(1) Когда человек с..знательно или интуитивно выб..рает себе в жизн.. какую(то) цель жизне(н,нн)ую задачу он вместе с тем даёт себе оценку.
(2) По т..му ради чего человек ж..вёт можно судить и о его сам..оценке - ни..кой или высокой:
(3):Стремит..ся к высокой цел.. ни..кими сре..ствами нельзя.
(4) Надо быть одинаков.. чес..ными как в больш..м так и в малом:
(5):А в чём самая б..льшая цель в жизн..?
(6) Я думаю - ув..личивать добро в окружающ..м нас.
(7) Добро сл..гается из много..о и каждый раз жизнь став..т перед человеком задачу которую нужно уметь р..шать.
(8):Если человек став..т перед собой задачу пр..обрести все эл..ментарные мат..риальные блага он и оценива..т себя на ур..вне этих мат..риальных благ.
(9) Если человек ж..вёт что(бы) пр..носить людям добро обл..гчать их стр..дания д..вать людям рад..сть то он оценива..т себя на ур..вне этой св..ей человеч..ности:
(10):Если жить только для себя св..ими мелкими заботами о собстве(н,нн)ом благ..получии то от переж..того (не)останет..ся и следа.
(11) Если(же) жить для других то другие сб..регут то чему ты служил чему о..давал силы.
(12) Замет..ли ли вы что всё дурное и мелкое в жизн.. быстро забывает..ся?..
(13) Люди ни(о)ком (не)заботящ..ся как(бы) вып..дают из пам..ти.
(14) А люди служившие другим имевшие в жизн.. добрую и зн..чительную цель запом..нают..ся (на)долго.
(15) Счаст..я дост..гает тот кто стремит..ся ..делать счас..ливыми других и способ..н хоть на время забыть о своих инт..ресах о себе:
(Д. Лихачёв.)
- Определите стиль текста.
- Определите тему, основную мысль текста. Есть ли в тексте слова, употреблённые в переносном значении?
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
- В каком слове все согласные мягкие?
а) время;
б) себе;
в) жизнь;
г) память. - В 1 - 4 предложениях найдите антонимы.
- В 1 предложении укажите все слова, образованные суффиксальным способом.
- В 9 - 12 предложениях укажите возвратное местоимение.
- В предложениях с 3 по 8 найдите слово с чередованием гласной в корне.
- В предложениях со 2 по 4 укажите все союзы.
- В 12 и 13 предложениях найдите все частицы.
- В 12 - 14 предложениях определите разряды прилагательных.
- Из 15 предложения выпишите все местоимения.
- Выпишите из 1 предложения несколько словосочетаний с разными видами связи.
- Замените обособленное определение (предложение 13) синонимичной конструкцией.
- Среди 6 - 8 предложений укажите номер сложноподчинённого предложения с придаточным условия.
- Среди 13 - 15 предложений найдите сложноподчинённое с однородными придаточными и укажите его номер.
- Как связаны между собой 10 и 11 предложения?
- Среди 8 - 10 предложений укажите осложнённое однородными членами.
- Среди 6 - 8 предложений найдите сложносочинённое и укажите его номер.
(1) Я п..шу в св..их письмах о цел.. и смысле жизн.. о крас..те поведения а потом перех..жу к крас..те окружающего нас мира к крас..те открывающ..ся нам в произведениях и(сс,с)ку(с,сс)тва.
(2) Я делаю это (по)тому что для во..приятия крас..ты окружающ.. мира человек сам должен быть душевно красив глубок:
(3) Мы вступаем в век в котором образ..вание знания про(фф,ф)е(с,сс)иональные навыки будут играть опред..ляющую роль в судьбе человека:
(4) Учение вот что сейчас нужно м..л..дому человеку с самого малого возраста:
(5) Нужно при этом помнить что самое благопр..ятное время для учения м..л..дость.
(6) Име(н,нн)о в молодост.. в детств.. в отрочеств.. в юност.. ум человека наиболее воспр..имчив.
(7) Воспр..имчив к изучению языков (что крайне важно) к математик.. к усвоению знаний и развитию эст..тическому ст..ящему рядом с развитием нравстве(н,нн)ым.
(8) Умейте (не)терять врем..ни на пуст..ки на "отдых" который иногда утомля..т больше чем самая тяж..лая работа:
(9) Берегите себя для учения для пр..обретения знаний и навыков которые только в м..л..дости вы осво..те ле..ко и быстро:
(Д. Лихачёв.)
- Определите стиль текста, тип речи.
- Определите тему, основную мысль текста.
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
- В каком слове все согласные мягкие?
а) учение;
б) тяжёлая;
в) цель;
г) жизнь. - В 8 - 9 предложениях найдите все частицы.
- В 4 - 6 предложениях найдите краткое прилагательное.
- Укажите способ образования слова определяющую (предложение 3).
- В 8 - 9 предложениях укажите возвратное местоимение.
- Во 2 предложении укажите все местоимения.
- Определите наклонение у глагола вступаем (предложение 3).
- Определите разряд прилагательного эст..тическому в предложении 7.
- Укажите вид сказуемого в 3 предложении.
- В 7 предложении замените обособленное определение придаточным определительным.
- В 8 предложении замените придаточное синонимичной конструкцией.
- Во 2 - 4 предложениях найдите причастия.
- Укажите номера сложноподчинённых предложений с придаточными определительными (по мере возрастания).
- Выпишите из 8 предложения несколько словосочетаний с разными видами связи.
- Как связаны между собой 5 и 6 предложения?
- Укажите (по мере их возрастания) номера предложений, осложнённых однородными членами.
- Среди 5 - 8 предложений укажите односоставное определённо-личное.
- Среди 1 - 3 предложений укажите простое.
О воспита(н,нн)ости
(1) Луч..ше всего про..вляет свою воспита(н,нн)ость человек когда он ведёт диску(с,сс)ию спор..т отста..вая свои уб..ждения:
(2) Прежде всего он вн..мательно выслуш..вает св..его пр..тивника человека который (не)согласен с его мнением.
(3) Больше того если ему что(либо) (не)яс..но в позиц..ях его пр..тивника он з..даёт ему доп..лнительные вопросы:
(4) Если даже все позиц..и пр..тивника яс..ны он выб..рет самые слабые пункты в утв..рждениях пр..тивника и переспрос..т это ли утв..ржда..т пр..тивник.
(5) Помн..те нет (н..)чего красивее в споре как сп..койно в случае (не)обходимости пр..знать полную или частич..ную пр..воту пр..тивника.
(6) Этим вы доказ..ваете как дор..га вам истина:
(7)Конеч..но пр..знавать пр..воту пр..тивника можно только тогда когда дело к..сает..ся (не)ваших общих уб..ждений (не)ваших нравстве(н,нн)ых принц..пов:
(8) Человек должен уметь с достоинством пр..нять св..ю победу (не)злорадствуя над побеждё(н,нн)ым в споре (не)торжествуя (не)оскорбляя самолюбие о(п,пп)онента:
(Д. Лихачёв.)
- Определите стиль текста, тип речи.
- Определите тему, основную мысль текста.
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
- В каком слове есть [д]?
а) диску(с,сс)ия;
б) ведёт;
в) дело;
г) должен. - В 4 предложении укажите все частицы.
- В 5 - 7 предложениях найдите слово с чередованием гласной в корне.
- В 5 - 6 предложениях найдите прилагательное в сравнительной степени.
- Укажите способ образования слова отстаивая (предложение 1).
- Определите часть речи слова этим (6 предложение).
- Во 2 предложении укажите все местоимения.
- Укажите вид сказуемого в 8 предложении.
- В 1 предложении замените обособленное обстоятельство придаточным обстоятельственным.
- Среди 3 - 6 предложений укажите сложное бессоюзное.
- Среди 6 - 8 предложений укажите номер предложения с вводным словом.
- Укажите номер сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным.
- Выпишите из 8 предложения несколько словосочетаний с разными видами связи.
- Как связаны между собой 2 и 3 предложения?
- Укажите (по мере их возрастания) номера предложений, осложнённых однородными членами.
- Среди 1 - 5 предложений укажите сложноподчинённое с параллельным подчинением.
- Среди 5 - 8 предложений укажите номер предложения, в состав которого входит односоставное безличное.
(1) Я уб..ждён что наст..ящая воспита(н,нн)ость пр..являет..ся прежде всего у себя дома в св..ей сем..е в отн...шениях со св..ими родными:
(2) Воспита(н,нн)ый человек это тот кто хоч..т и уме..т считат..ся с другими:
(3)Это тот кто в равной степен.. вежлив со старш..ми и младш..ми по годам и по пол..жению.
(4) (Не)думайте что х..рошие манеры это только манеры то есть (не)что поверхнос..ное.
(5) Воспитывать в себе нужно (не)столько манеры сколько то что выр..жает..ся в манерах бер..жное отн..шение к миру к обществу к пр..роде даже к ж..вотным, птицам и р..стениям к кр..соте мес..ности к прошл..му тех мест где ж..вёшь:
(6):Надо уметь чу..ствовать и даже зам..чать то что за пределами наш..го во..приятия иметь как(бы) "пре..чувствие" открывающ..ся или могущего открыт..ся нового.
(Д. Лихачёв.)
- Определите стиль текста, тип речи.
- Определите тему, основную мысль текста.
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
- В каком слове есть все согласные твёрдые?
а) манеры;
б) сколько;
в) своей;
г) нашего. - В 4 и 5 предложениях укажите все частицы.
- В 1 и 2 предложениях укажите возвратное местоимение.
- В 4 - 5 предложениях найдите слово с чередованием гласной в корне.
- В 6 предложении найдите слово с непроизносимой согласной.
- Укажите способ образования слова открывающегося (предложение 6).
- Определите часть речи слова вежлив (3 предложение).
- Определите наклонение у глагола пр..являет..ся (предложение 1).
- Определите разряд прилагательного бер..жное в предложении 5.
- Укажите разряд местоимения тот (2 предложение).
- Укажите вид сказуемого в главной части 6 предложения.
- В 4 предложении найдите слово, образованное приставочным способом.
- Среди 3 - 5 предложений укажите номер предложения, в состав которого входит односоставное безличное.
- Укажите номер сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным.
- Выпишите из 6 предложения несколько словосочетаний с разными видами связи.
- Как связаны между собой 4 и 5 предложения?
- Укажите номер сложноподчинённого предложения с параллельным подчинением.
М..л..дость это вся жизнь
(1) Когда я учился в школе мне к..залось - вот выр..сту, и всё буд..т иначе.
(2) Я буду ж..ть среди каких(то) иных людей в иной о..становке и всё вообще буд..т иначе:
(3) А в действительности: вместе со мной вступили в этот "взрослый" мир и мои т..варищи по школ.. а потом и по ун..верситету. (4)Окружение м..нялось но ведь оно м..нялось и в школе а в сущ..ности оно ост..валось тем(же):
(5):В молодост.. ф..рмирует..ся (не)только человек ф..рмирует..ся вся его жизнь всё его окружение.
(6) Если он правильно выб..рет себе друзей ему буд..т ле..че жить ле..че перен..сить горе и ле..че перен..сить рад..сть.
(7) Рад..сть ведь то(же) надо "перенести" что(бы) она была самой радос..ной самой долгой и проч..ной что(бы) она (не)испортила человека и дала настоящ.. душевное бога..ство ..делала человека ещ.. более щедрым:
(8) Хр..ните м..л..дость до глубокой старости:
(9) Хр..ните м..л..дость в св..их навыках привыч..ках в св..ей м..л..дой "открытости в людях" (не)посредстве(н,нн)ости:
(10) И помните поговорку Берегите честь смолоду.
(11) Уйти совсем от св..ей репутац..и созда(н,нн)ой в св..и школьные годы нельзя а изм..нить её можно но очень трудно.
(12) Наша м..л..дость это и наша старость.
(По Д. Лихачёву.)
- Определите стиль текста, тип речи.
- Определите тему, основную мысль текста.
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
- В каком слове совпадает количество букв и
звуков?
а) своей;
б) честь;
в) людях;
г) нельзя. - В 7 предложении найдите все союзы.
- Определите разряд местоимения иной (2 предложение).
- Определите наклонение у глагола хр..ните (предложение 8).
- Определите разряд прилагательного в предложении 3.
- В 6 предложении найдите слово с чередованием гласной в корне.
- В 1 предложении найдите слово с безударной гласной в корне.
- В 7 предложении найдите слово с непроизносимой согласной.
- Укажите способ образования слова созданной (предложение 6).
- Определите часть речи слова вообще (2 предложение).
- Укажите вид сказуемого в 9 предложении.
- Среди 10 - 12 предложений укажите предложение с составным именным сказуемым.
- Среди 9 - 11 предложений укажите номер предложения, в состав которого входит односоставное безличное.
- В 11 предложении замените обособленное определение синонимичной конструкцией.
- Укажите номер сложноподчинённого предложения с однородными придаточными.
- Выпишите из 7 предложения несколько словосочетаний с разными видами связи.
- Как связаны между собой 6 и 7 предложения?
- Среди 1 - 4 предложений укажите сложное с сочинительной и подчинительной связью.
Не быть смешным
(1) Пог..ворим о форме нашего пов..дения о том что должно войти в нашу привыч..ку и что то(же) должно стать нашим внутре(н,нн)им сод..ржанием:
(2) Гов..рят надо быть весёлым. (3)Но шумное и навя..чивое веселье ут..мительно окружающ..м.
(4) Вечно сыпящий остротами м..л..дой человек перестаёт во..принимат..ся как достойно в..дущий себя. (5)Он ст..новит..ся шутом.
(6) Не буд..те смешными:
(7) Смешным можно быть во всём даже в манере одеват..ся.
(8) Если мужчина слишком тщ..тельно подб..рает галстук к рубашк.. рубашку к костюму - он смешон.
(9) Чре..мерная забота о св..ей наружности сразу видна.
(10) Надо заботит..ся о том что(бы) одеват..ся пр..лич..но но эта забота у мужчин (не)д..лжна перех..дить границ.
(11) Жен..щина это дело другое.
(12) У мужчины же в одежде должен быть намёк на моду.
(13) Ид..ально чистая рубашка чистая обувь и свежий но (не)очень яркий галстук это достаточ..но.
(14) Костюм может быть старый.
(15) В разговор.. с другими умейте слушать умейте пом..лчать умейте ре..ко и (во)время пошутить.
(16) Занимайте собой как можно меньше места не старайтесь быть "душой общества".
(17) Нет (н..)чего более (не)приятного и глупого в облике и поведени.. человека чем важность и шумность:
(18) В своём поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным и тихим.
(По Д. Лихачёву.)
- Определите стиль текста, тип речи.
- Определите тему, основную мысль текста.
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
- В каком слове совпадает количество букв и
звуков?
а) своём;
б) более;
в) яркий;
г) намёк. - В 7 - 8 предложениях найдите все предлоги.
- Определите разряд местоимения ничего (17 предложение).
- Определите наклонение у глагола бойтесь (предложение 18).
- Определите разряды прилагательных в предложении 17.
- В 7 - 9 предложениях найдите слово с чередованием гласной в корне.
- В 10 предложении найдите слова с безударной гласной в корне.
- Укажите способ образования слова неприятного (предложение 17).
- Определите часть речи слова даже (7 предложение).
- Укажите вид сказуемого в 18 предложении.
- Среди 4 - 5 предложений укажите предложение с составным именным сказуемым.
- Среди 1 - 3 предложений укажите номер предложения, в состав которого входит односоставное определённо-личное.
- Среди 2 - 4 предложений укажите такое, в котором есть необособленное определение.
- Укажите тип связи, который используется в словосочетании тщательно подбирает (предложение 8).
- Укажите номер сложноподчинённого предложения с однородными придаточными.
- Как связаны между собой 2 и 3 предложения?
- Среди 8 - 10 предложений укажите сложное с сочинительной и подчинительной связью.