Цели:
- Знать о принадлежности имени существительного к одному из трёх родов;
- Уметь определять род имени существительного; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами существительными;
- Развивать умения оценивать свои знания;
- Развивать навыки исследовательского труда.
Оборудование:
- мультимедийный проектор,
- компьютеры.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прочитать хором стихотворение (психологический настрой на работу).
II. Синтаксическая пятиминутка
а) Практический блок.
Слайд 2 (приложение 1)
Работа по слайду:
- Прочитайте предложение, спишите его в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, нарисуйте схему, докажите, что предложение сложное.
- Назовите имена существительные.
- Запишите их в единственном числе.
- Что общего у этих слов?
б) Теоретический блок
- Приведите примеры имён существительных.
- Расскажите об имени существительном. Каждый проговорите шепотом все сведения об имени существительном.
Проверьте себя с помощью данного слайда.
Работа по слайду № 3 (приложение 1)
III. Новый материал
- Как изменяются имена существительные?
- Как определить род имени существительного? (Дети рассматривают слайды и самостоятельно делают выводы о том, как определить род имен существительных)
Слайды № 4 (приложение 1)
Слайд № 5 (приложение 1)
Слайд № 6 (приложение 1)
Слайд №7 (приложение1)
- Приведите примеры имен существительных мужского, женского и среднего рода. Составьте с ними словосочетания: существительное + глагол; существительное + прилагательное.
-Запишите примеры в тетрадь.
IV. Закрепление
Слайд №8 (приложение 1)
- Определите, какого рода эти существительные, запишите их в тетрадь, распределив по родам.
Слайд №9 (приложение 1)
После выполнения работы дети самостоятельно проверяют написанное при помощи слайдов №10,11,12 (приложение 1) и оценивают свою работу.
Упражнение 501 (учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова. Москва "Просвещение" 2006) выполняется устно, фронтально, затем самостоятельно письменно, после выполнения проводится самопроверка, для этого ученик выполнял данное упражнение на обратной стороне доски.
V. Тестирование
Выполнение теста по теме "Род имени существительного" при помощи программы "Ассистент" (программа самостоятельно изменит порядок вопросов и ответов), тест выполняется всеми учащимися.
Вопросы теста:
Определи род имени существительного: ШАМПУНЬ
а) мужской род
б) женский род
в) средний род
2) Определи род имени существительного: КАРТОФЕЛЬ
а) мужской род
б) женский род
в) средний род
3) Определи род имени существительного: МАШИНА
а) мужской род
б) женский род
в) средний род
4) Определи род имени существительного: ТЮЛЬ
а) мужской род
б) женский род
в) средний род
5) Определи род имени существительного: ПОЛЕ
а) мужской род
б) женский род
в) средний род
6) Определи род имени существительного: ПЕЧЕНЬЕ
а) мужской род
б) женский род
в) средний род
7) Определи род имени существительного: КРОВАТЬ
а) мужской род
б) женский род
в) средний род
8) Определи род имени существительного: СНЕГИРЬ
а) мужской род
б) женский род
в) средний род
9) Определи род имени существительного: СОЛНЦЕ
а) мужской род
б) женский род
в) средний род
10) Определи род имени существительного: РОЯЛЬ
а) мужской род
б) женский род
в) средний род
Одновременно ведется работа по карточкам.
М | Ж | Ср | М | Ж | Ср | ||
Слон | Сосна | ||||||
Ручка | Шапка | ||||||
Полотно | Солнце | ||||||
Зрелище | Тигр | ||||||
Водопад | Тетрадь | ||||||
Кепка | Неприятность | ||||||
Зубр | Ворон |
(самопроверка работы на карточках осуществляется при помощи слайда № 13).
Слайд №13 (приложение 1)
Работа оценивается каждым учащимся самостоятельно с помощью критериев, предложенных учителем (записаны заранее на обратной стороне доски).
VI. Итог урока
- Определите род имен существительных (хоровая работа).
Работа со слайдом №14. (приложение 1)
VII. Домашнее задание
- Подберите несколько имен существительных, которые могут относиться к мужскому и женскому роду.
- Параграф 94 Упражнение 500 (задание к упражнению подробно разбирается в классе) (учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова. Москва "Просвещение" 2006).