Программа курса по выбору "Игровая журналистика" (9-й класс; предпрофильная подготовка)

Разделы: Русский язык, Литература, Общепедагогические технологии

Класс: 9


Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки  за собой повести…
Владимир Шефнер

Одной из главных задач, стоящих перед современной школой,  является формирование коммуникативной компетентности выпускника школы. Жизнь современного человека, его успешность напрямую зависит от сформированности навыков работы с получаемой информацией. Поэтому на занятиях по  журналистике планируется научить детей  определять ее статус, цели и задачи, смыслы и перспективы; отделять в потоке информации полезное и необходимое для себя и правильно  использовать полученную информацию.
Курс по выбору «Игровая журналистика» предлагается учащимся 9-х классов в рамках  предпрофильной подготовки в школе.

Основная цель  курса - научить ребят выстраивать  общение в любой ситуации, способствуя тем самым формированию коммуникативной культуры учащихся, расширить диапазон их знаний, умений и навыков, сформировать те, которые необходимы для издания школьной газеты.

Задачи курса по выбору:

  • воспитывать у школьников бережное отношение к слову;
  • дать основы знаний по журналистике;
  • выработать навык создания текстов различных жанров;
  • формировать у учащихся активную гражданскую позицию и  интерес к профессии журналиста;
  • дать знания и умения, необходимые для выпуска школьной газеты. 

Обучение строится на основе процессов исследования, анализа, синтеза, проектирования. Ребята в процессе совместной деятельности  учатся ставить   перед собой цель, идти  к намеченной цели, видеть перспективу развития.

В процессе  работы по выпуску школьной газеты у ребят возрастает мотивация  к обучению.  Учащиеся  совершенствуют навыки литературного творчества, получают первый журналистский опыт, повышают грамотность. Кроме того, ребята приобретают  знания и умения по составлению текстов, планированию и макетированию газеты; демонстрируют  уровень компьютерной грамотности, коммуникативной культуры. Программа включает в себя вопросы речевого этикета, что позволит ребятам научиться правильно использовать речевые этикетные формулы, умело выстраивать общение в любой ситуации.

В работе используются технологии личностно-ориентированного обучения.

Организация занятий должна соответствовать принципам доступности, индивидуальности, результативности.

Основные формы и методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся:

  • лекции;
  • семинарские занятия;
  • практические занятия (написание статей различных жанров, редактирование текстов, корректировка);
  • ролевые игры;
  • тренинги.

Проведение любого  учебного занятия предполагает использование ИКТ (приложение 1).

Обучение предусматривает:

  • формирование навыков написания текстов различных журналистских жанров;
  • овладение навыками компьютерной верстки, макетирования газеты
  • публикацию  отдельных  статей школьной газеты  на страницах районной газеты «Земля боготольская».

Техническое оснащение: компьютер, принтер, сканер, ксерокс, диктофон, флэш-память.

Планируемый результат:

Результатом работы должен стать выпуск школьной газеты (в моем конкретном случае это газета «Максимум»), посвященной различным проблемам жизни школы (выпуск должен быть тематическим), организованный группами корреспондентов, отвечающих за отдельную полосу газеты.  В этих выпусках ребята  смогут продемонстрировать свои знания, умения, навыки в области составления текстов, планирования, макетирования, компьютерного набора и верстки газеты. (Приложение 2)

Кроме того, ребята могут  лучшие заметки предложить для публикации в районной газете (возвращаясь к своему опыту, -  это публикации в районной газете «Земля боготольская»)

На реализацию программы курса по выбору в 9 классе отведено 34 учебных часа.

Программа состоит  из 2-х модулей.

Основное содержание программы

1-й модуль – (16 часов)

1. История журналистики.

Журналистика как вид деятельности и профессия. Пиар. Виды средств массовой информации. Взаимодействие СМИ с аудиторией. (2 часа)

2. Журналистский текст. Публицистические жанры и их особенности… (8 часов)

Заметка (структура, языковые средства).

Репортаж (структура, словесные ресурсы, выразительные средства).

Интервью (структура, логическая основа, словесные ресурсы, выразительные средства).

Зарисовка (структура, словесные ресурсы, выразительные средства).

Отчет (структура, языковые средства).

Очерк (структура, логическая основа, языковые средства).

Фельетон (структура, словесные ресурсы, выразительные средства).

Статья (структура. словесные ресурсы, выразительные средства.)

Практические занятия по теме «публицистические жанры и их особенности  (6часов)

  • отработка структуры каждого речевого и журналистского жанра;
  • отработка речевых ресурсов каждого журналистского и речевого жанра (тропы,   фигуры);
  • логика в журналистских и речевых жанрах (законы логики, планы, композиция);
  • средства выразительности в речевых и журналистских жанрах (лексическая,   синтаксическая, стилевая выразительность);
  • теория аргументации, порядок расположения аргументов и фактов;
  • тренинги по написанию текстов разных жанров.

По мере того как учащиеся знакомятся с журналистскими жанрами, ребята получают задания для самостоятельной работы по созданию текстов того или иного жанра.

1. Подготовить материалы из жизни школы разных жанров:

  • Заметка
  • Репортаж
  • Интервью
  • Зарисовка
  • Отчет
  • Очерк
  • Фельетон

2. Подготовить тренинги для выпускников школы.

Эти работы используются во время проведения практических занятий.

2-й модуль (18часов)

1. Журналистская этика

Понятие этики. Профессиональная этика. Законы профессиональной этики. (2 часа.)

2. Планирование газеты (2 часа)

Понятие планирования. Виды планов. Перспективное планирование. План-сетка.

3. Макетирование газеты. (2 часа.)

Структура газеты.  Дизайн. Композиционно-графическая модель. Заголовочный комплекс. Текст, фотографии и  иллюстрации.

4. Компьютерная верстка.(2часа)

Компьютерный набор, правка статей.

5. Текстовый редактор Microsoft Word (2 часа)

Возможности текстового редактора. Вставка рисунков и текста. Формат текста.

Колонтитулы. Автофигуры. Вставка таблиц и графических объектов в документ текстового редактора.

6. Компьютерное макетирование газеты. (2 часа)

Структура газеты. Распределение материала по полосам. Как распределить материал по полосе. Иллюстрирование полосы. Как распределить материал по колонкам. Компьютерное оформление газеты.

Практические занятия – 6 часов.

1. Журналистская этика (6 ч.)

а) понятие коммуникативной культуры;
б) тренинги по общению:

1. рефлексивное и нерефлексивное слушание;
2. правила продуктивного слушания;
3. правила конструктивной критики;
4. правила ведения деловой беседы;
5. как сделать общение эффективным (Максимы Грайса, принципы Аристотеля)
6. законы риторики (А.К.Михальская, Е.А.Юнина);
7. составление текстов и тренингов по общению.

2. Макетирование газеты. Компьютерное макетирование газеты. (2ч.)

а) структура газеты  (полоса, рубрика, подборка материалов);
б) как распределить материал по полосам;
в) как распределить материал на полосе;
г) иллюстрирование полосы;
д) роль заголовка;
е) тренинги по макетированию;

Тематический план

Название тем

Количество часов

Всего

Лекции

Практ. раб.

Сам. раб.

1.История журналистики

2

2

 

 

2.Журналистский текст.   Публицистические жанры и их особенности.

14

8

6

+

3.Журналистская этика

8

2

6

+

4.Планирование

2

2

 

+

5. Макетирование газеты

4

2

2

+

6. Текстовый редакторMicrosoft Word (2 часа)

2

2

 

+

7.Компьютерная верстка

2

2

 

+

Примерная тематика школьной газеты «Максимум».

Сентябрь

Тематический выпуск, посвященный 80- летнему юбилею МОУ СОШ №3 Интервью, заметки, очерки.

Октябрь

Ноябрь

Выпуск, посвященный новому году. Поздравления, астрологический прогноз. Готовимся к экзаменам.

Декабрь

Январь

Школьная  жизнь «Грибоедовский бал». Результаты социологического опроса  «Какой быть школе завтра?»

Февраль

Март

Научно-исследовательская деятельность школьников. Газета, посвященная проблемам экологии.

Апрель