Урок русского языка в 5-м классе по теме "Берегите природу!" (Повторение изученного о глаголе)
Цели:
- Образовательная: повторение и обобщение знаний по теме “Глагол”;
- Развивающая: закрепить навыки по написанию окончаний глаголов личной формы и глаголов в форме инфинитива, -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах, чередующиеся гласные в корне слова; закрепить навыки по различению глаголов совершенного и несовершенного вида и глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени, глаголов 1 и 2 спряжения.
- Воспитательная: пробудить любовь учащихся к природе, окружающему миру и всему живому.
Оборудование: картины природы представлены на проекционный экран через мультимедийный проектор, выставка книг о природе “Мы твои друзья, природа!”, музыкальный проигрыватель, музыкальный диск, маркеры, бумага.
Тип урока: урок-путешествие
Методы и приемы: активные методы обучения, работа в группах
Ход урока
- Организационный момент. (4 мин.)
Вступительное слово учителя:
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ведь недаром говорится: “ Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!”
Тема сегодняшнего урока “Берегите природу!” Сегодня мы будем повторять тему “Глагол”. Но урок будет несколько необычным, потому что мы будем работать только с предложениями о природе.
Итак, чтобы отправиться в путешествие по реке Глагол, нужно разделиться на группы. Для этого нам нужно образовать круг и каждому сесть на свой стул. Я буду ведущей. Игра называется “Смешанный лес”. (Игра проводится для стимулирования группы к работе, концентрации внимания и для разделения учащихся на группы)
Описание игры: участники сидят в кругу на креслах (кресла должны быть крепкими и за ними не должно быть острых предметов). Тренер считает участников, давая им названия деревьев (береза, дуб, липа, клен). Тренер объясняет правила. Человек, стоящий посредине (вначале это тренер) это лесник, который будет сажать деревья. Когда меняются местами. В это же время лесник старается занять место одного из пересаживающихся. Новым лесником становится тот, кто остался без кресла. Когда тренер крикнет: “Смешанный лес”, местами меняются все. В конце тренер просит, чтобы участники, которые имеют название одного дерева, сели за один столик, другого – за другой и таким образом использует это упражнение для раздела на группы.
Учитель: А сейчас мы займем свои места в лодках. В лодку с № 1 присядут березы, в лодку № 2 –дубья, в лодку № 3 – липы, в лодку № 4 – клен.
(Образованные группы садятся за отдельные столы по четыре человека.)
Итак, лодки готовы к отправлению. Рассаживаемся в свои лодочки и отправляемся в путешествие. Во время путешествия вы окунетесь в прекрасный мир природы, красоты, солнца, цветов. Ребята, обратите внимание. На доске изображены грибы, деревья, цветы, бабочки. Красиво? (Да!) Ваша задача – решить все задания правильно, чтобы сохранить эту красоту: не сломать грибы, не распилить деревья, не сорвать цветы, не истребить бабочек… Правильные ответы вы будете закреплять на грибы, цветы, деревья и т.д. За правильные ответы каждая команда будет получать красные жетоны, зеленые – если будут в работах ошибки. Первая остановка называется “Грибная”.
“Грибники”
Встану вместе с солнышком,
К лесу час ходьбы.
Там в траве под листьями
Ждут меня грибы.
(Р. Кучеренко)
Мы пойдем в лес за грибами, но надо вспомнить правила сбора грибов: грибы срезать ножом (вырывать нельзя); старые грибы не брать; если не знаком гриб, пройти мимо, не сбивай его. Он может понадобиться другим людям или животным.
(Каждая группа получает задание. Во время выполнения задания звучит негромкая музыка)
- Работа в группах (4 мин.)
Задание 1
Лодка № 1
- Прочитайте. Отгадайте загадку. Найдите глаголы, определите их время, лицо и число.
Я в красной шапочке р…сту
Среди корней осинок,
Меня увидишь за версту,
Зовусь я … (кивонисодоП).
Лодка № 2
- Прочитайте. Отгадайте загадку. Найдите глаголы, определите их время, лицо и число.
Сорвал я красный гриб в лесу,
Любуюсь на его красу:
На белой он ножке,
На шляпке – горошки.
А люди говорят,
Что в нем опасный яд. (ромохуМ)
-Чем полезны мухоморы?
Лодка № 3
- Прочитайте. Отгадайте загадку. Найдите глаголы, определите их время, лицо и число.
Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой. (атяпО)
Лодка № 4
- Прочитайте. Отгадайте загадку. Найдите глаголы, определите их время, лицо и число.
Под листами на поляне
В прятки девочки играли.
Притаились три сестрички,
Светло-желтые ... (икчисиЛ)
(После выполнения задания группами каждая группа презентует свою работу, закрепляет листочки с ответами к грибу)
Учитель: Вы замечательно справились с заданиями. Молодцы! А теперь мы снова делимся на группы. (Учитель раздает учащимся разноцветные листья: березовые, дубовые, кленовые, липовые. Создаются группы по видам листьев) А теперь рассаживаемся в лодки и отправляемся дальше по реке Глагол. Следующая станция называется “Лесная”. В добрый путь!
“Наряжайся, елка!”
В лесу родилась елочка,
В лесу должна расти,
Не нужно рубить елочку
И в дом ее нести.
В лесу так елке весело,
Метель поет ей песенки.
Укрыты веточки снежком,
Стоят все елочки рядком.
Не мерзнет елочка зимой,
Не просит брать ее домой.
Идите в лес вы к елке сами,
И праздник встретьте там с друзьями.
Не стоит елочку губить,
А лучше жизнь ей сохранить.
Искусственную елочку купи,
И в своем доме наряди!
-Ребята, вспомните, когда вы ходили на экскурсию
в лес?
-Что интересного было в лесу?
-А как надо вести себя в лесу?
-Какие правила поведения в лесу вы знаете?
- Работа в группах (4 мин.)
Задание 2
Лодка № 1
- Прочитайте. Найдите в тексте глаголы. Определите их вид.
Верхняя мутовка.
Утром лежал вчерашний снег. Потом выглянуло
солнце, и при северном холодном ветре весь день
носились тяжелые облака. Стволы нестарых елей
покрылись зелеными хвоинками, а на самом верхнем
пальце самой верхней мутовки явно показывается
новый узел новой будущей мутовки.
(Мутовка – группа ветвей, листьев или цветков, расположенных на стебле на одной высоте)
Лодка № 2
- Прочитайте. В скобках обозначьте цифрами время глаголов (настоящее – 1, будущее – 2, прошедшее - 3)
Летние грозы проходят (... ) над землей и пропадают (... ) за горизонтом. Народ говорит (... ), что туча не прошла (... ), а свалилась (... ). Лето быстро пройдет (... ), а на землю вновь обрушатся (... ) холодные осенние дожди.
Лодка № 3
- Прочитайте. В скобках обозначьте цифрами время глаголов (настоящее – 1, будущее – 2, прошедшее - 3)
Пришел (...) сентябрь. После лета наступила (...) золотая осень. По опушкам растут (...) грибы. Грибники несут (...) их полными кошелками. Уже улетели (...) ласточки. Готовятся (...) к дальнему пути гуси. Зашумит (...) скоро осенняя непогода.
Лодка № 4
- Прочитайте. Вставьте, где нужно, -Ь- и объясните его употребление.
Туман начинал расходит…ся. Солнце садит…ся за темную полоску леса. Капельки росы переливают…ся на солнце разными цветами. Чувствует…ся дыхание весны. Клубят…ся тучи, млея в блеске алом, хотят в росе понежит…ся поля.
(После выполнения задания группами каждая группа презентует свою работу, закрепляет листочки с ответами к дереву)
Учитель: Вы прекрасно справились и с этим заданием. И мы снова делимся на группы. (Учащимся раздаются цветы (разноцветные), делимся по цвету). Ребята, вас ожидает еще одна станция “Цветочная”. Успехов вам, ребята!
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты,
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу…
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке и клюкву на болоте.
Не рви меня на поле,
Я только день живу.
Дай наглядеться вволю
На солнце и траву.
- Работа в группах (4 мин.)
Задание3
Лодка № 1
- Прочитайте. Зачеркните ненужную букву. Подчеркните “третье лишнее” слово.
- ум (и,е)рать, расст (и,е)лать, зап(и,е)реть.
- бл (и,е)снул, перест(и,е)лить, бл(и,е)стательный
- изл(а,о)гать, предпол(а,о)жить, предпол(а,о)гать
Лодка № 2
- Прочитайте. Вставьте, где нужно, -Ь- знак. Объясните.
Бывают дни, когда не можеш(..?) усидеть дома. Выходиш(..?) за калитку, поднимаеш(..?)ся на пригорки, осматриваеш(..?)ся вокруг. Любуеш(..?)ся необъятными просторами, прислушиваеш(..?)ся к песне жаворонка. Иногда углубляеш(..?)ся в лес и отдыхаеш(..?) там. Или решаеш(..?) пойти на рыбную ловлю. Тогда собираеш(..?) удочки, торопиш(..?)ся.
Лодка № 3
- Прочитайте. Подчеркните глаголы второго спряжения.
Как хорош этот лес осенью, когда прилетают вальдшнепы! Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, лица приходят на память. Вся жизнь развертывается легко и быстро. (И.С. Тургенев).
Лодка № 4
- Прочитайте. Подчеркните глаголы первого спряжения.
Вот и лес. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, возле красивой липы. Вы едете по зеленой дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают. (И.С. Тургенев).
(После выполнения задания группами каждая группа презентует свою работу, закрепляет листочки с ответами к цветку).
Ребята! Давайте пообещаем не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и благоухают, радуют людей своим запахом и ярким нарядом. Запомните правило: “Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком”.
- Заключение. (2 мин.)
Учитель: Ребята, вы показали прекрасные знания по теме “Глагол”, показали, как хорошо и дружно вы умеете работать в группах. Посмотрите на свою работу. На доске красивая природа: и грибы, и деревья, и цветы. Красиво? (Да!) А если бы оно было настоящим? Было бы еще красивее? (Да!) “Что красивей всего?” (Красивей всего живая, нетронутая природа: звери и птицы, деревья и травы )
В конце урока я прочту стихотворение Е.Шкловского “Ты береги нас”
Ты береги нас.
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой.
И шепчут мне материки:
“Ты береги нас, береги!”
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
“Ты береги нас, береги!”
Остановил олень свой бег:
“Будь человеком, человек.
В тебя мы верим – не солги,
“Ты береги нас, береги!”
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: “Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу”. (Е. Шкловский).
- Итог урока (2 мин.)
(Учитель оценивает работу групп)
- Беседа (8 мин.)
- Ребята, сегодня мы с вами много говорили о природе: читали предложения, сами составляли предложения о природе, рассматривали картины природы. Красиво? (Да!) А эта красота вечна? (Нет!)
- Почему люди продолжают относиться к природе потребительски, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины, истреблять животных, вылавливать рыбу? Если люди не будут беречь природу, к чему это может привести? (Природа погибнет. Мы должны сохранить природу.)
- Ребята, подумайте, пожалуйста, и напишите, что конкретно вы можете сделать для того, чтобы как-то помочь природе, какую пользу вы можете ей принести? Напишите и свои предложения повесьте на “Ковер идей”. А теперь подумайте и приклейте зеленую наклейку туда, что вы может быть сделаете, а красную наклейку туда, что вы сделаете обязательно!
- Ребята! А теперь давайте сядем в круг и подведем итоги. Что вам сегодня понравилось? А что бы вы сделали по – другому? Что вам показалось самым интересным? А какое задание показалось самым трудным? (дети отвечают на вопросы, передавая “микрофон” по кругу) Спасибо!
Домашнее задание: Ребята, закройте глаза и представьте, что вы какая-то маленькая часть природы, например, ромашка, бабочка, божья коровка, капелька росы, трудяга-муравей….И вам очень хочется жить. Напишите сочинение – миниатюру о том, что вы по этому поводу хотите сказать людям от имени животных, растений, облачка и т.д.