Логопедия
-
Особенности фонопедии при функциональных дисфониях в пожилом возрасте. Особенности слухопротезирования 2011
В статье описываются особенности фоновосстановительной терапии при функциональных нарушениях голоса в пожилом возрасте, связанных с гипотонусом мышц голосового и дыхательного аппаратов; особенности и возможности слухопротезирования как метод компенсации недостатков слуха; значение слухопротезирования в реабилитации голоса пожилых пациентов.
-
Дифференциация И–Ы. 1-й класс 2011
Урок предназначен для работы с учащимися 1-го класса школы VII вида. Он объединен единой лексической темой «Птицы». Имеет связь с темой урока русского языка «Окончания в словах множественного числа имен существительных». Используется на этапе дифференциации звуков. Для создания эмоционально-позитивного фона предлагается презентация по теме.
-
Логопедическое занятие на тему "Тип текста-рассуждения" 2011
На уроке проводится подготовка учащихся третьих классов к сочинению-рассуждению «За что я люблю осень?», используются презентация учителя об осени и сочинения-презентации учащихся.
-
Формирование навыков подробного пересказа текста у дошкольников с общим недоразвитием речи 2011
На занятии по обучению пересказу применяются разнообразные методические приемы: работа с деформированным текстом, преднамеренно допущенные педагогом неточности смыслового характера, опора на серию предметных картинок. Эти приемы способствуют осмысленно-эмоциональному восприятию детьми литературного материала и обеспечивают анализ и оценку речевой деятельности детей.
-
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. 1-й класс 2011
Занятие является пропедевтическим (до прохождения буквы «Ш») и способствует, к моменту изучения буквы, сформировать у ребёнка чёткое произношение звука, развить фонематический слух, сформировать навыки анализа и синтеза звукового состава слова и предотвратить появление ошибок на письме. Разнообразные задания способствуют развитию внимания, памяти и мышления ребёнка.
-
Совершенствование связной письменной речи младших школьников с ЗПР 2011
Оценивая потенциальную готовность младших школьников с ЗПР к овладению связной письменной речью, надо отметить недостаточную динамическую организацию речи, выражающуюся в трудностях развертывания высказывания, низкую речевую активность. Повысить эффективность работы по развитию связной письменной речи поможет методика формирования элементарных лингвистических знаний и речевых умений на основе графического моделирования высказывания.
-
Дидактические игры по развитию и формированию фонематических процессов 2011
В данной разработке предлагаются игры, которые служат не только для выработки правильного произношения, но и помогают размышлять под звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова. Благодаря этим упражнениям ребенок научится различать звуки речи (фонемы) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. Активная, творческая работа ребенка со словом – вот цель игр и упражнений.
-
Пересказ рассказа Л.Кассиля "Сестра" 2011
Логопедическое занятие по развитию связной речи разработано для детей с общим недоразвитием речи IV уровня и выстроено таким образом, что дети не просто знакомятся с произведением о Великой Отечественной войне и учатся его пересказывать, но сопереживают главным героям рассказа. А на определенном этапе занятия сами пытаются прожить историю двух молодых людей, беззаветно любящих свою Родину.
-
Практические советы по предупреждению и устранению оптико-моторной (диспраксической) дисграфии 2011
Проблемы с устной и письменной речью, как и проблемы с общим здоровьем детей, не уменьшаются, а только с каждым годом увеличиваются. Автор в статье попыталась обобщить знания, полученные из специальной литературы, и свой опыт работы именно по предупреждению и устранению оптико-моторной (диспраксической) дисграфии.
-
Профилактика речевых нарушений детей дошкольного возраста 2011
В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В работе говорится о необходимости совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений не специального типа.
-
"Слова разные нужны, слова разные важны" 2011
Предлагаемое занятие по развитию лексико-грамматических категорий поможет закрепить знания детей о языковых явлениях синонимии, антонимии, полисемии. В процессе занятия совершенствуется умение объяснять, почему это слово многозначное и что общего у многозначных слов одной семантической группы.
-
Город Буквоград 2011
Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, отрицательно влияют на усвоение программного материала и успешность обучения в целом. Справиться детям с имеющимися у них речевыми нарушениями и появляющимися из-за них проблемами может помочь правильно организованная коррекционная работа.
-
Особенности педпроцесса в условиях компенсирующего детского сада 2011
В настоящее время все большее количество детей нуждаются в специальной коррекционной помощи. Для достижения положительных результатов в работе используются не только основные методы и приемы, но и дополнительные средства, обеспечивающие здоровьесберегающую направленность педагогического процесса.
-
Конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР "В деревне у дедушки" 2011
Целью занятия является активизация словаря детей старшей группы с ОНР по теме "Домашние животные". Совершенствуется грамматический строй речи (образование форм винительного падежа имени существительного, образование множественного числа существительных в именительном падеже), навыки слогового анализа, творческое воображение.
-
Индивидуальные логопедические занятия. Звук [к] (постановка, автоматизация, дифференциация) с использованием су-джок терапии 2011
Предлагаю вашему вниманию конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на этапах постановки, автоматизации, дифференциации звука [к]. В занятиях предложены приемы использования су-джок терапии для развития мелкой моторики. Конспекты внесены в таблицы для удобства отслеживания структурных компонентов занятий. Структура занятий на каждом этапе работы со звуком практически отработана и одобрена логопедами.
-
Комплексный подход к развитию моторных навыков у детей с фонетико–фонематическим недоразвитием речи 2011
Разработанный комплекс включает в себя разнообразные задания, которые направлены на расслабление, разминание, растирание кистей рук и пальцев, на развитие более точных и дифференцированных движений.
-
Интегрированное логопедическое занятие по развитию связной речи в подготовительной группе "Животные Африки" 2011
Цель занятия – развить связную речь, активизировать словарь детей по теме "Животные Африки"; научить образовывать сложные существительные из двух основ; научить составлять рассказы о животных по графическому плану-схеме; научить высказывать свою мысль; закреплять умение пользоваться кисточкой, приклеивать мелкие детали.
-
Клоуны Клёпа и Степа 2011
Как заинтересовать детей своим предметом? Как сделать так, чтобы дети, играя, учились правильно и красиво говорить, изучать звуки и буквы? Автор статьи считает, что логопедический кабинет должен превратиться в творческую мастерскую, где созданы все условия для обучения дошкольников с речевыми дефектами.
-
Дифференциация звуков [ж] – [ш] 2011
Урок призван помочь формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, профилактики дисграфий и дислексий, обучению письму печатными буквами и чтению. Ребенок обретает опосредованный путь к формированию и коррекции фонетической стороны речи, ее грамматического строя, обогащению словарного запаса.
-
Звуки [к], [к']. Буква К. Дикие животные 2011
Урок помогает научить ребёнка давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [К], [К'] и дифференцировать их, формировать и расширять словарь, формировать навыки словообразования, развивать дыхание, общую, мелкую моторику и артикуляционную моторику.
-
Транспорт 2011
Урок помогает систематизировать знания детей о транспорте; обогащать словарь детей глагольной лексикой, относительными прилагательными; развивать связную речь.
-
Хорошую речь хорошо и слушать 2011
Ребёнку часто бывает трудно разобраться, что на самом деле говорится или утверждается. Ещё сложнее это сделать детям с умственной отсталостью различной степени выраженности. Многие из них имеют индивидуальный опыт психогенного характера. Серия классных часов, проводимых по общей теме «Искусство слушать», способна оказать детям действительную помощь.
-
Дифференциация [ы] – [и] в словах, предложениях 2011
Логопедическое занятие с учащимися 2-го класса, имеющими нарушения письма, обусловленные элементами ФФН. Данное занятие проходит в игровой форме («Путешествие в лесную школу»). На занятии дети учатся различать гласные Ы-И в устной и письменной речи, а также дифференцировать согласные звуки перед гласными Ы-И.
-
Взаимодействие заместителя заведущего и учителя-логопеда с воспитателями в вопросах расширения словарного запаса детей дошкольного возраста 2011
В статье рассмотрены вопросы методической поддержки педагогов по проблеме расширения словарного запаса детей дошкольного возраста.
-
Особенности формирования речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития 2011
По результатам исследований, третья часть детей, достигших трехлетнего возраста, страдают речевым недоразвитием. Этапы работы с детьми раннего возраста: растормаживание речи; формирование фразовой речи. В результате систематических занятий у всех детей значительно увеличивается объем пассивного словаря; возрастает количество употребляемых слов, усложняется слоговая структура; появляются фразы из трех и более слов; дети начинают использовать в речи простые предлоги.
-
Факультатив для детей старшего дошкольного возраста "Ты – словечко, я – словечко" 2011
В статье представлен тематический план факультатива для детей старшей группы (использование технологии З.И. Курцевой «Ты словечко, я – словечко»).
-
Предметно-манипулятивная деятельность в коррекции тонкой моторики рук детей с нарушениями зрения и речи 2011
В.М.Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что "ум ребенка находится на кончиках пальцев". Умелая работа пальчиков ребенка помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.
-
Логопедическая работа по коррекции дисграфии у младших школьников, страдающих церебральным параличом 2011
Важность логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников, страдающих церебральным параличом, обусловлена довольно большой распространенностью данного заболевания. Структура дефекта определяет своеобразные зрительно-пространственные нарушения, замедляющие запоминание букв, цифр. Двигательная недостаточность нарушает формирование восприятия, полноценное развитие которого так необходимо для нормального письма.
-
Индивидуальное логопедическое занятие "Учим Раю правительно произносить звук [р]" 2011
На уроке отрабатываются навыки паралингвистических средств речи, звуковой анализ и синтез, употребление грамматических конструкций, элементы грамоты. Используются приёмы по развитию межполушарного взаимодействия, мелкой моторики, пространственного ориентирования. Применяются речевые и музыкальные эффекты.
-
Интегрированный урок (литературное чтение + логопедия). Э.Н. Успенский. "Все в порядке" 2011
Данная статья является интегрированным уроком учителя начальных классов и учителя-логопеда. Основной идеей данного урока является работа над выразительностью процесса чтения и навыка беглого чтения.