Конкурс чтецов "Демосфен" как форма организации досуговой деятельности детей

Разделы: Логопедия


Ознакомление детей с художественной литературой, разными ее жанрами, но на протяжении дошкольного детства — одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами. Источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий, умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, любви к художественному слову, расширения представлений об окружающем, конечно, выступают поэтические произведения. Чтение и заучивание стихов позволяют детям улавливать созвучность, мелодичность речи, решают задачи формирования звуковой культуры речи: овладения средствами звуковой выразительности (тон, тембр, темп, сила голоса, интонация), выработки четкой дикции. Дошкольники охотно заучивают стихотворения, однако не всегда и не у всех детей есть возможность прочесть выученные стихи. Как правило, возможность выступать на праздниках и конкурсах предоставляется детям с хорошей дикцией, самостоятельным и активным. У детей застенчивых, имеющих нарушения речи, меньше возможностей для упражнения в чтении стихотворения. Дефекты речи можно исправить в работе со специалистом, а четкой, правильной дикции, выразительности можно добиться.. При декламации стихов дошкольники учатся элементам исполнительского искусства, овладевают умением выразительно, эмоционально передавать текст. К сожалению, нередко смысл стихотворений, как детьми, так и родителями понимается, как автоматическое запоминание и воспроизведение текста. Дошкольники не всегда умеют передавать его эмоционально, выразительно. Но ведь каждый ребенок индивидуален, неповторим и нуждается в признании. Поэтому одной из форм организации досуговой деятельности дошкольников служит конкурс чтецов, который дает каждому малышу возможность для самореализации. Подготовка к конкурсу позволяет педагогам решать задачи по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. Для детей с нарушениями речи — это еще один этап коррекционно-развивающей работы. Кроме того, при организации конкурса объединяются разные виды искусств — музыка, живопись, литература, воспитывающие эстетический вкус, создающие атмосферу праздника.

Стихотворения к конкурсу чтецов подбираются педагогами и родителями. Стихи должны быть интересны детям, соответствовать возрасту, быть высокохудожественными, отличаться новизной, необычностью. Стихотворный материал для детей с речевыми нарушениями должен соответствовать их возможностям.

Ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами, постигает его, учится видеть, слышать, чувствовать, понимать. И мы, взрослые, должны быть помощниками малышам в этом. Яркие, радостные впечатления откладываются в детях на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. В игре дошкольники охотнее усваивают знания и приобретают опыт. Различные конкурсы, соревнования стимулируют их интерес. Кроме того, проведение таких мероприятий помогает вступлению взрослого и ребенка в определенный творческий контакт, что очень важно для налаживания коммуникативных отношений. Организованные педагогами литературные конкурсы, досуги занимают важное место при воспитании у детей нравственности и положительных эмоций, направленных на создание у них стойкого читательского интереса. Мы очень надеемся, что после каждого проведенного мероприятия ребенок неоднократно будет обращаться к книге, читать сказки или стихотворения, учить понравившееся произведение наизусть.

“Демосфен” — так называется конкурс чтецов, ежегодно организуемый МДОУ “ЦРР – Карагайский детский сад № 4”, который имеет статус опорного в районе по познавательно-речевому развитию детей. Наряду с общеобразовательными группами в нем имеется группа для детей с нарушениями речи.

Конкурс проходит в два этапа: первый — в детских садах, а его победители участвуют в муниципальном этапе конкурса.

Тематика конкурса разнообразна: “Поклонимся великим тем годам”, 2005 г.; “Мама милая, родная и любимая”, 2006 г.; “О доблести, о мужестве, о славе”, 2007 г.; “Моя семья”, 2008 г.; “Село мое родное”, 2009 г. Номинации конкурса отражают возрастную категорию участников: “Мастер художественного слова” — для педагогов и родителей, “Приобвинские малыши” — для детей 3—5 лет; “Приобвинские дошкольники” — для детей 5—7 лет.

С накоплением опыта проведения такого вида деятельности с уверенностью можно сказать, что у дошкольников улучшилось качество чтения стихотворений, они стали более раскрепощенными, не боятся публичных выступлений, охотно приглашают взрослых и сверстников на свои конкурсы. Особенно это важно для детей с нарушениями речи. С большой благодарностью отзываются о конкурсах и родители. Они также участвуют в подготовке и проведении мероприятия, охотно приходят в детский сад, поддерживают своих детей. Можно отметить и то, что ко многим взрослым пришло понимание важности не только заучивания с малышом текста, и развития выразительности и эмоциональности чтения. А это доставляет радость не только слушателям, но и самому чтецу.