Вступительное слово автора
Дорогие коллеги!
Сегодня жизнь ставит перед учителем нелегкую, но увлекательную задачу – внедрение новых подходов и методов работы в практику литературного образования школьников. На протяжении нескольких лет современная школа нуждалась в коренных качественных изменениях в отношении обучения и воспитания. В последние годы произошли большие перемены в жизни современной школы: изменяются учебные планы, разрабатываются и успешно внедряются в учебный процесс альтернативные программы и учебники, осваиваются новые методические подходы и формы проведения учебных занятий.
Творчески работающий учитель при подготовке современного урока не только опирается на уже имеющийся опыт традиционного преподавания, но вправе самостоятельно решить проблему методики того или иного урока.
Книга, которую вы раскрыли, – это не методические рекомендации, а своеобразное приглашение в творческую лабораторию. Вашему вниманию предлагаются конспекты уроков, которые, “родившись” за домашним письменным столом, продолжали создаваться учениками вместе с учителем во время занятий и после них. Это сборник так называемых “нестандартных” уроков и внеклассных мероприятий по литературе, который может быть использован педагогом при подготовке к занятиям.
Активное участие школьников при проведении урока, их участие в ролевых играх, самостоятельная подготовка отчетов и работа в группах значительно повышают качество усвоения учебного материала, способствуют развитию речи, коммуникативных навыков общения и других творческих способностей.
Рассчитывая на профессиональный диалог, автор приглашает своих коллег к сотрудничеству и обмену опытом.
Урок 1
“Она единственная моя подруга…”
Изложение с элементами сочинения
по творчеству А.С. Пушкина в 7 классе
“Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!”
А.С. Пушкин.
Цели урока
- Проверить сформированность умений учащихся сохранять при пересказе типологическое строение текста.
- Развивать умение учащихся сохранять при пересказе особенности публицистического стиля речи.
- Продолжить работу над формированием умения учащихся использовать параллельное соединение предложений в тексте, обратный порядок слов, экспрессивный повтор.
- Показать учащимся влияние русских национальных традиций, русского характера на творчество поэта.
Оформление доски
Эпиграф
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.А.С. Пушкин.
Выставка книг и творческих работ учащихся
“Прочитайте эти книги”
- Книга М. Басиной “Там, где шумят Михайловские рощи”, издательство “Детская литература”, Л., 1969.
- Книга А.С. Пушкина “Сказки”, издательство “Дрофа”, М., 1998.
- Книга А.С. Пушкина “Стихотворения и поэмы”, издательство “Детская литература”, М., 1997.
- Иллюстрации учащихся к произведениям А.С. Пушкина.
Вступительное слово учителя
Как рождаются стихи? Очень часто мы задумываемся над этим вопросом. Никто не может дать точного ответа, но с уверенностью можно сказать, что их источником, как правило, является реальная жизнь, знакомые люди, близкие и бесконечно дорогие.
“Она единственная моя подруга”, – так писал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин о своей няне, о женщине, которая, быть может, сыграла главную роль в его поэтическом вдохновении.
Об этом сегодня пойдет речь на уроке, об этом текст, с которым мы будем работать.
Работа с текстом
(Текст составлен по книге М. Басиной “Там, где шумят Михайловские рощи”).
Каждый день, просыпаясь по утру, Пушкин слышал осторожные, шаркающие шаги в коридоре. “Мамушка…”, – думал он с нежностью, и легче становилось на сердце. Он не один. Есть у него друг – его старая няня Арина Родионовна. Она с ним, как в детстве.
- Батюшка, – говорила няня, – что ты меня все мамой зовешь, какая я тебе мать?
- Не та мать, что родила, а та, что молоком вскормила, – отвечал поэт.
Долгие зимние месяцы коротали они вместе. Зимой темнело рано. Арина Родионовна брала веретено или спицы и шла в кабинет к Александру Сергеевичу. Ветер завывал в трубе. Арина Родионовна пряла в сторонке. Свеча потрескивала на столе. Смутные тени метались по стенам. Пушкину казалось, что он один на всем белом свете. Он да няня. А там, за окном, снег, вой ветра. Тоска сжимала сердце… Так рождались стихи:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
В долгие зимние вечера няня рассказывала поэту свои сказки, пела песни. “Вечером слушаю сказки моей няни. Она единственная моя подруга, и только с нею мне не скучно, – писал он. – Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!”
Он записывал их “впрок”, чувствуя, что еще вернется к ним. И вернулся. Через несколько лет, когда Арины Родионовны уже не было в живых, на основе ее рассказов поэт написал свои знаменитые сказки в стихах.
(По ходу чтения учитель показывает ребятам репродукции, иллюстрации к книге, набор открыток из фотоальбома “А.С. Пушкин в Михайловском”).
Беседа по вопросам
Учитель и учащиеся обсуждают следующие вопросы:
- Какова главная мысль текста?
- Почему поэт так трепетно и нежно относился к своей няне?
- Что сближало поэта и простую русскую женщину?
- Как проходили долгие зимние вечера в Михайловском?
- Как рождались стихи? Что вдохновляло поэта на их написание?
- В чем секрет Арины Родионовны – сказочницы?
- Почему А.С. Пушкин называл сказки поэмами?
- Что он имел в виду?
Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения
Структура будущего изложения может быть схематически представлена планом, который создается в процессе коллективной работы.
- “Есть у него подруга – старая добрая няня”.
- В долгие зимние вечера.
- Так рождались стихи.
- “…и с нею только мне не скучно…”
- “Что за прелесть эти сказки!”
Учащиеся обобщают полученную в ходе урока информацию о творчестве А.С. Пушкина, подробно устно пересказывают услышанный на уроке текст, выражают свое отношение.
Итоговое задание для учащихся – написать небольшое сочинение-миниатюру по данному тексту.
Для выполнения творческого задания предусмотрено два уровня сложности.
1 уровень. Рассказать о любимой сказке А.С. Пушкина.
2 уровень. Ответить на вопрос: “Нужен ли в жизни человек, которому можно доверить свои сокровенные мысли, например, стихи? Есть ли такой человек в твоей жизни?”
Заключительное слово учителя
Дорогие ребята! Мы с вами попытались приоткрыть еще одну страничку из жизни великого русского поэта А.С. Пушкина, узнали о том, что вдохновляло поэта на создание чудесных сказок, знакомых каждому из нас с детства.
Домашнее задание
- Подготовиться к викторине по сказкам А.С.Пушкина.
- Выписать цитаты из сказок.
Урок 2
Экскурсия в школьную картинную галерею на выставку творческих работ художника, преподавателя средней общеобразовательной школы № 8 города Клина
Ширяева Михаила Михайловича
Цели урока
- Познакомить гостей выставки и учащихся с творчеством художника Ширяева Михаила Михайловича.
- Показать разнообразие тематики и жанров творческих работ художника.
- Организовать встречу с художником в форме беседы по теме “Несколько вопросов взрослому…”
- Продолжить совершенствование навыков устной речи учащихся старших классов.
- Подготовить учащихся к написанию сочинения-отзыва об экскурсии.
- Продолжить работу по воспитанию любви к родному краю, бережного отношения к природе на примере работ художника.
Вступительное слово учителя
Дорогие друзья! Мы приглашаем Вас посетить нашу школьную картинную галерею. Мы – это учителя и учащиеся средней школы № 8. Мы любим встречать гостей и придерживаемся старинного обычая: “Все, что в доме есть лучшего, – дорогим гостям”. Сегодня Вы побываете на выставке творческих работ нашего учителя – Ширяева Михаила Михайловича. Михаил Ширяев – это “визитная карточка” нашей школы. Мы надеемся, что Вам надолго запомнится наша выставка.
Ход экскурсии
Посетители выставки и учащиеся приглашаются в выставочный зал. Гостей выставки встречает автор художественных работ Ширяев Михаил Михайлович. О творчестве художника рассказывают учащиеся старших классов средней школы № 8, выступающие в роли экскурсоводов.
Первый экскурсовод
Мы знаем непреложную истину о том, что все в жизни начинается с детства. Так в далеком 1947 году маленьким мальчиком пришел в нашу школу Михаил Михайлович и уже тогда ощутил потребность в рисовании.
Учеба в Тверском университете на биологическом факультете и служба в армии еще больше развили в нем желание заниматься творчеством: он был редактором “Боевого листка”, занимался оформлением кабинетов и учебных помещений. Таким образом, увлечение Михаила Ширяева рисованием, оформительской работой переросло в серьезную потребность к творчеству.
Долгая упорная работа, многочисленные этюды и наброски, и вот, наконец, участие в выставке творческих работ в 1972 году. Первая работа художника, принявшая участие в этой выставке, сейчас находится в нашем зале. Посмотрите на нее. Это этюд “Река Сестра”.
Второй экскурсовод
Стремительное движение воды, необыкновенная природа Подмосковья во все времена волновала людей.
Художник стремится передать зрителю свою любовь к родному краю, его красоту, восхищение родной природой.
Посмотрите, как точно удается художнику показать притихшийзимний лес, речку, укутанную снежными сугробами. Создается впечатление, что все вокруг как бы замерло, застыло, и только едва пробивающийся солнечный свет вселяет зрителям надежду о скором приближении весны.
Первый экскурсовод
Пейзаж – это любимый жанр художника Михаила Ширяева. В этом жанре написаны очень многие его произведения.
Перед нами еще одна картина о зиме с незамысловатым названием “Зима в Подмосковье”.
Многие художники используют эту тему в своем творчестве. Пейзажи Михаила Ширяева очень правдивые, реальные, как бы “подсмотренные” художником в жизни и искусно перенесенные на полотно. Стоит только выйти за порог школы, и природа, изображенная на картине, как бы оживает.
Второй экскурсовод
Унылая пора,
Очей очарованье…
Это об осени, об удивительном времени года. С ним щедростью и богатством красок не может сравниться ни одно другое время года. Каждый год осенью мы с Михаилом Михайловичем идем на экскурсию в лес. “Посмотрите, как красиво вокруг! Так и хочется взять в руки кисть и нарисовать все это”, – говорит нам учитель.
И вот эта картина перед нами. Она называется “Дары осени”. Произведение написано в жанре натюрморта. Это тоже один из любимых жанров художника. С каким мастерством вырисовывает он предметы быта и щедрые дары природы.
Тема лета занимает важное место в творчестве Михаила Ширяева. Он очень любит рисовать цветы. Это и любимые всеми подмосковные ромашки, и нежно-голубые васильки, и прекрасные букеты садовых роз. Чудо, сотворенное природой, оживает под кистью художника!
Таких работ у нас на выставке очень много. Построенные на контрасте, эти замечательные картины представляют собой единый завершенный ансамбль.
Первый экскурсовод
Каждому из нас интересно, как к художнику приходит вдохновение. Однажды Михаил Михайлович рассказал нам такую историю.
Петр Ильич Чайковский очень любил гулять по Майдановскому парку. Однажды во время прогулки молодой художник Грабарь, приехавший к композитору в гости, спросил Петра Ильича о том, как к нему приходит вдохновение. Гениальный композитор ему ответил тогда, что вдохновение – это дар, данный человеку от Бога, но он дается только очень трудолюбивым людям. Вдохновение не доступно ленивым.
Мы часто вспоминаем эту историю, и каждый раз убеждаемся в ее правдивости. Михаил Михайлович именно такой человек: неугомонный и увлекающийся. Ему интересно все: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура…
Помимо большого числа живописных работ на нашей выставке также представлен отдельный пласт творчества Михаила Ширяева. Это целый ряд произведений декоративно-прикладного искусства, художественные изделия, композиции и скульптуры из природного материала, аранжировки из натуральных растений, гербарии и инсталляции, иллюстрирующие неповторимую красоту природы нашего родного клинского края.
Второй экскурсовод
Все виды изобразительного искусства отличаются разными выразительными средствами. Мы знаем, что главное средство выразительности в живописи – это цвет, колорит; в графике – линия, штрих, тон. Но есть еще один популярный вид изобразительного искусства, который сочетает в себе многие выразительные средства живописи и графики. Вы, конечно, догадались, что это флористика – искусство составления букета из засушенных цветов.
В конце нашей встречи мы познакомимся с наиболее яркими работами художника, выполненными именно в этой технике. Удивительное сочетание цвета и природных форм засушенных растений в руках умелого и талантливого мастера получает вторую жизнь. Невозможно пройти мимо и не полюбоваться этими произведениями искусства.
Первый экскурсовод
Уважаемый Михаил Михайлович! В одной из наших бесед вы говорили нам, что считаете себя художником-любителем. Расскажите нам, пожалуйста, что, на Ваш взгляд, является главным в творчестве художника?
Михаил Михайлович Ширяев
Невозможно в короткой беседе полностью раскрыть все грани творчества художника, их можно только почувствовать. Не каждый может нащупать ту единственную ниточку, которая связывает талантливую личность с другими людьми.
Скульптор Сергей Коненков однажды сказал: “Все искусства, так или иначе, связаны между собой. Трудно иногда определить жанр, выразительные средства, но очень важно понять, какие чувства вкладывает художник в то или иное произведение”. Если мои картины нашли зрителей, люди не остались равнодушными и не прошли мимо, значит, стоило посвятить этому делу часть моей жизни.
Домашнее задание
В качестве домашнего задания учащимся предлагается написать сочинение-отзыв в школьную газету, в котором они должны рассказать о своих впечатлениях об экскурсии.
На фото: М.М. Ширяев на выставке своих работ.
Урок 3.
Развитие речи. 8 класс
Деловая игра:“Заседание редакционного совета школьной газеты”
Цели урока
- Закрепить представление учащихся о журналистских жанрах газетных публикаций.
- Закрепить навыки учащихся по подготовке публикаций в СМИ.
- Отработать навык написания сочинения в форме статьи.
- Продолжить работу по патриотическому воспитанию учащихся, формированию у них чувства сопричастности и уважения к памяти героев Великой Отечественной войны.
Оформление урока
- Стенд-раскладка с газетными статьями.
- Выставка книг о войне под Москвой.
- Фотографии.
- Маршрутная карта.
Эпиграф
Прежде, чем писать, я задаю себе три вопроса:
что хочу написать, как написать и для чего написать...Максим Горький
Ход урока
Представим, что наш класс – это коллектив редакции школьной газеты. На заседании редакционного совета присутствуют сотрудники редакции:
- главный редактор;
- заместитель главного редактора;
- корреспонденты;
- фотокорреспонденты;
- литературная редакция;
- художники-оформители и дизайнеры;
- сотрудники отдела писем;
- видеогруппа.
Главный редактор
Бурной жизнью живет сегодня наш город. Клин – это современный промышленный центр, который имеют богатую историю и традиции. В нашем городе помнят и чтят ветеранов. Взрослые люди стараются делать все для того, чтобы ребята хорошо знали историю своего города, своих героев, которым поставлены памятники, именами которых названы улицы нашего города.
Наши читатели к этой теме проявляют большой интерес. Мы приступаем к подготовке специального выпуска газеты, который будет посвящен Дню освобождения Клина.
Заместитель главного редактора
Каждый номер газеты создается коллективным трудом всех ее сотрудников. Некоторое время назад нашим корреспондентам было дано журналистское задание по сбору материалов для публикаций об одной из улиц нашего города, которая носит имя Миши Балакирева.
Сегодня мы должны обобщить собранный коллегами материал и утвердить материалы для написания статей специального выпуска нашей газеты.
Работа в творческих группах
Первый корреспондент
Получив задание редакции, мы решили его выполнить, используя научный подход. Мы изучили материалы книг, статей, брошюр и архивных документов по этой теме.
С этой целью мы отправились по следующим адресам:
- школьная библиотека;
- городская библиотека;
- Управление по архитектуре и градостроительству Администрации Клинского муниципального района;
- городской военкомат.
Через наши руки прошло множество документов, книг и архивных материалов. О некоторых из них мы сегодня расскажем.
Второй корреспондент
Я хочу рассказать об очень интересной книге “Города Подмосковья” (издательство “Московский рабочий”, М., 1980).
В этой книге говорится о том, что в годы Великой Отечественной войны на территории города Клина было сформировано четыре партизанских отряда. В борьбе с фашистами совершили свои бессмертные подвиги многие герои. Клинские партизанские группы в годы войны активно действовали в тылу врага: уничтожали вражеские соединения, взрывали военную технику и склады боеприпасов, проводили разведывательные операции.
Партизанам активно помогали простые горожане, жители поселков и деревень. Немало геройских подвигов совершено местными детьми и подростками. Одним из таких героев был Миша Балакирев.
Третий корреспондент
Мне в руки попала книга “На Северо-западе от Москвы”.
Это небольшая брошюра, но она очень ценная по содержанию. В ней рассказывается о военных событиях в Подмосковье, и в частности, в Клинском районе. Автор одной из статей данной книги В. Павелко приводит документальные материалы о Мише Балакиреве. Вот некоторые выдержки из его статьи:
“В Клину тринадцатилетний школьник Миша Балакирев вместе с сестрой и товарищем пытались мстить фашистским захватчикам. Для осуществления своего замысла юный патриот хотел похитить у немецких солдат оружие. Однако его замысел не удался. При обыске квартиры гитлеровцы обнаружили спрятанное оружие, схватили мальчика и после жестоких испытаний и пыток убили его…”
Четвертый корреспондент
Мне хочется показать вам очень важную книгу. Меня охватывает большое волнение, когда я беру ее в руки.
Это “Книга Памяти (50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов посвящается), том 9, Клинский район” (издательство “Мысль”, М., 1997).
Открываем пятую страницу книги, на которой особой записью увековечена память героя: “Балакирев Михаил, партизан, 1928 года рождения, погиб в декабре1941 года. Похоронен: город Клин, Московская область”.
Пятый корреспондент
Наша группа получила задание изучить материалы о Мише Балакиреве, хранящиеся в Клинском краеведческом музее. Я хочу коротко рассказать об интересных материалах, которые были нам любезно предоставлены сотрудниками музея
В нашем музее сохранились сведения, связанные с именем Миши Балакирева. На улице Загородной в годы войны образовалась группа ребят, которые, как могли, помогали взрослым. Они тушили зажигалки, спасали от пожаров дома, подожженные немцами.
Однажды, уже после освобождения Клина, за сараем один из жителей обнаружил истерзанное тело юноши. Обнаженный по пояс, с многочисленными огнестрельными и колотыми ранами… Это был Миша Балакирев.
По свидетельствам очевидцев была восстановлена картина происшедшего. Около одного из домов стоял “Опель”. Миша, проходя мимо, увидел кобуру с пистолетом. Он открыл дверь машины, взял пистолет, но уйти не успел. Фашист отобрал оружие и отпустил Мишу. Позднее немцы, заинтересовавшись этим фактом, стали разыскивать мальчика. При расспросах одна из женщин, обсуждая, кто бы это мог быть, упомянула Мишу. Немцы нагрянули с обыском в дом его родителей. На чердаке нашли винтовку, боеприпасы, другое оружие. Мишу арестовали, жестоко пытали. Те муки, которые вытерпел юноша, свидетельствуют о том, что фашисты ничего не смогли выпытать у юного героя.
Вот такой рассказ мы услышали от работников музея.
Шестой корреспондент
В Клинском городском военном комиссариате мы узнали, что Миша Балакирев похоронен около церкви “Всех скорбящих радость”, имя Миши увековечено в Книге Памяти, а улица Загородная получила его имя.
Седьмой корреспондент
Проходят годы, а юный герой, жизнь которого стала для нас примером, и сегодня рядом с нами. Улица, названная именем Миши Балакирева, средняя школа №4, городской краеведческий музей и люди бережно хранят память о нем.
Главный редактор:
Уважаемые коллеги! Необходимо отметить, что вами проделана очень большая работа, собрано много материалов, которые станут основой для написания заметок и статей для специального выпуска нашей газеты.
Фотокорреспонденты
Мы подготовили фоторепортаж о том, какой жизнью живет сегодня улица Миши Балакирева. Фотографии наглядно показывают, как выглядит современная городская улица сегодня. Мы узнали много нового о предприятиях и организациях, расположенных здесь. (Демонстрируют фотографии).
Представители отдела писем
Наши сотрудники обратились к школьникам клинского района с просьбой прислать нам в редакцию письма, в которых бы они рассказали о своем отношении к событиям военного времени, к теме Памяти. Мы хотели узнать, насколько это важно и необходимо для современной молодежи. В ответ на нашу просьбу мы получили письма от учащихся школы № 8. Вот краткие выдержки из них.
Письмо первое. “Улицы нашего детства”. “Нужно прямо сказать о том, что мы, ребята, не так уж часто задумываемся о прошлом нашего города, о его истории и о том, что было когда-то. Каким же будет наше завтра? Вспомнят ли о нас наши дети? Что нужно сделать нам, молодым, чтобы потом не было стыдно за себя, за свои поступки?”
Наташа. Н
Письмо второе. “...Мне кажется, что молодое пополнение с благодарностью относится к ветеранам войны, уважает их и сожалеет, что с каждым годом их становится все меньше и меньше. Люди уходят, но память о них будет жить всегда...”
Дима С.
Письмо третье. “Я считаю, что создавать счастливую жизнь, делать открытия, развивать науку, можно лишь тогда, когда ты знаешь и чтишь традиции своего народа, бережно хранишь память о прошлом и о тех людях, кто совсем молодым вошел в историю, не пощадив для этого ни себя, ни своей жизни”.
Иван П.
Главный редактор
Я рекомендую материалы, представленные на наше заседание для обсуждения, использовать при подготовке статей специального выпуска нашей газеты. Особо радует то, что подтверждением актуальности выбранной нами темы номера стали письма, присланные в адрес нашей редакции.
Мы любим наш клинский край, гордимся людьми, которые в нем живут, бережно храним память о тех, кто когда-то прославил наш город.
Из окон автобусов и маршруток можно увидеть мелькающие таблички с названиями улиц: улица Захватаева, улица Гагарина, улица Миши Балакирева, улица Маяковского… Их еще очень много, этих улиц и переулков, где так стремительно проходит наше детство и юность, откуда, совсем скоро мы оправимся во взрослую жизнь. А какой она будет, покажет время.
Домашнее задание
В качестве домашнего задания учащимся предлагается написать сочинение в жанре статьи или заметки в газету.
На фото: Школьный праздник, посвященном Дню Победы.
Список литературы
- Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений разных жанров: книга для учителя. - М., Просвещение, 1992
- Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка: книга для чтения. - М., Просвещение, 1991.
- Краснухина Г.Г. Я иду на урок литературы: книга для учителя, М., “Первое сентября”, 2002.
- Энциклопедия для детей, т. 9. Русская литература. - М., Аванта+, 1998.
- Габуева З.У., Гаврина Е.В. Сценарии внеклассных тематических мероприятий по литературе: практическое пособие, Айрис-пресс, 2006.