Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Форма урока: урок-сказка.
Программа: традиционная.
Учебник: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова «Русский язык» 1 класс, Москва, «Просвещение» 2006 г.
Цели:
- 1. Образовательные - создать условия для:
- закрепления у обучающихся навыка правописания слов с парным звонким и глухим согласным в конце слов;
- формирования умения обосновывать написание данной орфограммы, при помощи проверочных слов, правильно и логично строить моноответ;
- выявления уровня овладения ЗУН;
- закрепления работы по формированию навыка каллиграфического письма.
- 2. Развивающие – создать условия для развития:
- внимания, наблюдательности, памяти;
- мыслительных операций: сравнения, анализа синтеза;
- умения работать самостоятельно;
- опыта творческой деятельности;
- и обогащения активного словаря.
- 3. Воспитательные – создать условия для воспитания:
- интереса к предмету – русский язык, литературное чтение;
- активности, любознательности, заинтересованности, пытливости, прилежания в процессе обучения;
- интереса к произведениям русских писателей.
Оборудование:
- рисунок дуба, кота, склеенная цепь, 26 рожиц котика без ротика;
- листики дуба, на которых записаны слова с пропущенными буквами;
- мультимедийное сопровождение: тема урока, стихотворные строки (3 слайда по 1 четверостишью), зашифрованное слово (мороз), сказка «Зима»;
- 14 карточек с деформированным текстом-сказкой (по 1 на парту);
Ход урока.
Содержание урока | Примечания |
1. Организационный Вовлечь всех обучающихся в урок. |
|
Минутка вхождения в урок:
Мы сегодня снова будем наблюдать, |
Говорим хором. |
2. Актуализация ЗУ. Каллиграфическая минутка
Активизировать самостоятельную, творческую деятельность учащихся. Отрабатывать навык правильного каллиграфического письма букв, соединений, слов, работать над запоминанием словарного слова. |
|
(звучит мелодия из альбома «Одинокий пастух», учитель цитирует отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»). На доске запись:
У лукоморья дуб зеленый; – Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам в гости из сказки пришел ученый кот, который живет в этом прекрасном произведении «Руслан и Людмила», кто помнит автора этого знаменитого четверостишья? А что вы знаете о поэте? Молодцы! – Ученый кот хочет посмотреть, какими знаниями по русскому языку вы богаты. Ну, что, удивим его! – Прочитайте этот отрывок и подумайте, какую букву мы будем писать на каллиграфической минутке – она обозначает гласный звук, который показывает твердость согласного звука и встречается здесь в 1 строке – 2 раза, во 2 – 1 раз, в 3 – 2 раза, в 4 – 3 раза. (это буква - о) Прежде, чем приступим к работе, вспомним правила посадки при письме и разомнем пальчики: (физкультминутка) |
На доске оформление: дуб, вокруг него цепь и на ней кот. На экране стихотворные строки из поэмы (первое четверостишье) |
– Откройте тетради, запишите число. Рассмотрите порядок написания буквы- о – и соединения с ней: о мо о ор о ро о оз
– На что надо обратить внимание? (на верхнее и нижнее соединение). Запишите одну строку. – Ученый кот передал мне ребус, без вашей помощи мне не справиться. На экране буквы, соедините их по стрелкам и прочитайте слово. – Интересно, что у вас получилось? Молодцы! – Кто знает значение слова – мороз? (это холод, холодная погода, стужа) – Проговорите его орфоепически и орфогафически. –Что особенного вы заметили? – Это слово из словаря, написание безударной гласной надо запомнить. – Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните гласную, которую надо запомнить. Обратите внимание на соединение букв в слове. – Не забывайте о правилах посадки. |
Объяснение написания и показ. |
3. Мотивация и целеполагание Создать условия для включения в деятельность по применению знаний в знакомой и новой ситуации с учетом личных особенностей обучающихся. |
|
– Ребята, ученый кот желает узнать, а какая орфограмма находится в конце слова – мороз? Докажите! Правильно!
– Каким правилом пользовались? – Попробуйте сформулировать тему и цель урока. – Вернемся к четверостишью. А.С.Пушкин тоже знал это правило и пользовался этими знаниями всю жизнь. – Значит это правило очень важное в жизни людей! Поэтому постарайтесь его запомнить и пользоваться им не только в школе. А сейчас помогите найти в стихотворных строках слова с парным звонким и глухим согласным звуком. – Посмотрите внимательно, а может он и проверочные слова к ним написал? – Почему эти слова называются проверочными? – Хорошо поработали, пора и отдохнуть! (физкультминутка) |
Объяснение детьми.
Плакат. Дуб, цепь, кот. Дубе – дуб Цепи – цепь После согласного стоит гласный |
4. Этап формирования умений и навыков Обеспечить организацию деятельности по переводу знаний в целостную систему; формировать умение подбирать проверочные слова и обосновывать орфограмму. |
|
(Музыка)
– Сегодня мы закрепляем знания о парных звонких и глухих согласных в конце слов. Послушайте продолжение поэмы: Идет направо песнь заводит, Налево сказку говорит. Там чудеса, там Леший бродит, Русалка на ветвях сидит. –Леший и Русалка приготовили вам задание. На листиках дуба написаны слова с пропущенными буквами. Ваша задача догадаться, какие буквы пропущены и, доказать – почему? – Итог, каким правилом пользовались? |
На экране.
Выходят по 1 ученику и работают устно у доски, остальные – записывают слова в тетрадь. |
5. Контроль и самопроверка Осуществить проверку ЗУН , выявить недостатки, стимулировать самостоятельность применения правила. |
|
(Музыка)
Там на неведомых дорожках– Ребята, мы с ученым котом сочинили вам сказку. Откройте конвертики и прочитайте ее. |
|
– Понравилась сказка, интересная?
– Как так? Это проделки невиданных зверей и их хозяйки, и жительницы избушки на курьих ножках Бабы - Яги. Какую сказку испортили! Поможете восстановить ее? – А что для этого надо сделать? – Вспомните, что такое предложение? |
Дети говорят, что это не сказка, а набор слов. |
– Приступим к работе.
(Зима. Жила-была Зима. Было у нее два брата – Холод и Мороз. Холод насыпал на землю снег. Мороз сковал быструю речку. Кругом белым-бело!) – Что у нас получилось, прочитайте. – Что такое текст? – Как вы поняли выражение – сковал речку? (заморозил) – Обратите внимание на слова: Зима, Холод, Мороз. Они записаны с заглавной буквы т.к. это герои сказки, собственные имена. |
Коллективная творческая работа. На экране появляется текст (по 1 предложению). |
– Назовите слова с парным согласным.
– Чтобы правильно их написать какое правило надо помнить? – Выпишите из текста два предложения, вставляя пропущенные буквы, и подчеркните основу предложения: (1-в) Холо… насыпал на землю сне… . (2-в) Моро… сковал быструю речку. – ПРОВЕРКА. Итог, каким правилом пользовались при написании слов с пропущенными буквами? |
Холод, Мороз, снег. Выборочное списывание. Карточки – помощницы (карточки-помощницы подготовлены для дифференцированной самостоятельной работы). |
6. Итог урока Формировать умение обобщать полученные знания. |
|
– Подводим итог нашего урока. Как вы думаете, вы удивили ученого кота своими знаниями? Какими? – Итак: какое правило мы закрепляли на уроке? – Молодцы! |
|
7. Рефлексия Эмоциональная оценка успешного овладения знаниями и умениями каждым учеником опираясь на субъективный опыт обучающихся. |
|
–Ученый кот приготовил вам свои портреты, но художник так торопился, что забыл нарисовать ротик кота. Котик просит помочь и дорисовать рот. Если вы запомнили правило и умеете его применять при работе, то нарисуйте котику улыбку.
Если кто-то недостаточно хорошо запомнил правило и еще ошибается в его применении – прямой рот, без улыбки. Ну и если у вас сложилось мнение, что не умеете применять правило – нарисуйте рот уголками вниз (грустный) – Все отлично потрудились. Молодцы! Спасибо за работу! Урок закончен. |
Итог рефлексии. |
Результаты диагностики ЗУН учащихся – Приложение 1.