Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности ребёнка. Как показывают исследования различных авторов (Р.И. Лалаева, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), нарушенная речевая деятельность влияет на общее развитие детей: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации.
В настоящее время при общей отрицательной динамике здоровья детского населения в Российской Федерации возрастает число детей дошкольного возраста с нервно-психическими расстройствами, на фоне которых наблюдаются речевые нарушения различной сложности.
Рост числа речевых нарушений обусловлен рядом причин, в том числе наследственной предрасположенностью, пренатальной, натальной и постнатальной патологией, психическими и поведенческими расстройствами.
В связи с этим встаёт задача раннего выявления, ранней диагностики и коррекции нарушений у дошкольников, акцентирование внимания родителей на подготовку детей данной категории к школе. Ребёнку с проблемами речевого развития необходима комплексная экстренная помощь.
Результативность и качество коррекционно-развивающей работы воспитателя во многом определяется уровнем его професионального развития, постоянного повышения профессиональной компетентности и мастерства, использования современных технологий речевой коррекции.
Цели:
- уточнить и закрепить с детьми названия школьных принадлежностей;
- продолжать учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя;
- обогащать словарный запас по данной теме, образовывать притяжательные прилагательные множественного числа;
- развивать логическое мышление;
- продолжать развивать связную речь;
- учить составлять творческий рассказ;
- воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям.
ХОД ЗАНЯТИЯ
– Ребята, посмотрите как много у нас гостей,
поздороватейтесь с ними и больше не будем
отвлекаться.
– Прослушайте внимательно слова и выделите
лишнее слово, скажите, почему оно лишнее.
- Карандаш, ручка, указка, фломастеры.
- Сумка, ранец, мешок, пакет.
- Пила, отвертка, молоток, пенал.
- Диван, кресло, табуретка, парта.
– Как можно назвать это, одним словом? (Школьные
принадлежности).
– Правильно, сегодня на занятии мы продолжим
тему о школе и о школьных принадлежностях.
– Какие ещё школьные принадлежности вы знаете? (Кисточка,
краски, тетрадь, альбом, учебники, линейка,
ластик, пластилин, звонок, мел.)
– Посмотрите на картинки, которые стоят в нижнем
ряду.
– Как называют детей, которые ходят в школу? (Ученик,
ученица, школьник, школьница)
– А как называют детей, которые учатся в одном
классе? (Одноклассники, одноклассницы.)
– А кто учат детей в школе? (Учат детей в школе
учитель, учительница.)
– За чем дети сидят в школе? (Дети сидят в школе
за партами.)
– Ребята, посмотрите ещё раз на картинки в
верхнем ряду.
– Звонок из металла – звонок, какой? (Металлический)
А ещё какой? (Звонкий, звонящий, блестящий.)
– Тетрадь из бумаги, – какая? (Бумажная) А
ещё какая? (Зеленая, тонкая, в клеточку, в
линеечку.)
– А карандаш, какой? (Деревянный, острый, тупой,
толстый, тонкий, цветной, простой, разноцветный,
двухсторонний, если карандаш совсем маленький,
то это карандашик.)
– А пенал, какой? (Пластмассовый, деревянный,
вместительный.)
– Ручка из пластмассы – пластмассовая, а ещё
какая? (Красная, зеленая, синяя, толстая,
тонкая.)
– Ластик из резины – ластик, какой? (Резиновый,
жесткий, мягкий.)
– Портфель из кожи, – какой портфель? (Кожаный.)
– А теперь ребята поиграем в игру «Магазин».
Будете составлять предложения по моему образцу,
слушаем внимательно.
– У меня одна пластмассовая ручка, а в магазине
иного пластмассовых ручек.
– У меня один деревянный карандаш, а в магазине
много деревянных . карандашей.
– У меня один резиновый ластик, а в магазине
много резиновых ластиков.
– У меня один металлический звонок, а в магазине
много металлических звонков.
– У меня один пластмассовый пенал, а в магазине
много пластмассовых пеналов.
– У меня один кожаный портфель, а в магазине
много кожаных портфелей.
– Молодцы, ребята вы хорошо составляете предложения, но есть дети которые не умеют составлять предложения, вот послушайте и исправьте предложение «Нелепицы».
- Кисточка рисовала Лену. (Лена рисовала кисточкой.)
- Учебник учиться по Васе. (Вася учиться по учебнику.)
- Пенал положил Вову в портфель. (Вова положил пенал в портфель.)
- Ручка написала письмо Тане. (Таня ручкой написала письмо.)
- Азбука читает Олю. (Оля читает азбуку.)
– Молодцы, ребята умницы. А теперь все встали, проверю, как вы знаете буквы и какие внимательные, если покажу вот эту букву – нужно тихо стоять (А), если вот эту – нужно приседать (О), а если эту – хлопать в ладоши (И). Отдохнули, успокоились сели.
– Посмотрите на серию картин. Сейчас мы с вами
будем составлять рассказ о мальчике Ване.
Поработаем с последней картиной.
– Кто изображен на этой картине?
– Как вы думаете, что происходит? (Он опоздал в
школу, учитель ругает).
– Почему учительница ругает Ваню?
– Сейчас будем составлять рассказ «Почему Ваня
опоздал в школу».
– Я вам расскажу начало рассказа, а дальше вы
продолжите.
Вечером папа принес Ване новую компьютерную игру. И сказал: «Поиграешь завтра, потому что сегодня уже поздно». Сейчас должен собрать портфель и лечь спать, а когда родители уснули...
– Посмотрите ребята, что же было дальше, когда
уснули родители.
– О чем расказывает первая картина? (Ваня
потихоньку включил компьютер и решил немного
поиграть, но он так увлекся, засиделся, и не
заметил. Как наступила поздняя ночь.)
– Хорошо ребята посмотрите на вторую картинку,
что было дальше. О чем нам рассказывает вторая
картинка?
– А я бы так сказала: когда Ваня ложился спать, он
даже не вспомнил, что нужно ему собрать портфель.
– Смотрим на третью картинку.
Утром зазвенел будильник, Ваня проснулся и увидел, что вечером он не собрал портфель. Ваня долго собирал свои школьные вещи, когда пришел в школу, уже шел урок. А когда учительница ругала Ваню, он подумал…
– Ребята о чем он подумал? (Что вовремя надо
собирать портфель, слушать родителей.)
– Мы к каждой картинке придумали предложения, у
нас получился рассказ.
– А теперь ещё раз послушаем начало рассказа, а
продолжит...
– А весь рассказ расскажет ...
– Молодцы. Чему учились на занятии?
– О чём говорили?
Вы постарались за это вам 5 (раздать).
За что в школе ставят оценку 5?