Осуществление контроля за коррекционно-образовательной работой в ДОУ компенсирующего вида

Разделы: Логопедия


Контроль является важнейшей функцией управления, в том числе в дошкольном образовательном учреждении. В настоящее время появилось большое количество литературы и разнообразных публикаций в периодической печати, посвященных организации контроля над воспитательно-образовательным процессом в ДОУ. Все эти книги, методические пособия и статьи посвящены в основном контролю за деятельностью педагогов детских садов общеобразовательного вида. Вне поля зрения специалистов оказались детские учреждения (группы) компенсирующего вида, имеющие свою специфику учебно-воспитательной работы и большое количество различных специалистов коррекционной направленности.

Между тем руководители и старшие воспитатели детских коррекционных учреждений, в массе своей не имеющие дефектологического образования, испытывают затруднения в оценке определения профессиональных качеств деятельности педагогов специального назначения, в частности учителей-логопедов.

Исходя из того, что основные функции и разновидности контроля одинаковы для любого типа детского образовательного учреждения (схема 1, 2), наше внимание было акцентировано на разработке алгоритмов контроля для различных видов деятельности учителя-логопеда, по следующим направлениям:

  1. Организация логопедического кабинета.
  2. Ведение обязательной документации.
  3. Коррекционная работа с детьми:
    а) фронтальная;
    б) индивидуальная.
  4. Работа с воспитателями.
  5. Работа с родителями.

Для оформления документов по контролю, использовалась идея табличной формы ведения материалов контроля, предлагаемая многими авторами (К. Ю. Белая, О. А. Скоролупова и др.) и адаптированная нами к работе старшего воспитателя дошкольного учреждения компенсирующего вида.

Табличная форма оформления материалов наиболее универсальна, так как позволяет легко менять содержание контроля в зависимости от цели и задач, которые ставит проверяющий. Шкала оценок также может иметь несколько вариантов (словесная, цветная, бальная, процентная).

Как показала практика, контроль положительно влияет на педагогический процесс, благоприятно сказывается на организации всей деятельности учителя-логопеда, повышает его ответственность за уровень образования, коррекцию и воспитание детей, способствует заинтересованности учителя-логопеда в повышении профессионального мастерства.

Авторы надеются, что представленный материал поможет практикам в организации внутрисадикового контроля за коррекционно-образовательной работой учителей-логопедов в ДОУ.

Литература:

  1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. М.: ТЦ Сфера, 2006
  2. Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2004
  3. Филичева Т.Б. Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: «Просвещение», 1987

Приложения.