Урок русского языка во 2-м классе по теме: «Слова, которые отвечают на вопросы "Что делает?", "Что делал?", "Что сделал?"»

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Расширять знания учащихся о словах–действиях.
  2. Формировать умение находить слова-действия в предложениях, ставить к ним вопросы.

Развивающие:

  1. Развивать устную и письменную речь, творческие и познавательные способности, воображение.

Воспитательные:

  1. Воспитывать культуру учебного труда.
  2. Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, смену поз, смену различных видов деятельности; приобщать детей к ЗОЖ.

1. Организационный момент.

Слышите, звенит звонок!
Говорит, начнем урок!

- Разные народы приветствуют друг друга по-разному.

- Как здороваемся мы? Другие народы?

- Знаете ли, вы как здороваются эскимосы? (Они слегка треплют друг друга за щеки.)

- Поприветствуйте друг друга как эскимосы.

- Покажите карточками, какое у вас настроение?

- Вы готовы начать работу?

2. Актуализация знаний.

Всему название дано –
И зверю и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И все что может видеть глаз –
Над нами и под нами –
И все что в памяти у нас, -
Означено словами.

- Сколько чудесного и таинственного прячется за словами. Язык, на котором мы говорим, очень богат. Слов в русском языке очень много. И все они делятся на части. Давайте вспомним, какие части речи мы уже знаем?

- Как отличить одну часть речи от другой.

- Вспомните, на какие вопросы отвечает и что обозначает имя существительное? Имя прилагательное?

работа в парах

- Прочитайте слова на карточках. Разбейте их на 3 группы по частям речи. Слова первой группы обозначьте цифрой 1, второй группы – цифрой 2, третьей – цифрой 3.

Урок, слушает, девочка, отзывчивый, отвечает, интересный, ученик, добрый, сочинял.


1 группа

  • Назовите слова первой группы.
  • Встаньте у кого есть такая группа слов.
  • На какие вопросы отвечают эти слова? (кто? что?)
  • Что обозначают?
  • Какой частью речи являются?

2 группа

  • Назовите слова второй группы.
  • Встаньте, кто согласен.
  • На какие вопросы отвечают эти слова? (какой?)
  • Что обозначают?
  • Какой частью речи являются?

3 группа

  • Назовите слова третьей группы.
  • Задайте вопросы к этим словам.
  • Что мы знаем об этих словах?
  • Что мы должны узнать на уроке, чему научиться? (Поставьте перед собой цели.)
  • Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Сформулируйте тему урока.)
  • Откройте тетради и запишите дату.

3. «Открытие» детьми нового знания и первичное закрепление.

1) Учитель вызывает ученика. На ухо шепчет ему слово, которое он должен показать действиями (бегай, прыгай).

- Ребята, вы внимательно наблюдайте за действиями Ани. Что делает Аня? Запишите предложение.

Аня бегает.

- Задайте вопросы к каждому слову и запишите ниже.

Аня бегает.

Кто? что делает?

- Что делает Ира? Запишите предложение.

Ира прыгает.

- Задайте вопросы к каждому слову и запишите ниже.

Ира прыгает.

Кто? что делает?

- На какие вопросы отвечают имена детей?

- А другие слова?

- Что обозначают эти слова?

- Слова, которые отвечают на вопрос что делает? обозначают действия предметов. Такие слова мы будем называть глаголами.

Давайте отдохнем. В этом нам поможет новая часть речи.

Смена поз. Переход из позы сидя, в позу стоя (конторки).

Физкультминутка.

Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.

- Что мы выполняли во время физкультминутки? (действия)

- Какая часть речи обозначает действие предмета?

2) – Давайте продолжим наблюдение за глаголами, а для этого прочитаем стихотворение тюменского писателя Константина Лагунова.

(Дети читают начало на слайде про себя, вслух) Приложение 1.

Сливы.
К. Лагунов
Мама чёрных слив купила
И в тарелку положила
И ушла – за хлебом что ли,
Нас вдвоем оставив с Колей.
Молча с братом мы сидели
И на сливы всё глядели.
До чего ж вкусны, красивы
Налитые соком сливы!
Уж терпели мы, терпели,
А потом по сливе съели,
После взяли по второй,
 По четвёртой,
 По шестой…
 Оглянуться не успели –
 По последней сливе съели,
 Что же делать?
 Как же быть?
 Что нам маме говорить?

- Как вы думаете, как поступят дети? Кто думает иначе?
- Дети дочитывают до конца.

                                                  

Я подумала немножко:
- Скажем, сливы съела кошка!
Коля вмиг повеселел:
- Скажем, Бобик тоже ел.

- Как поступите вы?

- В выделенном предложении найдите слова-действия.

- Запишите слова с вопросами (ученики пишут и комментируют).

- Какой частью речи являются слова, обозначающие действия предметов и отвечающие на вопросы что делали? что сделали? (глаголами)

Смена поз. Переход из позы сидя, в позу стоя (конторки).

Физкультминутка для глаз (офтальмотренажер) + «Бабочка» Приложение 1.

- Назовите, какие действия выполняли животные и насекомые? (дети называют глаголы с вопросами)

- Как называется часть речи, которая обозначает действия предметов?

4. Первичное закрепление.

1) Работа с информационным полем по методике Базарного.

- На левой стене записаны слова. Прочитайте.

 волк   утка   комар 

- Что объединяет эти слова?

- На какой вопрос отвечают слова?

- Какой частью речи являются?

- Прочитайте слова на правой стене.

 крякает   пищит   воет   топает 

- Что объединяет эти слова?

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Какой частью речи являются?

- Составьте предложения, используя имена существительные и глаголы.

Домашнее задание:

- Дома вы продолжите составлять предложения в упражнении 83 на с.53

- Откройте дневники, запишите домашнее задание.

5. Итог.

1) Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.

- И все это выполняет … глагол.

2) - Представьте, что глагол ожил. Как он будет выглядеть. Опишите его словами.

- Детская писательница Татьяна Рик написала замечательный «веселый учебник» «Здравствуй, дядюшка Глагол!» Там вас ждут приключения, игры и знания об этой удивительной части речи. И дядюшку Глагола Татьяна Рик изобразила так.

Приложение 1.

- Почему у Дядюшки Глагола много рук и ног?

- Кто пожелает, дома нарисуйте глагол таким, каким вы его представляете.

6. Рефлексия.

- Какие знания, опыт вы сегодня получили на уроке?

- Покажите сигнальными карточками, какое теперь у вас настроение?