Глагол. Повторение изученного в 5-м класе (6-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель:

  • повторить основные морфологические признаки глагола;
  • уметь отличать глагол от других частей речи;
  • научить правильно произносить глаголы,
  • не допускать речевых ошибок.

Тип урока: урок-повторение информационного типа с элементами ролевой игры.

Подготовительный этап.

  1. Творческая группа - актеры - репетиции сказки.
  2. Индивидуальные занятия для учащихся.

Оформление.

Доска:

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ЦАРСТВО ГРАММАТИКИ

ГЛАГОЛ

ВИД ВРЕМЯ СПРЯЖЕНИЕ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ
соверш. наст. I спр. сказуемое
несоверш. прошлое II спр.
будущее

В СТРАНЕ ОШИБИИ

Ход урока

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду -
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.

1. Сказочная заставка "Глагол и его друзья"

"Жил был Глагол.

И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. И пошел он по белу светы счастье искать. Шел, шел, видит - сидит Существительное на камушке и плачет.

- Что ты так пригорюнилось?

- Да вот, живу-живу, а для чего - не знаю. Никакой пользы не приношу.

- Пойдем вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.

Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое.

- Что ты кручинишься, Прилагательное?

- Не к чему мне свои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.

- Пойдем с нами счастье искать.

Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике"

После аплодисментов актерам учитель объявляет цели и задачи урока.

(Возможен другой вариант: цели и задачи урока объявляются в конце урока, завершая его)

2. Индивидуальное занятие "Наш архивариус"

Из истории слов.

:откуда взялось такое странное слово глагол?..

Слово глагол:означало по-старославянски слово, существовало и слово глаголати.

:Значит, глагол выражает действие? Да, но вот что забавно: бездействие:тоже :: стать, лежать, молчать, стоять и т.п.

В разговорном языке мы это грамматическое понятие (как и существительное) не употребляем. Мы не говорим: "Что ты мне глаголишь?" Однако в произведениях наших великих писателей и поэтов встречаются и само слово глагол, и некоторые производные от него.

У Пушкина:

И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
(Тут глаголом значит словом)

У Лермонтова:

Вот у ног Ерусалима,
Богом сожжена,
Безглагольна, недвижима
Мертвая страна.

(Здесь безглагольный означает безмолвный, бессловесный)

:Судьба слова глаголь (т.е. говори) в русском языке в письме довольно причудлива. Оно стало в старорусской азбуке названием буквы "Г": так и читалось: "Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро:", т.е. А Б В Г Д. (Азбука называлась раньше Абевега).

Вопрос к классу: В какой цвет вы бы раскрасили (класс занимался словорисованием) слово "глагол"?

Ответы: синий, зеленый, красный.

Открывается доска. Слово "глагол" набрано красным цветом.

3. Практические задания.

Найти глаголы в эпиграфе (устно).

"Перепутаница"

Составить сочетание слов

собака хрюкает
волк блеет
овца лает
свинья гогочет
гусь кудахчет
кузнечик мяукает
кошка стрекочет
курица воет

Что такое синонимы?

Найти синонимы:

мыслить - думать

торопиться - спешить

брать - кричать

блистать - сверкать.

Вспомнить морфологические признаки глагола.

Как определить вид глагола? По вопросу.

Вид. Составить видовые пары:

Что делать? Что сделать?

говорить - сказать

приходить - прийти

ловить - поймать

ложиться - лечь

брать - взять

Время. Веселые рифмы

Прошедшее время -
То, что прошло:
"Вчера мы писали",
"Солнце ушло"
Настоящее время
Приходит теперь:
"Мы пишем имя",
"Бегает зверь".
Будущее время
Еще не пришло:
"После уроков
Пойдем мы в кино".

Глаголы изменяются по временам.

Работа в тетради. Комментированное письмо, поиск глаголов, подчеркнуть их как член предложения. Эту работу можно поручить консультантам.

Летом мы гостили у бабушки в деревне. Ходили в лес и собирали грибы и ягоды. Когда была хорошая погода, мы купались в реке. Вечером собирались в саду и рассказывали интересные истории.

Сейчас мы сидим в классе. Идет урок.

После школы мы пойдем на стадион.

Интеллектуальная пауза.

В значении какого времени употреблены глаголы в следующих предложениях:

  1. Недели две назад еду я полем.
  2. Бежит как-то косой лесом.

Настоящее время употреблено в значении прошедшего.

Число. Определите число у глаголов.

(множественное число - можно встать или поднять руку)

Жаворонки звенят, дятел стучит, комар пищит, куры кудахтали, змеи зашипели, соловей запел, сороки трещат.

Спряжение. Сказочная заставка.

"Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и тал говорить им:

- Стар я стал,: трудно мне управлять государством. :Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать:

Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на - ить, I спряжение - всеми остальными".

Работа в тетради. Записать пословицы и поговорки. Выделить окончания глаголов, определить спряжение.

  1. Любишь кататься, люби и саночки возить.
  2. Коль корни обнажишь, оно засохнуть может.

4. Развитие речи. Работа по картине

(Учителем были предложены картины, изображающие четыре времени года)

Задание: составить предложение, подчеркнуть сказуемое как член предложения. Например: По заснеженной зимней дороге весело летят свадебные тройки.

5. Развитие речи. В стране Ошибии.

На доске: класть, покласть, положить, покладу, ложить, переложить.

Класть - без приставки.

Лож - только с приставкой.

Задание: выбрать правильное

Поставь ударение

На доске

залезаю тру
залезаешь трешь
залезай трем
хочешь трите
поезжай
хотим съезди
хотите рыхлить
начать углубить
уведомить

6. Домашнее задание. Учитель комментирует домашнее задание.

7. Вывод по уроку. Учитель и учащиеся подводят итоги урока.

Литература:

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку [Текст]. - М.: Просвещение, 1995.
  2. Волина В.В. Веселая грамматика [Текст]. - М.: Знание, 1995.