Логопедическое занятие в старшей группе "Транспорт"

Разделы: Логопедия


Цель: активизировать словарь, грамматическую сторону речи детей по лексической теме "Транспорт".

Задачи:

- продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже через игру "Согласуй-ка";

- продолжать учить образовывать уменьшительно-ласкательную и увеличительную формы прилагательного с существительным через игру "У лилипута и великана";

- продолжать учить образовывать слова с противоположным значением с помощью игры "Скажи наоборот";

- закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным с помощью приставок в-, вы-, с-, под-, при-, пере-, от-;

- развивать мелкую моторику через пальчиковую гимнастику "Пешеходы", общую моторику через подражание различным видам транспорта, логическое мышление через отгадывание загадок.

Оборудование: загадки о различных видах транспорта, иллюстрации видов транспорта, лилипут и великан, мяч, приглашение в путешествие, схема путешествия, дипломы.

Ход урока

1. Организационный момент:

Логопед: "Я приглашаю вас, ребята, в путешествие по стране Грамотеев. (Показываю схему путешествия.)

2. Основная часть.

А на чем мы будем путешествовать, отгадайте по загадке:

Не машет крылом, а летает.
Не птица, а всех обгоняет.

Правильно, это самолет. Докажите свой ответ.

Где стоят самолеты? На аэродроме. А кто управляет самолетами? Летчики, пилоты. Превращаемся в пилотов и отправляемся в путь. Полетели друг за другом (руки выпрямили по сторонам, как крылья).

С аэродрома мы что сделали? Взлетели. Что мы сейчас делаем? Летим. Летели мы, летели. Пора что делать? Приземляться. Что мы сделали? Прилетели.

Остановка 1. Игра "Согласуй-ка"

У меня желтый автобус, а у вас? У нас желтые автобусы. Много чего? Много желтых автобусов. (Оранжевый самосвал, голубой троллейбус, желто-красный трамвай, серебристый пассажирский самолет, быстрый белый вертолет и.д.). (Выслушиваем групповые и индивидуальные ответы детей).

Продолжаем наше путешествие. А на чем? Догадайтесь:

Что за чудо? Едет дом.
Окна светлые кругом.
Носит обувь из резины
И питается бензином.

Автобус. Докажите свой ответ.

На какой остановке мы садимся в автобус? На автобусной остановке. Кто управляет автобусом? Водитель. Заводим свои автобусы и начинаем движение (показываем руками, что держимся за руль). От остановки мы что сделали? Отъехали. И дальше мы что делаем? Едем. Внимание! Впереди мост. К мосту мы что сделали? Подъехали. На мост мы что сделали? Въехали, заехали. По мосту что сделали? Проехали. С моста что сделали? Съехали. Через мост мы что сделали? Переехали. Ехали мы, ехали и наконец что сделали? Приехали.

Нам надо перейти дорогу, а вот и пешеходный переход. (Пальчиковая гимнастика "Пешеходы": "ходим" указательным и средним пальцами по "зебре" дорожного перехода на ударные слоги. Сначала выполняем одной рукой, затем другой, потом двумя одновременно.):

Нас с тобой переведет
Пешеходный переход.

Перебрались мы через дорогу и оказались на новой остановке.

Остановка 2. Игра "У лилипута и великана"

У нас с вами все предметы обычного размера, а у лилипута все предметы маленькие, а у великана все предметы огромные. Например, у нас с вами желтый автобус - у лилипута желтенький автобусик - у великана желтый автобусище (красный самосвал, голубой вертолет, серебристый самолет, белый катер, синий корабль и т.д. Выслушиваем групповые и индивидуальные ответы детей.)

Продолжаем путешествие.

Паровоз без колес,
Вот так чудо-паровоз.
Не с ума ли он сошел -
Прямо по морю пошел.

Что это? Пароход. Докажите свое мнение. Где стоят пароходы? В порту у причала. Кто ими управляет? Капитан. Садимся каждый на свой корабль и начинаем движение (руками имитируем работу винтов корабля). От причала мы что сделали? Отплыли. По морю мы что делали? Плыли. Внимание, впереди причал. К причалу что сделали? Подплыли. А море мы что сделали? Переплыли.

Остановка 3. Игра "Слова наоборот" (с мячом)

(Отъехать- подъехать, взлетать-приземляться, открывать-закрывать, останавливаться-разгоняться, широкий-узкий, длинный-короткий, быстрый-медленный, большой-маленький и т.д. Выслушиваем индивидуальные ответы детей.)

Пора возвращаться в детский сад. Наше путешествие заканчивается. А на чем мы будем это делать, догадайтесь:

В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.

Это поезд. Докажите свой ответ.

Где мы садимся в поезд? На железнодорожном вокзале. Кто управляет поездом? Машинист.

От вокзала что сделали? Отъехали. Впереди город. К городу что сделали? Подъехали. В город что сделали? Въехали. Город что сделали? Проехали. К детскому саду что сделали? Приехали.

3. Итог занятия.

Куда мы сегодня путешествовали? В страну Грамотеев. А на чем мы путешествовали? На каких видах транспорта? Наземном, водном, воздушном.

В знак того, что мы хорошо поработали на занятии, я хочу выдать вам каждому свидетельство, что вы действительно побывали в стране Грамотеев и справились со всеми заданиями. Молодцы!