, определите их роль в тексте. (8-10 предложений)

Примерное выполнение домашнего задания:

  1. действие.
  2. - Комната в доме городничего. Городничий в мундире.

    - Городничий и Хлестаков.

  3. действие.

- Маленькая комната в гостинице. Постель, стол, чемодан, пустая бутылка...

- Ревизор из Петербурга, инкогнито.

- Ревизор! Как ревизор!..

Гоголь с помощью назывных предложений точно рисует место действия, бстановку и действующих в эпизодах героев.)

5. Сочинение - миниатюра по картинкам.

Ребята, мы достаточно повторили с вами виды односоставных предложений, чтобы вы смогли сейчас написать сочинение - миниатюру. Используя односоставные предложения, составьте, пожалуйста, связный текст по картинкам.

“Водопад”

“Дубовая роща”

“Проспект Зеленограда”

( Проверить 3 сочинения в классе, оценить, затем ученики сдают тетради на проверку)

Домашнее задание: Закрепите умение сочинять небольшие тексты, используя односоставные предложения. Тема сочинения “Зимнее утро”.