Цели:
- обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы « Имя прилагательное»;
- содействовать формированию коллективизма;
- развивать навыки по методике КСО (коллективный способ обучения).
Оборудование: опорные конспекты по теме, алгоритмы работы в парах сменного состава.
На доске записан эпиграф:
Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд.
(А.Македонский).
План-проблемы:
- Имя прилагательное, разряды;
- Степени сравнения прилагательных;
- НЕ с прилагательными;
- -Н- и -НН- в прилагательных;
- Дефисное написание прилагательных;
- О, Ё после Ц, Щ, суффиксы -К-, -СК-.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
«Уважаемые господа, коллеги! Мы сегодня проводим заседание учёного Совета по следующим проблемам темы « Имя прилагательное» (чтение плана). Каждый из присутствующих на нашем Совете должен отчитаться перед своими коллегами о степени усвоения темы. На Совете присутствуют 4 группы, каждая из которых попытается в соревновании занять I место. В каждой группе есть докладчик, рецензент, оппонент, то есть возражающий.Для ведения Совета необходимо выбрать председателя учёного Совета.
-Какие будут предложения? (ученики выбирают учителя).
-Чтобы завоевать это право, я готова держать экзамен (вопросы по теме задают ученики).
-Мне нужны помощники, учёные секретари (четыре ученика становятся консультантами, так как отлично ответили на вопросы).
Микрозачёт в группах по опорным сигналам (5-10 минут).
-Прежде чем перейти к защите научных проблем, проведём небольшую разминку.
Диктант « Гусеница».
(ученики в первой паре диктуют друг другу прилагательные, трудные по написанию, затем проверяют друг друга и расходятся. Один вариант сидит неподвижно, а другой движется).
Багряный, очаровательный, юный, удивительный, румяный, пряный, обаятельный, пленительный, сообразительный, внимательный, песчаный, голубой.
I. Лингвистический рассказ по ОК № 1 « Имя прилагательное, разряды».
(оценивает ответ рецензент по плану « 5 П» : правильно, полно, последовательно, пояснения, примеры).
Вопросы оппонентов:
- Чем отличается род имён прилагательных от рода имён существительных?
(род существительных- постоянная категория, а прилагательное согласуется с существительным в роде).
- Могут ли некоторые имена прилагательные быть и притяжательными и относительными? ( могут, заячий след ( чей?)- притяжательное, заячий тулуп ( какой?)- относительное, отцовское пальто- отцовское чувство).
-Какие работы вы предложите учёному Совету? (все группы выполняют задание).
Задание: определить разряды.
Среднее образование ( отн.,), в дремучем лесу ( кач.,), январским вечером ( отн.,), в кратком изложении ( кач.,), при вечерней заре ( отн.,), из великолепной материи (кач.,), юный богатырь ( кач.,), презрительное выражение ( кач.,), с весёлым приветом (кач.,), волчий аппетит (кач.,).
II. Лингвистический рассказ по ОК № 2 « Степени сравнения».
Вопросы оппонентов:
- Какое качественное прилагательное не имеет степеней сравнения?
- Можно ли образовать степени сравнения от относительного прилагательного? (мёртвый)
Задание группам: Игра « Кто больше?».
( придумать и записать в тетрадь как можно больше пословиц, в которых есть степень сравнения прилагательных?).
- Худой мир лучше доброй ссоры.
- Здоровье дороже золота.
- Правда светлее солнца.
- После работы еда вкуснее.
- Старый друг лучше новых двух.
- Добрые слова лучше мягкого пирога.
-Каким членом предложения является прилагательное в сравнительной степени? (сказуемым)
Оценка в парах.
-Я предлагаю игру «Ха- ха».
Задание: Я называю формы степеней сравнения прилагательных, если правильно – молчите, если не правильно, то говорите « ха-ха» и исправляете ошибку.
Строгий-строгайший ( чередование), добрый-добрейший, тихий-тихайший (чередование), храбрый-храбрейший, глубокий-глубокайший (чередование), богатый-богачейший, высокий- высочайший, скучный-скучнейший, редкий-редкейший (чередование), вечерний-вечернейший ( относит.,) нет степени сравнения, древний-древнейший, верблюжий-верблюжайший (притяж.,) нет степени сравнения.
- Ребята, что выражает степень сравнения? (признак в той или иной мере). Степень сравнения помогает нам в описании, в развитии речи.
- Сейчас мы посмотрим, как развита ваша речь, сможете ли вы исправить других.
Смехопауза. Юмористический рассказ.
Ку-ка-ре-ку.
Само больше я люблю заниматься рыбной ловлей. С Петькой мы часто соревнуемся. И секрет этого соревнования в следующем. Кто проснётся раньше петуха, тот занимает более выгоднейшее место для клёва. А есть у нас такое. Рыба там клюёт само больше, и место для сидения более удобнее, чем в других местах. А как радуешься, когда вдруг на твоём крючке появляется самый красивейший лещ.
Изредка поглядываю на Петьку, лицо у него становится круглее футбольного мяча. Он в напряжении. Ждёт самого удачного момента. Но как назло не везёт.
- Не надо просыпать! Ку- ка- ре- ку!
-Какие нормы произношения нарушены? Исправьте их. Объясните почему?
III. Лингвистический рассказ по ОК № 3 « Правописание НЕ с прилагательными».
Вопрос оппонента:
Объясните правописание НЕ с прилагательными в данном примере?
Недорогое, а красивое платье ( признаки не сопоставимы).
Задание: Работа по перфокартам.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
НЕ - приставка | X | X | X | X | X | X | X | |||
НЕ - частица | X | X | X |
- Невысокий кустарник
- Не большой, а маленький дом
- Книга небольшая, а интересная
- Далеко не красивый вид
- Недорогой, а красивый ситец
- Неинтересный рассказ
- Неприветливый взгляд
- Не широкая, а узкая канава
- Недостойное поведение
- Небольшое расстояние
Взаимопроверка в парах. Баллы записывают на доску.
Орфоэпическая минутка. Стихотворение « Между прочим».
Говорил он, между прочим,Проведите небольшую исследовательскую работу. Исправьте ошибки в произношении.
Красивее, мы так хочим,
Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, бюлитень,
Поверх плана выполняем,
Агент звонит целый день.
IV. Лингвистический рассказ по ОК № 4 «Правописание – Н и –НН- в прилагательных».
Вопрос оппонента:
Придумайте прилагательные с суффиксом – ЯН, который входит в корень
( пряный, румяный).
Выборочный диктант.
-Н- 1. петушиный гребень |
-НН- 1. именинный пирог |
Смехопауза:
Коллоквиум штормило.- Эти слова вы часто слышите по телевидению. Что они обозначают? Мы пригласили переводчика английского языка, который нам поможет понять лексическое значение этих слов.
Схватились дискутанты.
Один сказал:
- Маркетинг!
Другой отрезал:
-Брифинг!
А третий рявкнул:
- Клиринг!
И грохнул кулаком.
Так в нашем регионе
Достигнут был консенсус
Посредством плюрализма,
Хотя и эксклюзивно,
Но что весьма престижно-
Без спонсоров притом!
- Коллоквиум- дискуссия по одной теме, дискутант- спорщик, маркетинг-искусство рекламы, брифинг- выяснение сути, главного в вопросе, клиринг- чистый- ясность в вопросе, регион- район, консенсус- согласие, плюрализм- множество мнений, спонсор-поддержка, помощь, опора.
- Ребята, давайте запишем эти новые для вас слова в орфографический словарик.
- А как называются эти слова в лексике? ( заимствованные, иноязычные)
- Ребята, а можно наш Совет назвать коллоквиумом, дискуссией? ( можно)
- Мы рассмотрели научные проблемы, а теперь мы посмотрим, какая группа будет более быстрой, сообразительной.
Викторина:
- Могут ли перейти в существительные следующие прилагательные: белый, красный, молодой,новый, старый, хороший, плохой, прямой, кривой. Приведите примеры.
- Приведите примеры качественных и относительных прилагательных с суффиксом -тельн.
Качественные: удивительный, утомительный, сознательный, решительный.
Относительные: указательный, наступательный, оборонительный.
- В каком известном стихотворении А.С.Пушкина прилагательное родной употреблено в смысле существительного?
Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика.
- Может ли окончание имени прилагательного состоять из 4-х звуков?
Может, лисьего – [йэго].
С каким разделом русского языка это связано? ( фонетика).
5. Название какой единственной в мире национальности является прилагательным, которое используется в роли существительного? ( русский).
6. В басне И.А.Крылова « Волк на псарне» есть 4 прилагательных в смысле существительных. Назовите их и объясните, почему они перешли в разряд существительных ( гончие, ловкий, мировая, прошлое).
7. Какие грамматические термины являются именами прилагательными, перешедшими в разряд существительных? ( прилагательные, существительные).
8. Назовите известные вам собственные имена ( географические имена, фамилии, представляющие собой прилагательные, перешедшие в разряд существительных на -ий, -ский, -ин, -ов.
Горький, Маяковский, Гагарин, Матросов, Лермонтов.
9. Установите смысловое различие пар имён прилагательных: чудный- чудной, складный- складной, языковый- языковой, основный- основной.
10. Подберите несколько прилагательных, перешедших в существительные, но имеющие синонимические слова с суффиксом: ( богатый- богач, бедный- бедняк, смелый- смельчак, грубый- грубиян).
Подведение итогов викторины.
- Мы пригласили на наш Совет гостя из страны Этимологии « Знаете ли вы, что…».
- А теперь проверим, какие интересные задания вы сделали в парах сменного состава по карточкам (взаимодиктанты, взаимопроверки).
Итоги урока:
- Какая группа набрала больше хороших и отличных оценок?
- Какие задания больше понравились учёному Совету?
Награждение групп призами.