Слайд 1. Тема: Фонетика. Орфоэпия. Звуки речи.
Слайд 2. Цели:
- совершенствовать умение учащихся анализировать звучащую речь;
- закреплять умения сопоставлять звук и обозначающую его на письме букву (буквы);
- производить частичный анализ слов;
- тренировать фонематический слух учащихся;
- учить сопоставлять орфографическую и звуковую запись слов;
- ввести термин «фонетика».
Оборудование:
- Памятка «Как готовиться к выразительному чтению текста.»
- Памятка «Что такое выразительное чтение?»
Ход урока:
1. Введение.
- Как вы думаете, ребята, какая речь – устная или письменная – главнее?
(Главнее речь устная.)
- Мы больше говорим или пишем?
(Больше говорим. Письменная речь возникла на базе устной речи, поэтому для звуков подобраны соответствующие условные знаки – буквы.)
- Какие звуки мы слышим в жизни?
(Звуки шагов, гудки, пение птиц, шуршание листьев и так далее.)
- Вспомните, как «общаются» домашние животные? Какие звуки, кроме привычных «ку-ка-ре-ку», «мяу», «гав-гав» они умеют издавать?
( «ко-ко-ко», «мур-мур», «р-р-р».)
- Что они хотят «сказать» друг другу или нам, людям?
- Чем такая речь отличается от человеческой?
2. Разминка.
- А теперь проверим, умеете ли вы слушать и слышать. Я произношу слова, а вы хором повторяете.
По'нял, [шт]обы, коне[шн]о, магази'н, ан[тэ]нна, а[тэ]лье, ин[тэ]рнат, ка[фэ], ку[пэ], мо[дэ]ль, муз`[э]й, [тэ]мп, шосс[э].
- Молодцы!
- Как вы думаете, чем звуки человеческой речи отличаются от гудков, шуршания, пения птиц?
(Они образуют слова.)
- Вот наш первый вывод:
Слайд 3.
3. Игра «Внимательно слушай!»
- Какими звуками различаются слова «дом» и «дым»?
- Какими звуками различаются слова «дом» и «том»?
- Какими звуками различаются слова «балки» и «палки»?
- Как превратить мел в мелкое место, угол в топливо, шест в число? Произнесите эти слова парами. Какими звуками они различаются?
Слайд 4.
(Мел – мель [Л ]– [Л`]
Угол – уголь [Л] –[ Л`]
Шест – шесть[ Т] –[ Т`])
Слайд 5 .
--Что стоит посередине ЗЕМЛИ?
(Звук М).
4. Молодцы! Вот перед вами слово ЗЕМЛ`И. Ударение падает на второй слог. Я почему-то вспомнила такие строчки: «Ударение над гласной может сделать букву ясной». Кто внимательный и расшифрует мне скрытое в слове правило?
(З`ЕМЛИ)
- Вот ребята знают стишки о безударных гласных. Послушайте их внимательно.
1 ученик рассказывает стихотворение:
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А на письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье.
Слайд 6. соснА, водА, делА, травА,
Проверить надо все слова.
Безударный гласный – стоп!
Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте,
Удареньем проверяйте.
Слайд 6. сОсны, вОды, трАвы, дЕло,
А теперь пишите смело!
2 ученик рассказывает стихотворение:
Слайд 7.
селО, гнездО, соснА, веснА.
Одна из гласных не ясна.
Не верь таким словам на слух,
Коль есть в них безударный звук.
Ты в них число лишь измени,
Подскажут гласную они:
сЁла, гнЁзда, вЁсны и, конечно, сОсны.
5.Чтение учащимися теоретического материала о звуках речи и работа над термином фонетика. (п. 31, «Русский язык. Теория»)
- Словарно-орфографическая работа.
Слайд 8. Фонетика
- Подберете слова, содержащие корень –фон.
Слайд 9. (Уясняя значение термина, учащиеся называют слова Телефон, мегафон, магнитофон, таксофон, микрофон, фонотека, фонограмма)
6. Выполнение упражнения 384.
Слайд 10. Орфоэпия.
- Нередко стихотворная рифма помогает произносить слова правильно.
Слайд 11, 12, 13. Прочитайте правильно…
7. Орфоэпическая минутка «Проверь себя!» Выполнение упражнения 386.
- Какую орфограмму увидели в слове ДОМОЙ?
Слайд 14 .
- Какую орфограмму вы встретили в словах СКАЗКА, ДРУГ?
- Обратите внимание, какие звуки произносятся на месте букв Ё Ю Я в словах ЁЛКА, ЮЛА, ЯД.
8. Так какие две важные орфограммы не уяснить без знания фонетики?
(«Проверяемая безударная гласная в корне слова» и «Проверяемая парная согласная в корне слова».)
9. Сопоставление орфографической и звуковой записи слов.
Слайд 15. упр. 387.
10. Чтение учащимися опорного материала на стр. 131 в пособии «Русский язык. Практика» и Памятки «Как подготовиться к выразительному чтению текста.» в пособии «Русская речь. 5-7 классы».
- Прочитайте текст К.Станиславского выразительно, соблюдая правильное произношение, ударение, отчётливо выговаривая слова. Какова основная мысль текста?
Слайд 16. Текст.
11. Выразительное чтение учащимися стихотворения из упражнения 388.
- Молодцы! Сегодня мы узнали на уроке, что изучает раздел русского языка «Фонетика», что такое орфоэпия, что такое звуки речи и какую роль они играют в слове.
Научились составлять звуковую запись слов, то есть транскрипцию.
Повторили две орфограммы, которые не уяснить без знаний по фонетике, это: «Проверяемые безударные гласные в корне слова» и «Проверяемые парные согласные па конце слова или перед другим согласным».
На будущее познакомились с особенностью букв Е, Ё, Ю, Я.
Слайд 17. Домашнее задание.