Урок-сказка русского языка в 1-м классе "Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова"

Разделы: Русский язык


Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Форма урока: урок-сказка.

Программа: традиционная.

Учебник: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова «Русский язык» 1 класс, Москва, «Просвещение» 2006 г.

Цели:

  1. 1. Образовательные - создать условия для:
    • закрепления у обучающихся навыка правописания слов с парным звонким и глухим согласным в конце слов;
    • формирования умения обосновывать написание данной орфограммы, при помощи проверочных слов, правильно и логично строить моноответ;
    • выявления уровня овладения ЗУН;
    • закрепления работы по формированию навыка каллиграфического письма.
  2. 2. Развивающие – создать условия для развития:
    • внимания, наблюдательности, памяти;
    • мыслительных операций: сравнения, анализа синтеза;
    • умения работать самостоятельно;
    • опыта творческой деятельности;
    • и обогащения активного словаря.
  3. 3. Воспитательные – создать условия для воспитания:
    • интереса к предмету – русский язык, литературное чтение;
    • активности, любознательности, заинтересованности, пытливости, прилежания в процессе обучения;
    • интереса к произведениям русских писателей.

Оборудование:

  • рисунок дуба, кота, склеенная цепь, 26 рожиц котика без ротика;
  • листики дуба, на которых записаны слова с пропущенными буквами;
  • мультимедийное сопровождение: тема урока, стихотворные строки (3 слайда по 1 четверостишью), зашифрованное слово (мороз), сказка «Зима»;
  • 14 карточек с деформированным текстом-сказкой (по 1 на парту);

Ход урока.

Содержание урока Примечания
1. Организационный
Вовлечь всех обучающихся в урок.
Минутка вхождения в урок:
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А, чтобы урок пошел каждому впрок
Активней в работу включайся дружок.
Говорим хором.
2. Актуализация ЗУ. Каллиграфическая минутка
Активизировать самостоятельную, творческую деятельность учащихся. Отрабатывать навык правильного каллиграфического письма букв, соединений, слов, работать над запоминанием словарного слова.
(звучит мелодия из альбома «Одинокий пастух», учитель цитирует отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»). На доске запись:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;

Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам в гости из сказки пришел ученый кот, который живет в этом прекрасном произведении «Руслан и Людмила», кто помнит автора этого знаменитого четверостишья? А что вы знаете о поэте? Молодцы!

– Ученый кот хочет посмотреть, какими знаниями по русскому языку вы богаты. Ну, что, удивим его!

– Прочитайте этот отрывок и подумайте, какую букву мы будем писать на каллиграфической минутке – она обозначает гласный звук, который показывает твердость согласного звука и встречается здесь в 1 строке – 2 раза, во 2 – 1 раз, в 3 – 2 раза, в 4 – 3 раза. (это буква - о)

Прежде, чем приступим к работе, вспомним правила посадки при письме и разомнем пальчики:

(физкультминутка)
На доске оформление: дуб, вокруг него цепь и на ней кот. На экране стихотворные строки из поэмы (первое четверостишье)
Откройте тетради, запишите число. Рассмотрите порядок написания буквы- о – и соединения с ней: о мо о ор о ро о оз

На что надо обратить внимание? (на верхнее и нижнее соединение). Запишите одну строку.

Ученый кот передал мне ребус, без вашей помощи мне не справиться. На экране буквы, соедините их по стрелкам и прочитайте слово.

Интересно, что у вас получилось? Молодцы!

Кто знает значение слова – мороз? (это холод, холодная погода, стужа)

Проговорите его орфоепически и орфогафически.

Что особенного вы заметили?

Это слово из словаря, написание безударной гласной надо запомнить.

Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните гласную, которую надо запомнить. Обратите внимание на соединение букв в слове.

– Не забывайте о правилах посадки.
Объяснение написания и показ.

3. Мотивация и целеполагание
Создать условия для включения в деятельность по применению знаний в знакомой и новой ситуации с учетом личных особенностей обучающихся.
Ребята, ученый кот желает узнать, а какая орфограмма находится в конце слова – мороз? Докажите! Правильно!

– Каким правилом пользовались?

– Попробуйте сформулировать тему и цель урока.

– Вернемся к четверостишью. А.С.Пушкин тоже знал это правило и пользовался этими знаниями всю жизнь.

– Значит это правило очень важное в жизни людей! Поэтому постарайтесь его запомнить и пользоваться им не только в школе. А сейчас помогите найти в стихотворных строках слова с парным звонким и глухим согласным звуком.

– Посмотрите внимательно, а может он и проверочные слова к ним написал?

– Почему эти слова называются проверочными?

– Хорошо поработали, пора и отдохнуть!

(физкультминутка)
Объяснение детьми.

Плакат.

Дуб, цепь, кот.

Дубе – дуб

Цепи – цепь

 

После согласного стоит гласный
4. Этап формирования умений и навыков
Обеспечить организацию деятельности по переводу знаний в целостную систему; формировать умение подбирать проверочные слова и обосновывать орфограмму.
(Музыка)

Сегодня мы закрепляем знания о парных звонких и глухих согласных в конце слов. Послушайте продолжение поэмы:

Идет направо песнь заводит,

Налево сказку говорит.

Там чудеса, там Леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

–Леший и Русалка приготовили вам задание. На листиках дуба написаны слова с пропущенными буквами. Ваша задача догадаться, какие буквы пропущены и, доказать – почему?

– Итог, каким правилом пользовались?
На экране.

 

Выходят по 1 ученику и работают устно у доски, остальные – записывают слова в тетрадь.
5. Контроль и самопроверка
Осуществить проверку ЗУН , выявить недостатки, стимулировать самостоятельность применения правила.
(Музыка)
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
– Ребята, мы с ученым котом сочинили вам сказку. Откройте конвертики и прочитайте ее.
 
– Понравилась сказка, интересная?

Как так? Это проделки невиданных зверей и их хозяйки, и жительницы избушки на курьих ножках Бабы - Яги. Какую сказку испортили! Поможете восстановить ее?

– А что для этого надо сделать?

– Вспомните, что такое предложение?
Дети говорят, что это не сказка, а набор слов.
– Приступим к работе.

(Зима.

Жила-была Зима. Было у нее два брата – Холод и Мороз. Холод насыпал на землю снег. Мороз сковал быструю речку. Кругом белым-бело!)

Что у нас получилось, прочитайте.

– Что такое текст?

– Как вы поняли выражение – сковал речку? (заморозил)

– Обратите внимание на слова: Зима, Холод, Мороз. Они записаны с заглавной буквы т.к. это герои сказки, собственные имена.
Коллективная творческая работа. На экране появляется текст (по 1 предложению).
– Назовите слова с парным согласным.

– Чтобы правильно их написать какое правило надо помнить?

– Выпишите из текста два предложения, вставляя пропущенные буквы, и подчеркните основу предложения:

(1-в) Холо… насыпал на землю сне… .

(2-в) Моро… сковал быструю речку.

– ПРОВЕРКА. Итог, каким правилом пользовались при написании слов с пропущенными буквами?
Холод, Мороз, снег.
Выборочное списывание. Карточки – помощницы (карточки-помощницы подготовлены для дифференцированной самостоятельной работы).
6. Итог урока
Формировать умение обобщать полученные знания.

– Подводим итог нашего урока. Как вы думаете, вы удивили ученого кота своими знаниями? Какими?

– Итак: какое правило мы закрепляли на уроке?

– Молодцы!

 
7. Рефлексия
Эмоциональная оценка успешного овладения знаниями и умениями каждым учеником опираясь на субъективный опыт обучающихся.
–Ученый кот приготовил вам свои портреты, но художник так торопился, что забыл нарисовать ротик кота. Котик просит помочь и дорисовать рот. Если вы запомнили правило и умеете его применять при работе, то нарисуйте котику улыбку.

Если кто-то недостаточно хорошо запомнил правило и еще ошибается в его применении – прямой рот, без улыбки.

Ну и если у вас сложилось мнение, что не умеете применять правило – нарисуйте рот уголками вниз (грустный)

– Все отлично потрудились. Молодцы! Спасибо за работу! Урок закончен.
Итог рефлексии.

Результаты диагностики ЗУН учащихся – Приложение 1.