Русский язык
-
Открытый урок "Ударение. Норма литературного ударения" 2003
Данный урок способствует воспитанию культуры речи, обогащению словарного запаса учащихся и развивает умение пользоваться орфоэпическим словарем и справочниками.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-х классах "Прекрасный и грозный мир Николая Рубцова" 2003
В данной разработке сделана попытка с помощью комплексной работы над текстом стихотворения разнообразить уроки русского языка, связать их с литературой. Основной упор при интеграции делается именно на уроки русского языка. При изучении синтаксиса в 9-ом классе хочется, чтобы учащиеся видели четкость предложений и стройность текста, объединенных общей тональностью, настроем, идеями, поэтому и желательно использовать поэтические тексты.
-
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках риторики с помощью игровых приемов 2003
Риторика ставит перед собой практические цели в обучении искусству речи. Автор статьи считает, что игра на уроке позволяет построить подачу материала от практики к теории. В статье представлена система (классификация) игр, применяемая автором в педагогической деятельности.
-
Обучение навыкам грамотного письма с учетом психофизиологических особенностей детей 2003
Исследование психофизиологических профилей детей и построение учебного процесса как максимально комфортного для развития познавательных способностей, эмоционально-волевой сферы младшего школьника - основа методики урока, цель которого - формирование навыков грамотного письма. Применяются элементы НЛП (нейро-лингвистическое программирование), исследовательская деятельность, занимательно-развивающие задания.
-
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с различными видами связи. 9-й класс 2003
Обобщение материала о сложном предложении на примерах художественных текстов. Цель - показать сферу употребления предложений сложной конструкции и закрепить постановку знаков препинания в них.
-
Открытый урок по литературе. 8-й класс. "Знакомьтесь: Иван Александрович Хлестаков из Петербурга" (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор") 2003
Конструирование денотатного графа понятия "Хлестаков", то есть составление по ключевым словам портрета, "паспорта" героя.
-
Урок русского языка по теме: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных" 2003
Развитие мыслительной деятельности учащихся тесно связано как со знаниями, приобретёнными в ходе обучения, так и со способами их приобретения, т. е. степенью мыслительной активности школьников в ходе оперирования знаниями. На каждом уроке должны быть задания, требующие от учащихся хотя бы небольшого самостоятельного поиска, включающие элементы проблемности, будящие мысль учеников.
-
Урок по теме: "Поэзия О.Мандельштама, Б.Пастернака, А.Ахматовой". 11-й класс 2003
Урок-пролог к изучению поэзии данных поэтов; литературное расследование. На таких уроках решаются не только познавательные поэтические проблемы, но и стимулируется нестандартный подход к восприятию художественного произведения учащимися.
-
Урок "Имя прилагательное" 2003
Урок изучение нового материала. Сценарий урока предусматривает разноуровневые задания для групп учащихся с учетом индивидуальных способностей.
-
Урок русского языка в 1-м классе. "Слог. Деление слов на слоги" 2003
Данный материал поможет учителям начальных классов, работающим по технологии развивающего обучения, при обобщении данной темы в 1-м классе использовать нетрадиционные формы работы, направленные на развитие речи детей.
-
Урок-путешествие. Понятие о лексике. Лексическое значение слова 2003
Разработка урока в виде путешествия по Морю знаний позволяет в увлекательной форме познакомить детей с разделом русского языка - лексикой.
-
Урок-практикум по теме: "Правописание букв и—ы после ц" 2003
Для учащихся 5-7-х классов одним из значимых видов деятельности является общение со сверстниками. Большинство стремится к лидерству, поэтому на своих уроках я стараюсь использовать групповые формы работы. В группе идет борьба за единомышленника, работа принимает коллегиальный характер. Это повышает активность каждого. Привожу пример такого урока для 5-го класса, где умение работать в группе еще формируется.
-
Непроизносимые согласные 2003
Работаю по системе Л.В. Занкова 10 лет. Через создание проблемных ситуаций путём поисковой деятельности учащиеся раскрывали тему "Непроизносимые согласные". Через обобщение и составление схем дети сформулировали правило написания непроизносимой согласной.
-
Повторение по теме: "Односоставные предложения" (урок русского языка в 8-м классе) 2003
Данная работа - конспект урока русского языка, задача которого - заинтересовать детей научными знаниями через постановку проблемного вопроса: В чем своеобразие односоставных предложений? С этой целью использована нетрадиционная форма урока - прения. Дидактическим материалом служат художественные тексты Н.М. Карамзина
-
Работа над корневыми орфограммами на уроках русского языка в начальных классах 2003
Важнейшей задачей уроков русского языка является развитие речи, мышления, повышение грамотности и развитие орфографической зоркости учащихся. Значительное место в курсе русского языка во 2-3-х классах отводится работе над корневыми орфограммами. Эффективность уроков повышается, когда учитель не даёт готовых знаний, а организует и направляет самостоятельную работу учащихся, стимулирует их познавательную активность.
-
Праздник-игра "Путешествие во Вселенную" (5-й класс) 2003
Игра-путешествие знакомит учащихся со словарями толковым, фразеологическим, орфоэпическим, орфографическим, иностранных слов. Позволяет добиться оптимального педагогического общения, которое создаёт наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат.
-
Применение компьютера на уроках русского языка 2003
Работа с учащимися учебного заведения инновационного типа требует от учителя постоянного методического и технического совершенствования. Как органично ввести электронную технику в структуру урока, не нарушив при этом общей логики? Как провести этапы закрепления и самостоятельной работы основательно, не подгоняя детей, не нервничая? Как "по горячим следам" озвучить и прокомментировать результаты самостоятельной работы? На помощь приходит техника.
-
Урок "Синонимы" 2003
Как привить любовь детей к русскому языку, интерес к предмету? Урок - путешествие обогащает словарный запас, повышает уровень языкового развития, способствует более прочному и сознательному усвоению материала по теме "Синонимы", точному употреблению слов в речи, развивает мышление, фантазию, речь. Для учителей начальных классов и учителей русского языка.
-
Проявление симметрии и асимметрии в русском языке (исторический комментарий к фактам русского языка) 2003
Идеи симметрии и асимметрии выходят далеко за рамки геометрии, они лежат в основе любой классификации. Проследим, как симметрия и асимметрия проявляются в языке. Исторические закономерности помогут объяснить правила современного языка. Предложенная система уроков поможет организовать факультативные занятия по истории языка или включить их в тематическое планирование как НРК.
-
Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Звуки и буквы" 2003
Урок проводится в форме урока-сказки. Его основная цель - систематизировать знания о звуках и буквах. Урок должен помочь детям развивать умение составлять звуковые схемы и звуковые модели слов; развивать речь, мышление и воображения, фонематический слух; способствовать обогащению эмоционального мира ребенка. В процессе урока дети учатся не только самостоятельно систематизировать теоретический материал, но и оценивать свои знания и умения по теме.
-
Нетрадиционные формы промежуточного контроля знаний учащихся на уроках русского языка и литературы 2003
Нетрадиционные уроки усиливают акцент на занимательности и стимулировании интереса к содержанию предметного курса, что, бесспорно, способствует повышению качества обучения.
-
Конспект урока русского языка в 5-м классе. Экскурсия по стране Синтаксис 2003
Урок русского языка с элементами интегрированного обучения способствует закреплению и углублению теоретических знаний, развивает логическое мышление и творческие способности учащихся. Прививает интерес к изучению русского языка.
-
Обобщение и систематизация сведений о причастии и причастном обороте 2003
Обобщение и систематизация сведений о причастии и причастном обороте. 2 урока.
-
Конспект урока деловой игры на тему: "Витькина гайка" (изложение в 6-м классе) 2003
Представлена разработка урока для 6-го класса, цели которого развитие творческого воображения, формирование умения самостоятельно составлять рассказ, формирование норм правильной литературной речи.
-
Разработка занятия лингвистического кружка 2003
Учащимся предлагается провести воображаемую прогулку по лесу, в ходе которой перед ними ставится ряд задач: образовательные, развивающие, воспитательные и задачи социально-психологической коррекции. При проведении занятия используется комбинированный словесно-наглядно-практический метод.
-
Устное сочинение по картине Ф.П. Решетникова "За мир!" 2003
Очень сложно проводить уроки по развитию речи, особенно по описанию картин, так нет хороших подробных разработок. В своей статье я показала особенности уроков развития речи, исходя из собственного опыта работы. В качестве примера - один из уроков, который разработала и провела в 5-м классе.
-
Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведения, ОБЖ "Васюткиными тропами" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро") 2003
Разработка интегрированного урока литературы, русского языка, природоведения, ОБЖ "Васюткиными тропами" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро").
-
Обобщение знаний о предлогах и союзах. Урок-игра после изучения темы "Глагол" 2003
Урок русского языка в 7-м классе, проводится после изучения темы "Предлоги и союзы". Учащимся предлагается в игровой форме проверить знания о предлогах и союзах, из дополнительной литературы взяты интересные сведения, расширяющие кругозор ребёнка. Второй урок - игра "Кто хочет выиграть 100 рублей?", которая помогает обобщить знания о глаголе, повторить трудные написания глаголов, прививает интерес к родному языку, вовлекая всех в проверку знаний по теме "Глагол".
-
Уроки компьютерного тестирования 2003
В предлагаемом уроке компьютерного тестирования по русскому языку компьютер используется как средство для интенсификации процесса обучения. С его помощью отрабатываются практические умения и навыки, проводится индивидуальная работа с учащимися, закрепляется умение составлять алгоритмы. Все это позволяет повысить уровень грамотности письменной речи учащихся, умения систематизировать учебный материал. Компьютерное тестирование готовит учащихся к сдаче ЕГЭ и вступительным испытаниям при поступлении в некоторые вузы.
-
Урок русского языка по теме "Сложные слова" 2003
Урок русского языка проводится в 3м классе (1-4) во втором полугодии с целью познакомиться с новым способом словообразования - сложение основ.