Переход на профильное обучение ставит перед словесниками сложные творческие задачи: создание условий для самоопределения, самореализации, развития личности подрастающего поколения.
«Существует предположение, что XXI век будет временем торжества гуманитарного знания и гуманитарных наук» [1]. Ведь, по мнению М.М.Бахтина, – «это науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи… Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), то есть создаёт ТЕКСТ… Всякий истинно творческий текст всегда в какой-то мере свободное откровение личности» [2].
Развитие чувства языка – одна из самых главных задач в обучении русскому языку. Этому способствует работа с текстом в старших классах:
- через текст школьники приобщаются к национальной культуре;
- осуществляется функциональный подход к изучению различных разделов лингвистики;
- формируется представление о языковой системе реализации межуровневых и межпредметных связей курсов русского языка и литературы;
- появляется возможность личностно- ориентированного подхода в преподавании русского языка.
Важнейшим методическим средством, служащим на
уроках русского языка основой для создания
обучающей и развивающей речевой среды, является
текст.
В современной школе существует достаточно
большой выбор программ базовых курсов русского
языка для 10–11-х классов и элективных курсов,
допущенных и рекомендованных Министерством
образования Российской Федерации, в которых
важное место занимает комплексный анализ
текстов различных стилей, типов речи, жанров. Он
позволяет представить текст во всём его
стилистическом многообразии.
Важнейшие направления в анализе текста – структурный, функциональный анализ, анализ смысла на структурно-функциональном уровне.
В журнале Русский язык в школе», в № 3 за 2007 год, была опубликована программа элективного курса Л.Д.Беднарской «Анализ текста. Теория и практика» (X–XI классы) [3]. Он полностью обеспечивается материалами учебника В.В.Бабайцевой «Русский язык.10–11 классы », допущенный Министерством образования Российской Федерации. В рамках этого курса в одиннадцатом (филологическом) классе был проведён двухчасовой урок, посвящённый анализу образца медитативной прозы.
Цели и задачи урока: повторение понятия «медитативная лирика»; сообщение о писателе В.П.Астафьеве и сборнике миниатюр «Затеси»; комплексный анализ текста «Свеча над Енисеем» В.П.Астафьева с элементами литературоведческого анализа; знакомство с особенностями медитативной прозы; попутное повторение: орфографические и пунктуационные разборы; совершенствование навыков комплексного анализа текста; развитие связной монологической речи; работа по совершенствованию практической грамотности учащихся; нравственное воспитание. Тип урока – практический семинар. Используемые технологии – информационно-компьютерные.
Оборудование: доска, текст миниатюры В.П.Астафьева «Свеча над Енисеем», материалы для интерактивной доски(тексты сообщений учащихся, графические иллюстрации); пособия: В.В.Бабайцева «Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля.10–11 классы», А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова «Русский язык 10–11 класс. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10–11 классов общеобразовательных учреждений»; песня группы «Машина времени» «Пока горит свеча».
Занятие начинается с анализа записи темы урока: «Анализ образца медитативной прозы».
– Все ли слова в данном предложении вам
понятны? Объясните лексическое значение слова «
медитативный».
– Это слово встретилось в названии темы
предыдущего урока – «Медитативная лирика». Медитативная
лирика (от латинского maditatio – «размышление»)
– вид лирической поэзии, передающий раздумья
поэта о тех или иных жизненных вопросах.
– Подберите синоним к прилагательному
«медитативный».
– Философский.
Ставлю перед учащимися цели и задачи урока:
1. Анализ образца медитативной (философской)
прозы.
2. Знакомство с особенностями данного жанра
прозы.
– Как будем анализировать текст? –
спрашиваю ребят.
– Проведём анализ по плану, предложенному в
пособии В.В.Бабайцевой «Русский язык.10–11 классы»
[4].
Работаем с планом анализа текста: указываем ключевые этапы работы.
– Что ещё следует добавить?
– Определение основной мысли текста.
– Как вы считаете, это универсальный план
анализа текста?
Ребята полагают, что каждый текст индивидуален – и анализ его может проводиться с разной степенью полноты, а также может быть дополнен литературоведческими или иными сведениями.
– Итак, будет вместе искать наш путь анализа данного текста. На дом ученики получили для ознакомления миниатюру В.П.Астафьева «Свеча над Енисеем». (Приложение 1). Откройте этот текст. Начнём с анализа заглавия: В.П.Астафьев. Сборник миниатюр «Затеси». «Свеча над Енисеем». Что вы знаете об авторе текста?
Ученица выступает с сообщением о Викторе Петровиче Астафьеве, используя интерактивную доску. Проецируется портрет.
«Астафьев Виктор Петрович (1924– 2001). Родился в 1924
году в селе Овсянка под Красноярском. Рано
осиротев, воспитывался в детдоме, окончил школу
ФЗО. Осенью 1942 года ушёл на фронт: был шофёром,
артразведчиком, связистом. Получил тяжёлое
ранение. Демобилизовался в 1945 году.
В 1961 году закончил Высшие литературные курсы.
Лауреат Государственных премий СССР и России.
Автор книг: «Царь-рыба»(1976) романа «Прокляты и
убиты (1992–1994), повестей «Кража», «Звездопад»,
«Пастух и пастушка», «Людочка» и других.
Произведения Астафьева переведены на все
основные языки мира. В 1998 году вышло в свет
пятнадцатитомное собрание сочинений писателя»
[5].
– Нужны ли эти сведения в анализе текста?
Ученики считают, что они могут быть использованы во вступительной части.
– Сожмите текст, запишите информацию о писателе.
Один из учеников выполняет задание на интерактивной доске. Его запись анализируется, правится, дополняется классом и становится образцом вступления:
«Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский писатель, фронтовик, лауреат Государственных премий СССР и России. Он автор таких произведений, как: романов «Царь-рыба», «Прокляты и убиты», повестей «Кража», «Звездопад» и других, а также сборника миниатюр «Затеси».
Следующий этап работы – лексико-семантический анализ.
– Что такое миниатюра?
– Миниатюра – короткий рассказ.
– Какое место книга «Затеси» занимает в
творчестве В.П.Астафьева? (На интерактивной
доске обложка сборника «Затеси»).
Группа учащихся рассказывает, что в
творчестве В.П.Астафьева книга «Затеси» занимает
своеобразное, уникальное место. «Память, память,
что ты делаешь со мной?! – писал Виктор Петрович
Астафьев в «Оде русскому огороду».– Всё прямее
твоя дорога, всё морочней образ земли, и каждая
дальняя вершина чудится часовенкой, сулящей
успокоение. И реже путника встречь, которым бы
хотелось бы поклониться, а воспоминания,
необходимые живой душе, остаются осенним листом»
[6].
«Воспоминания… Книга «Затеси» – это
размышления писателя о времени, о жизни, о себе»
[7].
Работаем над лексическим значением слова
«затеси»: слушаем сообщение ученицы,
подготовленное дома с использованием словарей.
Текст выводится на интерактивную доску: Из
«Толкового словаря живого великорусского языка»
Владимира Ивановича Даля узнаём, что слово
«затесь» произошло от глагола «затесать» –
«зарубать или делать на деревьях затеси, метки,
зарубки». Зарубки делают для памяти. Для Виктора
Астафьева затеси– это воспоминания,
размышления, которые он хотел донести до
читателя.
Сам автор пишет так: «А затесь – сама по себе вещь
древняя и всем ведомая – это стёс, сделанный на
дереве. Делали его первопроходцы, таёжники для
того, чтобы белеющая на стволе мета была видна
издали и ходили по тайге от меты к мете, часто так
получалась тропа, затем дорога, и где-то в конце
возникало зимовье, заимка, затем город и село».
Следовательно, для Виктора Астафьева затеси–
это воспоминания, размышления, которые он хотел
донести до читателя. Не случайно книге
предпослан эпиграф: « Всё превращается в землю, а
воспоминания в золото».
Вывод: слово «затеси» многозначное: 1. простореч. зарубки на дереве для памяти; 2. перен. воспоминания, размышления.
Выразительно читаю текст миниатюры «Свеча над Енисеем», прошу поделиться впечатлениями от прочитанного. В качестве индивидуального домашнего задания ещё одна группа учеников готовила лексические комментарии к тексту, которые представила классу:
«Распочинает». Разговорный вариант
глагола несов. вида начинать во втором
лексическом значении: « проявить первые признаки
какого-либо действия или состояния».
«Прожелтина». Слово образовано
приставочно-суффиксальным способом от
прилагательного «жёлтый». Приставка про- имеет
следующее значение: «частичное проявление
качества, названного производящим словом»:
«прожелть»- примесь жёлтого цвета, употребляется
в просторечье. В.Астафьев использует авторское
слово «прожелтина».
«Вековать». Глагол употребляется в народном
выражении «век вековать»:проводить всю жизнь.
«Приморилась». Просторечная авторская
форма, образованная с помощью приставки при- со
значением «неполного действия» от глагола
умориться, то есть устать, измучиться.
«Бобылка». Женская форма от слова бобыль.
Бобыль (устар.). Безземельный одинокий
крестьянин-бедняк.
«Зазимиться». Авторское слово, которое можно
заменить таким предложением: «Скоро наступит
зима».
«Вещунья». Образовано от слова «вещун»
(устар.) – То же, что и предсказатель.
Однокоренное слово – «вещий», то есть
предвидящий будущее, пророческий (высокое).
«Плечастая» (скала). Просторечная форма от
прилагательного плечистый. Суффикс – аст
указывает на изобилие, чрезмерность названного
признака с оттенком фамильярности.
Текст сообщения был выведен на интерактивную доску, остальные учащиеся сделали выписки в тетради.
– Определяем тему текста.
– Свеча над Енисеем.
– Что такое перифраза?
– Перифраза – описательный оборот.
– Можно ли заглавие текста назвать перифразой?
Учащиеся считают, что можно.
– Почему?
– Словосочетание свеча на ветру заменяет слово
«берёза».
Прошу выписать на обычной доске и в тетрадях ключевые слова и словосочетания, которые отражают тему текста, охарактеризовать их. Наши записи: свеча над Енисеем, берёза, дерево, свечка восковая, деревце, вещунья, бобылка, свечечка, свеча вечности.
По мнению ребят, это синонимы, так как в условиях контекста они рисуют образ берёзки над Енисеем.
Прошу найти рамку текста.
– Начало текста (первое предложение) – описание берёзы, одиноко растущей на скале (пейзажный) план. Последнее предложение – призыв к свече вечности гореть и не гаснуть над миром в храме природы (философский план).
Делаем вывод, что в тексте соединились два плана: пейзажный и философский. Такую композицию мы встречали в лирике, например, в стихотворении Ф.И. Тютчева «Как неожиданно и ярко…». Картины природы в миниатюре В.П. Астафьева рождают философские раздумья.
– Определим основную мысль текста.
– Это размышления о быстротекущем времени, о
жизни, в которой каждое впечатление рождает
сложную цепь рассуждений и ассоциаций.
– Какие слова и словосочетания в ряду ключевых
слов связаны с основной мыслью текста?
– Свеча вечности – поэтический оборот.
– Можно ли его назвать образом-символом?
– Свеча – символ бесконечности мира, бытия
человека.
Итак, рамка текста связана с темой и основной мыслью текста.
– Определите тип речи. Обоснуйте свой выбор.
– Это описание с элементами повествования.
Описание: изображение дерева путём перечисления
его признаков. Общее представление о предмете,
отдельные признаки предмета, авторская оценка –
вывод – заключение. Повествование: рассказ,
сообщение о каком-либо событии в его временной
последовательности. В тексте большое количество
глаголов: растёт, помню, распочинает, светится –
наст. вр., нашёл, приморилась, не хватило, ужалась
– прош. вр., красуйся, зажигайся, гори – глаголы в
форме повелительного наклонения.
– Определите способ связи предложений в тексте.
– Параллельная связь.
– Укажите стиль текста, обоснуйте свой выбор,
опираясь на материалы пособия А.И.Власенкова и
Л.М. Рыбченковой « Грамматика. Текст. Стили речи».
Дети считают, что текст относится к
художественному стилю речи. Для поиска
доказательств они используют материалы раздела
«Художественный стиль речи» данного учебника [8].
– Вы знаете, что для текстов художественного
стиля речи характерно использование средств
образной выразительности. Вы уже нашли в «Свече
над Енисеем» перифразу. Какие ещё тропы, фигуры
речи есть в тексте?
– Эпитеты, например: «Благодатная осень»,
«плечастая скала».
– Риторические обращения ,например: «Свечечка,
родная, не зажигайся…».
– В тексте очень много риторических умолчаний:
практически в каждом абзаце.
– Сравнительный оборот, например: «Последним
пламенем, словно ярким вскриком, в конце
лета заявит она о себе…».
Замечу, что в тексте органически сочетается
высокая и просторечная лексика: ещё раз
перечитаем выписки, сделанные во время
лексического комментария.
Дома ученики работали с деформированным текстом
миниатюры, один из учеников получил задание
подготовить домашнюю работу в электронном виде.
Она выводится на интерактивную доску,
сопоставляется с авторским вариантом текста.
Проводятся орфографические и пунктуационные
разборы, анализируется авторская пунктуация.
Подведём итоги работы и обратимся к жанровым
особенностям текста. Предлагаю классу ответить
на вопрос: «Можно ли миниатюру Виктора Астафьева
«Свеча над Енисеем» отнести к медитативной
(философской) прозе?».
– Это образец медитативной прозы, потому что в тексте соединены эпическое и лирическое. Прослеживаются ассоциативные связи, которые характерны для лирики, но включают в себя элементы повествовательной структуры эпоса.
– Можно говорить о хронотипе (пространственно-временной организации текста) и о наличии лирического героя.
Таким образом, текст «Свеча над Енисеем» – это образец философской прозы.
Попробуем построить ассоциативный ряд к образу горящей свечи.
Приведу пример самого интересного рассуждения: «В тексте подняты проблемы вечности и бесконечности жизни на земле. Берёзка над Енисеем – символ гармонии между временами года, летом и осенью.
Лирический герой завершает текст словами, обращёнными к дереву: «Гори и не гасни над Енисеем, над миром, в храме природы негасимым жёлтым огоньком, свеча вечности!».
Так рождается параллель: свеча горит – жизнь продолжается – есть надежда, что можно изменить мир. Помните, как у Бориса Пастернака в «Зимней ночи»: «Мело, мело по всей земле \ Во все пределы. \ Свеча горела на столе, \ Свеча горела».
И ещё одну интересную философскую параллель мы нашли у современного поэта и музыканта Андрея Макаревича.
Прослушивание композиции (фрагмент) «Пока горит свеча».
Итак, свет не меркнет, пока горит свеча».
Домашнее задание: подготовка к написанию сочинения-рассуждения по типу части С ЕГЭ по тексту В.П.Астафьева «Свеча над Енисеем».
Литература:
1. Пахнова Т.М. «Текст как основа создания
на уроках русского языка развивающей речевой
среды».– «Русский язык в школе».– 2000.– № 4.– с.3.
2. М.М.Бахтин. «Проблема текста в лингвистике,
филологии и других гуманитарных науках»\\
Литературно-критические статьи.– М., 1986.– С.477.
3. Беднарская Л.Д. Программа элективного
курса «Анализ текста. Теория и практика. (X–XI
классы).– «Русский язык в школе». – 2006. – №3. – С.
124–128.
4. Бабайцева В.В. «Русский язык. Учебник для
общеобразовательных учреждений филологического
профиля. 10–11 классы». – М: Дрофа, 2008. – С. 437–438.
5. Астафьев В.П. «Затеси». – «Роман-газета». –
2002. – №5. – С.1.
6. Астафьев В.П. «Ясным ли днём».–
«Роман-газета» – 2002. – №16.– С.57.
7. Кузнецова М.С. «О времени, о жизни, о себе».
Над страницами книги В.П. Астафьева «Затеси».–
«Уроки литературы».– 2004. – №9. – С.13.
8. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. «Русский
язык. Грамматика. Текст. Стили речи». Учебник для
10– 11 классов общеобразовательных учреждений. –
М: Просвещение, 2002. – С. 310–311.