Урок русского языка в 3-м классе на тему "Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Обобщить знания об имени прилагательном как части речи.
  2. Развивать умение распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род и число.
  3. Развивать речь учащихся.
  4. Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе, интерес к поэзии.

Оборудование:

  • таблицы,
  • опоры,
  • картины с изображением природы,
  • музыка П.И. Чайковского «Времена года».

Ход урока

I. Организация класса.

1.

Учитель:

Прозвенел звонок. Внимание!
Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?

Послушайте стихотворение.

Ученик:

Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным – веселый
Новый школьный день пришел.

Учитель:

- Какие части речи упоминались в стихотворении?

- Дайте определение частей речи.

- Имя существительное, что это за часть речи?

- Что называется глаголом?

2. Объявление темы урока.

«Имя прилагательное»

Учитель: Сегодня на уроке мы будем изучать имя прилагательное. Вспомним все, что мы знаем об этой части речи.

-Что называется именем прилагательным?

- Как изменяется имя прилагательное?

- С какой частью речи согласуется ?

- Каким членом предложения бывает в предложении?

Ученик:

Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты.

Учитель: В конце урока вы должны ответить на вопрос: «Какую роль в речи выполняет имя прилагательное?»

3. Запись числа учащимися в тетради с комментированием.

Вспомним правила посадки.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

II. Минутка чистописания.

Прописывание букв Зз зл

- дать характеристику букве З

III.Этап подготовки к активному усвоению знаний.

1.Послушайте загадку, а отгадку запишите в тетрадь.

Крыши в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла…
(зима)

- Как ласково называют зиму?

Зимушка.

-Какая это часть речи? ( имя существительное)

2. Образовать от слова зима имя прилагательное, глагол.

Зимний, зимовать.

Выделить корень.

-Как называются эти слова?

Родственные, однокоренные.

3.Разобрать по составу записанные слова.

4. Сделать звуко - буквенный анализ слова зимушка.

5. Распознавание частей речи.

Графический диктант.

Город, красивый, думать, желтый, солнце, веселый, узкий, началось, настроение, урок.

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10
с п г п с п п г с с

-взаимопроверка

III. Работа над предложением.

Составить предложение с одним из этих слов: зима, зимний, зимовать.

Пришла морозная снежная зима.

- Запись предложения с комментированием.

- Разобрать предложение по членам предложения.

- выписать словосочетания.

Зима (какая?) морозная.

Зима (какая?) снежная.

-Назвать второстепенные члены предложения.

- Что вы можете сказать о них?

Второстепенные члены предложения - однородные определения, выраженные прилагательными.

IV.Повторение пройденного.

Учитель: как определить род имени прилагательного?

-По вопросу, по существительному, с которым связано имя прилагательное.

-Изменить имя прилагательное снежная так, чтобы оно было в м. р., ср. р. ед. ч., во мн. ч., подбирая к получившимся словам имена существительные.

День (какой?) снежный.

Утро (какое?) снежное.

Хлопья (какие?) снежные.

-Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного?

Определить род, поставить вопрос.

V. Роль прилагательных в речи.

-Попробуйте наиболее точно описать зимний и весенний снег.

Весенний   Снег   Зимний  
Последний

Искристый

Мокрый

Грязный

Пушистый

Мягкий

Рыхлый

Белый

Свежий

Серый

Серебристый

- для чего нужны имена прилагательные в речи? (для точности описания)

- а еще для чего нужны имена прилагательные мы узнаем, выполнив следующие задания.

На доске два текста:

Прекрасен лес зимой. Д…ревья покрыты хлоп…ями снега. Все ветки в инее. Со…нце осв…щает в…рхушки д…р…вьев.

Прекрасен снежный лес зимой. Снежные д…рев…я покрыты пуш…стыми хлоп…ями снега. Все ветки в серебристом инее. Зимнее со….нце осв…щает в…рхушки д…рев…ев.

-В каком отрывке более ярко описан лес?

-как это достигается?

Для чего в речи используются имена прилагательные?

(Именно они делают нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна)

Задание: списать второй текст. Вставить пропущенные орфограммы. Подчеркнуть в тексте имена прилагательные, определить род, выделить окончание у имен прилагательных.

VI. Словарная работа.

По картине записать название животного, подобрать к нему подходящее имя прилагательное, записать словосочетания , выделить у прилагательных окончание и определить род и число.

Рыжая лисица (ж.р., ед.ч.)

Бурый медведь (м.р., ед.ч.)

Косой заяц (м.р.,ед.ч.)

Дикие животные (мн.ч.)

Вывод: Во множественном числе имена прилагательные по родам не изменяются.

Итог урока:

  • Над какой частью речи мы работали на уроке?
  • Для чего служат в речи имена прилагательные?
  • Какие задания вызвали у вас наибольший интерес?

Домашнее задание: написать мини-сочинение «Зимний лес»