Русский язык
-
"Пунктуация при однородных членах с обобщающим словом" 2008
Урок по теме: "Пунктуация при однородных членах с обобщающим словом" имеет своей целью формирование пунктуационных умений и навыков при однородных членах с обобщающим словом; показать, что однородные члены и обобщающие слова - понятия разных объектов (видовые и родовые, часть и целое); указать на определенное интонационное оформление обобщающих слов.
-
Программа элективного курса "Метафора как номинативная единица в системе языка" 2008
Программа элективного курса "Метафора как номинативная единица в системе языка" рассчитана на учащихся 10–11-х классов общеобразовательных школ. Роль курса – в углубленном изучении одного из разделов русского языкознания, в совершенствовании и развитии важных литературоведческих знаний и умений учащихся, предусмотренных школьной программой. Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
-
Использование афоризмов военной тематики на уроках русского языка 2008
В работе рассмотрена ассоциативная форма обучения грамоте на примере использования различных жанров афоризмов. Реализация воспитательных возможностей данного материала имеет основные направления: повышение познавательной активности учащихся путем знакомства с различными жанрами афоризмов, воспитание нравственных качеств (патриотизм, коллективизм, героизм), влияние на профессиональное самоопределение, воспитание интереса к труду военнослужащего.
-
Конспект урока развития речи по русскому языку для 11-го класса: "Письмо другу. Яркое событие моей жизни. Обучение написанию дружеского письма" 2008
Работа представляет собой конспект урока развития речи по русскому языку для 11-го класса (можно использовать при профильном и непрофильном обучении). На примере писем М.А. Булгакова в ходе урока учащиеся повторяют отличие дружеского письма от делового, правила написания писем и основные композиционные элементы, а также закрепляют навыки написания дружеских посланий.
-
Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из словаря 2008
В данной работе представлены лишь некоторые из возможных упражнений, которые можно рекомендовать при работе над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Эти упражнения позволят учителю заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.
-
Урок русского языка в условиях системы развивающего обучения Л.В. Занкова 2008
Работая в условиях системы развивающего обучения, необходимо строить уроки так, чтобы все его компоненты давали возможность ребёнку самостоятельно находить и критически оценивать способы решения возникших перед ним задач.
-
"Вода, вода, кругом вода…" 2008
Представлено интегрированное занятие, призванное показать ученикам, что мир, в котором мы живем, удивительно интересен, многообразен. Он представляет собой единую, целостную систему. Разговор о таком уникальном веществе, как вода, способствует расширению кругозора учащихся, формированию познавательного интереса, развитию устной и письменной речи. Урок рекомендуется проводить как обобщающе-повторительный в начале или в конце учебного года в 7–8-х классах.
-
Обобщающие уроки по темам "Морфология" и "«Не» с существительными" 2008
Представлены 2 урока по русскому языку.
-
Элективный курс "Деловой русский язык в школе". Занятие "Инновационные формы делового общения" в 11-м классе 2008
Как помочь выпускнику успешно реализовать себя, достойно представить себя на современном рынке труда? Как я, учитель русского языка, могу помочь выпускнику в этом? Предлагаю свой эксперимент.
-
Работа по культуре речи на уроках русского языка как средство повышения интереса учащихся к изучению русского языка 2008
В школьной программе по русскому языку, по мнению многих словесников, работе по культуре речи уделяется мало внимания. Учебники содержат небольшой дидактический материал по культуре речи, который не всегда систематизирован. В связи с этим был разработан мобильный динамический блок разноуровневых упражнений и заданий, основным содержанием которых является систематическая углубленная работа с различными видами языковых норм на уроках русского языка в 5–11-х классах.
-
Открытый урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Фонетика" 2008
На уроках, проводимых в нетрадиционной форме, можно сделать преподавание наиболее эффективным. Форм очень много, но главное - побуждать учеников к совместной деятельности. Главная цель - привить любовь к великому русскому языку, научить работать с книгой, воспитывать настойчивость в преодолении трудностей усвоения русского языка. Задача школы - научить детей грамотно, выразительно и образно излагать свои мысли, неустанно работать над совершенствованием культуры речи.
-
"АБВГДейка". Интеллектуальная игра по русскому языку с использованием информационных игровых технологий 2008
Представленная игра "АБВГДейка" по русскому языку составлена на основе тем курса русского языка за 1-й класс. "АБВГДейка" – командная игра. Она имеет большое образовательное и воспитательное значение. В процессе игры первоклассники учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Соревнуясь, дети общаются со сверстниками, каждый стремится поделиться своими мыслями, а также утвердить свой авторитет среди одноклассников.
-
Урок русского языка в 7-м классе "Сочинение - этюд о жостовских подносах" 2008
В ходе урока до учащихся доносится информация о прикладном искусстве, изготовлении и росписи жостовских подносов; ребята рассматривают образцы подносов, узнают новые слова и выражения, учатся описывать видимый предмет.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 5-м классе "Письмо" 2008
Следует вспомнить о великой литературе, о письмах, связывающих людей, разделенных тысячами километров, о множестве жизней, спасенных благодаря записке в бутылке. Но у всех разнообразных даров письменности есть нечто общее. Это свобода. Свобода от времени и расстояния, от невежества и обмана, свобода принимать решения, общаться, верить, творить...
-
Интегрированный урок русского языка и математики "Вместе будем обобщать". Односоставные предложения и квадратные уравнения 2008
Предлагается интегрированный урок в 8-м классе по русскому языку и математике. Для проверки используются тесты по предметам, предложено сочинение-рассуждение.
-
Обособленные члены предложения. Закрепление. 8-й класс 2008
Урок русского языка в 8-м классе по теме "Обособленные члены предложения" преследовал цель формирования прочных навыков обособления членов предложения, умения практического применения правил, воспитания любви к родному городу, его истории, культуре. Материал урока посвящен предстоящему юбилею города Астрахани, поэтому используются стихи о городе, открытки с изображением Астрахани, письмо И.С. Аксакова родителям о впечатлениях во время пребывания в нашем городе в составе ревизской комиссии в ХIХ в.
-
Урок обучения грамоте по учебнику В.Г. Горецкого "Русская азбука". Звуки [г], [г'], буква "Г, г" 2008
При составлении конспекта урока использовалась оригинальная авторская методика Г.А. Бакулиной с применением средств субъективизации. Учащимся передается часть функций учителя. Они принимают активное и осознанное участие в организации и проведении структурных этапов урока. Дети формулируют тему и цель урока, определяют виды и содержание всей учебной деятельности на отдельных его этапах, принимают активное участие в овладении учебным материалом.
-
Мастерская письма "Буквы нам нужны всегда, мы без буквы никуда" 2008
Урок-мастерская в начальной школе посвящен алфавиту.
-
Урок здоровья в 5-м классе. Обобщение по теме "Глагол" 2008
Воспитание здоровых привычек и пропаганда здорового образа жизни младших школьников являются одной из важнейших задач в настоящее время.
-
Виды работ над словами с непроверяемыми орфограммами. Опыт работы со словарными словами в 3–4-х классах 2008
Правописание словарных слов часто вызывает определённые трудности у детей. Предлагаю вашему вниманию нестандартные виды и формы работы со словарными словами в 3-х и 4-х классах. Разнообразная работа вызывает у детей интерес, они с удовольствием учатся, усваивают написание слов с непроверяемыми орфограммами.
-
Виды работ над словами с непроверяемыми орфограммами. Опыт работы со словарными словами в 1–2-м классах 2008
Правописание словарных слов часто вызывает определённые трудности у детей. Предлагаю вашему вниманию нестандартные виды и формы работы со словарными словами в 1-х и 2-х классах. Разнообразная работа вызывает у детей интерес, они с удовольствием учатся, усваивают написание слов с непроверяемыми орфограммами.
-
Урок русского языка в 9-м классе с использованием компьютерных технологий по теме "Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными" 2008
Ученики очень чувствительны к методической новизне и свежести уроков. Однообразие их быстро утомляет. Предлагаемая технология обучения очень проста и доступна: во-первых, даёт возможность изучать язык в занимательной игровой форме; во-вторых, не позволяет допустить перегрузки учащихся и способствует созданию условий развития способностей учеников; в-третьих, наглядность обучения и визуальный контроль за усвоением учебного материала.
-
Программа курса по русскому языку как иностранному "Я читаю и говорю по-русски" для учащихся 5–6-x классов, владеющих русским языком на элементарном уровне 2008
Программа способствует выполнению второй московской программы по национальной политике. Она дает возможность обеспечить равенство гражданских прав и равные возможности для маленьких москвичей всех национальностей, помогает адаптироваться к изучению школьных предметов на русском языке.
-
Урок русского языка в 5-м классе "Звательный падеж. Обращение" 2008
Повторить падежи имён существительных; познакомить со звательным падежом как грамматической категорией; со звательной интонацией обращения; его эмоциональной окраской; повторить знаки препинания при обращении. Привить элементы культуры использования обращения в письменной и устной речи; воспитать ответственность за сказанное слово. Показать взаимосвязь исторической грамматики на примере сопоставления материала тем "Обращение" и "Звательный падеж"; развить умение произносить обращение с особой звательной интонацией.
-
Заимствованные слова 2008
Урок проводится в 6-м классе во время изучения темы "Лексика". Но элементы из предлагаемого мною урока можно использовать в I полугодии 10-го класса, когда повторяются разделы языкознания. На уроке используется технология сопоставительного анализа (русский язык и европейские языки), организуется дискуссия, проводится параллельное повторение стилистики, закрепляется умение работать со словарем.
-
Филологические игры и задачи на уроках лингвистики в средней школе 2008
На уроках русского языка, лингвистики я зачастую предлагаю детям игры в слова, связанные с филологической работой, задачи по поиску и построению слов. Они иллюстрируют богатство и возможности русского языка. Лексика таких упражнений отличается большим разнообразием. Такой разный лингвистический материал способствует успешному владению словом, повышению уровня грамотности.
-
Развитие творческих способностей учащихся среднего звена: из опыта работы 2008
В своей статье я описываю ряд методов и приёмов развития творческих способностей, которые применяю на своих уроках русского языка. Основные задачи педагогической деятельности, особенно гуманитарного профиля, — совершенствование устной и письменной форм речи, коммуникативных умений и навыков; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы для самовыражения.
-
Урок - творческая мастерская по теме: "Давайте удивляться". 6–7-й класс 2007
Урок-мастерская - это вызов традиционной педагогике, это воспитание личности с новым менталитетом, основанном на глубокой вере в себя, в свои способности, воспитание личности, умеющей эти способности реализовать; это работа по принципу: все способны ко всем видам деятельности, поэтому появляется шанс даже у самых неуспевающих. Главная задача мастерской - создание атмосферы открытости. Именно такая атмосфера свободы, уверенности в собственных способностях, желания воплотить в слове свои мысли и чувства создается в мастерской письма.
-
Разработки уроков по теме: "Деепричастие" 2007
Специфика личностно ориентированной ситуации на уроках русского языка требует от учителя постоянного введения учащихся в состояние диалога, с тем чтобы провести совместную ориентировку в личностно значимой предметной области, выявить проблемы, интересующие ребят, рассмотреть проблемы в контексте значимых для учащихся жизненных ценностей, способствовать тому, чтобы школьники могли использовать свои знания по предмету в качестве средства общения и научились обоснованно выражать цепочку своих суждений, приводить аргументацию для доказательства своего мнения.
-
Открытый урок русского языка во 2-м классе по теме: "Проверка написания слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слова" 2007
Основные цели и задачи урока - развивать у детей умения распознавать и проверять написание слов с парными согласными на конце и подбирать к ним проверочные слова; формировать умение объяснять написание слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слова; воспитывать аккуратность, прививать любовь к родному языку.