Урок-зачет по теме "Имя пригалательное" (6-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели:

  • обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы « Имя прилагательное»;
  • содействовать формированию коллективизма;
  • развивать навыки по методике КСО (коллективный способ обучения).

Оборудование: опорные конспекты по теме, алгоритмы работы в парах сменного состава.

На доске записан эпиграф:
Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд.
(А.Македонский).

План-проблемы:

  1. Имя прилагательное, разряды;
  2. Степени сравнения прилагательных;
  3. НЕ с прилагательными;
  4. -Н- и -НН- в прилагательных;
  5. Дефисное написание прилагательных;
  6. О, Ё после Ц, Щ, суффиксы -К-, -СК-.

Ход урока:

Вступительное слово учителя.
«Уважаемые господа, коллеги! Мы сегодня проводим заседание учёного Совета по следующим проблемам темы « Имя прилагательное» (чтение плана). Каждый из присутствующих на нашем Совете должен отчитаться перед своими коллегами о степени усвоения темы. На Совете присутствуют 4 группы, каждая из которых попытается в соревновании занять I место. В каждой группе есть докладчик, рецензент, оппонент, то есть возражающий.Для ведения Совета необходимо выбрать председателя учёного Совета.
-Какие будут предложения? (ученики выбирают учителя).
-Чтобы завоевать это право, я готова держать экзамен (вопросы по теме задают ученики).
-Мне нужны помощники, учёные секретари (четыре ученика становятся консультантами, так как отлично ответили на вопросы).

Микрозачёт в группах по опорным сигналам (5-10 минут).
-Прежде чем перейти к защите научных проблем, проведём небольшую разминку.    
Диктант « Гусеница».
(ученики в первой паре диктуют друг другу прилагательные, трудные по написанию, затем проверяют друг друга и расходятся. Один вариант сидит неподвижно, а другой движется).
Багряный, очаровательный, юный, удивительный, румяный, пряный, обаятельный, пленительный, сообразительный, внимательный, песчаный, голубой.

I. Лингвистический рассказ по ОК № 1 « Имя прилагательное, разряды».
(оценивает ответ рецензент по плану « 5 П» : правильно, полно, последовательно, пояснения, примеры).
Вопросы оппонентов:

  1. Чем отличается род имён прилагательных от рода имён существительных?

(род существительных- постоянная категория, а прилагательное согласуется с существительным в роде).

  1. Могут ли некоторые имена прилагательные быть и притяжательными и относительными? ( могут, заячий след ( чей?)- притяжательное, заячий тулуп ( какой?)- относительное, отцовское пальто- отцовское чувство).

-Какие работы вы предложите учёному Совету? (все группы выполняют задание).
Задание: определить разряды.
Среднее образование ( отн.,), в дремучем лесу ( кач.,), январским вечером ( отн.,), в кратком изложении ( кач.,), при вечерней заре ( отн.,), из великолепной материи   (кач.,), юный богатырь ( кач.,), презрительное выражение ( кач.,), с весёлым приветом (кач.,), волчий аппетит (кач.,).

II. Лингвистический рассказ по ОК № 2 « Степени сравнения».
Вопросы оппонентов:

  1. Какое качественное прилагательное не имеет степеней сравнения?
  2. Можно ли образовать степени сравнения от относительного прилагательного? (мёртвый)

Задание группам: Игра « Кто больше?».
( придумать и записать в тетрадь как можно больше пословиц, в которых есть степень сравнения прилагательных?).

  1. Худой мир лучше доброй ссоры.
  2. Здоровье дороже золота.
  3. Правда светлее солнца.
  4. После работы еда вкуснее.
  5. Старый друг лучше новых двух.
  6. Добрые слова лучше мягкого пирога.

-Каким членом предложения является прилагательное в сравнительной степени?  (сказуемым)
Оценка в парах.
-Я предлагаю игру «Ха- ха».
Задание: Я называю формы степеней сравнения прилагательных, если правильно – молчите, если не правильно, то говорите « ха-ха» и исправляете ошибку.
Строгий-строгайший ( чередование), добрый-добрейший, тихий-тихайший (чередование), храбрый-храбрейший, глубокий-глубокайший (чередование), богатый-богачейший, высокий- высочайший, скучный-скучнейший, редкий-редкейший (чередование), вечерний-вечернейший ( относит.,) нет степени сравнения, древний-древнейший, верблюжий-верблюжайший (притяж.,) нет степени сравнения.
- Ребята, что выражает степень сравнения? (признак в той или иной мере). Степень сравнения помогает нам в описании, в развитии речи.
- Сейчас мы посмотрим, как развита ваша речь, сможете ли вы исправить других.

Смехопауза. Юмористический рассказ.
Ку-ка-ре-ку.
Само больше я люблю заниматься рыбной ловлей. С Петькой мы часто соревнуемся. И секрет этого соревнования в следующем. Кто проснётся раньше петуха, тот занимает более выгоднейшее место для клёва. А есть у нас такое. Рыба там клюёт само больше, и место для сидения более удобнее, чем в других местах. А как радуешься, когда вдруг на твоём крючке появляется самый красивейший лещ.
Изредка поглядываю на Петьку, лицо у него становится круглее футбольного мяча. Он в напряжении. Ждёт самого удачного момента. Но как назло не везёт.
- Не надо просыпать! Ку- ка- ре- ку!
-Какие нормы произношения нарушены? Исправьте их. Объясните почему?

III. Лингвистический рассказ по ОК  № 3 « Правописание НЕ с прилагательными».
Вопрос оппонента:

Объясните правописание НЕ с прилагательными в данном примере?

Недорогое, а красивое платье ( признаки не сопоставимы).
Задание: Работа по перфокартам.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
НЕ - приставка X   X   X X X   X X
НЕ - частица   X   X       X    
  1. Невысокий кустарник
  2. Не большой, а маленький дом
  3. Книга небольшая, а интересная
  4. Далеко не красивый вид
  5. Недорогой, а красивый ситец
  6. Неинтересный рассказ
  7. Неприветливый взгляд
  8. Не широкая, а узкая канава
  9. Недостойное поведение
  10. Небольшое расстояние

Взаимопроверка в парах. Баллы записывают на доску.
Орфоэпическая минутка. Стихотворение « Между прочим».

Говорил он, между прочим,
Красивее, мы так хочим,
Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, бюлитень,
Поверх плана выполняем,
Агент звонит целый день.
Проведите небольшую исследовательскую работу. Исправьте ошибки в произношении.

IV. Лингвистический рассказ по ОК № 4 «Правописание – Н и –НН- в прилагательных».
Вопрос оппонента:

Придумайте прилагательные с суффиксом – ЯН, который входит в корень

( пряный, румяный).
Выборочный диктант.

-Н-

1. петушиный гребень
2. дровяной склад
3. песчаный берег
4. ветреный человек

-НН-

1. именинный пирог
2. осенний лес
3. деревянное строение
4. жизненные правила

Смехопауза:

Коллоквиум штормило.
Схватились дискутанты.
Один сказал:
- Маркетинг!
Другой отрезал:
-Брифинг!
А третий рявкнул:
- Клиринг!
И грохнул кулаком.
Так в нашем регионе
Достигнут был консенсус
Посредством плюрализма,
Хотя и эксклюзивно,
Но что весьма престижно-
Без спонсоров притом!
- Эти слова вы часто слышите по телевидению. Что они обозначают? Мы пригласили переводчика английского языка, который нам поможет понять лексическое значение этих слов.
- Коллоквиум- дискуссия по одной теме, дискутант- спорщик, маркетинг-искусство рекламы, брифинг- выяснение сути, главного в вопросе, клиринг- чистый- ясность в вопросе, регион- район, консенсус- согласие, плюрализм- множество мнений, спонсор-поддержка, помощь, опора.
- Ребята, давайте запишем эти новые для вас слова в орфографический словарик.
- А как называются эти слова в лексике? ( заимствованные, иноязычные)
- Ребята, а можно  наш Совет назвать коллоквиумом, дискуссией? ( можно)
- Мы рассмотрели научные проблемы, а теперь мы посмотрим, какая группа будет более быстрой, сообразительной.

Викторина:

  1. Могут ли перейти в существительные следующие прилагательные: белый, красный, молодой,новый, старый, хороший, плохой, прямой, кривой. Приведите примеры.
  2. Приведите примеры качественных и относительных прилагательных с суффиксом -тельн.

Качественные: удивительный, утомительный, сознательный, решительный.
Относительные: указательный, наступательный, оборонительный.

  1. В каком известном стихотворении А.С.Пушкина прилагательное родной употреблено в смысле существительного?

Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика.

  1. Может ли окончание имени прилагательного состоять из 4-х звуков?

Может, лисьего – [йэго].
С каким разделом русского языка это связано? ( фонетика).
5. Название какой единственной в мире национальности является прилагательным, которое используется в роли существительного? ( русский).
6. В басне И.А.Крылова « Волк на псарне» есть 4 прилагательных в смысле существительных. Назовите их и объясните, почему они перешли в разряд существительных ( гончие, ловкий, мировая, прошлое).
7. Какие грамматические термины являются именами прилагательными, перешедшими в разряд существительных? ( прилагательные, существительные).
8. Назовите известные вам собственные имена ( географические имена, фамилии, представляющие собой прилагательные, перешедшие в разряд существительных на  -ий, -ский, -ин, -ов.
Горький, Маяковский, Гагарин, Матросов, Лермонтов.
9. Установите смысловое различие пар имён прилагательных: чудный- чудной, складный- складной, языковый- языковой, основный- основной.
10. Подберите несколько прилагательных, перешедших в существительные, но имеющие синонимические слова с суффиксом: ( богатый- богач, бедный- бедняк, смелый- смельчак, грубый- грубиян).

Подведение итогов викторины.
- Мы пригласили на наш Совет гостя из страны Этимологии « Знаете ли вы, что…».
- А теперь проверим, какие интересные задания вы сделали в парах сменного состава по карточкам (взаимодиктанты, взаимопроверки).
Итоги урока:
- Какая группа набрала больше хороших и отличных оценок?
- Какие задания больше понравились учёному Совету?
Награждение групп призами.

Приложение