Задачи: проверка степени овладения умением находить и различать виды односоставных предложений; умения пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места, составлять рассказ по картине, используя односоставные предложения.
Материал: таблица-схема, раздаточный материал, иллюстрации для мини-сочинения, рабочие тетради.
Межпредметная связь: русская литература — Н. В. Гоголь “Ревизор”.
Ход урока
1. Сообщение темы урока и его цели.
Ребята, сегодня у нас итоговый урок по теме
“Односоставные предложения”.
Мы проверим, насколько вы научились находить и
различать виды односоставных
предложений и пользоваться ими при составлении
текстов.
2. Работа с текстом.
Прочитайте выразительно текст Сергея Залыгина.
Дорога. Поле. Лес. Сворачиваю к роднику. Сажусь возле( не)высокого обомшелого сруба,
Когда(то) здесь р..сли высокие кедры. Поз..нее кедровник начисто срубили.
В лесу тихо, тепло и таинственно. Поэтому чу..ствуеш.. себя как-то особенно и (не)зам..чаешь т.чения врем..ни.
К вечеру холодает. Надо возвращаться домой.
- К какому стилю и типу речи относится фрагмент текста автора?
( Текст относится к художественному стилю; тип - описание с элементами повествования).
- Объясните, пожалуйста, орфограммы на месте вставок и скобок.
(В слове (не)высокого орфограмма - правописание не с именами прилагательными
- невысокого нужно здесь писать слитно, потому что к слову можно подобрать синоним - низкого ;
- когда(то) пишется через дефис по правилу - суффиксы -то,- либо,- нибудьпишутся с наречиями через дефис-когда-то ;
- р..сли - орфограмма - правописание о-а в корне -раст- - -рос— если в корне нет сочетания -cm-, нужно писать букву о -росли ;
- в слове поз..нее пропущена непроизносимая согласная в корне слова, подбираем однокоренное слово опоздать, где звук чётко слышен в сильной позиции- позднее;
- в слове чу..ствуеш.. пропущено две буквы: непроизносимая непроверяемая согласная в корне -в и -ъ в окончании глаголов 2-го лица, ед.числа — чувствуешь;
- в глаголе (не)зам.. чаешь орфограмма в корне слова проверяется ударением заметит , а раздельное написание не - правилом правописания не с глаголами- не замечаешь;
- орфограмму в слове течения - безударную гласную в корне проверим, подобрав однокоренное слово с ударением - течь - течения;
- врем..ни - разносклоняемое существительное - в род., дат.,предл. падежах имеет суффикс -ен- - времени;
- правописание личного окончания глаголов
проверяем, определяя, к какому спряжению
относится данный глагол: холода..т - глагол
1-го спряжения, т.к. в неопределённой форме
оканчивается на -атъ - холодать, значит в 3-ем
лице имеет окончание -ет -холодает.)
(В этом тексте односоставные и двусоставные предложения).
- Чем различаются двусоставные и односоставные предложения?
(Основой односоставного предложения является один главный член).
- На какие группы делятся односоставные предложения в зависимости от способа выражения главного члена?
(Односоставные предложения делятся на глагольные и именные предложения)
- Назовите, пожалуйста, глагольные односоставные предложения.
(Предложения определённо- личные, неопределённо-личные, безличные).
- Найдите, ребята, в тексте односоставное определённо-личное предложение,спишите в тетрадь, определите форму главного члена.
(Сворачиваю к роднику. - это предложение о/л, сворачиваю-сказуемое, выражено глаголом в форме 1-го лица, ед.ч., наст, вр.;
Сажусь возле невысокого обомшелого сруба. - это о/л предложение, сажусь- сказуемое, выражено глаголом в форме 1-го лица, ед.ч., наст, вр.;
Поэтому чувствуешь себя как-то особенно и не замечаешь течения времени. - предложение о/л, главные члены -чувствуешъ, не замечаешь выражены глаголами в форме 2-го л., ед.ч., наст.вр.)
- Найдите, ребята, неопределённо-личное предложение, спишите в тетрадь, подчеркните главный член предложения и определите его форму.
(Позднее кедровник начисто срубили. - предложение н/л., главный член предложения- срубили употреблён в форме мн.ч., прош.вр.)
- Есть ли в тексте безличные предложения? Спишите их и докажите правильность своего выбора.
(В лесу тихо, тепло и таинственно. - это предложение б/л, потому что главные члены тихо, тепло, таинственно - слова категории состояния при нулевой связке ( быть).
К вечеру холодает. - б/л предложение, сказуемое-холодает-б/л глагол.
Надо возвращаться домой. - б/л предложение, надо возвращаться - составное глагольное сказуемое, состоит из слова категории состояния и неопределённой формы глагола.)
3. Индивидуальная работа по карточкам (для слабых учеников)
Карточка № 1. Расставь знаки препинания.
Выдели основы. В конце каждого простого
предложения поставь цифры:
1) И вот он сел у стола против Лунгина и улыбнулся. (...) 2) Что вам надобно? (...) 3) Призовите доктора (...) сказала она. (...) 4) Знаете ли (...) сказал он с какой-то важностью (...) что я начинаю сходить с ума? (...) 5) Как же ты говоришь (...) что в нём не живут? (...) 6) Разве его не нанимали? (...) 7) Надо было на что-нибудь решиться. (...) 8) Лунгин слушал слушал - ему стало ужасно грустно. (...) (М. Ю. Лермонтов)
Карточка № 2. Обведи правильный ответ.
1. Найди односоставное предложение.
а) Это произошло в пути.
б) Ему не было до того дела.
в) Прозвучало над рекою эхо.
2. Найди неопределённо-личное предложение.
а) Надо видеть было тогда барона...
б) Мне рассказывали, что я очутился в Лисе благодаря одному из тех резких заболеваний, какие наступают внезапно.
в) Не скрою, что оно было громадно...
3. Найди определённо-личное предложение.
а) В гостях хорошо, а дома лучше.
б) Готовь сани летом, а телегу зимой.
в) Цыплят по осени считают.
4. Найди безличное предложение.
а) ...Ему хотелось только видеть дом.
6) Идём дальше.
в) Почему ты зовёшь меня?
- А мы проведём блиц-опрос по первому виду глагольных предложений
“ Определённо-личные предложения” (да-нет)
- Определённо-личные- это двусоставные предложения ? (нет)
- Это предложения с одним главным членом - подлежащим? (нет)
- Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым? (да)
- Окончание глаголов указывает на лицо и число местоимений? (да)
- Главный член предложения может быть выражен глаголом в форме прошедшего времени? (нет)
- Сказуемое выражено глаголом в форме 1-2 л единственного и множественного числа? (да)
(Похвалить, оценить ответы активно работающих учащихся).
4.. Работа с раздаточным материалом ( по количеству детей)
- Выполните тестовое задание №1:
Найдите определённо-личные предложения, назовите, чем выражен в них главный член предложения.
Дополнительное задание: обратите внимание, из какого произведения эти предложения и кто автор этого произведения?
- Береги платье снову, а честь смолоду, (о/л, гл.в ф-е 2 л.,ед.ч.,пов.н.)
- Ваше превосходительство, прибегаю к вам, как к отцу родному... (о/л, гл. в ф-е 1 л., ед.ч., наст.в.)
- Тут вызвался он выучить меня играть на биллиарде.
- Рано, Пётр Андреич, - сказал он мне, качая головою, - рано начинаешь гулять... (пр. с П.р., в Пр.р.- о\л. пр., гл.чл.-гл. в ф-е 2 л. ,ед. ч., наст, вр.)
- Как поживаете? (о/л., гл. в ф-е 2 л., мн.ч., наст в.)
- Начинало смеркаться.
( автор произведения - А. С. Пушкин “Капитанская дочка” )
- Давайте проведем блиц-опрос по 2-му виду глагольных предложений
- Неопределённо-личные - это односоставные предложения (да)
- В них можно восстановить подлежащее? (да)
- Нужно ли им подлежащее? (нет)
- Могут ли быть в них подлежащими местоимения 3 лица? (да)
- Могут ли местоимения 1-2 лица быть в них подлежащими? (нет)
- Выполните тестовое задание № 2
Назовите по номерам неопределённо-личные предложения, докажите правильность выбора предложений.
1. Нигде жилья не видно на просторе.
2. Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю. (Н. Тихонов) (н/л., гл.чл.- гл. в ф-е 3 л. ,мн. ч.,буд.в.)
3. Ради розы терпят и шипы, (посл.) (н/л.,гл. в обобщён.л.ф-е ,мн.ч.)
4. Мне не поверят, но я говорю правду. (А. Бестужев. - Марлинский) (сл\соч. пр. - 1ч.- н\л., гл. в ф-е Зл.,мн.ч. ,буд.в.)
5. Его просят, его ждут, а придёт - прятаться начнут, (загад.) (дождь, сл/соч.,1ч-н/л, гл. в ф-е 3 л., мн.ч.буд.в. и 3-е предложение-н/л, сказуемое прятаться начнут состоит из вспом. глагола в 3-ем л., мн.ч. и н.ф.)
6. На пригорке то сыро, то жарко. (А. Фет)
- Предлагаю блиц-опрос по безличным предложениям.
- Изменяются ли личные глаголы по лицам и числам? (да)
- Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (нет)
- Связаны ли понятия: б\л глаголы и б\л предложения? (да)
- Можно ли восстановить подлежащее в б\л предложениях? (нет)
- Согласны ли вы с тем, что в б\л предложениях нет и не может быть подлежащего? (да)
- Теперь мы закрепим умение находить безличные предложения и отличать их от других односоставных предложений, выполнив тестовое задание № 3.
Найдите безличные предложения в произведениях М. Ю. Лермонтова:
“Пленный рыцарь”
- Глядя на них, мне и больно и стыдно, (нул. связка + имен.ч.)
- Нет на устах моих грешной молитвы. (слово нет)
- Душно под новой бронею мне стало! (гл. связка + слово кат.сост.)
“Завещание”
4. На свете мало, говорят,
Мне остаётся жить! ( с/соч.,2 ч.- б/л., вспом.гл.+ н.ф.)
“Бородино”
- Досадно было , боя ждали...(сл/соч. - 1ч - б/л, гл. быть + слово кат .сост.)
- Пора добраться до картечи! ( гл. в н.ф. + слово кат.сост.)
- Вам не видать таких сражений, (отр.ф-а гл. в н.ф.)
“Молитва”
8. С души как бремя скатится,
сомненье далеко -
и верится, и плачется, ( б/л гл.)
и так легко, легко... (слово кат.с. при нул. св.).
9. Девятый час. Вечерний звон.
Дождя не будет, небо ясно... (б/л форма глагола быть в отриц. предл.)
- Обратите внимание на последний отрывок из стихотворения Лермонтова. Как называются предложения, употреблённые в 1 строке данного отрывка?
(Назывные предложения - Девятый час. Вечерний звон.)
- А есть ли такие предложения в тексте С. Залыгина? (есть)Назовите их. Запишите в тетрадь. {Дорога. Поле. Лес.)
- Ребята, а какое домашнее задание вы выполнили на этот урок?
( Д/з: Найдите назывные предложения в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”, определите их роль в тексте. (8-10 предложений)
Примерное выполнение домашнего задания:
- действие.
- действие.
- Комната в доме городничего. Городничий в мундире.
- Городничий и Хлестаков.
- Маленькая комната в гостинице. Постель, стол, чемодан, пустая бутылка...
- Ревизор из Петербурга, инкогнито.
- Ревизор! Как ревизор!..
Гоголь с помощью назывных предложений точно рисует место действия, бстановку и действующих в эпизодах героев.)
5. Сочинение - миниатюра по картинкам.
Ребята, мы достаточно повторили с вами виды односоставных предложений, чтобы вы смогли сейчас написать сочинение - миниатюру. Используя односоставные предложения, составьте, пожалуйста, связный текст по картинкам.
“Водопад”
“Дубовая роща”
“Проспект Зеленограда”
( Проверить 3 сочинения в классе, оценить, затем ученики сдают тетради на проверку)
Домашнее задание: Закрепите умение сочинять небольшие тексты, используя односоставные предложения. Тема сочинения “Зимнее утро”.