Интегрированный урок (литература + физика) по теме "Энергия и свет как физические и нравственные понятия (по рассказу А.Платонова "Потомки солнца")

Разделы: Физика, Русский язык

Класс: 11

Ключевые слова: физика, литература, нравственность, наука, утопия, энергия, свет


Цель:

  1. Показать школьникам возможность соотношения двух предметов.
  2. Развивать навыки аналитического мышления, умение сопоставлять.
  3. Воспитывать интерес к разноплановым предметам, стремление видеть общее в противоположном.
  4. Показать абсурдность научных идей, если они идут в разрез общечеловеческим ценностям (на примере рассказа Андрея Платонова “ Потомки солнца”).

Оборудование:

Стенгазета по творчеству Андрея Платонова, выставка его произведений, плакаты со словами Г. Спенсера, Р. Декарта, Л. Н. Толстого, керосиновая лампа, подборка открыток “Эра космическая”, схема (по физике), иллюстрация С. Пиноян “Астрофизики”.

Эпиграф к уроку:

Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?
Что было бы? Пришла бы снова,
Хаоса мрачная пора.
Лучам приветственное слово,
А солнцу – громкое ура!

А.Мицкевич.

Общепринятое мнение, будто наука и поэзия – две противоположности, большое заблуждение….

Г.Спенсер

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Поднимем стаканы, содвинем их разом!
Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори.
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет –
Пред солнцем бессмертным ума,
Да здравствует Солнце, да скроется тьма!

А.С.Пушкин.

Сегодня у нас не совсем обычный урок – интегрированный (урок физики и литературы). Скептик ухмыльнётся: “Не вижу ничего общего”. Но давайте сразу же обратимся к эпиграфу нашего урока. Эти слова принадлежат крупному английскому учёному, социологу, философу - Г.Спенсеру: “Общепринятое мнение, будто наука и поэзия – две противоположности, большое заблуждение…неправда, чтобы истины науки были лишены поэзии. Напротив, наука раскрывает перед нами целый мир поэзии… Люди, посвятившие себя учёным изысканиям, постоянно нам доказывают, что они не только так же, как другие люди, но даже гораздо живее их воспринимают поэзию изучаемых ими предметов”.

III. Ознакомление с темой и целями урока.

Учитель:

Мы сейчас попытаемся доказать вам связь литературы и физики на основе рассказа Андрея Платонова “Потомки солнца”, но сначала обратим внимание на ещё одно посвящение к нашему уроку. Обратите внимание, что связывает слова А.Мицкевича и платоновское произведение, которое вы прочитали дома. (Чтение эпиграфа.)

Итак, тема урока “Энергия и свет как физические и нравственные понятия”. Мы попытаемся посмотреть на эти понятия с разных сторон: с точки зрения науки и чисто человеческой.

IV. Осознание, осмысление, восприятие.

Работа с текстом.

Учитель:

  1. Откроем произведение. Итак, какова сюжетная линия произведения? Кто является главным его героем? На сколько логических частей можно разбить произведение?
  2. Каков был план инженера Вогулова? Зачитайте фрагмент текста. Остановился ли он на этом?
  3. Какие научные свершения последовали далее?
  4. При помощи чего реализовывались научные разработки учёного?
  5. Давайте составим план, позволяющий проследить за этапами работы Вогулова.

Составление плана.

План.

  1. Переустройство земного шара при помощи огромного количества энергии (перенапряжённого света), которая была сконцентрирована в ультрасвете.
  2. Переустройство Вселенной посредством света и инфраэлектромагнитного поля.
  3. Пересотворение Вселенной при помощи ультрасвета.
  4. Решение энергетического вопроса путём изобретения (открытия) микробов энергии.

Учитель физики:

А теперь откроем тетради по физике и составим таблицу “Волновые и квантовые свойства света”.

Учитель физики:

Посмотрим на явления, которые инженер Вогулов хотел использовать для переустройства мира и Вселенной, с точки зрения физики. Что являлось главным инструментом, который позволил ученому переделать Землю?

Ученик:

Главным инструментом был свет. “Это было не вещество, а энергия – перенапряжённый свет”.

Учитель физики:

Посмотрим, как представлял в рассказе свет автор и вспомним, что мы знаем о нём с точки зрения современной физической теории. Нет ли здесь противоречия?

Найдите в тексте место, где автор говорит, что такое свет?

Ученик:

“Свет есть электромагнитные волны, и скорость света есть предельная скорость во вселенной”.

Учитель физики:

Согласитесь ли вы с чем-нибудь в этой фразе?

Ученик:

Да, скорость света в вакууме действительно небольшая скорость в природе!

Учитель физики:

Поясните, что значит предельная скорость? Чему она равна?

Ученик:

Скорость света в вакууме равна 3х108 м/с = 300 000 км/с. Это самая большая скорость распространения сигнала в природе.

Учитель физики:

Как стало известно об этом факте? Можно ли измерить скорость света, и как это было сделано, какими способами?

Ученик:

Скорость света можно определить экспериментально. Впервые это удалось сделать датскому учёному О.Рёмеру в 1676 году. Рёмер был астрономом, и его успех объясняется именно тем, что проходимые светом расстояния, которые он использовал для измерений, были очень велики. Это расстояния между планетами Солнечной системы. Рёмер наблюдал затмения спутников Юпитера.

Ученик:

Существует лабораторный метод измерения скорости света. Впервые французский физик И.Физо измерил скорость света при помощи специальной системы линз и зеркал. Это было в 1849 году. Американский физик Майкельсон разработал совершенный метод измерения скорости света с применением вращающихся зеркал

Учитель физики:

Как о предельной скорости света говорится в рассказе. Найдите это в тексте.

Ученик:

“Свет как высшее напряжение вселенной, дальше света уже идёт уничтожение вселенной, и черту света уже нельзя перейти, так как тут сопротивление вселенной безгранично”.

Учитель физики:

Вернёмся к термину определения света, который дал ему инженер. “Свет есть электромагнитные волны…” Согласны ли вы с таким определением? Почему?

Ученик:

Нельзя так однозначно говорить о том, что свет является электромагнитной волной. Мы знаем о существовании некоторых явлений в природе, которые нельзя объяснить с этой позиции. Явления становятся понятными только тогда, когда свет рассматривают как поток частиц – фотонов.

Учитель физики:

Перед вами на доске таблица. Заполним её и постараемся всё-таки дать определение свету.

К доске приглашаются двое учащихся. Все остальные работают в тетрадях.

После 5-7 минут работы проверяется и анализируется таблица.

Явления, в которых обнаруживаются волновые свойства света Явления, обнаруживающие корпускулярные (квантовые) свойства света
Интерференция

Дифракция

Поляризация

Дисперсия

Преломление

Отражение

Давление света

Прямолинейность распространения

Тепловое излучение

Фотоэффект

Фотохимические реакции

Давление света

Отражение

Прямолинейность распространения

Учитель физики:

Итак, мы имеем ряд явлений, говорящих, что свет – электромагнитная волна и ряд явлений, говорящих, что это поток частиц. Как быть? Что же всё-таки такое свет? Предложите формулировку.

Учащиеся предлагают формулировки. Учитель подводит итоги и делает вывод. Вывод записывается в тетради.

Учитель физики:

Свет – это сложный материальный объект, который одновременно обладает свойствами и волны и частицы, однако не является однозначно ни тем, ни другим.

Вспомните, какая формула выражает дуализм свойств света? Проанализируйте её.

Ученик:

Импульс фотона равен отношению длинны волны к постоянной Планка p = ?/h. В формулу для импульса фотона входят физические величины, которые являются характеристиками частиц – p (импульс) и величины являющиеся характеристиками волны (длина волны), - частота волны.

Учитель физики:

В чём главное отличие “частицы” света от других элементарных частиц?

Ученик:

Фотон – это частица, которая не имеет массы покоя и не может двигаться со скоростью меньшей 3х108м/с.

Учитель физики:

Какие свойства: волновые или корпускулярные проявляются в большей степени с увеличением частоты волны?

Ученик:

С увеличением частоты волны в большей степени проявляются квантовые свойства. Об этом говорит явление фотоэффекта. Этот процесс возможен только при определённой частоте света, так называемой красной границей фотоэффекта, для каждого из веществ.

Учитель физики:

Обратимся к рассказу. Платонов пишет, что Вогулов в процессе разработки проекта “нашёл способ перенапряжения, скучения световых электромагнитных волн. Тогда у него получался ультрасвет”. Какое понятие в физике близко к понятию “ультрасвет”.

Учитель обращает внимание учащихся на таблицу “Шкала электромагнитных излучений”.

Ученик:

Понятие в физике близко к понятию “ультрасвет” - это ультрафиолетовое излучение.

Учитель физики:

Какова природа этого излучения?

Ученик:

Природа ультрафиолетового излучения такая же, как у видимого света. Всё что говорилось до этого о свете справедливо и для этого излучения.

Учитель физики:

В чём же всё-таки отличие?

Ученик:

Частота ультрафиолетового излучения больше, чем у видимого, порядка: 8х1014 – 3х1016Гц.

Учитель физики:

К чему приводит увеличение частоты?

Ученик:

В соответствии с формулой E = hv, по которой вычисляется энергия фотона, с увеличением частоты увеличивается и энергия, которую переносят волны.

Учитель физики:

Как этот факт Вогулов использует в своём проекте, что стремится он сделать с обычным светом? Найдите в тексте.

Ученик:

“Именно ультрасветом Вогулов решил пересотворить вселенную…”. “…Он собирался произвести тысячу кубических километров ультрасвета… Тогда Вогулов запряг в санки бесконечность, само пространство, самую универсальную энергию – свет. Вогулов просто получаемые из пространства лучи “охлаждал”, тормозил инфраполем и получал волны нужной длины и частоты перемен”.

Учитель физики:

Обратите внимание на слова “тормозил лучи”. Объясните невозможность этого сточки зрения физики.

Ученик:

Для объяснения невозможности выполнения этого проекта необходимо рассматривать свет с квантовых позиций. Свет – поток фотонов. Скорость движения фотонов не может быть меньше 3х108м/с. Как только скорость уменьшается, фотон прекращает своё существование, а следовательно, нет и света.

Учитель физики:

Обратимся к тексту. Какой очень важный вопрос, стоящий перед человечеством, удалось решить инженеру? Актуален ли этот вопрос для современной жизни? Что является основным источником энергии для человечества?

Учитель литературы:

  • Что являлось источником энергии, позволяющим дать развитию человечества гигантские темпы развития? (Зачитать).
  • А что является источником энергии для самого Вогулова?
  • Какая информация звучит в средствах массовой информации, способная стать открытием века и совершить переворот в жизни человека? (Клонирование, стволовые клетки).
  • Предвидел ли это Платонов?
  • А теперь обратимся к теории литературы. Я думаю, что после нашего разговора, вам будет несложно ответить на мой вопрос: “Почему жанр рассказа определяется как фантазия”? (В произведении встречается много фактов не соответствующих, противоречащих физической теории).
  • Давайте посмотрим на произведение с чисто человеческих позиций. Что здесь утопично, что лично для вас является неприемлемым?
  • Изменилось ли у вас отношение к Вогулову после прочтения третьей части? Почему?
  • Что всё-таки явилось толчком для внешне “безумной” теории переустройства земного шара, а потом и всей Вселенной?
  • В какой части автор приоткрывает тайну зарождения научной мысли Вогулова?
  • Рассказ называется “ Потомки солнца”, несмотря на то, что слово “солнце” ни разу в тексте не употребляется. Случайно ли это?

V. Выводы:

Энергия человеческой души, свет души – эти понятия существуют рядом с аналогичными физическими терминами, следовательно, эти существительные многозначны. Думаю, что и то и другое толкование важно для нас. И то и другое несёт жизнь. Таким образом, мы считаем, что разум – это способность видеть и связь литературы и физики.

VI. Итоги. Оценки.

VII. Задание на дом.

Написать сочинение на тему “Свет разума и свет души. Какой из них важнее?”