Программа развития творческого воображения "Путь к мастеру"

Разделы: Русский язык, Литература


Основной целью деятельности по предложенному проекту является, прежде всего, воспитание духовно зрелой, социально адаптированной личности, способной адекватно оценивать себя и свои возможности, безболезненно войти в самостоятельную жизнь и быть равноправным членом общества.

Работа по программе РТВ ведется по следующим направлениям:

1. Гражданское (воспитание любви к Родине, краю, своей «малой Родине», семье, уважение к нашей истории)
2. Социальное (формирование и развитие социальной самостоятельности, осознание себя частью общества, осмысление общественных явлений)
3. Экологическое (воспитание бережного отношения к природе, осознание взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы)
4. Духовное (воспитание уважения к культурному наследию, готовности к культурному диалогу)
5. Нравственное (воспитание инициативы, ответственности, толерантности, умения оценивать себя и свои возможности)

Работа по программе РТВ «Путь к Мастеру» позволяет установить атмосферу сотрудничества, доброжелательности, творчества в системе педагог-ученик. Учитель координирует деятельность учащихся, является советчиком, сам участвует в творческом процессе, развивая в ученике здоровый дух авторского соперничества. Однако значительную часть работы выполняют ученики. Подготовка и выпуск журнала позволяет учащимся освоить ИКТ-технологии, проявить свои способности редактора и оформителя.

Очень важно, чтобы автор осознал свою значимость, поэтому вся творческая деятельность должна быть популяризирована. Для этого проводятся встречи с читателями (учащиеся школы), встречи с учащимися других школ, публикации в журналах, участие в конкурсах различного уровня, выступления перед родителями на родительских собраниях, оформление тематических подборок.

Учитель должен осознавать, что вряд ли кто-то из его талантов посвятит себя труду писателя, но развитие творческого потенциала школьника, формирование эмоционального «я», приобретение практических навыков работы в коллективе позволит ребенку определить свое место в будущей жизни, выбрать профессию.

Пояснительная записка

Наш бурный век высоких технологий и стремительно развивающегося бизнеса предъявляет к активному члену общества немного иные требования: человек должен быть энергичным, твердым, даже несколько жестким, умеющим выживать в жных условиях конкуренции. Он должен быть умным, уметь ориентироваться в современных условиях, быть коммуникативным и толерантным. Обществу требуется практичный человек, умеющий сдерживать свои эмоции. Развитие творческой личности такого человека направлено более на рациональное, чем на духовное. Такое «ожесточение» характера не может не волновать педагогов, связанных с эстетическим и духовным воспитанием. Приходится признать, что для современного человека духовная сторона жизни стала играть не такую уж важную роль. Человек, не отдающий должного уважения искусству слова, звука, образа, вряд ли может быть по-настоящему ценным в обществе, внутренне счастливым. К месту вспомним слова Ч.Дарвина: «Если бы мне пришлось вновь прожить свою жизнь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки, по крайней мере, раз в неделю: быть может, путем такого упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и, быть может, вредно отражается на умственных способностях, а еще вероятнее – на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы».
Исходя из этого, следует сделать вывод, что развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным.
Предлагаемая программа развития творческой личности направлена на формирование эмоциональной стороны характера. Программа была апробирована в стенах учебного заведения, получены удовлетворительные результаты.

Цель: развитие творческих способностей, направленные на формирование и развитие демократического типа личности ребенка в условиях современного мира, становление духовности, индивидуальной и социальной ответственности, уважения к культурному наследию.

Исходя из основной цели программы, можно выделить частные задачи:

  • воспитание коммуникативной культуры учащихся;
  • выявление и поддержка одаренных учащихся;
  • поддержка и воспитание веры в свои возможности у учащихся, которые не очень уверены в себе;
  • воспитание толерантности;
  • развитие и совершенствование личностных качеств (инициативы, самостоятельности, ответственности) и организаторских способностей.

Развитие творческих способностей осуществляется через систему работы на уроках русского языка и литературы, внеурочной деятельности (проведение предметных недель, организация литературных творческих объединений, школ юных поэтов), работы факультативов.

Развитие драматических способностей осуществляется в системе дополнительного образования через организацию театральной студии или кружков (пальчиковый театр, театр на столе, теневой театр, актерский).

Работа по программе РТВ основана на принципах добровольности, системности, преемственности, доступности, перспективности, информативности, с применением здоровьесберегающих технологий и ИКТ-технологий, технологий проектного обучения, групповых и коллективных способов обучения.

Программа РТВ «Путь к Мастеру» разработана с учетом использования изученного материала по русскому языку (авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский) и литературе (программа под редакцией В.Я.Коровиной Москва «Просвещение» 2006). Опираясь на умения, которые учащиеся получают в результате обучения по данным программам, учитель помогает совершенствовать накопленный опыт, расширяет границы творческих возможностей учащихся.

Программа «Путь к Мастеру» рассчитана на развитие творческих способностей учащихся в системе, поэтапно с 5 по 11 класс, что позволяет год от года совершенствовать приобретенные навыки. Так, знакомясь в 5 классе с жанром рассказа, ученики в 6-9 классах работают над юмористическими, фантастическими, мистическими рассказами, что дает им возможность выразить в письменной форме свои подростковые интересы.

В 10,11 классах предлагаемые учителем или самостоятельно избранные темы приобретают общественно значимое звучание. Авторы пробуют осмыслить свое видение мира, дать личную оценку волнующим их процессам.

Целесообразно в старших классах возвращаться к видам работ, отдельным конкретным темам, выполненным в 5,6 классах. При сравнении получается очень интересный результат, что позволяет ученику видеть рост своих возможностей, отметить более совершенную манеру языка повторных работ.

Предлагаемый программой РТВ материал осваивается в учебном процессе, во внеурочной деятельности, на факультативе. Во внеклассной работе по предмету учитель планирует проведение предметной недели, проводит конкурсы юных поэтов и писателей, организует работу творческих мастерских, литературных творческих объединений, театральной студии. Развитие творческих способностей учащихся планируется с учетом возрастных и психофизических особенностей.

Примерное распределение материала

5 класс:

Русский язык

Работа над лирической миниатюрой (зарисовка на природную тематику «Капелька лета», «Радуга», «Куст шиповника», «чудесное облако»).
Работа над описанием животного («Мой дружок»).
Освоение жанра лингвистической сказки. ( «История буквы», «Знаки препинания» и т.д.).
Знакомство с жанром рассказа небольшого объема.

Литература

Создание произведений в жанрах устного народного творчества (колыбельные, загадки)
Волшебные сказки.
Создание басен (первый опыт).
Создание монолога (внутренний монолог Герасима по повести «Муму»).
Юмористический рассказ.
Стихотворение о природе.
Сценарий (эпизод) сказки.
Дневниковые записи (дневник Робинзона).

6 класс:

Русский язык

Лингвистическая сказка (сказки о фразеологических оборотах, «Подарю слово»).
Лирические зарисовки («Лужа», «Пень в снегу», «Одинокий лист», «Одинокое дерево» летом и зимой).
Сказка. Фантастическая сказка.
Описание фантастического животного.
Рассказ на житейскую тематику.

Литература

Создание колядок. Басни (совершенствование умений).
Письмо-исповедь (письмо от имени В.Дубровского).
«Страшилки» у костра.
Юмористический рассказ.
Метаморфоза ( перевоплощение в птицу (оценка ворона истории с Митрашей по повести «Кладовая солнца»).
Дневниковые записи.(Дневник Маленького принца)

7 класс:

Русский язык

Лирические зарисовки.(«Береза под моим окном в разные времена года», «Озеро за селом», «Ночь (закат, рассвет) на море». «Великолепие и ужас грозы»).
Фантастический рассказ.
Рассказ. Мистический рассказ. Коллективный рассказ.

Литература

Создание произведений в жанрах устного народного творчества (былина), древнерусской литературы (поучение), XVIII века (ода).
Создание произведений ораторского искусства (речи адвоката и прокурора по сказкам Салтыкова-Щедрина).
Метаморфоза (исповедь Кусаки по рассказу «Кусака»).
Художественная автобиография.

8 класс:

Русский язык

Лингвистическая сказка. (Совершенствование умений. Сказки о пунктуации).
Рассказ-путешествие.
Фантастический рассказ-путешествие (в прошлое, будущее).
Мистический рассказ.
Коллективный рассказ значительного объема.

Литература

Метаморфоза (исповедь вещи: вилка, топор, пылесос, телевизор и т.д. после изучения рассказа М.Зощенко «Пенсне»).
История любви (после изучения трагедии «Ромео и Джульетта»).

9 класс:

Русский язык

Рассказ (совершенствование умений, увеличение объема рассказа).
Мистический рассказ.
Рассказ на общественно значимую тему.
Рассказ на тему состояния души.
Дневниковые записи
Коллективный рассказ.

Литература

Сентиментальный рассказ.
Баллада (опыт).
Истории с продолжением ( дописываем историю Чацкого, Онегина).
Путевой дневник (дневник Чичикова при изучении поэмы «Мертвые души»).
Метаморфозы (размышления Шарика после необыкновенного превращения по повести «Собачье сердце»).
Создание сцен трагедии или комедии.

10 класс:

Русский язык

Путевые заметки. Эссе.
Фантастический рассказ. Коллективный рассказ.
Повесть. Лирические зарисовки.
Дневниковые записи. Лингвистическая сказка (повторение с выходом на более высокий уровень).
Сценарий.

Литература

Мистический рассказ ( при изучении произведений Гоголя).
Метаморфозы (исповедь халата, дивана при изучении романа Гончарова «Обломов», грустные раздумья сада при изучении пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»).
Поэма (главы «Кому в нашей школе жить хорошо?» при изучении поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»).

11 класс:

Русский язык

Лирические зарисовки.
Лингвистические сказки.
Адвокатская и прокурорская речи (обвинение и защита сказочных героев (Бабы Яги, Кощея Бессмертного) или стихийных явлений (урагана, тайфуна, цунами, ветра).
Истории о любви.
Произведения (рассказы, повести) на общественно значимую тему.

Литература

Эссе.
Поэтические пробы в стиле поэтов «серебряного века».
Драматические сцены.
Сценки на современные темы.

Примерные темы творческих работ учащихся (из опыта работы)

Лирические миниатюры:

Летний вечер
Рассвет. Весенняя тишина
Гроза
Подснежник
Луна
Звезды
Ночное небо
Звездная тайна
Встреча с муравьями
Закат
Радуга в объективе
Последний листок
Слива
Луг
Море. На берегу моря

Лингвистическая сказка:

Исчезли правила
Удивительное слово
Буква Х
Как И хотела стать Ё
Как меня подвело ударение
Про частицу НЕ и предлог В
Ссора служебных частей речи
Превращения буквы Е
Собака на сене
Работать спустя рукава
Делать из мухи слона
История точки и запятой
Дерево Основы

Творческие работы на общественно значимые темы

Мы стали старше
Это жизнь
Еще раз про любовь
Я взрослею
Знак беды
Одиночество
Сирота
Непростая жизнь
Слово о маме
Исповедь наркомана