Готовимся к ЕГЭ: обобщение и систематизация изученного по теме "Односоставные предложения" (урок-практикум)

Разделы: Русский язык


Цели урока:

ученики должны знать:

  • значения односоставных предложений,
  • способы выражения главного члена предложения;

уметь:

  • пределять виды односоставных предложений,
  • способы выражения главного члена предложения,
  • отличать односоставные предложения от двусоставных неполных,
  • правильно расставлять знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные,
  • строить схемы предложений,
  • использовать односоставные предложения в речи.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

- В течение нескольких уроков вы изучали односоставные предложения. Что бы вы посоветовали человеку, самостоятельно осваивающему эту тему? Что он должен знать? Что уметь? (учитель корректирует цели урока.)

3. Беседа по вопросам, заполнение таблицы “Простые предложения”

(таблица спроецирована с помощью мультимедиа или начерчена на доске, распечатанный вариант есть у каждого ученика).

   
     
     
         
     

 - Давайте вспомним основные положения об односоставных предложениях по изученным темам и поможем нашей таблице “заговорить”.

  1. На какие группы делятся простые предложения по составу?
  2. По форме выражения главного члена различают односоставные предложения…
  3. Предложения с главным членом сказуемым делятся на …
  4. Среди личных выделяют …
  5. Какие предложения называются определённо-личными? Какова их семантика? Приведите примеры.
  6. Дайте определение неопределённо-личных предложений. В чём отличие значения от определённо-личных предложений. Приведите примеры.
  7. Приведите примеры обобщённо-личных предложений. В чём их сходство и отличие от определенно-личных и неопределённо-личных предложений?
  8. Какие предложения называются безличными? Семантика? Примеры.
  9. Дайте определение назывных предложений, приведите примеры. Что обозначают назывные предложения.

После ответов учащихся заполненная таблица выглядит следующим образом:

Односоставные Двусоставные
С главным членом сказуемым С главным членом подлежащим  
Личные Безличные Назывные
Опред.-личные Неопред.-личные Обобщённо-личные    
     

- Последняя строка таблицы осталась незаполненной, в неё вы впишите номера соответствующих предложений из домашней работы, но об этом чуть позже.

4. Синтаксический анализ фрагмента художественного текста.

(Текст записывается под диктовку.)

Поздно. Бор глухо и сонно гудит в отдалении. Ночь. Становится таинственнее, и ты чувствуешь это. Кажется, что всё вымерло на земле. Грустно. Хочется плакать. Но спрячь подальше эти грустные мысли! Надо превозмочь себя и идти вперёд.

  • Определите основную мысль высказывания (нужно не бояться трудностей, а преодолевать их).
  • Какие предложения передают состояние героя?
  • Выделите грамматические основы предложений; определите, чем выражены главные члены; укажите вид односоставных предложений.

(После самостоятельной работы учащихся проверяем, попутно разбирая орфограммы и пунктограммы.)

Разобранный текст выглядит следующим образом:

Безлич.
Поздно (0 связка + категория состояния). Бор глухо и сонно гудит в отдалении.

Назывн       Безлич.
Ночь. Становится таинственнее (глагол-связка + категория состояния), и ты

                   Двусост.,неполн                                           Безлич.

чувствуешь это. Кажется, что всё вымерло на земле. Грустно(0 связка + категория состояния).

Безлич.                                                                            Определ.-лич.
Хочется плакать ( вспомогат. глагол + инфинитив). Но спрячь подальше эти грустные мысли!

Безлич.
Надо превозмочь (категория состояния + 0 связка + 2 инфинитива) себя и идти вперёд.

5. Игра “ Устный счёт”.

- Обучаясь в школе, Вам часто приходится превозмогать себя, борясь с трудностями. Поэтому сейчас немного отдохнём и поиграем в экономистов. Подсчитайте, хватит ли Вам денег купить школьную форму стоимостью 36 У.Е., если в обменном пункте определённо-личные предложения оцениваются в 1 У.Е., неопределённо-личные- 2 У.Е., обобщённо-личные- 3 У.Е., безличные- 4 У.Е., назывные- 5 У.Е., двусоставные- 6 У.Е. Сами предложения Вы найдёте в упражнении № … учебника. (Один человек в это время работает с обратной стороны доски, записывая ответ в виде примера.)

6. Тренировочно - закрепительные упражнения:

1. - Запишите предложения, выделите основы, составьте схемы, объясните расстановку знаков препинания.

  1. Светло на улице, и виден сад насквозь.
  2. Чуть брезжилось, когда нас разбудили.
  3. Истины врагу не открывай, тайны дураку не поверяй.
  4. Приятно видеть, как тает последний снег.
  5. Чёрные контуры деревьев, и вокруг ни души.

- К начерченным схемам подберите свои примеры (фронтальный опрос).

2. - Изучая односоставные предложения, мы обращали внимание на то, что они ёмки, лаконичны, поэтому часто используются в поэтических текстах. Определите на слух, какие виды односоставных предложений употребляются в текстах песен, которые сейчас прозвучат (запись песенных отрывков или исполнение под гитару).

1) Знаю ( опр.-лич.), сбудется наше желание,
Затянулось с тобой расставание.
Синий месяц за стёклами прячется,
Не тоскуется мне и не плачется (безлич.).
Колокольчик ли (назыв.), дальнее эхо ли…(назыв.)
Только мимо с тобой мы проехали,
Напылили кругом, накопытили,
Даже толком дороги не видели.

2) Всё чаще убеждаюсь я,
Как верна пословица:
“Солдатами не рождаются,
Солдатами становятся” (обобщ.-лич.).

3) Поздний час(назыв.), половина первого (назыв.),
Семь тысяч над землёй (двусостав., неполное),
Гул турбин ( назыв.), обрывки сна (назыв.).

7. Самостоятельная работа учащихся, выполнение тестовых заданий.

( Тесты распечатаны на каждого ученика)

1. Найдите среди данных предложений односоставное.

  • А. Не плачь ты попусту.
  • Б. Часам к двум пополудни началась гроза.
  • В. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.
  • Г. Тротуары заливают асфальтом.

2. Определите тип предложения Ночь как год.

  • А. Односоставное.
  • Б. Двусоставное.

3. Какое из данных утверждений является неверным?

Определённо-личные предложения - это…

  • А. Предложения, в которых окончания глаголов-сказуемых определённо указывают на лицо и число местоимений( я, ты, мы, вы).
  • Б. Односоставные предложения.
  • В. Предложения, употребляющиеся только в разговорной речи.

4. Найдите безличное предложение.

  • А. Ещё не успевшая остыть земля излучала тепло.
  • Б. Хорошо в зимнем лесу!
  • В. В воскресенье старайся быть больше на свежем воздухе.
  • Г. Газеты приносят утром.

5. Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом.

  • А. Двусоставное.
  • Б. Определённо-личное.
  • В. Безличное.
  • Г. Неопределённо-личное.

6. Составьте схемы предложений (знаки препинания не проставлены):

  • А. Россия вспрянет ото сна и на обломках самовластья напишут наши имена.
  • Б. Ещё молчаливы леса и в небе звенеть ещё некому.
  • В. Небо было тёмное и только при вспышках молнии можно было рассмотреть тяжёлые тучи.

7. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:

  • А. Хорошо бегать по зелёному душистому лугу и, набегавшись, полежать под деревьями.
  • Б. Уже смеркалось, и комнате стало темно.
  • В. Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нём сатирика.
  • Г. Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.

Ответы: 1. Г, 2. Б, 3. В, 4. Б, 5. В. 7. В.

8. Подведение итогов.

  • Чему научились на уроке?
  • Какие задания вызвали трудности?

9. Домашнее задание.

- Чтоб упрочить Ваши знания, даю домашнее задание.

  1. Заполнить последнюю строчку таблицы, составленной в начале урока, указав номера соответствующих предложений из упражнения №…(по выбору учителя).
  2. Описать картину И.Левитана “Золотая осень”, используя только назывные предложения (5-7 предложений).