Цель:
- повторить основные морфологические признаки глагола;
- уметь отличать глагол от других частей речи;
- научить правильно произносить глаголы,
- не допускать речевых ошибок.
Тип урока: урок-повторение информационного типа с элементами ролевой игры.
Подготовительный этап.
- Творческая группа - актеры - репетиции сказки.
- Индивидуальные занятия для учащихся.
Оформление.
Доска:
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ! |
|||
ЦАРСТВО ГРАММАТИКИ |
|||
ГЛАГОЛ |
|||
ВИД | ВРЕМЯ | СПРЯЖЕНИЕ | ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
соверш. | наст. | I спр. | сказуемое |
несоверш. | прошлое | II спр. | |
будущее | |||
В СТРАНЕ ОШИБИИ |
Ход урока
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду -
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
1. Сказочная заставка "Глагол и его друзья"
"Жил был Глагол.
И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. И пошел он по белу светы счастье искать. Шел, шел, видит - сидит Существительное на камушке и плачет.
- Что ты так пригорюнилось?
- Да вот, живу-живу, а для чего - не знаю. Никакой пользы не приношу.
- Пойдем вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.
Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое.
- Что ты кручинишься, Прилагательное?
- Не к чему мне свои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.
- Пойдем с нами счастье искать.
Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике"
После аплодисментов актерам учитель объявляет цели и задачи урока.
(Возможен другой вариант: цели и задачи урока объявляются в конце урока, завершая его)
2. Индивидуальное занятие "Наш архивариус"
Из истории слов.
:откуда взялось такое странное слово глагол?..
Слово глагол:означало по-старославянски слово, существовало и слово глаголати.
:Значит, глагол выражает действие? Да, но вот что забавно: бездействие:тоже :: стать, лежать, молчать, стоять и т.п.
В разговорном языке мы это грамматическое понятие (как и существительное) не употребляем. Мы не говорим: "Что ты мне глаголишь?" Однако в произведениях наших великих писателей и поэтов встречаются и само слово глагол, и некоторые производные от него.
У Пушкина:
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
(Тут глаголом значит словом)
У Лермонтова:
Вот у ног Ерусалима,
Богом сожжена,
Безглагольна, недвижима
Мертвая страна.
(Здесь безглагольный означает безмолвный, бессловесный)
:Судьба слова глаголь (т.е. говори) в русском языке в письме довольно причудлива. Оно стало в старорусской азбуке названием буквы "Г": так и читалось: "Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро:", т.е. А Б В Г Д. (Азбука называлась раньше Абевега).
Вопрос к классу: В какой цвет вы бы раскрасили (класс занимался словорисованием) слово "глагол"?
Ответы: синий, зеленый, красный.
Открывается доска. Слово "глагол" набрано красным цветом.
3. Практические задания.
Найти глаголы в эпиграфе (устно).
"Перепутаница"
Составить сочетание слов
собака | хрюкает |
волк | блеет |
овца | лает |
свинья | гогочет |
гусь | кудахчет |
кузнечик | мяукает |
кошка | стрекочет |
курица | воет |
Что такое синонимы?
Найти синонимы:
мыслить - думать
торопиться - спешить
брать - кричать
блистать - сверкать.
Вспомнить морфологические признаки глагола.
Как определить вид глагола? По вопросу.
Вид. Составить видовые пары:
Что делать? Что сделать?
говорить - сказать
приходить - прийти
ловить - поймать
ложиться - лечь
брать - взять
Время. Веселые рифмы
Прошедшее время -
То, что прошло:
"Вчера мы писали",
"Солнце ушло"
Настоящее время
Приходит теперь:
"Мы пишем имя",
"Бегает зверь".
Будущее время
Еще не пришло:
"После уроков
Пойдем мы в кино".
Глаголы изменяются по временам.
Работа в тетради. Комментированное письмо, поиск глаголов, подчеркнуть их как член предложения. Эту работу можно поручить консультантам.
Летом мы гостили у бабушки в деревне. Ходили в лес и собирали грибы и ягоды. Когда была хорошая погода, мы купались в реке. Вечером собирались в саду и рассказывали интересные истории.
Сейчас мы сидим в классе. Идет урок.
После школы мы пойдем на стадион.
Интеллектуальная пауза.
В значении какого времени употреблены глаголы в следующих предложениях:
- Недели две назад еду я полем.
- Бежит как-то косой лесом.
Настоящее время употреблено в значении прошедшего.
Число. Определите число у глаголов.
(множественное число - можно встать или поднять руку)
Жаворонки звенят, дятел стучит, комар пищит, куры кудахтали, змеи зашипели, соловей запел, сороки трещат.
Спряжение. Сказочная заставка.
"Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и тал говорить им:
- Стар я стал,: трудно мне управлять государством. :Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать:
Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на - ить, I спряжение - всеми остальными".
Работа в тетради. Записать пословицы и поговорки. Выделить окончания глаголов, определить спряжение.
- Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Коль корни обнажишь, оно засохнуть может.
4. Развитие речи. Работа по картине
(Учителем были предложены картины, изображающие четыре времени года)
Задание: составить предложение, подчеркнуть сказуемое как член предложения. Например: По заснеженной зимней дороге весело летят свадебные тройки.
5. Развитие речи. В стране Ошибии.
На доске: класть, покласть, положить, покладу, ложить, переложить.
Класть - без приставки.
Лож - только с приставкой.
Задание: выбрать правильное
Поставь ударение
На доске
залезаю | тру |
залезаешь | трешь |
залезай | трем |
хочешь | трите |
поезжай | |
хотим | съезди |
хотите | рыхлить |
начать | углубить |
уведомить |
6. Домашнее задание. Учитель комментирует домашнее задание.
7. Вывод по уроку. Учитель и учащиеся подводят итоги урока.
Литература:
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку [Текст]. - М.: Просвещение, 1995.
- Волина В.В. Веселая грамматика [Текст]. - М.: Знание, 1995.