Национальная игра в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Разделы: Логопедия


Актуальность статьи. Законы Республики Казахстан "Об образовании" (2007) и "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями" (2002) предоставляют гражданам с ограниченными возможностями в развитии все условия для получения образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации. При этом предусматривается создать оптимальные условия для формирования и развития личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики. Качественная новая национальная система обучения и воспитания подрастающего поколения должна сочетать в себе мировой уровень технической и информационной оснащенности образования с приоритетом родного языка и культурных ценностей, что обеспечивает реализацию этнокультурных запросов, как отдельной личности, так и общества в целом.

Перспективы реформирования существующей системы специального образования связаны с активным внедрением в практику коррекционно-педагогической работы опыта народной педагогики, интегрированного с достижениями педагогической мысли. Существенная роль оптимизации подходов к обучению и воспитанию детей с отклонениями в развитии должна быть отведена народной игре.

Новое видение решения проблемы воспитания подрастающего поколения - национального и вместе с тем общечеловеческого - стало возможным благодаря обращению к опыту народа, накопленному длительное время, к опыту народной педагогики, интегрированному с великими достижениями педагогической мысли. Такой сплав народного опыта с общечеловеческим позволяет эффективно реформировать и оптимизировать учебно-воспитательную деятельность.

Ведущим направлением стал деятельностный подход, реализуемый в условиях детского сада и во многом связанный с использованием игры.

Проблему использования народных игр в воспитании детей рассматривали многие педагоги и психологи. Педагогический потенциал народных игр в становлении личности дошкольника отмечался И.Г. Песталоцци, Ф. Фребелем, П.Ф. Лесгафтом, Л.Н. Толстым, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинским. Большой вклад в разработку теории и практики игры внесли известные психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др. ученые подчеркивают роль и значимость игры в развитии ребенка, формировании его личности.

Кроме общей теории игровой деятельности, многие исследователи анализировали народные игры и их функции в учебно-воспитательном процессе, определяли педагогические приемы руководства различными видами народной игры в целях нравственного, речевого, эстетического и физического развития детей (М. Нурмедов, Р.А. Юлдашева и др.

Велики педагогические возможности казахских народных игр. Будучи тесно связанными с народным творчеством, бытом, культурой народа они сосредоточили в себе большой запас обучающих, воспитательных, развивающих возможностей. Воспитательные возможности казахских народных игр отмечали педагоги-просветители И. Алтынсарин, А. Кунанбаев. О глубокой связи казахских народных игр с народным творчеством, уходящим в глубь веков, писали этнографы, историки, путешественники дореволюционного Казахстана: А. Диваев, А. Янушкевич, Т. Аткинсон и др.

Использование народных игр в образовательно-воспитательных целях считали полезным Н. Кулжанова, М. Жумабаев, И. Жансугуров, М. Ауэзов, С. Муканов и др.

Казахские национальные игры стали предметом специального исследования в трудах М. Таникеева, Ж. Тулегенова, Т. Бекбатчаева, Е. Сагандыкова, Т. Куанышева. В работах этих ученных приведено детальное описание казахских народных игр, разработаны классификации игр по различным основаниям, выделены методики использования игр в учебной деятельности в образовательно-воспитательных целях. Однако эти исследования не рассматривают вопросы применения народных игр в обучении и воспитании детей и подростков с ограниченными возможностями. Теоретические положения о достаточно высокой эффективности использования игр в образовании не находят должного воплощения в практике работы специального образования. При этом в Казахстане недостаточно полно разработана теория народной игры: отсутствуют научные исследования по проблеме использования казахских народных игр в специальной педагогике, в частности, в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Опыт народной педагогики и современные достижения психологической, педагогической наук дают основание определить перспективы решения проблемы воспитания, обучения и развития детей с нарушениями речи с помощью использования казахских народных игр.

Объективно сложившиеся противоречие между необходимостью нового, творческого подхода к организации и содержанию работы с детьми, имеющими ограниченные возможности, с учетом национальных и общечеловеческих ценностей и реально существующей практикой оказания им коррекционной, педагогической помощи, а также недостаточная разработанность вопроса о коррекционной направленности казахских народных игр определили актуальность настоящего работы.

Цель: коррекционные возможности национальных игр в логопедической работе.

Объект: учебно-воспитательный процесс в специальном коррекционном учреждении образования для детей дошкольного возраста с недостатками речи.

Предмет: применение казахских народных игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.

В работе мы исходили из следующей гипотезы: если разработать и апробировать систему использования казахских народных игр, содержательные и организационно-методические основы их применения в логопедической работе, то, тем самым, будут созданы оптимальные условия для повышения эффективности практики речевой работы, так как это обеспечит возможность совершенствования различных речевых и неречевых функций детей с ограниченными возможностями.

Ведущая идея исследования заключается в том, что определение рациональных педагогических условий применения национальных игр и целенаправленное их использование в логопедической практике будут способствовать совершенствованию организационных и содержательных форм развития связной речи в логопедической работе.

Теоретико-методологическую основу исследования составили психолого-педагогические концепции о диалектической взаимосвязи теории и практики (К.Гросс), учение о взаимосвязи и единстве видов деятельности (К.Д. Ушинский), теории развивающего обучения (В.В. Давыдов), общенаучного системного и комплексного подхода к развитию личности (Л.С.Выгодский), учение о поэтапном формировании умственных действий (П.Я. Гальперин), теория речевой деятельности (Л.С.Выгодский, А.Р.Лурия), теория игры (Д.Б.Эльконин, А.А. Леонтьев).

Источниками исследования явились труды отечественных и зарубежных психологов, педагогов, дефектологов по теме исследования; официальные и нормативные документы по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями; государственные образовательные стандарты образования в Республике Казахстан; программы воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями; практический опыт работы дошкольных организаций; собственная работа автора с детьми, имеющими нарушения речи; опытно-педагогическая работа в ясли - саду комбинированного типа.

Новизна работы состоит в том, что - раскрыты коррекционные возможности казахских народных игр, применительно к логопедической работе.

Практическая значимость.

- разработана система казахских народных игр, которые можно использовать при логопедической работе в специальных коррекционных детских садах, а также в общеобразовательных учреждениях и детских садах общего вида для предупреждения и профилактики речевых и неречевых расстройств, и студентами на занятиях, во внеаудиторное время, в период учебных практик.

- разработана структурно-содержательная модель формирования речевой культуры дошкольников с помощью использования казахских народных игр.

Теоретический аспект по теме - проблеме

Народная игра - одна из тропинок, ведущих вглубь. Она тесно связана с историей человечества и находится в постоянном развитии и обновлении. Поэтому игра занимает такое важное место во всей деятельности человека.

Игра, будучи мнимой реальностью, обусловленной человеческой деятельностью, выступает элементом идеологической надстройки, оказывающей влияние на возникновение, развитие, изменение общественно - экономической формации.

Народная игра формировалась как одно из средств функционирования общества: игра и игрушки относятся к интересным явлениям человеческой культуры, так как отражают этнический менталитет.

Данные определения свидетельствуют о том, что народные игры представляют собой духовное сокровище, передаваемое из поколения в поколение; память народа, хранящую его историю, и современность, плод полета народной фантазии.

Одним из основных источников изучения этнической самобытности является народная педагогика, сконцентрировавшая в себе духовное и материальное богатство народа. При изучении народной педагогики учитывается зависимость следующих компонентов: экология - культура-социализация - личность- поведение, где экология является базовым компонентом жизнедеятельности человека, влияет на формирование и развитие его духовных и материальных ценностей (материальной культуры). Взаимодействие с внешней средой способствует накоплению определенного опыты, которых, постоянно обогащаясь и накапливаясь, вырабатывает этнические стереотипы, первоначально формирующиеся в семейном воспитании и передающиеся из поколения в поколение. Основа формирования этнических стереотипов - материальная культура, фольклор, народные игры, являющиеся средствами народной педагогики.

Игра является первым и основным видом деятельности детей. Игра - это не просто развлечение, в игре находит свое отражение история народа, его духовная и материальная культура, в процессе игры происходит передача социально накопленного опыта народа, его традиций, обычаев, обрядов. Игра способствует выработке определенных черт характера ребенка: сдержанности и выдержки, умения подчиняться правилам и коллективу, руководить своими эмоциями и т.п. Игра способствует развитию и формированию положительных качеств личности ребенка.

Педагогическая значимость казахских народных игр освещается в сборниках:

В них представлены различные игры, раскрывающие национальные особенности казахского народа.

Казахские народные игры как одно из средств воспитания в педагогической науке стали изучаться лишь с 80-х годов М.Т.Таникеевым, Б.О.Тотенаевым, Ж.Тулегеновым, Т.Ж.Бекбатчаевым, E.Carындыковым, Т.Ш. Куанышевым и др. В них рассматриваются своеобразие национальных игр, их характерные особенности и пути использования в учебно-воспитательном процессе в целях воспитания подрастающего поколения.

В исследовании К.Нургалиева показано влияние казахской национальной игры-загадки на психическое развитие детей дошкольного возраста.

Особое внимание уделяется специфике казахских загадок, игравших значительную роль в состязаниях в прошлом. При классификации загадки разделены по степени трудности для отгадывания на обычные, состязательные и граничащие с парадоксом. Показан проблемный характер: многозначность истинности ответов при отгадывании загадок, отсутствие однозначной связи между текстом загадки, с одной стороны, и загаданным объектом, с другой.

Включение народных развивающих игр в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений может в какой-то мере опираться на разработанную в дошкольной педагогике теорию дидактической игры. Их объединяет определение доминирующих программных задач, учет особенностей возрастной группы и возможностей детей данного возраста, подготовка дидактических материалов. В то же время народные игры существенно отличаются от дидактических. Они чаще всего рассчитаны на смекалку, без жесткой привязки к конкретной учебной задаче или разделам программы, не связаны с определенным возрастом детей, интересны для любого любознательного человека. В них ярко выражен соревновательный характер и занимательный элемент, что увлекает детей на самостоятельную игру без взрослых. Народные игры всегда оригинальны, в основе их содержания - увлекательная фабула, реалистические или волшебные персонажи, игра может увлекать как интеллектуальное упражнение.

Включение казахской народной игры, целесообразно проводить в совместной деятельности со взрослыми, на основе подражания старшим, а не в системе официальных ролей "ученик- учитель".

В казахской народной игре ребенок "свободно общается со значениями и смыслами - и тем самым расширяет поле зрения, в том числе и интеллектуальное, расширяет поле сознание, укрепляет уверенность в себе, веру в свои возможности и силы, формирует творческие способности - в их числе способности, а иногда и талант к общению, закладывает этические и нравственные основы практического поведения: формирует сам себя"( В.П. Зинченко).

Коррекционно-логопедическая игра - это вид деятельности, с выраженным коррекционным, воспитательным, познавательным развивающей направленностью, целенаправленно используемой в логопедической работе для формирования, восстановления и совершенствования речевых, неречевых и психических функций, путем включения специальных приемов и методов в процесс традиционной народной игры.

Коррекционная логопедическая игра имеет определенные цели и задачи, методически грамотно используемая на занятии, она является средством формирования, развития, нарушенных функций организма. На рисунке 4 представлена структура коррекционной игры, применяемой в логопедической работе.

Рисунок 1 - Структура коррекционной логопедической игры

Специфика применения коррекционной игры в логопедической работе предполагает формирование у ребенка компонентов речи (языковых средств) и неречевых расстройств. Формирование компонентов речи предусматривает развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи, формирование звуковой стороны речи, фонематических представлений, лексико-грамматической стороны речи согласно рисунка 1. Установленного и экспериментально доказано, что развитию речи способствует формирование неречевых функций. Зависимость развития речи детей от степени сформированности неречевых функций экспериментально доказано рядом исследователей (Кольцова М.И, Фомина Л.В.). В процессе проведения коррекционной игры проявляется зависимость развития речи детей от степени формирования неречевых функций: чем более развиты у ребенка неречевые функции, тем выше у него развитие речи.

Методика эффективности использования казахской народной игры в логопедической работе

Для определения эффективных способов внедрения национальных игр в коррекционно - педагогический процесс разработана методика применения казахских народных игр в логопедической работе.

Теоретической и методической основой разработанной нами методики послужили теория развивающего обучения (Л.С. Выготский), учение о поэтапном формировании умственных действий (П.Я. Гальперин).

При разработке методики внедрения народных игр в логопедическую работу мы руководствовались следующими принципами:

Принцип учета речевых возможностей предполагает дифференцированное воздействие на нарушенную речевую деятельность детей. Данный принцип позволяет на основе одной игры осуществить разный подход к детям, использовать в логопедической работе различные игровые материала, специальные приемы, изменить задачи, содержание игры. Разные требования к речи детей создают благоприятные условия для постепенного перехода на более высокую ступень ее развития.

Принцип коммуникативной направленности предполагает применение игры, игровых приемов как одного из начальных звеньев развития речевой функции у детей с различными речевыми возможностями. Данный принцип вытекает из основных функций игры: познавательных, развивающих, воспитательных, коррекционных - и предусматривает активное оречевление всех действий в процессе игры: создание среды, условий, необходимых для стимулирования, активизации речевой деятельности в процессе игры.

Комплексный интегративно - личностный характер игр предполагает необходимость коррекционно - педагогического воздействия одновременно на все стороны речи и на все виды психической деятельности. Взаимосвязь речевого развития со всеми сторонами психического развития должна занимать одно из центральных мест в работе логопеда.

Коррекционная функция, одна из специфических функций игры, выражается в исправлении, формировании нарушенных функций детей с речевой патологией, а именно: коррекция недостатков произношения, лексико - грамматического строя речи, совершенствование моторных функций (общей, мелкой и артикуляционной моторик); воспитание навыков перцептии: развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, зрительной памяти, психических процессов. Через использование специальных приемов в ходе проведения народной игры формируются речевые и неречевые функции ребенка.

Таким образом, введение описанных выше функций в методику внедрения казахских народных игр в практику работы логопедов оказалось важным и практически значимым, так как они обеспечивают тесную взаимосвязь в решении образовательных, развивающих, воспитательных, коррекционных задач в ходе конкретных логопедических занятий, с учетом речевых возможностей детей.

Предложенная методика дает возможность раскрыть компонентно - критериальный аппарат формирования навыков казахской народной игры у детей с нарушениями речи и отражена в таблице 1.

Таблица 1
Компонентно-критериальный аппарат формирования навыков казахской народной игры у детей с ограниченными возможностями

компонент критерий показатель
Мотивационно-ценностный - интерес к игре;

- желание играть;

- стремление владеть навыками игры

1. Знание названий казахских народных игр.

2. Потребность в овладении правилами казахской народной игры.

Конструктивно-содержательный - понимание условий игры;

- объяснение условий игры.

1. Знание правил народной казахской игры.

2. Овладение навыками казахской народной игры.

Операционально-деятельностный - наличие умений и навыков игры;

- адекватное использование навыков в организации игры.

1. Умение объяснять условия игры.

2. Умение самостоятельно организовать казахскую народную игру.

Определение логопедической игры на логопедическом занятии является следующим педагогическим условием. Игру можно применять в соответствии с целями, задачами логопедического занятия, на каждом этапе работы, то есть вариант применения игры или ее элемент, может быть использован на подготовительном этапе, на этапе автоматизации звуков, дифференциации звуков, на этапе формирования коммуникативных умений и навыков. Казахская игра может быть использована в качестве физкультминутки, как пауза на логопедическом занятии. Игра может применяться в качестве психологического настроя в начале занятия либо выступить как завершающий этап занятия.

Включение специальных приемов и методов в процессе традиционной игры является, на наш взгляд, обязательным педагогическим условием применения казахских игр в логопедической работе.

Для формирования и развития компонентов речи и неречевых функций в зависимости от целей и задач логопедического занятия, речевых возможностей детей применялись различные методы и приемы, направленные на формирование, совершенствование нарушенных функций.

Включение специальных приемов и методов при использовании казахских народных игр способствовало решению коррекционных задач и создало условия, необходимые для стимулирования речевой деятельности.

Одним из педагогических условий, выделенных нами, является рациональная организация казахской народной игры. Как известно, любая деятельность формируется поэтапно.

В нашем исследовании, в ходе разработки методики внедрения казахской коррекционной народной игры, нами определена последовательность работы: тщательный отбор казахских народных игр, игрового материала в соответствии с целями и задачами логопедического материала с учетом индивидуальных, психических, речевых особенностей детей; подготовка наглядно - дидактического материала; организация детей; основной этап, предусматривающий выбор методов и приемов обучения детей коррекционной игре, в процессе которой формируются и корригируются компоненты речи и неречевые функции.

Обучение детей казахской народной игре происходит в следующей последовательности:

Логопед называет игру, дети повторяют за логопедом, затем самостоятельно произносят название игры, желательно на двух языках (казахском и русском).

Введение понятных и важных для детей данного возраста целей и мотивов, побуждающих их к деятельности.

В доступной и понятной форме описывается содержание народной игры. Отработка движений, действий (в соответствии с целями занятия). Вербализация формируемых движений. Пояснение цели каждого задания, разъяснение смысла работы.

Лексическая работа - обязательный элемент игры. Необходимо объяснить и разобрать с детьми новые слова, которые встречаются в игре, проговорить их с детьми и т.д.

Коррекционная работа проводится в соответствии с целями логопедического занятия: отработка движений, вербализация формируемых движений, правильного произношения звуков.

Завершение игры с обязательной словесной оценкой деятельности каждого ребенка.

Оценка сформированных функций предполагает мониторинг деятельности каждого играющего самим играющим и логопедом. Логопед оценивает качество усвоенных знаний, умений, навыков и определяет дальнейшую программу действий для каждого ребенка (это может быть введение дополнительных индивидуальных заданий или продолжение работы в группе и пр.).

Алгоритм проведения казахской народной игры представлен на рисунке 2

Проведение на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных народных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности. Конечно, казахская народная игра, проводимая на занятии, не является игрой в строгом смысле слова, так как в отличие от классического определения игры преследует учебные цели.

Одной из основных задач является: использование казахских народных игр в современных условиях заключается в том, что они служат: средством патриотического и интернационального воспитания; дополнительным способом закрепления изучаемого программного материала; связующим звеном между приобретенными знаниями и умениями и практической их реализации.

Таким образом, насущная потребность в поиске новых, нетрадиционных путей оптимизации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности в развитии, связана с активным внедрением национального компонента в коррекционно-педагогический процесс.

Рисунок 2 - Алгоритм проведения игры