Эпиграф: «С русским языком можно творить чудеса». И. С. Тургенев.
Цель:
- Обучающая:
- обобщение и закрепление правил правописания не с различными частями речи;
- формирование умения систематизировать изученные правила;
- развивающая:
- развитие устной речи учащихся;
- обогащение словарного запаса;
- умение анализировать, сопоставлять;
- воспитательная: обеспечение тесной связи обучения с жизнью.
Оборудование: учебник, тексты И.С.Тургенева «Записки охотника»; схема-алгоритм «Приставка не- и частица не», иллюстрации с изображением природы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех такими бодрыми, здоровыми. Поскольку этот урок требует большей нагрузки, давайте сделаем небольшую зарядку для глаз. Пожалуйста, осторожно закройте глаза, прислушайтесь к себе..., теперь широко распахните их. Медленно поведём глаза влево, вправо.
Круговые движения глазами выполняем по часовой стрелке и против. Спасибо.
I. Слово учителя.
На прошлом уроке мы повторили правописание не с различными частями речи, и в домашнем упражнении №387 вы отметили слова с этой орфограммой, определили, слитно или раздельно пишется не с этими словами.
(Проверяем д/з путем взаимопроверки.)
1 ученик работает с карточкой у доски (см. «Приложение»).
(Работу у доски проверяет сильный ученик).
Класс отвечает на вопросы:
- Что общего между частицами, союзами, предлогами? В чем разница?
- Назовите разряды частиц. Для чего служат формообразующие частицы? Привести примеры.
II. Сообщение темы и цели урока.
Ребята, мы повторили правописание не с различными частями речи, а сегодня будем учиться различать приставку не- и частицу не. Работа сегодня на уроке не совсем обычная. Мы будем работать с текстами И.С.Тургенева, постараемся увидеть мастерство писателя, умеющего словом создавать картины мира природы и человека. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла слова И.С.Тургенева: «С русским языком можно творить чудеса». Итак, нам предстоит новая встреча с И.С.Тургеневым.
Запишите, пожалуйста, число и тему урока.
III. Закрепление темы.
Учитель читает предложение, записанное на доске.
Утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем.
Вопрос классу: Когда можно наблюдать такое явление в природе, в какое время года?
– Да, ребята, это лето, июльское лето. Приходилось ли вам видеть самое раннее утро летом? Видеть, как поднимается солнце? Расскажите, как меняется мир, трава, кусты, речка, озеро, деревья?
(2 ученика рассказывают).
– Писатель И.С.Тургенев в нескольких словах так ярко и образно нарисовал картину летнего восхода солнца. Благодаря чему, каким выразительным языковым средствам мы увидели картину июльского утра.
(Ученик отвечает. Эпитет – кротким румянцем; метафора – не пылает пожаром.
– Какая же орфограмма связана с темой нашего урока? Как пишется не с глаголами, деепричастиями? Какую роль играет частица не? (Придает отрицательное значение всему предложению).
– Видите, ребята, какое большое значение имеет такая маленькая частица не,
– А всегда ли не может быть частицей? (Нет, она может быть и приставкой, и частью корня).
– Прочитаем ещё одно предложение, в котором есть слова с не.
2) Мне стало грустно: сквозь (не) весёлую, хотя свежую улыбку увядающей природы, казалось, прокрадывался унылый страх (не)далёкой зимы.
– Чем является не в этом предложении? Докажите. (Приставкой. Слова с не можно заменить словами – синонимами без не).
– Хорошо. Сегодня на уроке, на произведениях И.С.Тургенева, мы проследим, как работает частица не и приставка не-.
Откроем «Записки охотника», рассказ «Свидание».
(Его ребята прочитали дома, отметили предложения с не-).
– Смогли ли вы в этом рассказе найти предложения с частицей не и приставкой не- ?
(Ученики читают предложения. 2 предложения записаны заранее на доске. Работаем над ними у доски, а затем переписываем в тетрадь).
1) То был (не) веселый, смеющийся трепет весны, (не) мягкое шушуканье, (не) долгий говор лета, (не)робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная дремотная болтовня.
– Не забываем, ребята, что сегодня у нас не совсем обычная работа на уроке. Мы говорим не только об орфограммах, но и отмечаем мастерство писателя. Отметим выразительные средства в этом предложении.
(Ребята называют метафоры: шушуканье-шушукать-шептать, говорить по секрету (прост.); лепетанье осени-лепетать-несвязно, неразборчиво говорить; болтовня-болтать-вести легкий, непринужденный разговор).
– Как называются такие слова с общим лексическим значением? (Синонимы).
– Объясним правописание не в этом предложении. Как вы думаете, с какой целью Тургенев использует частицу, так часто употребляющуюся в этом предложении? (Для того, чтобы, отрицая, противопоставляя природные явления, мы ярче увидели картину раннего осеннего утра).
Обозначаем условия выбора данной орфограммы.
– Расскажите о слитном и раздельном правописании не с прилагательными.
– Продолжим работу над текстом из сборника «Записки охотника».
– Ребята, я прочитаю вам предложение, а вы постарайтесь вспомнить, откуда оно, из какого произведения?
(Я читаю предложение из текста, потом открываю доску, где записано это предложение со скобками).
3) Жара (не) много спала, или, как говорят у нас, (не) задача моя продолжалась, и я, с одним коростелём, вернулся в Выселки («Бежин луг».)
(Ученик выходит к доске, раскрывает скобки, объясняет правописание не- в словах).
– Раскроем скобки и объясним, чем является не- в этом предложении.
– Как вы понимаете значение слова незадача? (Мнения учащихся).
В словаре Ожегова незадача (разг.)– неудачное стечение обстоятельств, незадача. А всегда ли слово незадача пишется слитно? Можете ли вы придумать предложение, в котором /не задача/ надо писать раздельно? (Не задача была трудной в контрольной работе, а примеры). Молодцы!
– Каков же алгоритм рассуждения при решении этой орфографической задачи: слитно или раздельно писать не? Что является общим положением для правописания существительных, прилагательных, наречий на -о, -е?
Ученик рассказывает:
- Смотрим, употребляется ли слово без не. (Не употребляется – пишу слитно).
- Если употребляется – решаю, какая это часть речи.
- Вспоминаю правило.
– Хорошо. Да, ребята, главное условие правильного выбора написания не- определение части речи. Только после этого можно применять следующий этап-правило о написании не.
– Проверим правильность нашего рассуждения по алгоритму. (см. «Приложение»).
IV. Практическое занятие.
– А теперь попробуем применить свои знания на практике, и я предлагаю вам выборочно-распределительный диктант.
Частица не / приставка не-
– Выписывать только слова с не.
1. Я невольно полюбовался Павлушей. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой. Горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он, не колеблясь, поскакал один на волка (р. «Бежин луг»).
– Из 2-го и 3-го предложений выписать словосочетания с главным словом существительным, а зависимое слово должно быть связано с темой нашего урока.
2. Там не было никакой дороги; какие-то некошеные низкие кусты расстилались передо мною.
3. Но уже вечерняя заря погасла, и в воздухе, ещё светлом, хотя не озаренном более лучами солнца, начинали густеть и разливаться холодные тени.
– Какими частями речи являются выписанные слова? (Ребята называют).
Правописание не с существительными, прилагательными, наречиями мы повторили, а о правописании какой части речи с не мы ещё не сказали? (О причастии).
Словосочетания с причастиями выписываем на доске, объясняем правописание.
Некошеные кусты
Не озаренном лучами
– Каково же особое условие написания не с полным причастием? (Ученик отвечает). А теперь обратимся к алгоритму. (см. приложение).
V. Графический (кодовый диктант).
– Ну, а теперь – на практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно.
Я читаю предложения из произведений Тургенева, а ученики ставят только цифры: 1 – раздельно; 2 – слитно.
- Поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак.
- Чистая мелкая трава изумрудного цвета, без золотых отливов, не колыхалась; высокие стебельки стояли, как очарованные.
- Справа от нас, не далеко, а где-то близко, журчал ручей.
- Алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землёй.
- Я остановился в недоумении.
- ...то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. («Муму»).
- Гром грохотал, не переставая.
- Он смотрел на неё сонными, ничего не выражающими глазами.
- Небольшая ночная птица, низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону.
У нескольких учеников спрашиваю их код, оцениваю, остальные ученики сдают листочки, проанализируем на следующем уроке.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
2 1 1 2 2 2 1 1 2
VI. Итог урока.
– Что же мы повторили сегодня на уроке?
– Мы не только повторили правописание не с различными частями речи, но и систематизировали ваши знания в написании приставки не- и частицы не на примерах из произведений Тургенева убедились в том, что русский язык неисчерпаемо богат, с ним можно творить чудеса. Предложения из произведений Тургенева подарили нам возможность увидеть, что даёт языку такая маленькая – и такая важная! – частица не и приставка не.
VII. Домашнее задание.
Чтобы упрочить ваши знания,
Даю домашнее задание.
Упр. №399.
Список используемой литературы.
- Иванова В.Ф.Моисеев А.И. Орфография, пунктуация и методика их преподавания. РЯШ-1995-№1.
- Соколова Г.П. Ещё раз про не и ни -. РЯШ-2003-№6.
- Соколова Г.П. «Драгоценные» частицы. РЯШ-1995-№2.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. М. «Просвещение» 2003.